ПСИХОЛОГИЯ

Человек как предмет познания кратко психология

Человек как объект познания

Человек – не только субъект, но и объект познания, и в качестве такового он предстает перед людьми как индивид, как личность, как индивидуальность. Как индивид он характеризуется определенными морфоконституционными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями. Как личность – представитель определенной социальной группы. Как индивидуальность – неповторимый продукт, единичный результат конвергенции совершенно конкретных естественных и общественных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения.

Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда запечатлеваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодействующих с ним людей. В повседневном общении каждый человек отражает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного поведения, одежду, различные детали оформления внешности, выполняемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии и т.д.

Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложения определяется конституцией (совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной наследственности и воздействий конкретной среды). Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр. Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь.

Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Лицо – важнейший инструмент общения, большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. На лице расположены важнейшие дистантрецепторы, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Привычка смотреть в лицо партнера по общению и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строить свое поведение.

Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и соответствующих им состояний у разных людей неодинаковы. На характер интерпретации мимических движений влияет ситуация взаимодействия (П.М.Якобсон). Значение характеристик личности для опознания и переживаемого человеком состояния изучала К.Д.Шафранская. Чем сильнее выражено качество экстравертированности у личности, тем больше такая личность опирается при опознании состояния человека на его экспрессию и тем меньше принимает во внимание всю ситуацию, в которой находится человек, состояние которого надо определить. «Экстраверты – смотрят, интроверты – думают».

По жестам партнера можно заключить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, предмету и т.п., о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться одним из оснований для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека (о суетливости, склонности к мелодраматичности и т.п.). Для определения состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет непроизвольная жестикуляция.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое о нем складывается у взаимодействующего с ним индивида. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как вялая и бодрая. Сарбин и Хардик пришли к выводу, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походкачеловека также обогащает наше впечатление о нем. Она может сигнализировать о состоянии человека, о перенесенных заболеваниях, о роде занятий (походка альпиниста, моряка, солдата). Все индивидуальные варианты походок можно свести к определенным средним формам и в них выделить объединяющие их признаки. Походка каждого человека характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длинной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Эта неестественность может быть связана и с телесными аномалиями. Р.Покорны указывает, что раскачивание при ходьбе – признак аккуратности, точности, иногда педантичности; свидетельство тщеславия.

Выделяют особенные признаки походки (элементы движений при ходьбе, которые связаны с отдельными положениями тела в целом или его частей) – положение носков ног при ходьбе и стоянии, движения рук, пяточная или пальцевая ходьба, содвижения бедер, поясные движения, движения плечами.

Голос — один из компонентов облика, влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса различаются по высоте, тембру, манере произношения и являются тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонаций, большая или меньшая музыкальность. Олпорт установил, что восприятие голоса дает человеку знание о состоянии владельца, его возрасте (точность до 10 лет), физический облик человека, экстравертированность или интравертированность.

Голос передает переживания человека, отношение к тому или иному факту, самочувствие и темперамент человека, раскрывает некоторые черты характера (уверенность – неуверенность).

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет речь. Устной и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей: скорость речи, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, глаголов, жаргонных слов, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и др. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Присущие каждому человеку временные и устойчивые состояния наиболее адекватно и тонко выражаются, как правило, одним — двумя способами экспрессии. Для одного таким выделяющим личность способом оказываются характерные изменения в выражении глаз, для другого – движения рук, для третьего – изменения в походке и позе, для четвертого – голос т.д.

Помимо признаков, образующий физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может свидетельствовать о деятельности человека (военная форма, рабочий комбинезон), о его национальной принадлежности, служить дополнительным признаком возраста, о вкусах и привычках человека. От оформления облика зависит впечатление, которое складывается о нем у воспринимающих его людей. В зависимости от деятельности, соединяющей людей, и от особенностей личности самих общающихся этот компонент внешности в одних случаях осознается больше, в других меньше. Оформление внешности человека оценивается, как правило, окружающими его людьми с позиций усвоенных ими этико-эстетических норм.

Большую роль в общении выполняют фиксирование и психологическая интерпретация людьми тех движений партнеров, которые совершаются в связи с задачами, вытекающими из совместно выполняемой ими деятельности. Положение тела человека в пространстве относительно горизонтали и вертикали, движения, им совершаемые, а также положение отдельных частей тела относительно друг друга и тела в целом и движения этих частей сигнализируют о намерениях воспринимаемого человека, о выполняемой им работе, о владении им определенными навыками, о степени развития привычек, о его возрасте. Интерпретация и оценка этих движений и действий зависит от опыта познающего субъекта.

Движения и действия составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди проникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности.

Источник

Человек как предмет познания .Системное представление о человеке. Многообразие подходов к изучению человека

Вопросы по психологии.

Человек – понятие, которое значительно шире психических феноменов. Человек имеет телесность, психику, а также духовные начала. Так, еще в конце XIX в. Константин Дмитриевич Ушинский (1924–1870) создал свой фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869). Он предусматривал три части:

1) часть физиологическая;

2) часть психологическая;

3) часть педагогическая.

Третью часть К. Д. Ушинский не успел дописать. При этом основной лейтмотив труда К.Д. Ушинского определялся идей, что для осуществления педагогической деятельности человека нужно знать в целостности трех его составляющих – тела, души и духа. Телесность человека – предмет физиологии. Психика человека – предмет психологии. Но ведь есть еще духовная сторона жизни человека. И важно ее удерживать в процессе познания человека, а она уже находится вне предмета психологии как естественнонаучной дисциплины. Духовная сторона жизни человека может пониматься только в русле гуманитарного знания.

Развитие человека происходит в деятельности в определенной социальной ситуации развития. Для понимания деятельностной природы развития человека значимы такие категории как активность, поведение, деятельность.

Изначальный смысл термина «активность» можно определить, согласно И. Канту, как «причинность причины». В психологии под понятием активность обычно понимают «деятельностное состояние живых организмов как условие их существования в мире»[3]. При этом важно понимать, что активность – не просто пребывание живого существа в движении (это лишь внешняя сторона проявления активности). Активность включает в себя и источник движения. В логике субъектного подхода в психологии активность – способность субъекта к самодвижению, это движущая сила становления, существования и проявления человека как субъекта жизни и деятельности.

Понятие активность стало центральным в работах Владимира Дмитриевича Небылицына (1930–1972), который рассматривал его как более широкое по отношению к понятию «деятельность» и как более адекватное при рассмотрении феномена индивидуальности. Он писал: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительного внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо социальном (общении) плане»[4]. В. Н. Небылицыным была заложена идея различения степени активности между двумя полюсами: вялость, инертность, пассивноесозерцательство – с одной стороны, и высшая степень энергии, мощная стремительность действия, постоянный подъем, с другой. При этом отмечалось, что направление, качество и уровень реализации определяются особенностями личности, среди которых выделялись: интеллектуальные и характерологические особенности, комплекс отношений и мотивов.

«Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения»[5].

Активность человека может рассматриваться на различных уровнях сто бытия, на одном полюсе которого мы можем наблюдать простейшие формы активация и рефлекторные акты, а на другом – произвольные и рефлексивные акты самоопределения и самополагания субъекта. К основным свойствам активности относят следующие полярные проявления:

– произвольность – полевое (полезависимое) поведение;

Особую форму активности, свойственную именно человеку как субъекту жизнедеятельности, выделил Вадим Артурович Петровский (р. 1950), определив ее как над- ситуативную: «Надситуативная активность – способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Надситуативная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности»[6].

Базовой категорией для ряда направлений в психологии стало понятие «поведение». Собственно понятие «бихевиоризм» как одно из ключевых психологических направлений психологии как науки в XX в. буквально и переводится как учение о поведении (англ, behavior – поведение). В бихевиоризме вообще предмет психологии сводился к поведению, поскольку только внешний план психического (поведение) мы можем изучать объективно. И поведение в бихевиоризме изначально изучалось в формуле S (стимул) → R(реакция). При этом особенности реакции могли быть специфическими в зависимости от предшествующего опыта стимуляции, получившего либо положительное, либо отрицательное подкрепление. Данную схему И. П. Павлов изучал как процесс формирования условно- рефлекторных связей. Позже в бихевиоризме появились понятия операнты и когнитивной карты, которые выступали промежуточном психическим звеном между стимулом и реакцией.

Системное представление о человеке. Образы, создавшиеся в результате восприятий с определенной избирательностью, с большей или меньшей тонкостью и эмоциональной окраской, в дальнейшем в соответствии с нашими желаниями могут быть оживлены в сознании. Результат оживления образов, воспринятых когда-то в прошлом, называется представлением. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия — далеко не копия его.

Во-первых, представления носят более обобщенный характер, так как отдельные конкретные черты предмета, некоторые малозначащие детали воспроизводятся неотчетливо или совсем исчезают. Во-вторых, представления могут иметь у разных людей неодинаковую степень яркости, тогда как реальные предметы воспринимаются примерно одинаково. В третьих, представления отличаются от восприятия еще и тем, что при них имеет место определенная фрагментарность, т.е. при оживлении представлений наш «мысленный взор» как бы скользит по объекту, в большей или меньшей степени периодически оживляя его отдельные детали, части. Четвертое представление разнится с восприятием еще и тем, что, однаж-164

ды активно вызванное усилием води, оно неустойчиво и способно исчезнуть. Новые усилия в этом направлении, разумеется, будут способствовать воссозданию образа вновь. Однако при вторичном вызывании он может уже несколько отличаться от первого представления: кое-что упускается, некоторые черты обобщены и т.п.

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны и, как и восприятия, во многом зависят от особенностей личности, се установок и прошлого опыта человека, степени развитости его интеллектуально-мнестических способностей. Представление способно уходить из сознания также в соответствии с нашим желанием.

В познавательной деятельности представление занимает положение, промежуточное между восприятием и мышлением. В сявзи с тем, что представления воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают предстаялеиня помят» и представления воображения.

В некоторых случаях представления бывают особенно яркими, и несмотря на большой срок, истекший со времени контакта с объектом, они до мельчайших подробностей соответствуют образу бывшего восприятия. Такая способность зеркально точного воспроизведения в представлениях бывшего ранее восприятия называется эйдетизмам (от греч. eidos — образ). Эйдетики встречаются редко и чаще в детском возрасте. Это явление еще недостаточно изучено. Элементы эйдетизма, например зрительного, но выраженные в незначительной степени, имеются у каждого человека. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др.

Примером зрительного эйдетизма может служить следующий факт. Один из художников, живший в XVIII веке, работая с натурщицами, поступал следующим образом. Первый сеанс протекал, как обычно: натурщица садилась в кресло, художник в течение 30-40 минут набрасывал ее портрет. Для второго и всех последующих сеансов натурщица не требовалась. Зная о своих необычных качествах воображения, художник ставил кресло на прежнее место, располагался около мольберта и усилием воли вызывал образ натурщицы так, как будто она действительно сидела в кресле. Работа над портретом подвигалась так же успешно, как и в течение первого сеанса. Образ натурщицы в течение всего времени был столь же четким. Если кто-либо из посетителей студии случайно останавливался между пустым креслом и работающим художником, то он обращался с просьбой «отойти в сторону, чтобы не заслонять» эйдетический образ, помещенный воображением в кресло.

Следовательно, необычно выраженное эйдетическое качество состоит, во-первых, в особой четкости образа, во-вторых, в способности его произвольно вызывать.

Следовательно, рассмотренные нами выше ощущения, восприятия и представления — это последовательные стадии чувственного познания.

Многообразие подходов к изучению человека.Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы ? человек; общество и его историческое развитие ? человек; человек ? техника; человек ? культура; человек и общество ? Земля и космос).

Дифференциация научных дисциплин:

Первой из них является возрастная физиология и морфология.

Второй специальной дисциплиной новейшего времени является сексология.

Третья научная дисциплина новейшего времени — соматология.

Четвертая научная дисциплина — типология высшей нервной деятельности.

Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику

Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых системах (как языковых, так и неязыковых) — семиотики.

Из новых дисциплин следует особо отметить аксиологию — науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть