ЛЮБОВЬ

Анализ стиха объявление любви державина

Анализ стихотворения «Признание» Державина

На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.

Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.

Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень» , если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.

Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.

В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел « важным чином надуваться ». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.

Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: « правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа ».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры (« сам был света обольщен »), эпитеты (« важным», «властным», «громким», «беспристрастным »), олицетворения (« важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел »).

Источник

Анализ стихотворений Державина

Гавриил Романович Державин – выдающаяся и многогранная личность, великий поэт второй половины XVIII – начала XIX веков, который стоял у истоков русской поэзии современности. Рожденный в эпоху классицизма, Державин нарушил границы строгости и консервативности этого стиля.

Любимым жанром поэта была характерная для классицизма ода. Однако в своих многочисленных одах Державин часто использовал приемы, не характерные этому «высокому» жанру. В частности, ода «Фелица» написана изысканным стихотворным слогом, но в то же время в ней встречается простонародный язык. Такая двойственность манеры письма Державина характерна для большинства его произведений.

В одах Гавриил Державин не просто восхвалял или порицал героя, но и обязательно чему-то поучал читателя. Его произведения философичны, затрагивали темы жизни и смерти, любви, Бога, судьбы простого человека и государственного деятеля.

Державин был верующим человеком, и поэтому тема Бога, «главного судьи всего земного и неземного», преобладала в творчестве. Поэт подчеркивал неделимость божественного начала и земного мира. Всевышнему творцу посвящены произведения «Бог», «Праведный судия» и многие другие.

В стихотворениях Державина, посвященных судьбе какой-либо знаменитой или обычной личности, также прослеживается новаторство. Поэт «индивидуализировал», наделил каждого героя определенными чертами и качествами характера. Словесные портреты людей, созданные Державиным, живые, более земные, чем образы литературы классицизма.

Еще одной примечательной чертой творчества Гавриила Державина является частое использование сатиры. С помощью этого приема поэт высмеивал придворных вельмож, их роскошную и праздную жизнь. На фоне щегольства дворян Державин, между тем, восхвалял Екатерину II, противопоставлял правительницу окружающему ее обществу.

Поэт-философ не мог обойти в своем творчестве и тему поэта и поэзии. Стихотворение «Памятник» является ключом к пониманию Державина предназначения поэта – «истину царям с улыбкой говорить». Поэзия, по мнению Гавриила Романовича, имеет очень могущественную силу, задача которой – проповедовать мир и счастье на земле.

Источник

Анализ стиха Гавриила Державина «Властителям и судиям»

На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткая история создания оды

Как пишет автор в комментариях, вдохновение пришло к нему в Светлое Христово воскресение в 1780 году. После всенощной он записал первые строки. Время у него отнимала служба в Сенате, и на возвышенных мыслях он не мог сосредоточиться. Начало было положено в стол. Во время службы в 1784 году правителем Олонецкого края он выкроил время и уехал в одиночестве под Нарву. На постоялом дворе он несколько дней творил, но конец оды ему не давался. Он заснул посреди ночи, так и не закончив оду. Вдруг поэт проснулся, свет заблистал в его глазах.

В приливе сил и божественного вдохновения, заливаясь слезами, он дописал последние строки. Так создал поистине гениальное произведение Гавриил Державин. Ода «Бог» ему, несомненно, была подсказана Творцом.

Биография Андрея Державина

Андрей Державин – композитор и аранжировщик, исполнитель песен и продюсер. В середине восьмидесятых – основатель музыкального коллектива «Сталкер», затем сольный исполнитель, в двухтысячных – клавишник «Машины времени». В 2020 году выпустил альбом «Песни о хорошем», куда вошли его восемнадцать лучших композиций.


На фото: Андрей Державин

Краткий разбор и одновременно анализ содержания

Ода содержит десять строф, каждая из которых состоит из десяти строк.

В первой строфе автор пытается дать определение Богу. Он не имеет ни конца, ни начала, един, непостижим, всеобъемлющ. И это все истинная правда, если отталкиваться от современного понятия о Творце. Его современники, представители церкви, выступали против того, что Бог вмещает в себя бесконечное пространство, непрерывную жизнь и бесконечное время.

По их представлениям выходило, что не только все созданное Творцом имеет начало и конец, что верно, но жизнь во Вселенной конечна, что в корне неправильно. Ода «Бог» Державина, анализ которой начат, приближается к современным понятиям вечности и бесконечности мироздания. Здесь Державин опередил богословские представления своего времени.

Композиция

Автор рассказывает о девушке, ожидающей любимого. Образ весны он передает через описание плодовых деревьев в цвету, и мы понимаем, что в повествовании идет речь о поздней весне. Автор словно предрекает победу советских войск в мае 1945 года за семь лет до того, как она произошла.

Туманы над рекой рисуют нам картину раннего утра, когда солнце еще не растопило утренний туман.

Весенним утром девушка поет, отправляя свой привет любимому вместе с солнцем. Образ ясного солнца раскрывает чистоту всей картины, нарисованной поэтом и чистоту любви двух молодых людей, находящихся в разлуке.

Ее любимый – боец, воин, охраняющий границу. Девушка надеется, что он вспомнит ее – простую девушку, надеется сквозь расстояния донести свою любовь, верность и песню. Она обещает сберечь их любовь, пока он охраняет страну, их дом.

Здесь ясно просматривается образ – женщина – хранительница очага и отношений, а мужчина – хранитель дома от внешних опасностей. Он трудится вне дома, она создает дом внутри.

Повторение первого куплета вновь отсылает читателя к весне, на крутой берег реки, напоминая, как не проста сейчас их судьба. Время ожидания опасности войны, важность сохранить жизненные ценности.

Главный герой

Лирическая героиня произведения – простая русская девушка Катюша. Она поет на берегу реки и ждет любимого. Ее песня о пограничнике и посылает Катя свою песню не кому-то, а ему – своему единственному герою и защитнику. Девушка является символом красоты, чистоты и верности.

Катюша не знатна или богата. Это простая девушка, и ее воспевает поэт. Девушка бережет память о любимом, хранит его письма и ждет возвращения. Но она не торопит его, понимая важность задачи воина. Она обещает сохранить то, что важно для обоих – их любовь.

Второстепенные герои

Основной из второстепенных героев – тот, кому предназначена песня Кати. Она называет его «сизым орлом». Мужчина, которого Катя любит, и кому отправляет с солнцем привет.

Также сама песня в этом стихотворении является героем, к которому Катя обращается как к личности. Она просит исполнить ее просьбу и передать привет возлюбленному.

Основная идея стиха

Стих повествует о верности и любви главной героини. Она не только верная возлюбленная, а также патриотка в самом лучшем смысле этого слова. Она понимает, как важно, чтобы ее любимый был уверен в том, что у него дома все в порядке, что его любят и ждут. Она понимает важность его задачи – охранять границу государства от врагов и готова помочь, чем может. В данном случае помощь заключается в том, что Катя рассказывает о своей верности и любви, о том, что ждет его, хранит письма и просит, чтобы он берег границы их общего дома от врагов.

Произведение создано в фольклорной традиции. Жанр произведения – песня, размер – хорей с перекрёстной рифмой, пять строф.

Патриотизм стихотворения простой, без официальности и надуманности.

Строфы вторая и третья: сотворение из хаоса

Они иносказательно рассказывают о сотворении земли. Также в этих стихах говорится, что полностью постичь замысел Творца невозможно, можно только догадаться, что это был не произвольный процесс, а направленный: создание из хаоса целого, подчиненного неведомым пока еще человеку законам. Человеку еще долгое время придется постигать замысел Творца, измерять глубины океанов, исследовать свет, идущий от звезд и планет.

Поэт предвидел то, чем займется впоследствии астрофизика, постигая тонкие закономерности. Он не базировался на библейском создании нашего мира в течение семи дней. Во всяком случае, поэт об этом ничего не говорит. О вечном существовании Творца говорит нам ода «Бог» Державина. Анализ и открытия, который делали в своих работах великие ученые, такие как Ньютон, Эйнштейн, Пастер, Павлов (люди верующие), только подтверждает сказанное поэтом.

Средства выразительности

Рассматривая анализ произведения, прослеживается новаторство поэта и различные художественные особенности. Гавриил Державин максимально упростил поэтический язык, добавил разговорную речь для лучшего восприятия произведения представителями из народа. Торжественность слога достигается благодаря использованию определенных приемов. Некоторые из них:

  • неоднократные обращения;
  • применение историзмов — «сонме», «исторгнуть», «очеса», «древ», «доколе» и т. д. ;
  • риторические вопросы, восклицательные предложения, которые наполнены возмущениями автора;
  • повторяющиеся вопросы.

Произведение приближено к ораторской речи, поэтому с первых строк увлекает читателя, заставляя задуматься над сказанным. В стихотворении также присутствуют привычные выразительные средства, среди них:

  • своеобразные метафоры — «покрыты мздою»;
  • усеченные прилагательные — боги «смертны» и «властны» — придают произведению торжественности;
  • сравнения характеризуют скоротечность жизни правителей («с древ падет лист»);
  • эпитеты — «увядший лист».

Слог произведения прост и величествен. Гавриил Державин, будучи сторонником монархии, не считал работу политической. Но идеи, высказанные так эмоционально, тут же приняли революционные очертания.

Автор, так возвышающий и восхваляющий императрицу в стихотворении «Фелиция», внезапно превратился в обличителя пороков человека, требующего возмездия. Подобные революционные взгляды нашли продолжение в работах великих поэтов XIX столетия. Однако и современным читателям понятна суть произведения, ведь произвол и несправедливость царят в обществе по сей день.

В своем стихотворении «Властителям и судиям» Гавриил Державин в гневной форме высказывался о несправедливости со стороны власти к простому народу. Автор искренне верил, что настанет день, когда беззаконие падет, а справедливость будет властвовать над всем.

Строфа одиннадцатая – завершающая

Она самая важная. Недаром над ней мучительно работал поэт, а она не давалась ему. Бог предстает пред ним во всем непостижимом и неизъяснимом величии. Воображение души бессильно начертать даже его тень. И это правильно. Человеку не дано представить Создателя. По Библии Он являлся к людям, принимая образ огня. А каков он на самом деле, не знает никто. Славить его, как считает Державин, должен каждый. Но как почитать Бога слабому смертному?

Только лишь одним – стараться возвыситься хоть немного над своими грехами и этим приблизиться к Нему. От этого и льются у поэта слезы благодарности за указанный ему путь. Он призывает читателя глубоко задуматься над сущностью Бога и человека. Об их единстве и различиях. Это основная мысль оды Державина «Бог». Стихотворение длинное и сложное. В каждой строчке заложен глубокий смысл. Мы рассмотрели очень личное сочинение, которое написал Державин (ода «Бог»). Краткое содержание его также изложено. Теперь пора обратиться к составлению плана сочинения.

Первые шаги к успеху. «Сталкер»

Студенческие годы артист вспоминает с любовью, особенно ярким впечатлением стал стройотряд в городе-побратиме Ухты, болгарском Ловече. Всего за месяц восемнадцать студентов методом опалубки выстроили четырехэтажный дом, в котором позже расположилась библиотека. Ребят наградили как ударников путевками на Солнечный берег. Там же, в институте, Державин познакомился с Сергеем Костровым, который, как выяснилось, писал стихи и был ди-джеем. На его стихи Андрей написал музыку, и первую песню «Звезды» они вместе записали на двухканальный магнитофон «Сони».


На фото: Сергей Костров и Андрей Державин

Песню Сергей прокрутил на дискотеке, а на следующий день по городу распространились слухи о новой рок-группе. У Державина само собой возникло в голове название «Сталкер», поскольку культовый фильм Андрея Тарковского смотрели все.


Группа «Сталкер». Начало

Не прошло и недели, как о ребятах узнала вся Республика Коми. А еще спустя неделю их вызвали в соответствующий отдел, поскольку у них не было «литовки» – идеологической цензуры, лицензии на исполнение собственных песен. Шел 1985 год. Гонения на подпольных групп были в разгаре. Завотделом идеологии при горкоме нашел выход из положения, чтобы не запрещать выступления.

Новоиспеченному «Сталкеру», в котором кроме Державина и Кострова появились Александр Чувашев и Виталий Лихтенштейн, предложили выступать в новеньком ухтинском молодежном центре, который построили болгары. Заработали тогда на ребятах прилично, но Андрея окрыляла сама возможность петь и выступать на публике.


Лихтенштейн, Костров, Державин и Чувашев

В вузе оставалось доучиться совсем немного, когда группу пригласили в Сыктывкар, в республиканскую филармонию Коми. Свой выбор молодые люди сделали незамедлительно и со ставкой 7 рублей 50 копеек за концерт отправились на первые свои гастроли. Достойной аппаратуры не было, многое покупали и сооружали самостоятельно. Несколько раз со своим репертуаром проехали через всю страну.


Андрей Державин в молодости

Поклонники помнят, как на сцене вместе со «Сталкером» появился однажды маленький мальчик, со всей серьезностью играющий на клавишах. Артиста сразу засыпали вопросами, его ли это ребенок, почему он выступает вместе с группой. Но Кристиан (так звали мальчика) оказался сыном нового администратора группы Бориса Цхадая. С тех пор как он потрясающе исполнил «О соле мио» из репертуара Робертино Лоретти, его всегда брали с собой на сцену, если он приезжал с отцом на концерт. К слову, в 2003 году Кристиан стал участником «Фабрики звезд» Максима Фадеева.


Андрей Державин и группа «Сталкер»

Вместе с группой «Сталкер» Державин записал дебютный альбом «Звезды», а затем, уже в Москве, на звукозаписывающей студии Александра Кутикова они выпустили еще два альбома – «Жизнь в придуманном мире» и «Новости из первых рук». Сталкер – Верю (1989) Последней совместной работой в составе «Сталкера» стала композиция «Не плачь, Алиса!», принесшая друзьям награду конкурса «Песня-92». Вскоре Сергей стал раскручивать собственный проект «Лолита», а Андрей решил отправиться в одиночное плавание.

Поэтический анализ

Можно несколько иначе произвести анализ стихотворения Державина «Бог». Ода – это торжественное произведение. Ее обычно посвящают какому-то событию. В данном случае ее героем стал Творец. Ода требует подчеркнутой торжественности. Поэтому в ней так много архаических, не будничных слов и определений. Поскольку Державин написал оду на религиозную тему, то в ней много церковнославянской лексики. Читатель того времени ее воспринимал легко. Бывая хоть раз в день на обедне или литургии, что одно и то же, он свободно владел этим языком, который с трудом дается современному школьнику.

Нельзя не подсказать ученику, что великий У. Блейк написал стихотворение «Бог». Посмотрите ее 5-ю строфу, также А. Фета «Не тем Господь могуч…». Они написаны доступным русским языком и перекликаются с одой Державина. Религиозная восторженность автора, его философский замысел передаются через торжественные восклицания и антитезы. «Я пред тобой – ничто, – восклицает автор и с восторгом продолжает далее: — Но ты во мне сияешь». В 9-й строфе поразительная антитеза, где автор, смешав себя с грязью, поднимается до вершин духа. Он сам потрясен суждением, которое у него невольно вырвалось, и закончил предложение восклицанием.

Мысль его афористична. В последней строфе – ключ ко всей оде: человек мал и ничтожен, но может и должен развиваться и возвышаться, уподобляясь Творцу.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector