ОТНОШЕНИЯ

Чье суждение об отношении базарова к народу представляется вам убедительней

Кто такой Базаров? Отношение к народу Базарова

Иваном Сергеевичем Тургеневым роман «Отцы и дети» был написан в сложное для нашей страны время — в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.

Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.

Картины жизни деревни

Главный персонаж романа — разночинец Базаров. Отношение к народу этого героя — важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни. Обращение к природе неслучайно. Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая, по сути, ничего не изменила в положении крестьян.

Происхождение Базарова

Ближе всего к крестьянству из всех героев романа — Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.

Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.

Максим Горький о Базарове

Как писал Максим Горький, в отношениях Евгения к русскому народу следует заметить прежде всего отсутствие всякой «сладости», «вычурности». Крестьянам это нравится, и поэтому Евгения так любит прислуга и ребятишки, несмотря на то что тот не задаривает их деньгами и подарками. Мужики видят в нем умного и простого человека, но в то же время Евгений для них чужой, ведь он не знает потребностей крестьянства, быта, опасений и надежд, верований, понятий и предрассудков.

Отношение к главному герою крестьян

Базарова в доме Кирсановых действительно любят. К нему все привыкли, «слуги также привязались», хоть он и подтрунивал над ними. Дуняша охотно хихикала с Базаровым и посматривала на него значительно, искоса, даже Петр — и тот «ухмылялся и светлел», стоило юноше обратить на него внимание. Мальчишки бегали за Евгением, «как собачонки».

Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?

Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, «как немазаное колесо».

Отношение к крестьянам Петра Петровича

Если более деятельный Николай Петрович пытается хоть что-то предпринять, то Павел Петрович уклоняется от любого участия в делах, ограничиваясь только денежной помощью. Он считает себя при этом принадлежащим к слою населения, представляющему, по его мнению, основную силу общества — аристократии. Этот человек не понимает, что ведет праздный и паразитический образ жизни, абсолютно ничего полезного не предпринимая и считая, что ношением английского костюма и содержанием в безупречном состоянии ногтей он сохраняет чувство собственного достоинства. Как справедливо заметил Базаров, этот герой считает себя «дельным человеком» лишь потому, что «читает Галиньяшку» и один раз в месяц избавляет мужика «от экзекуции».

Речь героев как свидетельство связи с русским народом

Речь героев служит ярким свидетельством их связи с народом. Так, Павел Петрович использует множество иностранных слов, произнося их на свой манер («эфтим», «принсипы»), намеренно их искажая. Речь Евгения характеризует меткость, простота, точность выражений, множество поговорок и пословиц («туда и дорога», «песенка спета» и др.).

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется «хоть ругать их», но «возиться» с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался «так, болтал кое-что». Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был «чем-то вроде шута горохового». Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Одиночество Евгения

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек — один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Базаров: отношение к народу

Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества — внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично — он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.

Способность к любви

Способность к настоящей любви Тургенев всегда считал важнейшим критерием оценки человека. Автор показывает, что и здесь этот персонаж выше уездных аристократов, в том числе и своей возлюбленной — эгоистичной и душевно холодной Одинцовой.

Заключение

Таким образом, следует сказать, что тему крепостничества поднимает в произведении именно главный герой — Базаров. Отношение к народу этого персонажа следующее: он хоть уважал и любил русского человека, хотел для него лучшей доли, но не верил в душе в народные силы и, что важнее, был чужд народу, не понимал его.

Тургенев посвятил свое произведение памяти Виссариона Григорьевича Белинского (годы жизни — 1811-1848), великого русского разночинца. Отношение Базарова к народу в романе «Отцы и дети» — это не отношение отдельного человека. В тексте отразилось дыхание эпохи. Автор воспроизводит положение нашей страны накануне реформы, а также изображает нового человека, который в столкновении с обреченным на гибель старым миром доказывает торжество над аристократией демократизма. Отношение Базарова к народу типично для нарождающегося в то время слоя разночинцев-нигилистов.

Сюжет и проблематика произведения не теряют своей актуальности, о чем говорит целый ряд фильмов, снятых по роману «Отцы и дети». С начала 20-го века самых известных русских экранизаций насчитывается 6, первая из которых датируется 1915 годом (режиссер — Вячеслав Висковский), а последняя вышла совсем недавно — в 2008-м (режиссер — Авдотья Смирнова). Отношение Базарова к народу, цитаты из текста и другую информацию можно найти в каждом из них.

Источник

Какое было отношение Базарова к народу?

О простом русском народе Базаров невысокого мнения, критикует и чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает ради людей. Несмотря на резкость и категоричность своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с людьми и «обладает особым умением возбуждать к себе дове­рие в людях низших».

В чем заключается смысл испытания базарова любовью?

Главным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Он был ярким представителем молодого течения нигилистов. До середины романа Базаров думает, что любви нет, а есть только «ощущения», физиология, потребности «организма». Но как только начинают развиваться отношения с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Главный герой уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям. Базаров страдает вдвойне не только от неразделённой любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался. Одинцова отвергла любовь Базарова. Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, выражаясь его собственным словом, «рассиропился». Он поступился многими своими убеждениями и взглядами. В его словах и мыслях появляются нотки пессимизма, грусти и уныния. Герой говорит о тщетности человеческой деятельности. Даже попытка заняться наукой не уничтожила его меланхолические мысли.

В последних главах романа Базаров так и не преодолевает в себе чувства злости, опустошённости, досады и тоски, вызванных неудачной любовью. Сильный герой окончательно сломлен, но не хочет в этом сознаться. Находясь в состоянии подавленности, Базаров решает, тем не менее, участвовать в медицинской практике своего отца, что и приводит его к случайному заражению и смерти. В своем романе Тургенев развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая все это, человек сам обрекает себя на смерть. Это мы видим на примере судьбы Евгения Базарова.

Если бы вы могли оживить какую-либо знаменитую личность, но только одну, кто бы это был и почему?

Оживил бы Джона Леннона. Почему? Да потому что ученых оживлять смысла нет — отставание от современности на пару дестков лет уже очень критично. То же с политиками. Какой смысл оживлять царя, если нет уже царства или престол уже занят другим. Музыкант меньше привязан именно к своему времени и к своей обстановке, и что-то может сделать и в одиночку.

6 0 · Хороший ответ

Не превратит ли современная толерантность нормальное в ненормальное?

Современная толерантность нацелена на то, чтобы сделать нормальным все, что не представляет общественную опасность и сделать ненормальным все, что ее представляет. Собственно, это ведь и есть цивилизованность — вся история развития цивилизации это превращение опасного в ненормальное.

Многое опасное долгое время было совершенно нормальным по самым разным причинам, от «ну это конечно, плохо, но нам сейчас не до этого» до «это наша древняя благородная традиция, не смейте на нее покушаться!». Но время идет, устранение более критичных проблем позволяет перейти к менее критичным, традиции тоже перестают что-либо значить сами по себе. Так что да, если нам повезет, традиционные проявления маскулинности и феминности перестанут быть нормой. А что это за традиционные проявления? А это просто требования мужику быть мудаком, а женщине дурой.

Их призывают уважать даже психически ненормальных, алкоголиков, наркоманов, преступников, бездомных. То есть тех, кого уважать зачастую просто не за что.

Их призывают уважать за то, что они люди и любой из нас мог бы быть на их месте. Их призывают уважать, как людей, а не как алкоголиков. Потому что если мы будем видеть в них людей, им проще будет перестать быть преступниками, алкоголиками, наркоманами. А психически ненормальные не виноваты в своей болезни.

Женщин призывают минимизировать уход за собой, мужчин извиняться чуть ли не за каждый чих

А это попросту ложь.

1 2 · Хороший ответ

Что такое декаданс?

Изначально это слово использовалось в оскорбительном и уничижительном ключе при попытке принизить французских писателей и поэтов-романтиков эпохи Теофиля Готье, Шарля Бодьера, Поля Верлена. Дословно обозначает регресс, культурный застой.

Для декаданса характерно пессемизм, смирение, тщетность, преобладание формы над содержанием. В искусстве это направление сопоставляют с символизмом, и обозначают как побочный продукт лени и вседозволенности.

Декадентов относят к маргинальной среде, заражающей общество «нравственным параличом», духовной деградацией и склонностью к упадническим настроениям. Хотя, на мой взгляд, такое видение предвзято! Настоящий декадент — это моралист, наблюдатель катастрофы и неизбежного разложения, гипертрофированное зеркало своего времени. Ему нравится описывать события в мельчайших деталях, вплоть до крайности, и нравится увлечение слабостями.

Периодом «расцвета» отечественного декаданса называют Октябрьскую Революцию, когда народный раскол становится явным, и среди интеллигенции, презираемой и осуждаемой рабочим классом, формируется довольно плотная прослойка людей искусства, не желающая принимать участия в бурных социальных процессах.

Существуют ли современные примеры?

Да, сейчас мы все наблюдаем упадок иудеохристианской цивилизации.

Какой была бы судьба Базарова, останься он в живых?

Я не думаю, что здесь имеет смысл строить прогноз на основании Базарова как личности — с живыми людьми происходят иногда странные вещи — но если посмотреть на то, как строит сюжет собственно Тургенев, Базаровская судьба, как это ни странно, повторила бы судьбу Павла Петровича Кирсанова.

Они же на самом деле очень похожи, и именно из этой похожести в том числе происходит взаимная неприязнь. Они оба неспособны соединяться с другими людьми. Они оба, вместо того чтобы жить простой жизнью, как живут их самые дорогие ближние — родители Базарова и Николай Петрович с Фенечкой — живут в окружении искусственных принципов и самоограничений. Плюс, оба слишком умны, чтобы спокойно наслаждаться обществом людей, прививших себе эти же принципы на уровне внешней атрибутики. То же, что принципы Павла Петровича отжившие, а Базарова прогрессивные — никак Базарову не поможет.

Базаров мог бы неопределённо долго практиковать медицину в деревне родителей — деятельность несоразмерная его знаниям и таланту — фактически, удалившись от мира так же, как удалился от мира и Павел Петрович. Так он вполне мог бы провести лет десять, периодически выезжая в столицы, ничего там не находя, и уезжая обратно. Его гложило бы чувство недостаточности, нехватки жизни, которое он списывал бы на сентиментальность, и компенсировал ещё более усиленной ловлей лягушек. Он мог бы пробовать путешествовать, но рано или поздно неизменно бы возвращался, поскольку возвращаться ему больше, в общем-то, некуда.

Рано или поздно он похоронил бы родителей, и выяснил, что в деревне его больше ничто не держит.

И тут уже было бы одно из двух: если бы он устал уже к этому моменту от всех своих построений, и ему хватило бы сил измениться, наверное он бы смог, допустим, уехать в Петербург и практиковать там, или заняться наконец наукой, о которой он до этого на самом деле только читал, или осесть в деревне, жениться, и дожить свой век как все нормальные люди. И это была бы простая, не слишком интересная, но довольно счастливая жизнь. К тому же что, как говорят нам цветы на деревенском кладбище, бунтующие сердца временны, а примирение вечно.

Но скорее всего, он не смог бы ни примириться, ни найти себе места. Недаром же он начинает хоронить себя уже в середине романа.

После очередного кризиса, будь то смерть родителей, или ещё какая-нибудь история, он бы просто уехал, или за границу, или в глубинку, читал бы там в газетах про новые достижения науки, общался бы с людьми глупее него, был бы таким же вздорным и спорным, как и в тридцать лет.

Только было бы ему не тридцать, а пятьдесят, и он был бы не красивым молодым человеком с большим будущим, а крикливым одиноким стариком, и уже не таким прогрессивным, потому что уже тогда было бы понятно, что мир движется совсем не в ту сторону, куда он предполагал, и время Базарова не только не настало, но и типаж его в скором времени будет этому миру уже не нужен.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector