ПСИХОЛОГИЯ

Человек в футляре психология

Жизнь в постоянном страхе, или Кто такие футлярные люди

Н.А. Добролюбов однажды сказал: «Человек, который не страдал и не ошибался, никогда не сможет познать истинного счастья». Но есть такие люди, которым просто не под силу принимать непредвиденные события. Вот кто такие «футлярные люди» и о них пойдет речь.

Особенности

Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни встречал человека в футляре. Кто-то познакомился с ним в рассказах Чехова, а кому-то пришлось столкнуться с таким персонажем в реальной жизни. Как же можно охарактеризовать такой тип людей? Первое что они вызывают при встрече, это чувство жалости и желание помочь.

Кто такие «футлярные люди»? Это те, которые боятся правил, реальности и ошибок. Им очень трудно сделать выбор, даже если речь заходит о самых простых вещах. Такие люди всегда опасаются «как бы чего не вышло». Человек в футляре постоянно беспокоится о мнении окружающих, а это не дает ему возможности полноценно развиваться. Его дни пустые и безжизненные, он не получает удовольствия от прогулки, чтения книг или общения. Такие люди постоянно придерживаются стандартов, загоняя тем самым себя в узкие рамки, из-за которых не видно красоты мира.

С точки зрения психологии

В литературе человеком в футляре был Беликов – главный герой одноименной повести Чехова. А в реальной жизни таким эпитетом обычно называют людей с астеническим психотипом личности. Психологи обозначают таких людей как слишком восприимчивых. Они отлично понимают и чувствуют переживания окружающих, поэтому легко заводят новые знакомства и завоевывают доверие. Вот только представителям этого психотипа не всегда просто живется. Их основная эмоция – тревожность.

Такие люди переживают обо всех аспектах жизнедеятельности, остро реагируя на любые изменения. Если утром что-то пошло не так, то и весь день пройдет насмарку, а то и вся неделя. Если хоть что-то выходит за рамки обыденности, это уже веская причина испытывать панику. Естественно, каждый человек склонен к тревоге, но обычно такие ощущения связаны с конкретными событиями.

Детство человека в футляре

Кто такие «футлярные люди»? Это те, кто уже родился с чувством повышенной тревожности. Дети-астеники очень бояться незнакомцев, пауков, жуков, темноты и многих других вещей. Они часто прячутся за спинами родителей. Для этих детей характерными являются мысли такого содержания:

  1. «Вдруг сломается кроватка, на которой я сплю».
  2. «Что будет, если упадет потолок?».
  3. «А вдруг двери комнаты не откроются, и я никогда не смогу выйти» и т. д.

Такие дети больше времени проводят в окружении взрослых или тех, кто старше. Поведение сверстников зачастую их пугает, ведь шумные одногодки могут ударить, забрать игрушку или толкнуть. Однако несмотря на все это, дети-астеники подвижные и общительные, но только с теми людьми, к которым привыкли. Со временем они учатся контролировать свою тревожность, то есть не проявляют внешней обеспокоенности, хотя в душе очень переживают из-за пустяков.

Причины беспокойства

Психологи уверяют, что у «футлярных людей» быстро истощается нервная система. Такому человеку очень важно высыпаться, вовремя кушать, не перетруждаться. В противном случае он сразу станет вялым. Таким людям противопоказана напряженная, долгосрочная работа. Они могут устать от общения с незнакомцами, а еще не могут долго ждать, вот кто такие «футлярные люди».

Из-за того, что что-то идет не так, человек-астеник устал или ему приходится очень долго чего-то ждать, он может стать раздражительным. Для таких людей характерны внезапные вспышки гнева, а это то, чем опасны для общества «футлярные люди». Их поведение оказывает деструктивное влияние на общество, внося недопонимание в человеческие взаимоотношения. Физически человек в футляре не может нанести никакого урона окружающим, но его странное поведение остается непонятным. Эти люди живут в собственном мирке, из-за чего и вызывают у других подозрения.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше. Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Источник

Все астрологи

С 4 домом связана функция сохранения, сбережения. Люди 4 дома все берегут, сильно привязываются к людям, месту жительству, им тяжело со всем расставаться в жизни. По этому дому проходит и инстинкт самосохранения. Поэтому его представители быстрее других чуют опасность. И если 4 дом у вас сильный, то вопрос безопасности для вас будет всегда актуальным и первостепенным. Сила дома напомню, определяется наличием аспектов между сигнификатором, в данном случае Луной, элеватором дома, Юпитером в данном случае и управителем дома. Планеты упр. дома и в самом доме должны быть сильными по аффет. Статусу. Значимость, силу дома увеличивают наличие в нем светил, ядра или стеллиума планет. Если все эти показатели присутствуют то дом сильный.

Итак, люди 4 дома склонны во всем перестраховываться, стремятся все предусмотреть, не любят непредвиденных ситуаций, заранее начинают ко всему готовиться. А в худшем случае они страдают от тревожно – мнительного расстройства, живут в ожидании плохого, преувеличивают любую опасность. В рассказе А.П.Чехова «Человек в Футляре» приведен хрестоматийный пример такого человека 4 дома. «Как бы чего не вышло» — постоянно повторял главный герой рассказа Беликов. Конечно, это негативный пример и преувеличенный, хотя бывает, что и в реальной жизни такие люди встречаются. У самого писателя 4 дом был сильным (Мерк, Солнце0Раху, Хирон), наверное, поэтому он смог так гениально раскрыть и описать в своем произведении одну из его тем.

В 4 доме в обителе находится Луна, поэтому представители 4 дома живут больше чувствами, эмоциями, чем разумом, эмоционально все воспринимают, переживают. Экзальтирует Юпитер – консерватизм, подчинение авторитетам, родительской воле. Марса находится в падении – подавление самостоятельности, возможно от воспитания, гиперопеки матери (Луна в обителе), неумение постоять за себя. А Сатурн в изгнании, что дает нехватку внутреннего стержня, отсюда исходит их стремление создать себе оболочку, защититься в нем от мира. Но чем больше они прячутся от угроз внешнего мира, тем беззащитнее становятся.

В рассказе Беликова прятавшегося от реальности выводит из равновесия пустяковый случай – кто-то рисует на него и Вареньку карикатуру с надписью «Влюблённый антропос». Его шокирует, когда он увидел, что Варенька ездит на велосипеде. А ее смех, когда она думала, что он сам упал с лестницы, после ссоры с ее братом и вовсе ставит на всем крест, и на сватовстве и на жизни главного героя.

«Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала». Гроб тоже имеет отношение к символизму изгнанного Сатурна в 4 доме, к тому же 4 дом описывает не только происхождение, истоки человека, но и участвует в показателях его естественного ухода из жизни.

Источник

Системно векторная психология о русской классике. Человек в футляре

Системно векторная психология отмечает: в русской литературе стремление к познанию тайн человеческой души было всегда. Особенно ярко эти попытки удавались в столкновении интересных, особенных характеров, взаимодействие которых приводило к новым вопросам о ментальных особенностях российского человека.

Хотелось бы рассмотреть одно из произведений русской классики с точки зрения системно векторной психологии.

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» создан образ человека, максимально не вписывающегося в окружающую среду. Учитель греческого языка, Беликов, — замкнутый, нелюдимый человек, которого связывает с обществом только работа. Он пытается держать дистанцию от окружающих, изредка пытается поддерживать хорошие отношения с коллегами и то, только по необходимости.

«Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».

Не только одиночество разительно отличало Беликова от его окружения. Его стремление к ограничениям также было причиной непонимания окружающими.

«Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное».

Системно векторная психология утверждает, что только кожному вектору свойственно испытывать удовольствие от ограничения наслаждения. Хорошо развитый кожник – дисциплинированный организатор – умеет направить свои свойства-желания к ограничениям в нужно русло и таким образом приносить пользу обществу. Когда же свойства развиты, но человек применения им найти не может – это проявляется неадекватными запретами и ограничениями для себя и других.

«Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло».

Чехов не случайно обнаружил этого персонажа для формирования центрального конфликта рассказа: Беликов оказывается противопоставленным всему окружающему его обществу, как неприспособленный кожный человек в уретральном ментальном поле.

Ценности кожного вектора абсолютно контрарны менталитету россиян, согласно системно векторной психологии. Как уретральный вектор от природы не нуждается в ограничениях (он просто их не ощущает), так и все мы ментально не принимаем запреты, правила, законы. Мы хотим жить по справедливости, искренне принимая на себя общее благо более важным, чем собственное (лучшие из нас). А подчинение ограничениям нам несвойственно, мы не обращаем на них внимания, бессознательно вынося себя за скобки: другие пусть соблюдают, а мне иногда и нарушить можно, — системно-векторная психология подробно разбирает эти феномены психического. Даже когда эти ограничения имеют здоровую природу – они ментально нам чужды.

Вот Беликов – это кожный человек, стремящийся к ограничениям, как и все нормальные кожники, способный испытывать удовольствие от ограничения себя и других. Но он не может реализовать себя адекватным образом в своем окружении. Его попытки ограничить раздражают других людей, воспринимаются в штыки, потому что такие ограничения никому не нужны.

Какое облегчение испытывают окружающие, когда Беликов умирает – можно вздохнуть свободно и делать, как и раньше, то, что хочется. Ведь любой запрет на удовольствие – это кнут, заставляющий испытывать острую нехватку этого самого удовольствия.

Корень всех законов, правил и ограничений – в базовом запрете первобытной стаи против покражи, подчеркивает системно векторная психология. Развиваясь от этого базового ограничения и до законодательной деятельности, кожные люди адаптируют свои свойства-желания к ограничению к современному обществу.

Так происходит на Западе, но только не в России. На фоне уретрального, вольного менталитета, ограничения не развиваются и не приживаются – как свидетельствует системно векторная психология – кожные люди остаются без стимула развиваться на запретах, остаются архетипичными, первобытными любителями покражи. И, несмотря на формальное существование законов и правил, в своей сути они не работают, а часто становятся возможностью для процветания коррупции и взяточничества.

Да, уретральный вектор природно не нуждается в ограничениях, потому что уретральный вождь не совершает преступлений. Такие люди рождаются с приоритетом общего над частным, общего блага над личным. У остальных же: кожных и анальных, – такого приоритета нет, они являются личными эгоистами, а значит – при недоразвитости своих векторов, в архетипичном состоянии способны на преступления, раскрывает системно векторная психология.

Системно векторная психология акцентирует, что каждое проявление человека по отношению к другим людям продиктовано его развитостью и намерением. Развитый человек с хорошим намерением у нас проявляет себя позитивным, полезным для всех остальных действием. А недоразвитый, преступник, будет приносить вред по отношению к другим.

Как раз по этой причине любой коллектив нуждается в ограничениях: от самих себя, от недоразвитых особей внутри себя. Уретральный менталитет – это максимальное проявление себя наружу: мы не сдерживаем внутри себя радость и удовольствие и с радостью делимся своим состоянием с другими людьми, когда нам хорошо. И наоборот – не можем сдержать внутри себя неприязнь и ненависть, когда нам плохо, и этим – вредим другим людям, согласно наблюдениям в системно векторной психологии.

Мы хотим жить без ограничений, а в итоге, будучи не способны складывать мысли с приоритетом общего над частным, остаемся ментальными ворами. Мы не развиваемся массово настолько, чтобы проявления всех людей снаружи себя приносили исключительную пользу обществу. Если в тебе нет ничего хорошего – то и наружу нечего вынести. А то, что в итоге выносится наружу – не всегда принесет пользу всем. Именно поэтому россияне клянут свою Родину тем, что в ней все плохо, разруха, воровство, беспорядок. Потому что ничего не можем России дать, чтобы в ней было. Какие мы – такая и Родина.

Системно векторная психология обращает внимание читателей на то, что ограничить в себе вредное мы не можем, но и полезное вносить не приучены. Как же нам догнать и перегнать Запад, коллективно развивающийся на общественных ограничениях?

Мы нуждаемся в ограничениях для развития, но из-за уретрального менталитета отвергаем их, отвергаем возможность контроля за развитием путем создания искусственного кнута для каждого, констатирует системно векторная психология.

А без кнута, без обязанности развиваться – мы ментально архетипичны, и никаких видимых причин развиваться и приносить пользу другим у каждого в отдельности нет. «А что мне за это будет?» А за это обычно бывает хорошее внутреннее состояние от здоровой связи с другими людьми, которое называется «счастье». Для всех, кто ищет счастье – ищите снаружи. Внутри его не может быть, системно векторная психология настаивает на этом.

Это состояние в России было всегда – при всех благих побуждениях наша жизнь оказывается бесцельным выживанием путем мелкого воровства. Многие кожные люди в России, имея уретральную ментальную надстройку, хотят казаться уретральниками: жить широко и смело, кутить на все, приобретать самое дорогое и при этом оставаться без рубля в кармане. Есть и такие, кто хотят искренне жить с приоритетом общего над частным, жить по-крупному, работать на отдачу, приносить реальную пользу в общество, системно векторная психология сталкивается с тем и другим.

Уретральный вектор – это особь с высшим рангом, первым правом на поклевку и на женщину, которым он пользуется в последнюю очередь, как это в теории системно векторной психологии. Амбициозные кожники стремятся поднять свой социальный статус, брать на себя большую ответственность, и таким образом сравняться с перворанговой особью по заслугам. Способность жить на отдачу позволяет кожнику реализовать свои амбиции, а неспособность – это неудача, унижение никчемной жизнью бедной родственницы без права на слово за общим столом.

Дорога к счастью – всегда трудоемка и тяжела. Но именно такой способ движения годится для России – движение за пряником не требует установления ограничений. И это отлично входит в резонанс с нашим уретральным менталитетом, системно векторная психология настаивает на этом.

«Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!» — подытоживает Чехов словами рассказчика о необходимости жить иначе и одновременно сожалении о том, что он не знает как. Не знаем, не дифференцируем в себе развитые свойства от неразвитых. Не имеем истинных ориентиров и понятий о добре и зле, которые могут определяться только относительно коллектива, хотя системно векторная психология дает четкие ориентиры на этот счет.

Как актуально звучат слова Чехова на фоне того, что сегодня происходит в России. Взяточничество и коррупция, кумовство, — сегодня коллективная мысль россиян стыдливо прогибается под собственную ментальную кожную архетипичную дыру.

Мы сами выбираем этот «дешевый» путь для выживания, отмечает системно векторная психология. У кого-то получается, у кого-то нет – испытание кожной фазой развития приводит ко множеству частных потерь. А тем временем, что еще хуже, коллективно Россия несет невосполнимые потери: уходит образование, наука, разрушаются социальные связи, падает демография, на этом системно векторная психология заостряет внимание. Потеря этой надежной базы, фундамента, создает риск несостоятельности будущего всей страны. И это притом, что, изучая и понимая свои развитые свойства, мы вполне способны сами найти способ реализации себя, не противореча условиям современного глобального рынка.

Жить на отдачу, жить без ограничений – на пользу общества, как большие люди – это задано коллективно только России. Системно векторная психология доказывает, что коллективный труд активной части россиян в таком виде может приносить немыслимый результат.

(c) Cистемно векторная психология Юрия Бурлана

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть