ПСИХОЛОГИЯ

Черников психология семейных отношений

Черников А.В.. Книги онлайн

Черников Александр Викторович — кандидат психологических наук.

Практикующий психотерапевт, старший научный сотрудник Центра семьи и детства, преподаватель Академии практической психологии МГУ, Института практической психологии и психоанализа. Председатель экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов.

В 1992 закончил Московский государственный университет им. И.М. Ломоносова. Факультет психологии. Отделение клинической психологии. Диплом по специальности «Психолог, преподаватель психологии».

В 1996 закончил аспирантура Исследовательского Центра семьи и детства Российской Академии Образования (РАО).

С 2007 года профессор Института Практической Психологии и Психоанализа.

Автор более 50 печатных работ, в том числе монография «Системная семейная психотерапия: интегративная модель диагностики».

Главный редактор серии книг «Современная семейная психотерапия» Издательства «Научный мир».

Книги (2)

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей.

Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе.

В последние десятилетия интерес к семейной терапии возрастает. Возникают сообщества профессионалов, формируются и успешно работают образовательные программы, появляются новые издания. Эта книга задумана как пособие по курсу системной семейной терапии.

На ее страницах описаны ключевые идеи и модели работы семейного терапевта, особенности диагностики семьи, техники начального этапа семейной терапии, циркулярного интервью, прямые и парадоксальные предписания для семьи, техники мотивирования и т.д.

Подробно изложены два новейших подхода к семейной терапии: краткосрочная терапия, ориентированная на решение, и нарративная терапия. Отдельная глава посвящена командной работе с семьей.

Источник

Черников психология семейных отношений

Независимая фирма «Класс»

Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики.

Изд. 3 е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).

ISBN 5 86375 042 1

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и

решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых

индивидов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых те

рапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагно

стики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает те

рапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснован

ные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семейном наследии, задачах разви

тия жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека

емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, соци

альных работников) — всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

ISBN 5 86375 042 1

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Е.А. Кошмина, дизайн обложки

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск про

изведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Êóïè êíèãó “Ó ÊÐÎËߔ

В начале 1960 х годов семейная терапия выделилась в самостоятельную

область психотерапевтической практики. Ее становление связано с разви

тием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению

проблем человеческого поведения. Постепенно все большую популярность

стал приобретать подход к семье как к единице психологического воздей

ствия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу

которого семья обратилась в консультацию) рассматривается не как меди

цинский больной, а скорее как элемент дисфункциональной семейной сис

темы. Семейная терапия предполагает возможность терапевтической помо

щи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он забо

лел или получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе рабо

ты оказываются не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны

взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью

семейной терапии является создание условий для формирования функцио

нальной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост по

тенциальных возможностей каждого члена семьи.

Несмотря на сорокалетнюю историю, семейная терапия остается сравни

тельно молодой областью психотерапевтической практики и продолжает

динамично развиваться. Это особенно актуально для нашей страны, в кото

рой психологическая помощь семье находится в стадии становления. Кро

ме того, очевидно, что не весь опыт западных специалистов, помогающих

семье, может быть без изменений перенесен на российскую почву. Россий

ские семьи имеют свою национальную специфику. Все это делает методо

логические исследования в области системной семейной терапии в нашей

стране особенно актуальными.

Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия эссесмента

(оценивания) семейной системы. Когда психотерапевт начинает работать с

семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего

семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и невербальных реакций

членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, количество инфор

мации возрастает по экспоненте с добавлением на консультации каждого

нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сто

рону, навязать ему свой взгляд на ситуацию в семье и ее проблемы.

Диагностика в системной семейной терапии

Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапев

том парадоксальным образом: ожидая изменений и одновременно желая

чтобы все в семье оставалось по прежнему. Одной из важных причин не

осознаваемого или малоосознаваемого утаивания информации пациентами

является преимущество, которое они тем самым получают при общении с

терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, кото

рых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бес

сознательно “знает” о причинах своих трудностей, так и члены семьи не

знают, что им “известна” та информация, которая необходима терапевту.

Чтобы упорядочить этот хаос, обеспечить себе возможность “профессио

нального выживания” и продуктивного взаимодействия с семьей, терапевт

должен решить в начале терапии по крайней мере две задачи: l во первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для семей

l во вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия

с семьей, чтобы эту информацию получать.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы

о ее функционировании и разрабатывать на их основе стратегию терапев

Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагности

ки проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в

этой книге интегративная модель системной семейной психотерапевтичес

кой диагностики призвана сделать процесс оценки семейной системы бо

лее быстрым и является эвристичным средством выдвижения терапевти

ческих гипотез. Ее цель — обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести

Источник

Черников психология семейных отношений

Образование:

Кандидат психологических наук.

  • 1987-1992 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Отделение клинической психологии. Диплом по специальности «Психолог, преподаватель психологии».
  • 1993-1996 Аспирантура Исследовательского Центра семьи и детства Российской Академии Образования.

Специализация:

Семейная психология и психотерапия, психодрама.

Александр Черников прошел подготовку в области семейной психотерапии:

  • Миланская школа семейной психотерапии. Четырехлетняя программа в Москве под руководством Ханы Вайнер (США), президента Международной ассоциации Семейной терапии.
  • Системная терапия М. Боуэна. Двухлетняя программа в Москве под руководством Кэтрин Бейкер и Питер Тительман (США).

А также подготовку в области психодрамы:

  • Пятилетняя программа Института Морено в Москве под руководством Греты Лейтц (Германия).

2001 г. Сертификат ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии)

Работа:

1991-1992 Клинический психолог Центра психического здоровья Российской Академии Медицинских Наук.

1992-1993 Заместитель директора Московской городской консультации по вопросам семьи и брака.

1990 – по наст. вр. практикующий семейный психотерапевт.

1993 – по наст вр. Старший научный сотрудник Исследовательского Центра семьи и детства РАО.

1996 – по наст. вр. Тренер и супервизор Института групповой и семейной психотерапии. Руководитель двухлетней обучающей программы по семейной терапии.

1999 – по наст. вр. Преподаватель Академии практической психологии при МГУ.

2000 – по наст. вр. Преподаватель и супервизор Института практической психологии и психоанализа.

2000 – по наст. вр. Супервизор в обучающем пятилетнем курсе, организованном Австрийским обществом системной терапии и системных исследований (OAS). Ведущие Герда Кламмер и Иоахим Хинш.

1997 – Участник конференции «Мультидисциплинарная инициатива против насилия над детьми». (Институт «Открытое общество», Будапешт).

2000 – Участник 12-го конгресса IFTA («Международной ассоциации семейной терапии» в г. Осло, Норвегия.

Членство в профессиональных организациях:

  • 1997 – по наст. вр. член IFTA (Международной ассоциации семейной терапии)
  • 2000 – по наст. вр член ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии) и ППЛ (Психотерапевтическая Лига)
  • 1998 – по наст. вр. Председатель Экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов

Авторские курсы:

Другие виды профессиональной деятельности:

У Александра Черникова двадцать пять печатных работ, в том числе монография «Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики» (переиздана в 2010 году),
составитель и соавтор (совместно с А. Варга, Г. Будинайте, Е. Жорняк, И. Хамитовой, Т. Драбкиной) книги «Системная семейная терапия: Классика и современность».

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть