ОТНОШЕНИЯ

Что характерно для отношения бальмонта к революции и эмиграции

Революция в творчестве К.Д.Бальмонта

Революция в творчестве К.Д.Бальмонта

Просмотр содержимого документа
«Революция в творчестве К.Д.Бальмонта»

Областная научно-практическая конференция

« Сто лет русской революции »

Секция «Русские писатели как зеркало революции 1917 года»

Революция в творчестве

Выполнил студент ОГБПОУ ШТК

Начало ХХ века — это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества. Самым серьезным потрясением не только для поэзии, но и для всей культуры стала Октябрьская революция 1917 года. Сопричастность происходящим в стране событиям ощущал каждый мастер поэтического слова.

Цель данной работы рассмотреть, как события ХХ века в стране повлияли на творчество К.Д. Бальмонта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Изучить архивные и исторические материалы по теме исследования.
  • Проанализировать творчество К.Д. Бальмонта.
  • Исследовать вопрос об отношении поэта к Октябрьской революции 1917 года.
  • Сделать вывод о влиянии революции на творчество К.Д. Бальмонта.

Мировоззренческая позиция поэта формировалась на протяжении всей жизни. Еще в ранней юности К.Д. Бальмонт не чуждался демократических идей. Здесь нельзя не вспомнить о таком событии , как его участие шестнадцатилетним гимназистом в оппозиционном кружке

Демократический настрой поэта дал о себе знать в дни февральской революции во время пребывания его в Шуе. Революционно настроенная местная интеллигенция встречала Бальмонта восторженно, видя в нём своего союзника. Он откликнулся на это обращение «Вольным стихом»:

Цепи звенели веками!

Об отношении Бальмонта к Октябрьской революции ярче всего свидетельствует книга «Революционер я или нет», в которой он отрекается от своих политических взглядов и приходит к выстраданному выводу, что «не революцией, а эволюцией жив мир»

В публицистической книге 1918 года «Революционер я или нет?» Бальмонт выражал убеждение в том, что поэт должен быть вне партий, что у поэта «свои пути, своя судьба — он скорее комета, чем планета .

Бальмонт увидел зло Октябрьской революции и в большей степени стал проникаться убеждением: «Революция есть гроза преображающая. Когда она перестает являть и выявлять преображение, она становится Сатанинским вихрем слепого разрушения, Дьявольским театром, где ходят в личинах. И тогда правда становится безгласной или превращается в ложь»

С. Поляков-Литовцев писал: «Бальмонт не приспособлялся ни одной минуты к Советской власти. Не писал в большевистских изданиях, не служил, не продавал своих произведений. Ему угрожала смерть от голода. Но и тогда он отклонил предложение советской власти о покупке у него его книг».

Бальмонт бедствовал из-за нежелания идти на компромисс с новой властью. Когда на литературной лекции кто-то подал Бальмонту записку с вопросом, отчего тот не издаёт своих произведений, последовал ответ: «Не хочу… Не могу печатать у тех, у кого руки в крови».

Октябрьская революция и последующие события отпугивают Бальмонта насилием, подавлением творческой индивидуальности. Временный отъезд из России в 1920 г. оборачивается для поэта долгими годами эмиграции. Уехав в заграничную командировку, Бальмонт в Россию не вернулся. Он не хотел дышать, как бы сказал Мандельштам, «ворованным воздухом» не своей страны. Но именно там, в эмиграции, он почувствовал невозможность жить без России.

Исследуя творчество Бальмонта, я поразился тому, насколько ярко он раскрывает тему революции. В каждой строчке поэт передает свои самые сокровенные переживания. Крушение царизма было воспринято Бальмонтом ликующе. Он декларировал свою причастность к общему делу — «могучему потоку». В дальнейшем, отвергает Октябрьскую революцию, трактует ее как «насилие».

В мечтах Бальмонта революция всегда сочеталась с красотой, желанной, недостижимой, и чем более недостижимой, тем более желанной. Когда революция стала явью, она показалась ему грубой , страшной и он ее отверг. В книге «Где мой дом?» писал: «Когда мне говорят, что той России, которую я любил, больше нет, я не могу с этим согласиться. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, какое историческое бедствие или заблуждение в ней взяло верх».

Источник

Судьба таланта

Годы эмиграции

Константин Бальмонт приветствовал и Октябрьскую революцию, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского , Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу — вместе с гражданской супругой Еленой Константиновной Цветковской и дочерью Миррой . Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции. Но именно там, в эмиграции, Бальмонт почувствовал невозможность жить без России, без той первоначальной для него точки земли, которая его взрастила.

Именно тогда и начинает проступать завершающее звено сокровенного лирического метасюжета в поэзии Бальмонта , с которым связаны не какие-то отдельные стихотворения, а лирико-тематические узлы его поэтического творчества в целом. Память детства становится в творчестве Бальмонта синонимом любви к России. О том, какую громадную роль сыграли в формировании личности поэта Гумнищи, Шуя и близкий к ним Иваново-Вознесенск, развёрнуто и подробно говорится в его автобиографическом романе « Под новым серпом », написанном в 1923 году . В эмиграции Бальмонт опубликовал и несколько поэтических сборников: « Дар земле » ( 1921 ), « Марево » ( 1922 ), « Мое — ей » ( 1923 ), « Раздвинутые дали » ( 1929 ), « Северное сияние » ( 1931 ), « Голубая подкова » ( 1935 ), « Светослужение » ( 1936 – 1937 ):

Я слушал дождь. Он перепевом звучным
Стучал во тьме о крышу и балкон,
И был всю ночь он духом неотлучным
С моей душой, не уходившей в сон.

Я вспоминал. Младенческие годы.
Деревня, где родился я и рос.
Мой старый сад. Речонки малой воды.
В огнях цветов береговой откос.

Я вспоминал. То первое свиданье.
Березовая роща. Ночь. Июнь.
Она пришла. Но страсть была страданье.
И страсть ушла, как отлетевший лунь.

Я вспоминал. Мой праздник сердца новый.
Еще, еще — улыбки губ и глаз.
С светловолосой, с нежной, с чернобровой
Волна любви и звездный пересказ.

Я вспоминал невозвратимость счастья,
К которому дороги больше нет.
А дождь стучал — и в музыке ненастья
Слагал на крыше мерный менуэт.

О возвращении на родину Константину Дмитриевичу помышлять не приходилось — он даже боялся писать оставшимся в России Екатерине Алексеевне Бальмонт и дочери Нине , или Нике , как он ее называл, опасаясь внести в их жизнь ненужные осложнения. В эмиграции, уделом поэта и его семьи стала бедность, почти нищета. Когда в мае 1937 года Бальмонт попал в автомобильную катастрофу, то в письме В. В. Обольянинову он в первую очередь посетовал, что испортил единственный костюм. Обращаясь к эмигрантам-соотечественникам в « Слове о Бальмонте », Марина Цветаева восклицала: «Вечный грех будет на эмиграции, если она не сделает для единственного великого русского поэта, оказавшего за рубежом, — и безвозвратно оказавшегося, — если она не сделает для него всего, и больше, чем можно. Если эмиграция считает себя представителем старого мира и прежней Великой России — то Бальмонт одно из лучших, что напоследок дал этот старый мир»:

Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.

Я русский, я рыжий, я русый.
От моря до моря ходил.
Низал я янтарные бусы,
Я звенья ковал для кадил.

Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я — тропинкою узкой,
Приду — как широкий рассвет.

В эмиграции, Цветаева стала одним из немногочисленных друзей Бальмонта . Драматические испытания выявляли духовную родственность Марины Ивановны и Константина Дмитриевича , их душевное бескорыстие. Бальмонт , вспоминая голодные и холодные дни 1920 года , писал о спасительной теплоте этой дружбы: «Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Я иду к Марине Цветаевой . Мне всегда так радостно с ней быть, когда жизнь притиснет особенно немилосердно. Мы шутим, смеёмся, читаем друг другу стихи. И, хоть мы совсем не влюблены друг в друга, вряд ли многие влюблённые бывают так нежны и внимательны при встречах». По свидетельству Анастасии Ивановны Цветаевой , уже при первом визите Константина Бальмонта , в 1913 году , в московский цветаевский дом в Трёхпрудном переулке Марина открыла в нём друга и рыцаря. На своём сборнике « Марево », посланном Цветаевой в Прагу, Бальмонт сделал такую надпись: «Любимой сестре Марине Цветаевой с голосом певчей птицы. 1922, сентябрь. Бретань».

Здесь нельзя не упомянуть и о родовой причастности Марины Цветаевой к ивановской земле. В селе Талицы, на малой родине своего отца Ивана Владимировича Цветаева — создателя московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Марине Цветаевой побывать не довелось, но она неоднократно подчеркивала: «…Оттуда — из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род…». Насколько поэты в своей дружбе дорожили своей земляческой родственностью? Вспоминали ли о шуйской земле, на которой жили их деды и отцы? Наверное, вспоминали, хотя мемуарно-документальными свидетельствами мы почти не располагаем. Разве что акцентное упоминание в цветаевском очерке « Герой труда » о Владимирской губернии, где родился Бальмонт и, что для нас более значимо, вскользь брошенное Цветаевой замечание в автобиографическом эссе « Чёрт »: «Бальмонт учил Священную историю по учебнику, принадлежавшему деду Марины Ивановны — [священнику], о. Владимиру». Документально подтверждён тот факт, что в 1845 году , дед Марины Цветаевой — о. Василий отпевал в Воскресенском храме села Дроздова деда Бальмонта — Константина Ивановича . Не лишено оснований и предположение, что при отпевании о. Василия в Никольском храме села Николо-Талицы ( 1884 г. ) были отцы поэтов — Дмитрий Константинович Бальмонт и Иван Владимирович Цветаев , знавший Дмитрия Константиновича .

В « Слове о Бальмонте » Марина Цветаева выразительно повествовала об одном удивительном качестве Константина Дмитриевича , характеризующего, пожалуй, суть его жизни; «У Бальмонта, кроме поэта в нём, нет ничего. Бальмонт: поэт: адекват. Поэтому когда семейные его, на вопрос о нём, отвечают: Поэт — спит, или Поэт пошёл за папиросами — нет ничего смешного или высокопарного, ибо именно поэт спит, и сны, которые он видит — сны поэта, и именно поэт пошёл за папиросами…На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта»:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь. Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!

(«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»)

Бальмонт на даче у И. Шлмелева

Надгробие на кладбище Нуази ле Гран

В тяжёлые для Константина Бальмонта 1930-е годы дружба с писателем Иваном Сергеевичем Шмелёвым оставалась для него главной опорой. «Друг, если бы Вас не было, не было бы и самого светлого и ласкового чувства в моей жизни за последние 8 – 9 лет, не было бы самой верной и крепкой душевной поддержки и опоры, в часы, когда измученная душа готова была переломиться…» — писал Бальмонт 1 октября 1933 года . Перед смертью, в ночь на 23 декабря 1942 года , поэт попросил почитать ему из книги Ивана Шмелева « Богомолье ». Константин Бальмонт скончался от воспаления легких, в приюте «Русский дом» в местечке Нуази ле Гран под Парижем. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»). Елена Константиновна Цветковская умерла в 1943 году , спустя год после кончины Бальмонта . Мирра Константиновна Бальмонт — писала стихи и печаталась в 1920-е годы под псевдонимом Аглая Гамаюн . Она умерла в Нуази ле Гран в 1970 году .

Указатель на кладбище Нуази ле Гран

Адреса электронной почты:
Директор: Дмитриева В.В.
Webmaster: Смирнов С.С.
Общий: book@isuct.ru

Для уведомления об ошибке выделите текст и нажмите ctrl-enter

Посетите интрасайт информационного центра (доступен только в локальной сети университета)

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector