ПИТАНИЕ

Блюда аюрведической кухни

В целом аюрведические рецепты очень просты, а приготовленные по ним блюда получаются питательными, вкусными и сбалансированными.

Аюрведические рецепты блюд

Аюрведическая кухня отличается своей философией. Согласно этому учению, при соблюдении определенных правил, пища будет выполнять оздоравливающую функцию. Рецепты создаются не только, чтобы утолять голод, но и для улучшения пищеварительных процессов, что обеспечивает организму человека телесное и духовное оздоровление.

Аюрведическая кулинария считается уникальной. Собственно, в Индии аюрведическая кулинария существует в каждом доме как тысячелетние традиции приготовления пищи, которые сохранились до сегодняшних дней. Каждое блюдо готовится с добавлением определенных специй, которые придают ему питательную ценность, наилучший вкус и максимально способствуют перевариванию. При этом четкой границы между специями и лечебными травами, улучшающими вкус и стимулирующими пищеварение, в аюрведе нет.

Наиболее важным компонентом правильного приготовления блюд считается душевное состояние готовящего пищу человека: уважение и любовь, которые он испытывает, заряжают пищу энергией праны, благодаря которой существует всё на этой Земле.

Принципы аюрведической кухни

Аюрведа распределяет продукты по вкусам, послевкусию (6 разновидностей вкусов), тепловой потенции (согревающие и охлаждающие продукты), по вкусу после переваривания (вирья), по качествам (гунам). Есть физические качества (гуны, такие как легкость, маслянистость, тяжесть, сухость и другие). Также, аюрведа разделяяет пищу по её воздействию на ум человека, так как пища может повышать те или иные качества человека (согласно трём гунам природы).

Аюрведа подразделяет пищу по гунам на три вида:

  • Саттва — гуна благости, или равновесия. Это здоровая пища, которая включает свежие фрукты, овощи, цельные зерна злаков, орехи и молочные продукты. Она улучшает здоровье, очищает организм, дает силу, приносит удовлетворение и счастье, поднимает энергию вверх и дарит заряд бодрости, а также увеличивает продолжительность жизни. Такая пища вкусная, сочная, сладкая и маслянистая.
  • Раджас — гуна страсти, или динамизм. Это слишком горькая или слишком кислая, соленая, острая, сухая и горячая пища. Сюда относятся острые специи и овощи с острым вкусом, ферментированные продукты, тонизирующие такие как чай и кофе, шоколад, вино, пиво. Питаясь этим, человек может стать беспокойным, эмоциональным, страстным, агрессивным. Она концентрирует энергию в центре человеческого тела.
  • Тамас — гуна невежества или инерции. Это слишком пережаренная, ненатуральная, несвежая, долго хранившаяся, много раз разогревавшаяся пища, любая тяжелая пища, консервы, крепкие алкогольные напитки. Она разрушает организм на тонком уровне, притупляет эмоции и чувства, усыпляет ум. Употребление такой еды способствует развитию различных болезней.

В целом аюрведические рецепты очень просты, а приготовленные по ним блюда получаются питательными, вкусными и сбалансированными.

Наиболее популярны среди них:

  • Супы. Обычно они подаются вместе с основным блюдом. Супы дал из маша, гороха, чечевицы, кукурузы, шпината и риса легко перевариваются, а содержащийся в них белок хорошо усваивается. Суп по аюрведе обычно едят после основного блюда.
  • Кичари. Это одно из главных диетических блюд аюрведической кулинарии, которое представляет собой смесь риса с лущеным машем и специями. Рис и маш обладают охлаждающим действием, имеют сладковатый вкус, дают силу и жизнестойкость.
  • Овощи. Их принято готовить на пару, или пассеровать на растительном или топленом масле, а также тушить вместе со специями с добавлением воды (рагу). Употребление сырых овощей в больших количествах не рекомендуется аюрведой, поскольку они грубы, тяжелы и трудны для переваривания. Правда, для России, где преобладает питта конституция, сырые овощи допустимы и полезны.
  • Райта. Основная составляющая этого блюда — курд (йогурт на основе болгарской палочки), куда добавляются мелко порезанные овощи и специи. Сам по себе йогурт кислый продукт, труден для переваривания и обладает согревающим действием. Приготовление йогурта со специями и овощами меняет его свойства, облегчает переваривание, но употреблять его нужно понемногу.
  • Чатни. Это острые соусы, часто они делаются из сырых овощей и фруктов или кокоса. Они добавят еде красочности и вкуса, а их главная роль — усилить огонь пищеварения, чтобы помочь пищеварительному процессу. Чатни из кинзы, мяты или кунжута, кокоса, арахиса, как и райты, употребляют в небольших количествах.
  • Рис. В аюрведе из очищенных сортов риса чаще используется рис басмати. Также употребляется цельный коричневый рис и великое множество других сортов риса, которые не распространены в России. Свойства риса меняются в зависимости от способов приготовления и соотношения риса с водой в блюде и при приготовлении.
  • Масала. Это смесь специй для заправки и приготовления блюд. Существует множество вариантов масалы, для каждого блюда отдельная смесь: для чатни, для дала (бобового супа), для самбара (овощной соус к хлебу чапати), и даже для приготовления масала чая существует своя смесь.
  • Хлеб. В аюрведической кухне это пресные пшеничные или рисово – бобовые лепешки, которые принято готовить непосредственно перед едой и использовать вместо ложки. Они называются чапати, или паратха, или доса. В отличие от традиционных дрожжевых хлебных изделий, такой хлеб никогда не хранится, а съедается в течение получаса после приготовления. Чаще всего он выпекается на сухой сковороде. Есть также разновидности лепешек, которые готовятся во фритюре.
  • Сладости. Они обычно подаются с основными блюдами, а не в конце трапезы, и являются украшением любого праздника. Их – великое множество. Наиболее известные – шарики ладду из нутовой муки, или шарики в розовом сиропе гулаб-джамун, или южное сладкое блюдо из вермишели (паясам).

Аюрведа считает, что утром и вечером еда должна быть лёгкой, поэтому на зактрак и ужин обычно не едят цельнозерновые продукты (рис), а только лепешки с овощными блюдами. Основной прием пищи днём должен быть сбалансированным и включать продукты каждого типа и все шесть вкусов. Придерживаясь этого принципа, можно регулировать пропорции блюд, ориентируясь на свои потребности, конституцию, а также климат и время года.

Источник

Питание по Аюрведе: простые правила о еде

В сё чаще люди задумываются о значении питания в своей жизни и о том, в чём же суть самой пищи. Пища, как и тело, — инструмент нашего существования в материальном мире, однако, разные люди воспринимают её значение по-разному, описывая разными определениями: для кого-то пища — средство жизни, для кого-то — удовольствие, или же необходимая потребность, награда, удовлетворённость, сытость, безопасность, для кого-то — страсть, источник наслаждения, развлечение, пагубная привычка и даже способ самовыражения. Современный человек эгоцентрично строит отношение к пище исходя из того, что она даёт ему, но для понимания её истинного значения сначала нужно вспомнить, что же есть наше тело.

Физическое тело живого существа называется «Стхула Шарира» — грубое тело, состоящее из пяти Первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли) и своей плотностью и формой позволяющее находиться и получать опыт в материальном мире. Грубое тело является одной из пяти покрывающих Атму (вечную и неделимую Душу) оболочек, которая называется «Анна-Майя-Коша» (дословно: ‘оболочка из еды’). Атма, при зачатии вселяясь в будущее тело, оживляет его, накапливает опыт и при смерти покидает его, как изношенную куклу, устремляясь к следующему перевоплощению, к трансформации. За процесс преобразования в мироустройстве отвечает Агни, божественный огонь.

Считается, что в момент смерти возникает вспышка Агни, и оставленное безжизненное тело также трансформируется, вновь распадаясь на Первоэлементы. Агни как божественное проявление принимает в жертву всё без исключения существующее в мироздании: божествам всегда стремятся подносить самое ценное, что имеется, и Атма также преподносит самое дорогое — свое тело, инструмент, благодаря которому она смогла накопить опыт своего воплощения в этом мире. Агни существует во множестве проявлений, как извне, так и внутри нас, из которых выделяются четыре основных: привычный нам огонь — пламя от горения костра, свечи и других субстанций, огонь небесный — молнии, огонь скрытый — внутренний огонь металлов, минералов (блеск золота) и огонь телесный — присутствующий в человеческом теле и обеспечивающий переваривание пищи и метаболизм. И так же как момент смерти отождествляется со священной ягьей, так и употребление пищи является нашим подношением Богу, священному огню, теплящемуся внутри нашей грубой телесной оболочки, и насколько достойным будет наше подношение ему, наш прасад, таким будет и ответный дар, ведь наше тело — не что иное, как результат преобразования пищи силой Агни.

Правильная пища

Итак, мы разобрались, что пищеварение — это ягья, и пища — наше подношение. Творец Вселенной снабжает все живые существа всем для них необходимым, и также пищей, необходимой каждому. Однако человек, выйдя за рамки гармонии с природой, утерял данное ему знание о том, чем ему положено питаться, чтобы поддерживать тело в балансе – здоровом состоянии, позволяющем активно действовать и не болеть весь отведённый для него срок. Чтобы помочь найти путь к покинутой гармонии, человеку была дана Аюрведа — «Знание о жизни», наука, повествующая о том, как правильно жить в физическом теле, чем заниматься и как питаться.

Питание по Аюрведе. Основная концепция

Аюрведическое знание базируется на «Тридоша» — концепции о трёх основных составляющих Стхула-Шариры (физического тела): Вата-доше (ветер, воздух), Питта-доше (желчь, огонь) и Капха-доше (слизь, земля). Сотворяемые пятью первоэлементами, Доши формируют человеческое тело и обеспечивают его физиологические процессы: Вата отвечает за движения, ритмы, дыхание, Питта— за пищеварение, температуру и метаболизм, а Капха— за объём, структуру и связывание тела воедино. В телах разных людей Доши имеют разные соотношения между собой, и их сочетания с преобладанием одной, двух из них или равновесие всех трёх рождают индивидуальные конституциональные особенности каждого отдельного человека. Пракрити, индивидуальная конституция, диктует человеку надлежащие правила поведения и питания, чтобы поддерживать баланс Дош, данных ему от природы.

При неправильных действиях, противоречащих своей природе, вредящих телу и окружению, несоответствующих божественному закону, одна или несколько Дош в теле человека выходят из своего равновесного состояния и вызывают патологические процессы и болезни. Чтобы не нарушать хрупкий баланс и приводить Доши в здоровое состояние, нужно следовать определённым предписаниям Аюрведы по распорядку дня и приёму пищи, подходящей для конкретного типа конституции.

Всего есть семь основных типов Пракрити (индивидуальной конституции): однодошные (Вата, Питта, Капха), двудошные (Вата-Питта, Вата-Капха и Питта-Капха) и трёхдошная, встречающаяся гораздо реже остальных (Вата-Питта-Капха).

Люди, у которых в Пракрити преобладает Вата-доша, должны следовать диете, балансирующей Вату и поддерживающей Питту и Капху; у которых преобладает Питта — диете, балансирующей Питту и поддерживающей Вату и Капху, и у которых преобладает Капха-Доша, должны следовать диете, балансирующей Капху и поддерживающей Вату и Питту. Смешанные типы (Вата-Питта, Вата-Капха и Питта-Капха) должны учитывать и балансировать обе преобладающие Доши, поддерживая ту, что в меньшинстве.

Общие рекомендации питания в Аюрведе

Аюрведические писания делятся исчерпывающими знаниями о том, как, что, когда и сколько нужно есть, чтобы поддерживать здоровье человека. Фундаментальным аюрведическим принципам рекомендовано следовать всем, вне зависимости от конституциональной принадлежности, религии, традиций и сложившихся устоев и привычек. Пища принесёт пользу только при правильном и полном её усвоении, что зависит не только от качества и состава продуктов, но и от их количества, времени приёма, погодных условий, окружения, психического и душевного состояния.

Надлежащее время приёма пищи

  • Главное правило Аюрведы относительно того, когда и в какое время нужно есть, гласит: «Принимать пищу нужно по голоду». То есть не нужно есть, даже если вы привыкли следовать определённому распорядку и подошёл час трапезы, но при этом голод отсутствует. Также не стоит есть впрок (если за завтраком перед рабочим днем голод отсутствует, то есть не рекомендуется) и позднее, чем за 2 часа до отхода ко сну (процесс пищеварения останавливается во время сна, и пища, принятая на ночь, не усвоится, образуя Аму — слизь и токсины, продукты неполного пищеварения). Если голод возник посреди ночи, его также стоит утолить небольшим количеством пищи, однако после не стоит сразу же ложиться спать. При этом полезно выработать привычку есть всегда примерно в одно и то же время, за счет чего голод будет появляться своевременно.
  • Пить воду и другие жидкости также стоит не по диктуемым разными источниками нормам и рекомендациям, а по единственному критерию — жажде. Любая жидкость, регулярно принимаемая в избытке, приводит к дисбалансам Питты и Капхи, а также ослабляет силу Агни — пищеварительного огня. Обильное питьё жидкостей после еды сильно замедляет и осложняет пищеварение, приводя к накоплению Амы, и рекомендуется не раньше, чем через одну-две мухурты (48-минутных интервала). Шастры Аюрведы констатируют: тот, кто пьёт до еды, — уменьшит свой вес, кто пьёт во время еды, — оставит свой вес неизменным, а кто пьёт после еды, — увеличит свой вес. Категорически вредно глушить водой чувство голода и заедать пищей жажду. Чувство голода говорит о потребности организма в еде, чувство жажды — в питье. Обратные действия будут приводить к дисбалансам.
  • Перед трапезой рекомендуется вымыть не только руки, но и лицо и стопы, чтобы смыть с себя отрицательную энергетику. Также благоприятно почистить зубы и язык, что не только предотвратит попадание в пережёвываемую пищу бактерий, но и усилит способность восприятия вкусовых рецепторов.
  • Очень вреден приём пищи до того, как переварилась или усвоилась предыдущая. Ввиду быстрого метаболизма люди Вата-типа в здоровом состоянии могут испытывать голод три и более раз в день, люди Питта-типа — два раза в день, люди же Капха-типа могут питаться и один раз в день.
  • Не стоит приступать к еде, если имеются позывы к опорожнению кишечника или мочевого пузыря (наличие позывов говорит об активности апана-вайю, и приём пищи в этот момент может вызвать слишком быстрое её продвижение по пищеварительному тракту без должного переваривания). При этом следует осуществить естественные нужды и только после — садиться за стол.
  • Голодания, особенно длительные, показаны только при состояниях Мандагни (ослабленного огня пищеварения) и скопления Амы в пищеварительном тракте и тканях. Пост держится до момента восстановления силы Агни; при установившемся стабильном огне пищеварения голодание следует прекратить, в противном же случае Агни сильно разгорается под воздействием Ваты (голодания выводят Вата-дошу из равновесия) и наносит вред организму, разрушая ткани. Людям с конституцией Капха можно голодать до трёх–семи дней, с конституцией Питта — один–три дня, с конституцией Вата голодание не рекомендуется (только в крайних случаях не более одного–двух дней). Голодание всухую очень сильно увеличивает Вату.
  • К принятию пищи можно приступать только в спокойном состоянии ума, при ощущении лёгкости в теле, с приятными мыслями и благодарностью Богу. Пища, принятая на ходу или на бегу, в плохом распоряжении духа, с тяжелыми мыслями, во взволнованном состоянии, в унынии или депрессии и тем более в жадности и гневе, не только не принесёт пользы, но и навредит человеку. Вначале следует уединиться, изучить состояние своего тела (движение Дош должно проходить в своих естественных направлениях; должно присутствовать чувство голода и усиление Агни, сопровождаемое ясностью и легкостью в теле и уме), успокоить чувства и мысли, сосредоточиться на сокровенном процессе подношения пищи для внутреннего Агни и с благими намерениями приступить к трапезе.

Что не надлежит делать после еды

Вскоре после принятия пищи не рекомендуется выполнять следующие действия:

  • Принимать ванну, душ, купаться, плавать, посещать баню и парную: водные процедуры заглушают работу Агни и останавливают пищеварение. Также не стоит после еды делать промасливание тела и массаж.
  • Выполнять тяжелую физическую и умственную работу, заниматься физическими упражнениями, петь и много говорить: во время пищеварения вся энергия стекается к пищеварительному тракту, и, отнимая её на работу мышц или мозга, можно ослабить действие Агни, что приведёт к неполному перевариванию пищи или неправильному её усвоению.
  • Не стоит после еды сразу вскакивать из-за стола. Передохнув некоторое время, после трапезы полезно немного пройтись либо заняться приятным делом. Согласно Бхавапракаща Самхите, «лежание после еды приведёт к полноте, сидение приведёт к лени, ходьба — к долголетию, а за бегущим после еды бежит сама смерть».

Надлежащее количество и качество пищи

Пища должна быть: достаточной, чистой, свежей, влажной или маслянистой, легкой, приятной, привычной, сбалансированной и полезной.

Пища в достаточном количестве

Недоедание (скудное питание или голод) очень ослабляет организм, приводя к заболеваниям Вата-типа; переедание же выводит все Доши из равновесия, приводя к образованию Амы (не до конца переваренной пищи и токсинов), забивающей пищеварительный тракт и каналы и нарушающей все последующие процессы пищеварения и тканевого метаболизма, что ведёт к болезням. Заболевания, приобретённые из-за недоедания, лечатся легко, а приобретённые из-за переедания — тяжело.

Оптимальным количеством твёрдой пищи считается объём, помещающийся в двух Анджали (одна Анджали — две ладони, сложенные вместе в форме чаши). Оптимальное количество питья — не более чем для утоления жажды.

Не стоит есть досыта, до полного заполнения и чувства тяжести. Желудок стоит наполнять на две четверти твёрдой пищей, на одну четверть — жидкостью (для смачивания и разбавления веществ), и оставшуюся четверть оставить пустой, для свободной циркуляции Вайу — воздуха, раздувающего и поддерживающего Агни — огонь пищеварения.

Чистая пища

Пищу следует готовить в чистом месте, в хорошем расположении духа и с чистыми мыслями, она должна состоять из лучших продуктов, несущих в себе благостную энергию. Лучшие продукты, из которых, согласно Аюрведическим писаниям, стоит строить свой ежедневный рацион: злаки (высшие зерновые — пшеница, рис, ячмень), бобовые, молоко, топлёное масло, мёд, спелые фрукты и овощи, растущие над землёй, — эти продукты дают много положительной энергии и поддерживают здоровье.

Злаки считаются основой рациона в питании человека. Основные трактаты Аюрведы гласят, что стоит отвергнуть пищу, которая в своём составе не содержит высших зерновых. Высшими зерновыми считаются рис, пшеница и ячмень, низшие же — просо, гречка и им подобные — не считаются подходящей основой для рациона. Лучше всего есть злаки в виде каш из цельного или дроблёного зерна, хуже всего — в виде мучных изделий, которые допускается употреблять лишь изредка, например, по праздникам. Мучные изделия из белой рафинированной муки являются несбалансированными и забивают телесные каналы, препятствуя свободному движению Ваты, тем самым вызывая её дисбалансы.

Бобовые стоят на втором месте по важности после злаков: они являются ценным источником белков. Наилучшим из бобовых считается маш (грин-грэм, мунг-дал), так как он при переваривании образует меньше газов, чем другие бобовые, тем самым минимально воздействуя на Вата-дошу. Наихудшим из бобовых считается урад-дал (чёрный маш). Для предупреждения газообразования при переваривании бобовых их нужно готовить, обязательно добавляя кумин (зиру) и асафетиду (смолу ферулы вонючей), и употреблять с маслом.

Молоко следует пить парным, сразу после дойки: в этом случае, при правильном употреблении, оно принесёт неизмеримую пользу организму. Остывшее после дойки молоко становится тяжёлым и слизеобразующим, и для употребления его следует сделать «подобным парному» — три раза подогреть и семь раз перелить из сосуда в другой, облегчая его свойства, и пить с подходящими специями — корицей, куркумой, кардамоном, шафраном, мускатом и другими. Остывшее после приготовления молоко вновь греть нельзя. Молоко, выпитое холодным, очень сильно увеличивает Капху, приводя к скоплению слизи. Молоко категорически нельзя сочетать с солью (это также относится к подсоленным молочным кашам и соусам) и с кислым вкусом, с рыбой, мясом, грибами, со свежими фруктами, особенно с бананами, с любыми тыквенными (дыни, тыквы, кабачки, огурцы, арбузы), а также со свежей зеленью и зелеными листовыми овощами, с любыми проростками, с машем (грин-грэм, мунг-дал), с изделиями из теста (хлеб, выпечка и прочее), со жмыхом кунжута или льняного семени (и с маслами из них), с коричневым сахаром (он имеет кислый вкус), с алкоголем и с любыми кисломолочными продуктами. Молоко, выпитое непосредственно перед сном, согласно Аюрведическим текстам, укорачивает жизнь. Молоко, которое начало подкисать, но ещё не стало простоквашей, выводит все три Доши из равновесия. Лекарства, имеющие кислый вкус (например, Трипхала), также не должны запиваться молоком. Длительное употребление молока с несовместимыми продуктами приведёт к накопительному эффекту, выливающемуся в такие болезни, как анемия, поражения кожи (псориаз и другие), лихорадка и мальабсорбция.

Также для ежедневного употребления может быть полезна такра (пахта) – обезжиренное прокисшее молоко, улучшающее работу всего пищеварительного тракта.

Кисломолочные продукты (дадхи) — йогурт, кефир, творог, сыр и другие — не следует употреблять регулярно, а тем более ежедневно, а также на ночь и в летний горячий сезон, так как они обладают разогревающим действием. Кисломолочные продукты, подвергшиеся термообработке (включая также выпечку на них, творог, полученный нагреванием и другое), не рекомендуется употреблять вообще.

Топлёное масло (гхи) считается лучшим из масляных субстанций, оно улучшает пищеварение и метаболизм, интеллект, память и разум, увеличивает продолжительность жизни, продлевает молодость, сдерживая старение. Вопреки расхожим заблуждениям, гхи не является горячим — оно обладает охлаждающими свойствами. На топлёном масле безопасно готовить — тушить и даже жарить, однако, жареная пища не считается в Аюрведе здоровой. Гхи не должно употребляться в равных пропорциях с мёдом, а также не стоит долго хранить его в медных сосудах.

Свежие фрукты должны употребляться до еды, либо в отдельный приём. Дыня является исключением: её можно есть только отдельно от любой другой пищи, включая фрукты (однако для её усвоения можно приправлять её чёрным перцем). Свежие плоды, как правило, полезнее сушёных, за исключением винограда: изюм считается более ценным.

Овощи не должны полностью составлять рацион, а считаются добавкой к крупам. Их следует употреблять в основном приготовленными, так как в сыром виде они тяжело усваиваются.

Избыток сырых овощей сильно увеличивает Вата-дошу.

Мёд положительно влияет на всасывание и усвоение питательных веществ; его полезно есть как после еды, так и натощак со стаканом слегка теплой воды (в этом случае он будет способствовать похудению). Полезный для зимнего и весеннего сезона, мёд категорически нельзя употреблять летом в жару и осенью в «бабье лето», при лихорадке и температуре, в бане, парной, сауне и при дисбалансах Питты: при нагревании в мёде образуются альдегиды, являющиеся канцерогенами. Аюрведические тексты прямо утверждают, что гретый мед убивает человека.

Меньше энергии содержат овощи, растущие под землей, и грибы. Грибы являются очень тяжёлой для переваривания пищей и выводят все Доши из равновесия. Грибы, выросшие на коровьем навозе, считаются приемлемыми для еды (изредка), все остальные же считаются нечистыми и не рекомендуются для употребления человеком.

Нечистой, не рекомендованной для построения рациона является пища, содержащая траву, волосы, песок, пыль; приготовленная из продуктов, угнетающих тело и разум (яйца, рыба, мясо), а также старая (если после приготовления прошло более двух часов), залежавшаяся (засохшая, заплесневелая), прокисшая, ферментированная, забродившая, консервированная, содержащая вкусовые усилители.

Рыба в Аюрведе считается самым нечистым продуктом, так как живёт в реках и океанах, куда стекаются воды, несущие всю грязь земли. Употребление рыбы и морепродуктов в пищу является одной из главных причин аллергии и кожных заболеваний.

Мясо также не рекомендуется употреблять, и оно не является необходимым в рационе. Хотя Аюрведа как точная внерелигиозная медицинская наука описывает его питательные качества и допускает его употребление без вреда для физического здоровья, при этом она предупреждает, что такие продукты насилия, как плоть убиенных, несут в себе энергетику и все эмоции, испытываемые животными в момент их смерти, питая и наполняя тело употребляющего их человека страхом, ужасом, безысходностью, болью и энергией смерти, что не только не способствует, но и останавливает духовное развитие. Поедание мяса является нарушением Ахимсы, фундаментального принципа ненасилия, и может быть оправдано, согласно Ману Самхите, только в случае, если стоит вопрос выживания и кроме него абсолютно нечего есть.

Яйца также не являются необходимыми в рационе: хотя они являются питательными и укрепляют репродуктивную систему организма, их белки очень тяжелы для усвоения, а желтки сильно нагружают печень. Аюрведические шастры относят яйца к мясной пище: без греха можно употреблять только неоплодотворенные — не несущие в себе зародыша жизни.

Сыр также считается тамасичным продуктом, так как в нём происходит процесс гниения, и не рекомендован для частого употребления (в идеале — и вовсе исключить его из рациона). Сыр и творог являются очень тяжёлыми продуктами и сложно усваиваются, вызывая обструкцию каналов и избыток Капхи. Также любые кисломолочные продукты, включая простоквашу, кефир, творог и сыр, при нагревании образуют очень трудно усваиваемые формы белка и становятся очень горячими по своим качествам, принося избытки Питты и Капхи, что может обострять кровотечения и вызывать тяжелые кожные заболевания.

— Свежая пища

Пища должна быть приготовлена не ранее, чем за два часа до её употребления; тёплая, но не разогретая повторно и не слишком горячая.

— Влажная или маслянистая пища

Пища должна быть сочная и содержащая растительные или сливочные масла. Сухая еда без масел способствует застоям, ощущению тяжести и закупорке каналов. Однако слишком жидкая пища также не приветствуется, так как она ослабляет Агни.

— Лёгкая пища

Тяжесть или лёгкость пищи — это способность организма усвоить её. Порция пищи не должна состоять только из тяжёлых для пищеварения продуктов (таких, как творог, сыр, грибы, семена и орехи, сырая пища и проростки). Тяжёлую пищу можно есть только до половины чувства насыщения, лёгкую — чуть больше.

— Приятная пища

Вкус, запах, цвет и консистенция пищи должны быть приятными и не вызывающими отторжения. Если вкус пищи кажется неприятным, или после основной порции не чувствуется полное удовлетворение, то она как минимум не принесёт пользы телу, более того — навредит.

— Привычная пища

Привычная пища, на которой человек вскормлен и вырос, считается наилучшей для него, даже если её состав и комбинации не являются полезными для здоровья. Редкая, слишком разнообразная, диковинная, не соответствующая сезону и местности пища может вызывать расстройства пищеварения.

— Сбалансированная пища

Пища за один приём должна содержать все шесть вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий, с преобладанием сладкого. Вкусы, состоящие из разных сочетаний первоэлементов, напрямую влияют на Доши и ткани тела, оказывая воздействие на их образование и выведение, а также на метаболизм, работу органов и ума.

Фрукты и сырая пища должны употребляться в начале трапезы. Начинать приём пищи следует с тяжёлых, жирных, охлаждающих продуктов сладкого вкуса, в середине приёма желательны соленые и кислые вкусы, а в завершении — лёгкие и согревающие продукты острого, горького и вяжущего вкуса. Данную последовательность легко понять на примере приготовления пищи: сначала в котёл кладут самое тяжёлое, грубое и требующее долгой варки, а дальнейшие ингредиенты добавляют в порядке увеличения лёгкости и быстроты приготовления.

— Полезная пища

Пища должна подходить человеку, соответствуя его индивидуальной конституции (Пракрити), учитывая возможные имеющиеся отклонения и дисбалансы (Викрити), заболевания, физическое и умственное состояние, силу пищеварительного огня, время суток (например, кунжут и его масло нельзя употреблять после пяти часов вечера, кисломолочные продукты — на ночь и так далее), погоду (мёд и разогревающие продукты нельзя употреблять в жару, охлаждающие (мороженое, кокос) — в мороз, увлажняющие (молоко) — в дождливый период и так далее), сезон и пору года (летом должна преобладать сладкая, влажная пища, зимой — острая, кислая и горячая, ранней весной — острая и сухая и так далее — в противоположность качествам сезона), возраст (например, в пожилом возрасте у людей преобладает Вата-доша, в среднем — Питта-доша, в юности — Капха-доша, и питание должно их балансировать).

Выбор продуктов

Продукты для приготовления следует выбирать по вышеописанным критериям, учитывая своё состояние и индивидуальные потребности. Разным людям подходят разные продукты, и в мире нет ни одной субстанции, полезной абсолютно всем либо вредной абсолютно всем. Однако Аюрведические шастры приводят список продуктов, имеющих наиболее сбалансированный состав, минимально воздействующий на Доши и улучшающий здоровье. Рекомендовано для ежедневного употребления следующее:

Нешлифованный рис (красный рис), пшеница, ячмень, сладкий красный виноград, зеленый маш (мунг-дал, грин-грэм), гхи (топлёное коровье масло), коровье молоко, мёд, сахар, гранат, сушёный имбирь, розовая соль (саиндхавалавана), плоды харитаки (терминалия хебула) и амалаки (эмблика лекарственная)и другие полезные для здоровья человека продукты.

Также приводится список продуктов, наименее полезных и вызывающих дисбалансы Дош как у больных, так и у здоровых людей. Не рекомендованные продукты:

Простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной (например, сода или ячменная зола) или кислой (например, недоспелые плоды, квашения) реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, козлятина, рыба, урад-дал (черный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи и другие неполезные для здоровья человека продукты.

Приготовленные без масла либо высушенные листовые овощи и зелень, а также проростки зерновых являются очень тяжёлым питанием, приводящим к упадку сил, портящим зрение и выводящим все Доши из равновесия, и также не рекомендуются для употребления в пищу.

Среди разных видов продуктов также выделяются лучшие и худшие из их групп, исходя из их сбалансированности и влияния на Доши в здоровом теле.

Лучшие из видов продуктов:

  • Лучшее зерно — красный рис.
  • Лучший из бобовых — зеленый маш (мунг дал, грингрэм ).
  • Лучшая вода — дождевая вода, собранная до момента соприкосновения с землёй.
  • Лучшая соль — саиндхава — розовая гималайская (пакистанская) соль.
  • Лучшая зелень — трава дживанти (Leptadeniareticulate).
  • Лучшее из видов гхи (топлёного масла) — коровье.
  • Лучший вид молока — коровье молоко.
  • Лучшее растительное масло — кунжутное.
  • Лучшее из корневищ — имбирь.
  • Лучший из фруктов — виноград.
  • Лучший из продуктов сахарного тростника — белый очищенный сахар.

Худшие из продуктов:

  • Худший из зерновых — дикий ячмень.
  • Худший из бобовых — черный маш (урад дал).
  • Худшая вода — речная, собранная в сезон дождей.
  • Худшая соль — соль, добываемая из солончака.
  • Худшая зелень — листья горчицы.
  • Худшее мясо — говядина.
  • Худшее из видов гхи — из овечьего молока.
  • Худшее молоко — овечье.
  • Худшее растительное масло — сафлоровое.
  • Худший фрукт — никуча (Atrocarpusnikucha).
  • Худшее из корневищ — Алука — «слоновий хлеб» (Amorphophalluscampanulatus).
  • Худший из продуктов сахарного тростника — патока.

Вредные сочетания

Пищевые субстанции, соединяясь друг с другом, приобретают новые качества. Употребление несочетаемой пищи, а также смешение полезного и неполезного является одной из главных ошибок питания, приводящих к дисбалансам и патологиям, вплоть до тяжёлых болезней.

Вируддха — нежелательные сочетания, которых следует избегать, — определяются по разным факторам. Продукты бывают несовместимыми по качествам (вкус, энергетика, гуна, вкус после переваривания и другие; например, молоко, обладающее холодной энергетикой, с солью, обладающей горячей энергетикой), по действию (например, когда одно слабит, а другое крепит), по способу приготовления (сушёные овощи, замороженные продукты, смешение сырой и кипячёной воды и так далее), в определённой комбинации (молоко с зеленью, дыня с другой пищей), в одинаковых пропорциях (например, гхи и мёд в равных количествах), несовместимыми по времени (кунжут после захода солнца, кисломолочные продукты на ночь) и несовместимыми с индивидуальной комплекцией тела.

Наиболее частые комбинации, являющиеся Вируддха — несовместимыми:

Молоко с любыми продуктами кислого вкуса, молоко со свежими фруктами, молоко с редисом и им подобными овощами (дайкон, редька и так далее), молоко и рыба или свинина, молоко с бананами, кисломолочные продукты с бананами и свежими фруктами или ягодами, кисломолочные продукты с курицей.

Несовместимой комбинацией являются мёд, гхи, масло и вода, взятые между собой или все вместе в равных пропорциях. Потребление сухой и холодной пищи зимой и даже дегустация непривычной пищи рассматривается как Вируддха.

Регулярное употребление несовместимых продуктов приводит к образованию в процессе пищеварения вредных веществ и токсинов, угнетающих органы и отравляющих тело. Однако, несмотря на то, что для организма сочетания Вируддха являются ядом, они вполне продолжительное время могут не приносить вреда тем, кто молод, регулярно выполняет физические упражнения, кто имеет не сухое, сильное, выносливое тело и сильный Агни — огонь пищеварения. Также существенного вреда не принесёт несовместимая пища тем, кто к ней приспособился (например, вскормлен на ней с детства), и тем, кто употребляет её в незначительных количествах (изредка, в частных случаях).

Аюрведа и питание по Дошам. Правила и исключения

Как тело человека имеет свою природу, так имеют свою природу и все пищевые продукты. Согласно главному принципу Аюрведы «подобное усиливает подобное», если потреблять продукты, схожие по свойствам с индивидуальной природой человека, то в его теле будут усиливаться эти качества, а потребляемые продукты с противоположными свойствами будут их ослаблять. На данном принципе и базируется построение оптимального рациона питания в Аюрведе, учитывающего все особенности каждого определённого человека, его Доша-Пракрити.

Если человек умеренно питается пищей, по свойствам подобной его Пракрити, — его природа усиливается; если в избытке — доминирующие Доши выходят из равновесия, приводя к дисбалансам в теле; если же он умеренно питается пищей с противоположными свойствами — его доши уравниваются между собой (состояние Самадоша — равновесный баланс Дош), если в избытке — его изначальная природа сильно ослабляется, и также появляются дисбалансы и болезненные состояния. Как известно, Доша — это то, что имеет тенденцию выходить из себя, и, поскольку наиболее склонны к увеличению именно доминирующие Доши в теле человека, важно уделять наибольшее внимание их балансировке.

Наиболее действенным методом управления Дошами при помощи питания является воздействие вкусами. Аюрведа описывает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий. Вкусы, как и Доши, также состоят из Первоэлементов в определённых комбинациях и, в зависимости от доминирующих в них пар элементов, обладают своими особыми качествами и прямым воздействием на физиологию тела и ум.

  • Сладкий вкус состоит преимущественно из элементов Земли и Воды.
  • Кислый вкус — из элементов Земли и Огня.
  • Солёный вкус — из элементов Воды и Огня.
  • Острый вкус — из элементов Огня и Воздуха.
  • Горький вкус — из элементов Воздуха и Эфира.
  • Вяжущий вкус — из элементов Воздуха и Земли.

Описание вкусов

Сладкий вкус (Мадхура Раса, Сваду Раса)

Сладкий вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Воды и обладает качествами: тяжесть, холод, влажность (маслянистость). Сладкий вкус является самым питательным из всех шести и обладает анаболическим действием: питает тело и ткани. На эмоциональном плане сладкий вкус привносит качества доброты, любви и щедрости в Саттве, либо алчности и жадности в Раджасе и Тамасе.

Кислый вкус (Амла Раса)

Кислый вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Огня и обладает качествами: легкость, горячесть, влажность (маслянистость). Кислый вкус согревает тело, увлажняет и также имеет анаболическое воздействие, однако, меньше выраженное, чем у сладкого вкуса, за счёт своего разрушительного воздействия на репродуктивные ткани. Способствует тканевому метаболизму, усиливает Агни и процесс пережигания Амы — загрязняющих продуктов неполного пищеварения. Кислый вкус несёт эмоции зависти, но также и чувства благодарности, если зависть в ясном уме трансформируется в стимул к развитию — умению завидовать не плодам, а их причине, принёсшей те плоды.

Солёный вкус (Лавана Раса)

Солёный вкус состоит из первоэлементов с доминантой Воды и Огня и обладает качествами: тяжесть, горячесть, влажность. Соль обладает очищающим свойством — выводит отходы из тела и очищает тонкие каналы, улучшает пищеварение и также обладает анаболическим свойством, чуть менее выраженным, чем у сладкого и кислого вкусов. Присутствие солёного вкуса раскрывает все другие вкусы. Эмоции солёного вкуса — желание удовлетворять свои чувства: гедонизм, похоть, вожделение, а при осознании божественного промысла — энтузиазм, вдохновение, жизнерадостность.

Горький вкус (Тикта Раса)

Горький вкус состоит из первоэлементов с доминантой Эфира и Воздуха и обладает качествами: лёгкость, сухость и холодность. Он обладает катаболическим действием и редуцирует ткани, улучшает Самана-Вайу — разновидность телесного воздуха, ответственного за пищеварение. Горький вкус — вкус иллюзий, вызывающих горе, однако, состояние неудовлетворенности, противоположной перенасыщению, может также порождать благие устремления. Кроме того, в Саттве горечь приносит логику и холодное, беспристрастное знание.

Острый вкус (Кату Раса, Ушна Раса)

Острый вкус состоит из первоэлементов с доминантой Огня и Воздуха и обладает качествами: горячесть, лёгкость и сухость. Так же как и горькому вкусу, ему присуще катаболическое действие на ткани. Острый вкус стимулирует метаболизм, очень сильно разжигает Агни, способствует усвоению питательных веществ, перевариванию Амы и очищению каналов — устранению закупорок в них. Острота направляет психику вовне, порождает экстравертность, возбуждённость, импульсивность. Основной эмоцией острого вкуса, помимо резкости, едкости, вспыльчивости, нетерпения и раздражительности, является гнев. При ясном же видении своих целей и своего пути гнев человека трансформируется в целеустремленность.

Вяжущий вкус (Кашайа Раса)

Вяжущий вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Воздуха и обладает качествами: холодность, сухость и тяжесть. Вяжущий вкус оказывает стягивающее, сжимающее действие и, подобно горькому и острому, имеет катаболический эффект. Он ослабляет пищеварение, вызывая состояние Мандагни, запоры, задержки мочи, а также способен перекрывать телесные каналы. Вяжущий вкус направляет психику вовнутрь, что обуславливает замкнутость, неуверенность, тревогу, скованность и порождает страх. На уровне Саттвы страх переходит в смирение, принятие обстоятельств и судьбы.

Какие вкусы успокаивают или усиливают Доши

Любое вещество имеет свой вкус: в мире нет ни одной безвкусной субстанции. Наличие же у вещества определённого вкуса говорит об обладании соответствующим качеством: то есть, любое вещество имеет свои свойства и воздействия. Аюрведа утверждает, что нет в мире ни одной субстанции, что не могла бы использоваться как лекарство, — главное, знать её назначение и дозировку. И как эмоции оказывают решающее влияние на ум, так вкусы воздействуют на состояние тела и Дош.

Капха-дошу усиливают вкусы: сладкий, кислый и солёный; ослабляют — горький, острый и вяжущий.

Сладкий вкус усиливает Капху более всего, так как в нём преобладают сходные элементы, Земля и Вода, и аналогичные Капхе качества тяжести, влажности и холода. Лучше всех снижает Капху острый вкус, обладающий противоположными ей свойствами — лёгкостью, сухостью и жаром.

Питта-дошу усиливают вкусы: кислый, солёный и острый; ослабляют — сладкий, горький и вяжущий.

Кислый вкус сильнее других увеличивает Питту, имея с ней аналогичные свойства — лёгкость, жар и влажность; наилучшим же для её успокоения является вяжущий вкус с противоположными качествами.

Вата-дошу усиливают вкусы: горький, острый и вяжущий; ослабляют — сладкий, кислый и солёный.

Горький вкус более всех увеличивает Вату, так как обладает одинаковыми с ней качествами — лёгкостью, холодом и сухостью. Лучшее снижение для Ваты обеспечивает солёный вкус в разумных количествах: принятая в избытке, соль, наоборот, способна увеличить Вату.

Большинство из пищевых продуктов и блюд редко содержат в себе только один вид вкуса, слагаясь из разных комбинаций. Некоторые продукты могут заключать себе почти все вкусы, как, например, амалаки, в котором из всех вкусов не присутствует только один — солёный. Однако по преобладанию тех или иных вкусов, можно объединить продукты по группам.

Продукты сладкого вкуса

К сладким продуктам относятся зерно, многие бобовые, сладкие фрукты, гхи, сливочное и большинство растительных масел, большинство овощей, семена, орехи, сахар и мёд, сладкие травы наподобие солодки, алтея.

Продукты кислого вкуса

К кислым продуктам относятся кисломолочные продукты, квашения, уксус, кислые или неспелые фрукты и ягоды, ферментированные и сброженные продукты, травы наподобие щавеля.

Продукты солёного вкуса

К солёным продуктам относятся все разновидности соли, а также солёные растения наподобие морской капусты.

Продукты горького вкуса

К горьким продуктам относятся некоторые овощи, например, горькая дыня (карела); специи — пажитник (шамбала), куркума; травы — полынь, брахми (бакопа монньери), ним; кофе, цикорий и другие горечи.

Продукты острого вкуса

К острым продуктам относятся овощи наподобие редиса, редьки, репы, разновидности острых перцев, многие специи — чёрный и длинный перец, имбирь, гвоздика, кардамон, куркума, асафетида, зира (кумин), мускатный орех, аир болотный, шафран, а также лук, чеснок и травы наподобие рукколы, черемши и другие.

Продукты вяжущего вкуса

К вяжущим продуктам относятся такие ягоды и фрукты, как рябина, черёмуха, клюква, харитаки, гранат, неспелая хурма и бананы; бамия, фасоль; чёрный и зелёный чай, кора дуба, лавровый лист и другие растения.

Продукты, лучше всего ослабляющие и приводящие Доши в их равновесное состояние

  • Лучше всего балансирует Капха-дошу мёд.
  • Лучше всего балансирует Питта-дошу гхи (топлёное коровье масло).
  • Лучше всего балансирует Вата-дошу кунжутное масло.

Среди продуктов, имеющих определённые ярковыраженные вкусы, также есть исключения по их воздействию на Доши.

  • Пища сладкого вкуса, как правило, увеличивает Капху, за исключением старого риса, ячменя, зеленого маша, пшеницы, мёда, сахара и мяса пустынных животных.
  • Пища кислого вкуса, как правило, увеличивает Питту, за исключением плодов амалаки (эмблика лекарственная, «индийский крыжовник») и гранатов;
  • Субстанции солёного вкуса, как правило, вредят глазам и зрению, за исключением розовой соли (саиндхава лавана, пакистанская гималайская соль);
  • Пища острого, горького и вяжущего вкусов, как правило, увеличивает Вату и не является афродизиаком, за исключением гудучи (тиноспоры сердцелистной), патолы (трихозантеса двудомного), сухого имбиря, чёрного перца, чеснока и харитаки (терминалии хебулы).

«Мы есть то, что мы едим» — очевидно, не совсем точное определение. Человек должен осознавать и помнить, что его суть не в физической оболочке. «Я не есть это тело». Но наше тело, Анна-Майа-Коша, действительно, является тем, что мы едим, и его физиология, как в зеркале, отражается на нашем уме, наших эмоциях, а, следовательно, и на наших действиях, мировоззрении, устремлениях и всей жизни. Потому важно научиться следовать и не вредить его природе и беречь его, как мастер оберегает свой инструмент, ибо качественная и здоровая жизнь тела является инструментом — основой для прохождения предначертанных уроков, накопления опыта и сдачи главного экзамена в этом воплощении, когда мы преподнесём наше тело на алтарь Создателя и устремимся на следующие ступени эволюции своей души.

Источник

Основы аюрведической кулинарии

Приготовить аюрведическое блюдо непросто. Не только потому, что оно должно быть вегетарианским, но также из-за необходимости придерживаться других аюрведических правил. Тем не менее, блюда индийской кухни так вкусны, что стоит принять этот вызов!

Аюрведа рассматривает процесс приготовления пищи в неразрывной связи с процессом пищеварения и ее питательностью. Поэтому Аюрведа всегда рекомендует соблюдать в приеме пищи определенную последовательность и уделяет основное внимание усвояемости еды и способности тела извлекать из нее максимум питательных веществ.

Согласно Аюрведе, вкус пищи несет телу важную информацию, поскольку каждый вкус оказывает на организм определенное влияние. Вот шесть основных аюрведи-ческих вкусов: сладкий (мадхура), кислый (амла), соленый (лавана), горький (тикта), вяжущий (кашая) и острый (кату).

В сбалансированной диете присутствует полезная комбинация этих шести вкусов. Поэтому во время приготовления аюрведического завтрака (обеда, ужина) следует позаботиться о том, чтобы все эти вкусы в нем присутствовали.

Аюрведическая диета зависит также от влияния окружающей среды. Чтобы предотвратить сезонные болезни, Аюрведа рекомендует для каждого времени года особую диету, которая поможет телу адаптироваться к сезонным переменам.

Например, летом, во время сезона питты, когда повышается чувствительность кожи и возможны солнечные ожоги, рекомендуются прохладные, легкие фрукты и салаты, помогающие привести питта-дошу в состояние равновесия.

Аюрведа выступает на стороне свежеприготовленной пищи, потому что она дает максимальное количество энергии, и не рекомендует вводить в привычку употребление остатков прошлых трапез, а также консервированных продуктов.

Несвежая, подвергшаяся стерилизации, заморозке и другим подобным воздействиям, долго хранившаяся пища не только лишена жизнетворящей энергии, но и переваривается с трудом. Для хорошего здоровья весьма рекомендуется ежедневно употреблять свежие овощи или фруктовые соки.

Конечно, занятому человеку на первый взгляд может показаться, что готовить каждый день непрактично, гораздо удобней разогревать блюда, приготовленные заранее.

Не стоит забывать о том, что в долгосрочной перспективе свежая еда скажется на здоровье самым благоприятным образом.

Согласно правилам аюрведической кулинарии, вместо того, чтобы есть сырые овощи, их следует подвергать термической обработке, потому что в таком виде они легче перевариваются. Хорошее пищеварение позволяет организму лучше усвоить витамины и минералы.

Эти рекомендации применимы для всех индивидуумов, вне зависимости от их телесной конституции. Тем не менее, может случиться и так, что какие-то блюда окажутся для вас полезными, какие-то — вредными.

Традиционные ведические рецепты, дошедшие до нас через индийских домохозяек, являются лучшей демонстрацией того факта, что Аюрведа проникла в современную кулинарию и помогла сбалансировать вкус и полезность ее блюд.

Не отказывайтесь от завтрака

Аюрведа не рекомендует пропускать приемы пищи, так как это ведет к нарушению равновесия дош. В частности, если пренебрегать завтраком, возбуждается садхака-питта, дочерняя питта-доша.

Садхака-питта отвечает за темперамент и, будучи уравновешенной, несет радость и чувство удовлетворенности. Несбалансированная садхака-питта ведет к раздражительности и неуравновешенным эмоциям.

Большинству людей по утрам слишком многое надо успеть, поэтому они пропускают завтрак; некоторые просто не чувствуют голода. Если вы не привыкли завтракать, начните есть по утрам понемногу — так вы сможете постепенно вернуться к полезным утренним завтракам.

Хороший способ избавиться от привычки пропускать завтрак – начинать утро свежевыжатыми фруктовыми или овощными соками. Подпитка тела свежей, натуральной и сытной жидкостью даст хороший старт насыщенному дню.

Пейте смеси из свежевыжатых соков моркови, кардамона и цуккини, либо свежего винограда, яблок или груш. Выбирайте спелые сочные фрукты. Апельсиновый сок принимать на пустой желудок не рекомендуется из-за его повышенной кислотности.

Какой бы фрукт или овощ вы ни выбрали, всегда отдавайте предпочтение свежевыжатым сокам, потому что они дают прану, или жизненную энергию. В идеале сок должен быть комнатной температуры или слегка охлажденным, но никогда – ледяным.

Аюрведа говорит, что фрукт, съеденный утром, подобен золоту. В это время дня из фруктов можно извлечь максимальную питательную ценность. Съеденные утром печеные яблоки помогают выработке оджаса – конечного и наиполезнейшего продукта усвоения пищи.

Оджас помогает повысить жизненную энергию, иммунитет организма и улучшает общее самочувствие. Сладкие сочные фрукты являются великолепными очистителями, помогая вывести из тела шлаки.

Аюрведа рекомендует по утрам съедать сначала фрукты, а через 30 минут – основной завтрак, состоящий, например, из каши.

Также хорошим завтраком могут быть такие сухофрукты, как инжир и изюм, замоченные с вечера или подвергнутые кипячению на медленном огне в течение 30 минут. Можно попробовать следующие полезные сочетания продуктов – финики без косточек, с небольшим количеством гхи, пресные лепешки чапати с медом и теплым молоком, овсянка с изюмом и нарезанным на тонкие пластинки миндалем. Еще один великолепный рецепт для начала плодотворного дня – теплое молоко, смешанное с миндалем, измельченным в порошок.

Рецепт «Печеные яблоки и груши»

  • 1 яблоко
  • 1 груша
  • 1 ст.л. изюма
  • 1 гвоздика
  • 1/4 чашки воды

Фрукты очистите от кожицы и, нарезав тонкими пластинками, поместите в неглубокую кастрюльку с 1/4 чашки воды. Добавьте изюм и гвоздику. Доведите до кипения и оставьте кипеть на медленном огне в течение 20 минут – до тех пор, пока фрукты не станут мягкими. Съешьте блюдо, пока оно теплое.

Питание в утренние часы

Пищу следует принимать в соответствии с временем дня. То, как мы начинаем день, имеет особенно большое значение. Утро является благостным временем дня, поэтому утром следует есть только те продукты, которые имеют благостную природу.

Оптимальным вариантом являются различные каши. В особенности полезны каши из геркулеса и пшена, хотя их следует есть только в небольших количествах.

Полезны также семена и орехи, которые перед употреблением нужно слегка поджарить, за исключением кедровых орехов и миндаля, которые в этом не нуждаются. Миндаль следует замочить на ночь в холодной воде и, перед тем как съесть, растереть орехи в мягкую пасту, добавив, если необходимо, несколько капель воды и растирая по часовой стрелке.

Кедровые орехи — самые полезные из всех орехов. Они являются не только превосходным источником питательных веществ, а, по мнению индийских лекарей, еще и средством от многих болезней.

Цитрусовые фрукты, имеющие природу раджаса (страсти), ни в коем случае нельзя есть утром. Съеденные в саттвичное (благостное) время продукты со свойствами раджаса создают состояние сверхчувствительности, раздражительности и гнева.

Утром следует отдать предпочтение благостным фруктам: винограду, гуаве, бананам, грушам, изюму и т.д. Мякоть кокосового ореха – идеальная пища для утренних часов.

Молоко кокоса не только саттвично, но также обладает щелочными свойствами, и при регулярном употреблении (треть сока из плода среднего размера за один раз) излечивает повышенную кислотность желудка и избавляет от склонности к гневу. Принимая кокосовое молоко утром в течение 40 дней, вы можете избавиться от проблем с желудком. Кроме того, как мякоть, так и молоко кокоса оказывают благоприятное воздействие на прану, жизненную энергию.

Питание днем

Днем организму требуются продукты и напитки с большим содержанием жидкости. Перед полуднем и в середине дня наша система находится на пике активности, используя накопленную за ночь энер-гию на полную мощность. Выполнив все дневные обязанности, к вечеру мы чувствуем себя очень уставшими.

Следовательно, в дневное время нашему организму требуется пища, которая максимально обеспечит его энергией, но в то же время не потребует много сил на переваривание.

В летний день полезно пить фруктовые соки и есть свежие фрукты. Если вам предстоит завершить дело, начатое утром, ваш обед должен быть достаточно легким, поскольку, работая с плотно набитым желудком, вы можете вызвать нарушение циркуляции пищеварительных газов, что чревато различными болезнями. Йогурт и фрукты представляют собой идеальное дневное сочетание.

Питание в вечерние часы

К вечеру запасы нашей энергии значительно истощаются, и та, что остается, в основном, сконцентрирована в области головы (поэтому некоторые из нас частенько проводят вечер за разговорами и шутками). Поскольку вечером энергии в организме остается очень мало, ужин должен быть легким и состоять из продуктов, которые легко усваиваются.

После захода солнца концентрация ионов в атмосфере уменьшается, поэтому, чем позднее мы едим, тем больше шансов, что эта пища не переварится должным образом.

Вечером не рекомендуется есть цитрусовые продукты, поскольку цитрусовая кислота стимулирует образование мочи, что может нарушить крепкий ночной сон, а также уменьшает плотность семени. Это касается не только цитрусовых фруктов, но и всех остальных продуктов питания, содержащих кислоту.

Ужин может состоять из легких супов, вареных овощей, белого дрожжевого хлеба, бобов и зелени. Следует, однако, избегать блюд из йогурта и риса. Не следует есть на ночь корнеплоды (картофель, свеклу и т.д.), поскольку на их усвоение требуется значительное количество энергии.

Недавние исследования врачей-диетологов установили, что растительные углеводы способствуют активности мозга и хорошему кровообращению, тогда как животные белки притупляют мыслительные способности (это, однако, не касается белков, содержащихся в миндале, кешью и других свежих орехах). Вечером лучше всего избегать пищи с большим содержанием белка, в том числе и орехов, которые лучше есть только утром.

Вечером не следует есть жареную и слишком жирную пищу, а также необходимо сократить количество специй.

Очень полезно съесть вечером плод папайи. Сваренные в молоке финики или изюм, если съесть их перед сном, очищают пищеварительную систему и способствуют хорошей работе кишечника. Теплое молоко также расслабляет систему и способствует крепкому сну.

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что утром лучше всего есть каши и легкие супы, днем — фрукты и соки, а вечером — вареные овощи и другие мягкие и рыхлые продукты.

Аюрведические рецепты блюд из мунг-дала

Из мунг-дала, как цельного, так и вылущенного, можно приготовить основные блюда, салаты, супы, пасты, закуски, напитки и десерты. Горошек мунг отлично сочетается со злаками, овощами и зеленью, кислыми и терпкими фруктами, другими растениями, специями и травами, и даже рисом, соей и различными орехами.

Мунг или горошек мунг (phaseolus aureous) – это небольшой по размеру горошек цилиндрической формы с ярко-зеленой кожицей, желтый внутри. Его едят целым, молотым вместе с кожицей, молотым и очищенным от кожицы, а также пророщенным. Он широко используется в индийской и китайской кулинарии.

Аюрведисты считают горох мунг очень ценным продуктом – он чрезвычайно питателен, при этом его легче переварить и усвоить, чем большинство других бобовых.

После приготовления до мягкого, масло-подобного состояния и в соединении с усиливающими пищеварение травами и специями, горошек мунг легко переваривается даже после болезни, а также очень пожилыми и очень молодыми людьми, индивидуумами со слабым пищеварительным огнем.

Горошек мунг легкий и нежный, обладает вяжущим и сладким вкусами, имеет охлаждающую природу. Приготовленный в сочетании с соответствующими травами и специями, горошек мунг уравновешивает все доши.

С точки зрения современной нутрициоло-гии, горошек мунг дает протеин, клетчатку, является источником фитоэстрогенов. Также он содержит витамины А, С и Е, фолиевую кислоту, фосфор, магнезию, железо и кальций.

Как покупать и хранить

Горошек мунг продается в восточных магазинах и на рынках, в магазинах здоровой пищи, в интернет-магазинах и даже в некоторых супермаркетах. Покупая цельный горошек, следите за тем, чтобы он был неповрежденным, примерно одинакового размера, насыщенного цвета, в кожице.

Храните его в чистых, герметично закрывающихся сосудах. Покупайте горошек с расчетом на месяц хранения. Если хранить его дольше, он потребует больше времени для приготовления и будет вызывать скопление газов в кишечнике.

Если вы покупаете пророщенный горошек, выбирайте свежие, твердые проростки без коричневых пятнышек. После покупки готовьте и съедайте проростки как можно быстрее, лучше всего в тот же день. Вы можете также проращивать горошек дома.

Как подготовить

Сушеный горох и далы могут содержать небольшие веточки, камни и другие посторонние включения. Возьмите белую тарелку, высыпьте на нее горох и внимательно переберите его. Также удалите все потерявшие цвет и сморщившиеся горошинки.

Сухой горох и далы необходимо как следует несколько раз промыть, каждый раз меняя воду. Выливайте все, что при этом всплывает на поверхность воды.

Как готовить

Обычно сухой мунг-дал не требует предварительного замачивания. Лущеный мунг и другие виды гороха можно готовить в скороварке, в духовке или на плите. Если вы готовите на плите, снимайте и выбрасывайте скапливающуюся на поверхности воды пену.

Обычно далы вкуснее, когда их подолгу варят на медленном огне. Во всех случаях варите горох до тех пор, пока он полностью не размягчится.

Комбинации с другими продуктами

Цельный мунг можно сочетать с коричневым или белым рисом, пшеничными или овсяными хлопьями в блюде под названием «кичари». Также можно разварить горошек до консистенции супа, с большим количеством воды и специй.

Часто готовят тушеные блюда и супы, где цельный или лущеный мунг сочетается с зеленью, овощами, а также зерновыми, например, ячменем или перловой крупой. Муку из мунг-дала можно перемешать с пшеничной, чтобы сделать на сковородке плоские хлебцы.

Готовьте мунг с большим количеством трав и специй. Цельный и лущеный мунг отлично сочетается со свежим имбирем, базиликом, зеленью кориандра, розмарином, шалфеем, тимьяном, петрушкой, листьями карри и эстрагоном, лимонным соком и специями, такими как куркума, кайенский перец, аджвайн, кумин, кориандр, гарам масала, черный перец и лавровый лист.

Вот несколько рецептов с мунгом из брошюры «Аюрведические рецепты из мунга».

Основной рецепт мунг-дала

  • 1/2 чашки дробленого лущеного мунга
  • 2-4 чашки воды
  • Каменная соль по вкусу
  • 1 ст ложка гхи (топленого масла) (для конституции капха взять меньшее количество)
  • 1/2 ч.л. семян кумина
  • 1/8 ч.л. куркумы

Горох переберите и промойте. Осушите. Положите промытый и осушенный дал в кастрюлю с толстым дном, добавьте куркуму и 3 чашки воды.

Доведите до кипения; уменьшите огонь до среднего/медленного и дайте покипеть до тех пор, пока дал не разварится (около 30-40 минут).

Иногда помешивайте, чтобы не пригорело, при необходимости добавляйте воды до получения необходимой консистенции. Если на поверхности образуется пена, снимайте ее.

Когда горох приготовится, добавьте соль, перемешайте. В отдельной сковородке расплавьте гхи, добавьте семена кумина и поджаривайте их, пока не появится куминовый аромат. Кумин должен стать коричневым, но при этом не подгореть.

Аккуратно вылейте смесь из масла и ку-мина в приготовленный дал. Размешайте и сразу же подавайте вместе с приготовленным рисом басмати или другими зерновыми и овощами. Если сделать этот дал жидким и однородным с помощью веничка, его можно пить как питательный суп.

Салат из горькой зелени, проростков мунга, авокадо и апельсина

  • 1 чашка молодых листьев шпината
  • 1 чашка горькой зелени разных видов (одуванчик, водяной кресс и др.)
  • 1 чашка свежих проростков мунга, разделенных на половинки
  • 1 чашка апельсиновых долек, без семян
  • 1/2 чашки нарезанного авокадо
  • 1 ст.л. замоченных долек грецкого ореха (замачивать15 минут в теплой воде)
  • 1 ст.л. оливкового масла
  • 1 ч.л. лимонной цедры
  • Каменная соль по вкусу
  • Свежемолотый черный перец по вкусу
  • 1 ст.л. тахини (молотого кунжута)
  • 1/2 ч.л. тонко нарезанного свежего имбиря

Нагрейте одну столовую ложку оливкового масла в сковороде с длинной ручкой. Бросьте в масло листья шпината и проростки мунга, размешивайте недолго, пока не завянут листья шпината.

Переложите смесь в миску и дайте остыть. Добавьте горькую зелень, апельсин и авокадо. В другой миске быстро перемешайте лимонный сок, 1 ст.л. оливкового масла, лимонную цедру, соль, перец, имбирь и тахини.

Вылейте эту заправку на салат, распределив ее равномерно. Посыпьте нарезанными орехами и сразу подавайте на стол.

Паста из мунга и трав для намазывания на хлеб

  • 1/2 чашки лущеного мунга
  • 2 ст.л. миндального масла или молотого кунжута
  • 1 ч.л. тонко нарезанного имбиря
  • 1 ст.л. нарезанной свежей петрушки
  • 1 ст.л. нарезанного свежего базилика
  • 1 ст.л. оливкового масла
  • 1/4 ч.л. молотого кумина
  • Каменная соль по вкусу
  • 1 ст.л. лимонного сока
  • Свежемолотый черный перец по вкусу или большой кусочек сладкой паприки
  • 1-2 ст.л. воды, по необходимости

Нагрейте сковородку с длинной ручкой и поджаривайте на ней 10-12 минут мунг дал (без масла), пока он не зазолотится. Горошек следует постоянно помешивать, чтобы он подрумянился со всех сторон и не подгорел.

Снимите с огня, переложите горошек в мельницу для специй или кухонный комбайн и превратите в муку грубого помола.

Аналогичным образом измельчите все оставшиеся игредиенты и смешайте их в однородную пасту, при необходимости добавьте воду. Эту пасту намазывают на тосты, крекеры, хлебные лепешки, также в нее можно обмакивать нарезанные кусочками свежие овощи.

Источник

Аюрведическая кухня с Лучией Бердос

Аюрведическая кухня с Лучией Бердос мар 12, 2015 Семейные ценности 0 Комментариев

«Мне всегда было интересно здоровое питание и забота о внешней и внутренней красоте, возможно, это врожденный перфекционизм, а может быть, это произрастает из моего рода деятельности. Я очень хорошо понимаю суть поговорки «в здоровом теле здоровый дух», одно без другого не может быть. Если мы будем здоровы, активны, у нас будет много энергии, значит, мы сможем реализовать все наши планы и мечты. И для меня очень важно мое самочувствие.

Я много раз экспериментировала с различными методиками питания, разными системами детокса, пробовала австрийскую, итальянскую и немецкую методики, и все же пришла к индийской практике, так как я давно занималась йогой и медитацией, и Аюрведа оказалась мне ближе всего по духу. Все дело в том, что другие системы питания в основном направлены на то, чтобы следить за своим весом, для меня это не было самоцелью. Мне нравится Аюрведа тем, что она более внимательная к телу, к эмоциям, к чувствам, к психологическому состоянию. Этим она мне и интересна.

Аюрведа рассматривает целостного человека, считая, что все аспекты его жизни влияют на его здоровье. Правильное питание является одним из необходимых условий физического здоровья. Считается, что переедание, принятие пищи в возбужденном состоянии, принятие неподходящей пищи вызывают высвобождение токсинов и несварение желудка.

По опыту могу сказать, что когда я начала практиковать аюрведическое питание, то для себя открыла очень много нового о том, как и когда лучше питаться, с чего начинать трапезу, как использовать разные специи. Почти сразу я стала замечать, что у меня больше энергии, а голова стала яснее. Ты начинаешь внимательнее относиться к тому, что ты ешь и действительно задумываться о том, что полезно для твоего организма, красота и вкус пищи также остаются важным критерием, однако уже отходят на второй план.

Важный момент, о котором многие беспокоятся – это отказ от мяса. Аюрведа мясо, в принципе, не запрещает. Вполне допустимо употреблять мясо 1-2 раза в неделю, но я думаю, что если бы люди чаще видели, как на самом деле выращивают и забивают скот, они бы задумались о том, есть ли мясо, а если и есть, то какое и как часто. Мне хочется быть в гармонии с природой. Я предпочитаю кушать то, что нам дают животные, например, молоко, но не убивать их.

Конечно, в полной мере принять индийскую аюрведическую кухню в наших условиях трудно, но я воспринимаю Аюрведу как свод принципов, которые накладываю на наши реалии. Например, у меня есть книга аюрведических рецептов, и немецкий автор этой книги адоптировал их к более привычным нам, европейским, продуктам. Несколько рецептов из этой книги я приготовила специально для журнала «Просто & Вкусно», чтобы показать, что на самом деле в аюрведическом питании нет ничего сложного». — Лучия Бердос

Основные принципы аюрведического питания

Аюрведическая кухня выросла на базе индийской кухни и ведической традиции 5 тысяч лет назад. Ее основные принципы передавались из поколения в поколение столетиями.

  1. Пища – это основа нашей жизни. Правильная еда питает наше тело и проясняет ум.
  2. Пищу надо принимать в спокойной расслабленной обстановке.
  3. Желательно принимать пищу в одно и то же время.
  4. Пять основных элементов природы составляют и наше тело: Земля, Воздух, Вода, Огонь и Эфир.
  5. Эти элементы создают 3 вида жизненных энергий: вата, питта и капха. Если они в гармонии, то человек здоров, счастлив и полон энергии.
  6. В каждом приеме пищи должны присутствовать все 6 вкусов: сладкий, кислый, острый, горький, соленый и вяжущий.
  7. Пищу лучше всего принимать свежеприготовленную, а не подогретую или вчерашнюю.
  8. Аюрведа предполагает использование многих специй, которые улучшают пищеварение, а также нормализуют обмен веществ.

Аюрведа немыслима без использования специй. Пряностями служат корни, кора и семена растений. Травы — это свежие листья или цветы. А в качестве приправ используют такие вкусовые добавки, как соль, сок цитрусовых, орехи и розовую воду.

Искусство применения специй заключается в умении делать масалу (смесь специй). Она помогает придавать повседневной пище бесконечное разнообразие. Даже блюду из обычного картофеля можно сообщить великое множество оттенков вкуса.

Специи – это концентрированная энергия растений. Если их правильно использовать, то они могут очень благотворно влиять на наш организм, даже излечивать от болезней. Например, корица повышает тонус и настроение, нормализует работу сердца.

СВЕКОЛЬНЫЙ ЧАТНИ

400 г свеклы

корень петрушки и сельдерея

3-4 ст.л. масла гхи

семена горчицы

тмин

черный перец

2 ч.л. коричневого сахара

1-2 ст.л. сливок

свежая зелень

  1. Свеклу вымыть и варить 20 минут в подсоленной воде.
  2. Отдельно растопить масло гхи, добавить семена горчицы, черный перец и тмин.
  3. Свеклу вынуть, обдать холодной водой и нарезать кубиками.
  4. Всыпать свеклу в масло со специями, добавить немного теплой воды и варить 15 минут.
  5. Добавить 2 ч.л. коричневого сахара, сок лимона и 1-2 ст.л. сливок.
  6. Подавать со свежей зеленью.

«ПРОСТОЙ РИС»

4 чашки риса (лучше риса басмати)

3 ч.л. масла гхи

¼ ч.л ч. л. соли

8 чашек воды

  1. Тщательно промыть рис и слить воду. (Для того, чтобы хорошо промыть рис, следует поместить его в кастрюлю и наполнить ее до краев водой. Затем помешать рис и осторожно слить воду, пока зернышки не начнут выскальзывать вместе с водой. Наполнить кастрюлю вновь и 2-3 раза откинуть рис на дуршлаг).
  2. Разогреть в кастрюле с толстым дном на среднем огне масло гхи. Пассеровать не менее минуты. Затем добавить рис и, хорошо помешивая, пассеровать еще 5 минут, постоянно помешивая. Посолить и снова помешать.
  3. Налить теплую воду, еще раз перемешать. Довести до кипения и варить 2-3 минуты. Уменьшить огонь до минимума и закрыть кастрюлю. Для более клейкого риса лучше кастрюлю плотно не закрывать. Если же рис сухой, то надо плотно закрыть крышку.
  4. Готовить 15-20 минут, пока рис не станет мягким.

ТЫКВЕННЫЙ КРЕМ-СУП С МАСЛОМ ГХИ

300 г тыквы

1 картофель

1 морковь

½ чашки сельдерея

1 ст.л. мелко нарезанной петрушки

1 ст.л. мелко нарезанных листьев кориандра

3 ст.л. сливок

3 ч.л. масла гхи

½ ч.л. имбиря

½ ч.л. семян горчицы

¼ ч.л. черного перца

¼ ч.л. кумина

½ ч.л. корицы

3 щепотки асафетиды

¼ ч.л. молотого розмарина

1 лавровый лист

1 гвоздика

2 горошины душистого перца

2 щепотки мускатного ореха

соль, коричневый сахар

  1. Тыкву очистить от семян и кожуры, нарезать кубиками. Картофель и морковку почистить, нарезать кубиками и натереть на крупной терке соответственно.
  2. Нагреть масло гхи в кастрюле с толстым дном.
  3. Положить в кастрюлю овощи и специи, обжарить их, помешивая в течение 5 минут. Влить 5 чашек горячей воды, помешать и накрыть крышкой. Готовить еще 10 минут, затем долить воды.
  4. Когда овощи приготовятся, взбить полученный суп блендером.
  5. В конце добавить соль, сахар и мелко нарезанную зелень. Затем сливки и мускатный орех. Перемешать и дать супу немного настояться.

У госпожи Бердос трое детей и она старается следить за тем, чтобы они питались здорово, хотя и не настаивает на том, чтобы они придерживались аюрведической кухни. Лучия считает, что во всем важен баланс, поэтому ни в коем случае нельзя себе отказывать в маленьких радостях, вроде чизкейка.

ЧИЗКЕЙК БЕЗ ВЫПЕКАНИЯ

1 ½ стакана крошки

несладкого печенья

3 ст.л. сахарной пудры

250 г сыра

Филадельфия

250 г маскарпоне

2 ст.л. лимонной цедры

ванилин

½ стакана нарезанной клубники

  1. Печенье потолочь вручную.
  2. Утрамбовать крошку в небольшую разъемную форму (20 см). Убрать в холодильник.
  3. В миске взбить сыр Филадельфия и маскарпоне.
  4. Добавить 3 ст.л. сахара с ванилином.
  5. Добавить лимонную цедру.
  6. Выложить получившийся крем в форму поверх печенья.
  7. Упаковать форму в фольгу и поставить в холодильник на 1 час. Перед подачей украсить ягодами клубники.

Согласно Аюрведе, масло гхи является лекарственным средством. Гхи обладает омолаживающими и тонизирующими свойствами, увеличивает пищеварительный огонь и иммунитет, помогает работе тонкого кишечника. В отличие от других масел, засоряющих печень, гхи придает ей силу. Питает нервные ткани организма, костный и головной мозг, в результате чего обостряется острота ума. Чаще всего гхи принимают внутрь, иногда – для смазывания носовых проходов, в качестве ушных и глазных капель. Для лечения расстройств, вызванных питтой, в масло добавляют травы.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть