ПСИХОЛОГИЯ

Частная методология социальной психологии

Методология социальной психологии

Методология (в переводе с греческого – «путь познания») –это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологии социальной психологии:

1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;

2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;

3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.

Особенности научного исследования в социальной психологии:

1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;

2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;

3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;

4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.

Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Специфика социально-психологических исследований :

1) описывают психологические характеристики самой группы;

2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

4) источником данных является сам человек;

5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;

6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;

7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

Источники информации в социальной психологии:

1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);

3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;

4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Тенденции развития социально-психологических методов исследования:

1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);

2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;

3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)

4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).

Корреляционное исследование –это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Экспериментальное исследование – это один из методов социальной психологии, который направлен на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.

Наблюдение –это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.

Опрос –это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Анализ документов — в основе данного метода лежит специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах (рукописном или печатном текстах, рисунках, кинопленке и т. д).

Контент-анализ (или анализ содержания), суть которого состоит в выявлении частоты использования сравнительно постоянных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.

Тестирование –стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Социометрия –это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено , для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Источник

Методология и методы социальной психологии

Метод— путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности

Научный метод — совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта

В современной науке термином методология(от греч. methodos — «путь познания») обозначают три разных уровня научного знания :

Общая методология— это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.Методологические установки задаются теми философскими принципами, на которые ориентируется в своей научной деятельности исследователь. Так, например, социальный психолог бихевиористской ориентации в своих исследованиях отталкивается от принципов философии позитивизма, которые ориентируют его на естественнонаучные методы познания. А это, в свою очередь, предполагает преимущественно лабораторные исследования с акцентом на фиксацию всех внешних, объективных проявлений социально-психологических явлений. Стремление выйти за границы лабораторного эксперимента, попытки сделать широкие теоретические обобщения расцениваются в этой традиции как привнесение спекуляции в социально-психологическую теорию.
Сторонники так называемой «гуманитарной» ориентации настаивают на необходимости учета «социального контекста», что, в свою очередь, предполагает более широкое применение различных методов социологического исследования, а также право исследователя использовать ценностные суждения, отражающие социальную позицию исследователя. Таким образом, общий набор методов и характер их конкретного применения несут в себе методологическую нагрузку и связаны с философской ориентацией исследователя.

Частная методология— система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности.В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективный субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности(потребности, мотивы цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социаль­ного контекста

Методологические приемы (методология)по Т. В. Корниловой это — множество методик исследования, терапии и т. п

1.Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

2.Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.0д.);

3.Специальные, собственные методы социальной психологии:

1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

2. Методы социально-психологического исследования:

а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

4 .Частные методики.

Методы:

— Методы феноменологизации и концептуализации—выделение и систематизация социально-психологических феноменов и проблем.

— Методы исследования и диагностики—наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.

— Методы обработки и интерпретации данных.

— Методы коррекции и терапии— позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей.

— Методы мотивирования и управления— это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп.

— Методы обучения и развития личности(или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия

— Методы конструирования и творчества— позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового

Наблюдение- это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения . Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность

Эксперимент —(от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности . Лабораторный и естественный. Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный.

Опрос —метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы.

Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого.

Социометрия —разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе; метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах

Требование к методу:

— Валидность — это качество психологического исследования, которое выражает его соответствие предмету исследования

— Надежность — это качество социально-психологического исследования, позволяющее получать один и тот же результат при повторном и многократном использовании одного и того же метода

— Точность информации — высокая степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины

История становления и развития социальной психологии

Описательный этап1 период – античность
2 период – средние века и эпоха Возрождения
Этап относительно самостоятельного становления социальнопсихологического знания60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века
Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии1 период — господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), 2 период — развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по наст. время)

Описательный этап:

1. Эмпирические предпосылки :Ораторское искусство Древней Греции (приемы и техники управления вниманием, эмоциональным состоянием больших групп людей); Опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально значимых установок (реклама); Действия жрецов, шаманов, ведунов (внушение); Культурно-психологические традиции джан-буддизма (приемы психотренинга, психотехники, психорегуляции))

2. Античный период:Платон (427 – 347 гг. до н.э.) рассматривая социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) «социологически ориентированная» философия: человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества.

3. Средние века и эпоха Возрождения:

Сущность – исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп

-Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро

-Белинский, Герцен, Чернышевский

-Складываются предпосылки в системе наук о человеке (Павлов, Сеченов, Дарвин и др.)

Второй этап развития науки:

Сущность:1)разработка первых социально-психологических теорий, 2)превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль научного знания,3) зарождение первых социально-психологических школ

2 этап: первые теории:

1. Психология народов:«коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества.

М. Лацарус и Г. Штейнталь (Германия)«Журнал психологии народов и языкознания» (1859 г.) Цель журнала – «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое»

В. Вундт «Психология народов» рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний ;изучать народы можно через язык, его мифы и обычаи

2. Психология масс :исследует проблемы общества, связанные с влиянием СМК и массовой культуры на психологию человека

Г. Тард: народ – гигантская аудитория; понятие массовой культуры, её основной признак – стандартизация; основной механизм – подражание

Г.Лебон считал, что жизнь общества больше определяется поведением толпы; особенности поведения человека в толпе; основной механизм – внушение

3. Теория инстинктов социального поведения: Разрабатывалась под влиянием теории Ч. Дарвина. Основоположник — У. МакДугалл

Сущность – причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами (борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, стадный)

2 этап: самостоятельность науки: Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Появление первого учебника 1908 год «Введение в социальную психологию» (американский психолог У. МакДугалл) ; «Социальная психология»(американский социолог Э. Росс

Экспериментально-теоретический этап развития науки:

1 период — господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы):Официальная веха — программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом , в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Главный акцент – экспериментальные исследования малой группы (школа К.Левина).

2 период — развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания: с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции à оживление интереса к теоретическому знанию;

Появляются четыре основные направления: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории и интеракционизм

3 этап: вклад основных школ психологии:

1. Функционализм(Д.Дьюи, Д.Энджел, Г.Кэрр и др.) : влияние эволюционной теории Ч. Дарвина;основная проблема – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни;

ввели новые методы исследования личности и группы (тесты, опросники, интервью)

2. Бихевиоризм (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Уотсон Д., Толмен Э., Скиннер Б. и др.) :изучает закономерности поведения человека и животных;поведение – объективная наблюдаемая реальность (стимул – реакция);основная проблема – проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок;выделено 4 основных закона: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.

3.Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, Э.Эриксон, А. Фрейд):исследует проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и её поведения в обществе;2 основные проблемы: конфликта человека и общества (столкновение влечений человека с социальными запретами) и источников социальной активности личности.

4.Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс): исследует человека как полноценно развивающуюся личность (самоактуализация); пирамида потребностей (роста и развития); источник активности – единство 2 тенденций: к стремления к напряжению и к редукции напряжения.

5.Когнитивная психология (Ж.Пиаже, Жд. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон):делает акцент на процессе познания мира; основная проблема – проблема принятия решений (разрешение противоречия между тем, что человек знает, и тем, что должен узнать); каждый человек имеет свое объяснение мира (решения принимаются на основе своего видения)

6.Интеракционизм (Г.Мид, Р.Блумер, М.Кун, Э. Гофман): исследует проблемы взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения; личность всегда социальна и не может формироваться вне общества; особое значение придавалось коммуникации как обмену знаками и символами; изучались проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть