ПСИХОЛОГИЯ

Чем занимается дифференциальная психология

Что такое дифференциальная психология?

Дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека, так и определенной группы людей. Как правило, в ходе исследований особое внимание уделяется психологическим проявлением людей, относящихся к разным возрастным, этническим и социальным группам.

И хотя дифференциальная психология как самостоятельная наука выделилась совсем недавно, она очень важна. Впервые подобный термин был использован в 1900 году, когда Штерн разработал концепцию, определяющую и объясняющую различия между индивидами и их группами.

Данная ветвь науки ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые стараются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задание объяснить причину их возникновения и происхождение.

Дифференциальная психология и работы Френсиса Гальтона. Рассмотрев работы этого ученого, можно понять некоторые особенности дифференциальной психологии. Во время его экспериментов большая часть психологов отдавала предпочтение изучению общих черт человечества. В это же время Гальтон интересовался индивидуальными особенностями каждого человека и возможностью их наследственности. Именно в этот период зародилось мнение, что умственные и физические способности, талант и какие-то нестандартные возможности человека передаются генетически от родственников.

Именно поэтому он тщательно изучал своих пациентов, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Например, он оценивал уровень мышечного тонуса, определял верхний порог слуховой чувствительности и т.д. Затем был разработан специальный тест — испытуемому предлагалось создать в воображении некоторый образ, а затем детализировано описать все особенности. Гальтон же изучал какие-то индивидуальные качества образа, а также сравнивал результаты эксперимента близких родственников, например, определял уровень сходства образов у братьев и сестер.

Именно он впервые разослал емкие анкеты всем ученым Англии, чтобы определить уровень их интеллекта и выявить особенности мышления.

Дифференциальная психология и ее методы. Как и в любой другой науке, ученые используют самые разнообразные методы исследований. Их можно разделить на разные группы.

Если брать во внимание вид используемого в экспериментах опыта, то можно выделить:

  • Интроспективные методы — их результаты базируются на данные чисто субъективного опыта;
  • Экстраспективные методы — в них используются исключительно объективные результаты, которые можно точно измерить;

Имеет значение и активность воздействия на исследуемый объект:

  • Наблюдение — пассивный метод исследования;
  • Эксперимент — хорошо продуманный и активный метод;

Берется во внимание и уровень обобщенности. В этом случае методы разделяют на:

  • Идиографические — ориентируются на единичный объект, его психологию и психографию;
  • Номотетические — ориентируются на общие данные;

Данные методы исследования использует наука психология практически в любом изучении.

Кроме того, принято условно разделять методы дифференциальной психологии на:

  • Общенаучные;
  • Исторические;
  • Психологические;
  • Психогенетические;

Конечно же, дифференциальная психология имеет свои проблемы. Например, если какие-то особенности человека действительно индивидуальны или встречаются очень редко, исследователь со своей точки зрения вряд ли сможет их понять.

На сегодняшний день этот отдел психологии находится на стадии бурного развития. Ведь изучаются особенности разных людей, представителей разных полов, национальностей, классов, возрастов и т.д. Кроме того, во внимание берут и различные виды отношений между испытуемыми. Все это создает огромные возможности для новых открытий, исследований и разработки способов устранения психологических проблем.

Источник

Дифференциальная психология как наука

Учебно-методическое и информационное обеспечение

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1 -Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ — Часть 2 — Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/

3. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ — Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ — Электронный ресурс URL: http://base.garant.ru/10105872/

5. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620с. – (Высшее образование).

Дифференциальная психология — отрасль науки, изу­чающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия ста­ли затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внут­ривидовые различия превосходят межвидовые. Так, напри­мер, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обе­зьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными толь­ко людям, пока на них не обратил внимание замечатель­ный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельству­ющий об избирательности в выборе партнера, случаи суп­ружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных) (1).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышле­ния, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуаль­ные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы ча­сто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработан­ным понятийным аппаратом и наличием объективных ме­тодов регистрации научных фактов, объективностью и сте­пенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каж­дому человеку, то искусство основано на интуиции и пото­му субъективно и воздействует эмоционально. Наука отли­чается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, на­ходясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь воз­вращаются в науку (3, 4).

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей пси­хического, к разработке проблем с общих позиций. И в по­исках общего, как правило, утрачивалось своеобразие ин­дивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюде­ния, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта (9).

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и прояв­ления индивидуальных различий в психике человека, раз­работать теоретические основы психодиагностических ис­следований и психокоррекционных программ. Сегодня этообласть знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В. Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциаль­ной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специали­стам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоре­тического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призмузакономерностей, присущих возрастной стадии его разви­тия. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зре­ния их обусловленности свойствами нервной системы (3, 8).

С самого начала становления дифференциальная психо­логия обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает пси­хические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временнойпротяженностью) и склонности (феномены, имеющие хро­нический и потенциальный характер). То есть можно пы­таться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в по­ведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализу­ющихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании — объекты непосредственного опыта, а действия и склонности — объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуще­ствления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Источник

Дифференциальная психология, ее особенности и методы

Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.

Автором данного направления является Уильям Штерн, благодаря которому и было придумано само понятие. Безусловно, ранее учеными также проводились различные исследования в области дифференциальной психологии, однако, работы не связывались между собой. Основной задачей исследования индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, а также способностей и ценностей.

Основные задачи дифференциальной психологии

Возникновение и развитие дифференциальной психологии привело к тому, что она определила основные задачи, направленные на решение проблемы. Цель этого направления заключается в следующем:

  • разработка теоретической базы диагностики в области психологии;
  • поиск принципов возникновения различий между людьми;
  • изучение различий, а также причин их появления;
  • тщательный анализ появления типов;
  • анализ распределения признаков по группам.

Дифференциальная психология смогла стать основным направлением во многих областях. Ее активно используют криминалисты, судьи, а также работники сферы образования и кадров. В дифференциальной психологии применяют 4 основных метода, с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Метод общенаучный

Он подразумевает наблюдение и эксперимент. Используя наблюдение, специалист целенаправленно описывает поведение человека в той или иной ситуации. Преимуществом данного метода является восприятие человека как целостной личности, а также сбор фактов, которые основываются исключительно на естественном человеческом поведении.

К недостаткам можно отнести невозможность повторного наблюдения за человеком. Также не слишком удобным является способ фиксации результатов (описание со слов специалиста).

Если же общенаучный метод подразумевает использование эксперимента, он проводится в специальных условиях и направлен на получение научных знаний. Используя эксперимент, ученые целенаправленно вмешиваются в жизнь человека. Основным достоинством эксперимента является то, что, в отличие от наблюдения, его можно применять множество раз.

Методы психогенетические

Общенаучные методы специалисты используют во многих отраслях психологии, психогенетические же применяются исключительно в дифференциальной. Предметом исследования здесь являются наследственные факторы.

Генеалогический метод изучает семьи и родословные испытуемых. Специалист составляет генеалогическое древо, в котором степень родства идет на убывание по мере уменьшения сходства. Близнецовый метод подразумевает изучение поведенческих реакций близнецов и двойняшек.

Методы исторические

Предметом изучения в этом случае являются великие люди, которым удалось внести вклад в развитие чего-либо. По структуре подобный метод делится на биографический, дневниковый и автобиографический.

Методы психологические

К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.

Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.

В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть