ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает экономическая психология

Основы экономической психологии: понятие, предмет, цель, направления исследований

Экономическая психология – это наука, занимающаяся исследованием поведения людей в условиях экономических отношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления.

Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.

Предметом экономической психологии являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.

Экономическое поведение – это поведение людей, вызванное экономическими стимулами, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

В настоящее время в отечественной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

· история экономической психологии;

· психология экономической культуры;

· психология хозяйственных организаций;

· психология трудовых отношений;

· психология домашнего хозяйства;

· психолого-профессиональная и экономическая стратификация;

· психология истории хозяйства;

· психология экономического знания;

· психология экономического поведения;

· психология предпринимательской деятельности;

· психология принятия решений в хозяйственной деятельности.

Деятельность: понятие, виды, компоненты

Деятельность — специфический вид человеческой активно­сти, направленный на познание и творческое преобразование, со­вершенствование действительности, самого себя и условий своего существования.

В деятельности человек:

1) создает предметы материальной и духовной культуры;

2) преобразует и развивает свои способности;

3) сохраняет и совершенствует природу;

4) строит общество и участвует в системе его различных структур, организаций и отношений;

5) создает то, что без его активности не существовало в при­роде.

Творческий характер человеческой деятельности проявляет­ся в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природ­ной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обу­словленные возможности.

Основные виды деятельности, свойственные всем людям:

1. Общение – это вид деятельности, направлен­ный на обмен информацией между общающимися людьми.

2. Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

3. Учение – это вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

4. Труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование ору­дий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения про­изводительности и качества труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Строение деятельности

1. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ра­ди чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной дея­тельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности:

1) органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребно­стей организма. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

2) функциональные мотивы удовлетворяют­ся с помощью разного рода культурных форм активности, напри­мер, игр и занятий спортом.

3) материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов до­машнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредст­венно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребно­сти.

4) социальные мотивы порождают различные виды деятельно­сти, направленные на то, чтобы занять определенное место в об­ществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

5) духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

2. Цель деятельности — это ее конечный продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретен­ные в ходе деятельности, творческие результаты (мысль, идея, теория, произведения искусства).

3. Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения, навыки, предметом тру­довой деятельности — создаваемый материальный продукт.

4. В структуре деятельности выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

1) действие — это часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную осознанную че­ловеком цель.

2) операция — это способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

5. Средства осуществления деятельности — это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Взаимосвязь психических процессов и деятельности

Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему необходимо сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суж­дения, делать умозаключения. Следовательно, без участия психи­ческих процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участ­вуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приоб­ретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направле­ние и скорость движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, че­ловек не в состоянии представить и вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, усло­вием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображе­ния есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее процессам одновременно: запоминанию и воспроизведе­нию.

Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуется словосочетанием «ре­чевая деятельность». «Поскольку внутренние психические про­цессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии».

Источник

Тема 1. Экономическая психология как наука

Экономическая психология как сфера человеческой деятельности. Предмет и объект экономической психологии. Микроэкономическая и макроэкономическая психология. Истоки и становление экономической психологии как науки. Соотношение экономической психологии и других психологических дисциплин. Методологические принципы проведения исследований в экономической психологии.

Тема 2. Психология экономического поведения

Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения. Когнитивные компоненты экономического поведения (принятие экономического решения, психологические затраты экономического решения). Аффективные компоненты экономического поведения. Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения (экономические мотивы, волевые компоненты экономического поведения).

Тема 3. Психология потребления

Потребитель в рыночной системе. Формы власти рынка над человеком. Психологические последствия технико-экономического прогресса. Терапевтические функции мира вещей. Факторы потребительского выбора. Типичные эффекты потребительского поведения. Модели избирательного по ведения потребителя. Личность и потребительский выбор.

Тема 4. Психология бедности и богатства

Проблема богатства и бедности. Проблема бедности в психологии. Личностные характеристики бедных. Психологические причины бедности. Проблемы психологии богатства.

Тема 5. Психология денег

Особенности отношения к деньгам у разных социальных групп. Стратификация людей по отношению к величине оплаты труда, трате денег. Деньги как мерило отношений между людьми и странами. Влияние денег на формирование личности. Стимулы увеличения заработка. Психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства. Проблема хранения и накопления денег. Денежные типы личности.

Тема 6. Психология предпринимательства

Существующие подходы к анализу проблемы предпринимательства. Психологические предпосылки предпринимательства. Психологические проблемы предпринимательства. Предприниматель и государство. Этика и идеология предпринимательства. «Образ» предпринимателя. Автопортрет и портрет предпринимателя. Предприниматель и менеджер.

III. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Экономическая психология как наука

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

1) лекция на тему: «Экономическая психология как наука»;

2) самостоятельная работа студентов в формах:

подготовка к лекциям;

изучение дополнительной литературы.

Вопросы темы:

1.1. История экономической психологии.

1.2. Объект, предмет и области исследования экономической психологии.

1.3. Экономическая психология в системе наук. Методы исследования.

Методические указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. ДейнекаО.С.Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. Введение.

2. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992. Введение.

3. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999. Глава 1. Основы экономической психологии.

История экономической психологии

Истокиистории экономической психологии можно найти, прежде всего, в трудах знаменитых экономистов.

Адам Смит (1723-1790), основатель экономики как самостоятельной науки, заложил основу теоретических представлений об «экономическом человеке» как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде.

Дж. Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как основной закон человеческого поведения.

К. Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании не только условий человеческой жизнедеятельности, но и самого человека.

Джон Кейнс (1883-1946) – автор теории макроэкономики. Его основной психологический закон гласит: склонность к потреблению в обществе повышается по мере роста доходов и снижается по мере их снижения, но более медленно (см. рис. 1), что объясняется действием социально-психологических факторов (инертностью привычек, традиций). Этим объясняется разница в соотношении долей бюджета, направляемых на потребление и сбережение на разных стадиях жизненного цикла.

Рис. 1. Основной, психологический закон Дж. Кейнса. Доля потребления (С) в реальном доходе (Y) по мере его роста уменьшается и увеличивается доля сбережений (Y-C).

В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.

Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука для удовлетворения нужд экономической теории и начала формироваться вначале ХХ в.

Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал изучать французский психолог Габриэль Тард. Он в 1902 го­ду написал на эту тему двухтомный труд la Psychologic Economique. По определению Г. Тарда (1902) экономическая психология имеет дело с психологическими основами экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория.

Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863-1916), более известный в России как основатель психотехники, занимался эмпирическими, в том числе экспериментальными, исследованиями в области психологии труда и рекламы. Его работа «Психология и экономическая жизнь» (1912) была переведена на русский язык.

Джордж Катона был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэконо­мическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию та­кие понятия, как «отношение к чему-либо», «настроение» и «ожидания». В США он считается отцом экономической психологии. Он первый начал систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности).

В книге «Психологическая экономика» (1975) в наиболее полном объемеописаныего теоретические представления о соотношении психологии и экономики. Главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит, по мнению Дж. Катоны, в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения и выборы. Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Дж. Катона предложил общую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения, которая, несмотря на всю ее упрощенность и явный бихевиористский крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий на экономическое поведение.

Объективное — Психические — Экономическое

Окружение процессы поведение

В России экономическая психология получила широкое развитие в 80-90 годы, когда встал вопрос об эффективности экономических реформ. Неудачи первого этапа экономического реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко экономического подхода, породили ряд социальных проблем (безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения которых все более востребованными становятся знания и методы практической психологии.

Таким образом, объективной предпосылкой становления экономической психологии в самостоятельную науку в России явились радикальные преобразования, смена экономических отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности.

Инициативы создания этой дисциплины и обоснования необходимости учета психологических факторов в экономике исходили от ведущих экономистов, в частности Л.М. Абалкина, П. Бунича, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, В.В. Куликова, П.Х. Попова.

Психологические исследования, заложившие основы отечественной экономической психологии, были выполнены: А. И. Китовым, В.Д. Лоповым, А.В. Филигшовым. Авторский коллектив ленинградских психологов в монографии «Промышленная социальная психология», изданной под редакцией Е.С. Кузьмина и А.Л. Свенцицкого в 1982 г., привлек внимание ученых к аспектам экономической психологии, связанным с мотивацией и управлением трудовой деятельностью.

Однако интерес отечественных ученых длительное время был в основном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни – производства и потребления, являются заработная плата, цена, налоги, доходы и другие экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл, психологическую составляющую.

Организационное оформление экономической психологии в науку произошло в начале 80-х годов ХХ века, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии. Основной задачей этой организации является оказание помощи исследователям путем организации конференции, школ совместного обучения, издания «Журнала экономической психологии».

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 155 ;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть