ПСИХОЛОГИЯ

Чем обусловлена смена представлений о предмете психологии

Этапы развития психологии и изменение представлений о предмете психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Источник

Основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии.

Этапы развития психологии:

1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;

2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;

3) ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;

4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;

5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы;

6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;

7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

Важнейшие теоретические направления и основные отрасли современной психологии

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.

Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.

Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.

Традиционно для классификации используются следующие основания:

2) развитие <психология животных, сравнительная психология; психология развития, детская психология и т.п.);

В последние годы внашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладкой психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач» 2 . Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки.

Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, и большей степени использует описания и типологии.

В настоящее время не существует законченной классификаций психологических отраслей.

Психология — наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.

Источник

Вопрос 2. Изменение представлений о предмете психологии в истории психологической науки

История психологии для бакалавров 1 курс

Особенности объекта и предмета психологической науки. Житейская и научная психология.

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

Душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, приспособляемость, происхождение психических деятельностей, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека

Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Положение психологии связано с двумя разноплановыми традициями. Первая представляет собой её стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая — стремление занять место житейской психологии. В сравнении с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Научная и житейская психология сохраняют принципиальные различия, но при этом взаимосвязаны друг с другом. Психология имеет связь как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам. Отличительной особенностью психологии является слияние объекта и субъекта познания.

Вопрос 2. Изменение представлений о предмете психологии в истории психологической науки.

Основная задача истории психологии заключается в том, чтобы через анализ прошлого психологии правильно определить ее современное состояние и прогнозировать ее будущее.

Этапы развития психологии.

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

1. Донаучный период (до VII – VI вв. до н. э.) В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Душа рассматривалась без раскрытия ее конкретного содержания и функций. Складывалось лишь общее представление об охранительной и активной роли души.

2. Философский период (VII – VIвв. до н. э. – конец XVIII – начало XIXв.). Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода. Философский период охватывает следующие вехи:

Античная психология рассматривала душу как источник активности тела, обладающую функциями познания и регуляции поведения. (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Сократ).

Психология Средневековья (I – XVвв.) І – ІІ вв. новой эры – начало разложения рабовладельческого общества. В І в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима.(Плотин).

Развитие психологии в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.).Период возрождения был временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматов. Эти века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики

Психология Нового времени (XVI – XVIII вв.).Интенсивное развитие капиталистических отношений повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Успехи и достижения механики и естествознания имели большое научное, практическое и идеологическое значение. (Р. Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть