ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает криминальная психология

Что изучает криминальная психология

1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.

2. Прикладные задачи криминальной психологии.

3. Методология криминальной психологии.

1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.

Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.

Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:

  • криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
  • психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
  • психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.

Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний. Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов — психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.

Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:

  • закономерности и механизмы психической регуляции преступного поведения, а также психологические особенности преступлений различных видов;
  • виды, структуры и качественные характеристики криминогенно значимых психологических свойств личности преступника, а также психологические особенности личности преступников различных типов;
  • психологические закономерности и механизмы формирования криминогенной личности, т.е. личности, склонной к совершению преступления;
  • характеристики социально-психологических явлений, присущих преступным группам, психологические особенности преступных групп различных типов и более широких общностей преступников;
  • виды и характеристики социально-психологических явлений в обществе, выступающих детерминантами преступности, закономерности их формирования;
  • психологические закономерности влияния социальных условий, обстоятельств ситуации и поведения потерпевшего на преступное поведение,
  • психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность в определенных социальных группах и обществе в целом.

2. Прикладные задачи криминальной психологии.

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных. Эти задачи заключаются в разработке методических основ психологического изучения и оценки различных видов преступных деяний, личности различных типов преступников, преступных групп, а также общественного правосознания. На основе данных, полученных в результате изучения объектов криминальной психологии осуществляется разработка рекомендаций для эффективного решения задач правоохранительной деятельности. Так, научные знания о личности преступников, преступных группах и психической регуляции преступного поведения необходимы для эффективного раскрытия и расследования преступлений. Эти знания также необходимы в уголовном судопроизводстве для правильной оценки характера совершенного преступления, его субъективной стороны. Психологические знания о личности преступника позволяют более правильно оценить личность виновного для назначения адекватного наказания, а знания о преступной группе — установить роль и степень участия и взаимовлияния ее членов при совершении преступного деяния. Важное значение имеет использование знаний о криминогенной личности в процессе исправления осужденных и индивидуальной профилактике преступлений. Предупреждение преступности в обществе требует знаний об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, выступающих ее внутренним причинами, а также знаний о том, как влияют на правовые позиции людей социальные условия. Таким образом, научные знания криминальной психологии получают использование в различных областях юридической психологии: оперативной, следственной, экспертной, судебной, исправительной, превентивной и т.д.

3. Методология криминальной психологии.

Методология науки представляет собой систему категорий, принципов и методов исследования и научного объяснения психических явлений, относящихся к ее объекту. Она также включает общепсихологические и конкретно-научные (частные) теории, на которых основывается описание и объяснение и психических явлений, детерминирующих преступное поведение и преступность в обществе. Криминальная психология использует категории общие для психологической науки и опирается на теоретические знания ее отдельных отраслей. К ним относятся психологические теории, раскрывающие основные категории психологии: психического отражения, деятельности, сознания и бессознательного, образа, личности, мотивации, эмоций, установки, социально-психологическая теория группы и др. Криминальная психология также опирается на категории юридических наук и теоретические положения, раскрывающие их правовую сущность. В качестве таковых выступают категории уголовного права — «личность преступника», «преступная группа», «преступная организация», «преступное деяние», «умысел», «неосторожность», «потерпевший» и др. Используются также категории криминологии — «преступное поведение», «криминогенная личность», «преступность», «причины и условия преступности», «виктимное поведение», а также категория теория государства и права — «правосознание» и т.д. Криминальная психология исследует психологический аспект явлений, которые обозначают указанные понятия, опираясь на общепсихологические теории, и разрабатывает собственные конкретно-научные теоретические положения. Она также опирается на определенные понятия и научные данные других социальных и гуманитарных наук: социальной философии, социологии, этики, педагогики, психиатрии и др.

В свою очередь научные разработки в области криминальной психологии используются перечисленными отраслями психологической науки, юридическими, социальными и гуманитарными науками. Так, для того чтобы системно объяснить с позиций психологии просоциальное поведение индивида необходимо знать закономерности и механизмы его диалектической противоположности — противоправного поведения. То же самое относится к научной проблеме воспитания социально добропорядочной личности. Ее раскрытие требует знаний о противоположных явлениях — криминогенных дефектах личности и закономерностях их формирования. Что касается юридических наук, то данные криминальной психологии позволяют глубже развивать криминологические учения о личности преступника, причинах и условиях преступности, ее предупреждении; теорию уголовного права — о субъективной стороне преступления, личности виновного, отдельных обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность; теорию уголовно-исполнительного права — о личности осужденного, степени его исправления; теорию государства и права — о правосознании и т.д.

Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат. В частности к понятиям собственно криминальной психологии относятся: «психологический механизм (и генезиз) преступного поведения», «криминогенный комплекс личности», «криминогенная склонность личности», «антикриминальная устойчивость личности», «криминогенная мотивация», «криминогенные социально-психологические явления», «криминогенные дефекты правосознания», «криминогенные психологические свойства группы», «психологический генезис криминогенной личности» и др.

Принципы криминальной психологии это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.

Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:

  • принцип детерминизма, в соответствии с которым психические явления и социальные условия должны рассматриваться как имеющие причинные взаимосвязи, в частности — психическая деятельность детерминирующая социальное поведение индивида (в том числе и преступное) включает процессы индивидуально своеобразного отражения внешних условий и обусловлена результатами этого отражения. В то же время социальное поведение, его результаты оказывают влияние на формирование психологических свойств личности его субъекта;
  • принцип системности, который требует изучения психических явлений в целостной совокупности, выделения наиболее существенных и соподчиненных явлений, построения их структур и раскрытия взаимосвязей;
  • принцип развития, согласно которому психические явления должны рассматриваться как изменяющиеся, формирующиеся, преобразующиеся и прекращающие свое проявление.

Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности; принцип личностного подхода; принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения; принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.

В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:

  • принцип примата субъектных (личностных) предпосылок преступного поведения, который опирается на идею свободы воли субъекта поведения и определяет, что в детерминации преступного поведения первостепенное значение имеют личностные качества субъекта, выступающие внутренними его предпосылками, а обстоятельства социальной ситуации непосредственно не предопределяют совершение вменяемым лицом антиобщественного деяния;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, в соответствии с которым внутренние и внешние причины и условия преступного поведения необходимо рассматривать, дифференцируя по степени существенности;
  • принцип криминогенетического подхода к объяснению формирования личности преступника, который требует учета влияний жизненных событий, воздействий социального окружения, видов деятельности и посупков индивида в его жизненном пути на формирование его правосознания и социально-правовой направленности личности;
  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступленных деяний, определяющий необходимость выделения различных типов преступников (криминогенной личности), преступных групп, генезиса и механизма преступных деяний различных видов и их качественных отличий.

В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования, которые применяются в различных отраслях психологической науки. В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных оценок, психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа). На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам. Применение указанных методов и методик психологического исследования направлено на решение специфических научных и прикладных задач криминальной психологии.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:

Что изучает криминальная психология ?

Какие психические явления относятся к объектам криминальной психологии ?

Что является предметом криминальной психологии ?

Какие теоретические задачи стоят перед исследованиями в области криминальной психологии ?

Какие прикладные задачи решает криминальная психология ?

На какие юридические категории опирается криминальная психология ? Назовите основные понятия криминальной психологии ?

На какие философские принципы опирается криминальная психология ?

На какие общепсихологические принципы опирается криминальная психология ?

Какие конкретно-научные принципы используются в исследованиях в области криминальной психологии ?

Какие методы исследований используются в криминальной психологии ?

Источник

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Криминальная психология как наука

1.1.1. Краткий исторический очерк развития криминальной психологии

Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой и, конечно, криминальной психологией.

Криминальная психология — (от лат. criminalis — преступный) — область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. В отечественной криминальной психологии отвергается учение о “прирожденном преступнике”, реализуется диалектико-материалистический принцип развития, определяющий исследование всего многообразия явлений, прежде всего социальных, оказывающих влияние на формирование психологических особенностей правонарушителей.

Остановимся подробнее на определениях криминальной психологии и научных областей, соприкасающихся с ней. Криминальная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп (Шиханцов Г.Г., 2001).

Правовая психология — отрасль психологии, занимающаяся исследованием совокупности практических разновидностей психических оснований права и влияния его на психику.

Сюда относятся, например, вопросы о правовом чувстве, о психических предпосылках действия, о свободе воли, о духовном воздействии запрещения и разрешения и т.п.

Криминалистическая психология — область прикладной психологии, исследующая — как вообще, так и в отдельном конкретном случае — душевную жизнь и жизнь в целом у человека, заслуживающего наказания, и у преступника с целью установления психических причин преступления. При этом учитываются как индивидуальные (например, наследственная склонность, влияние наркотиков, темперамент), так и социальные факторы (например, экономическое положение, среда, дурной пример). Вместе с психологией свидетеля, защитника, прокурора и судьи криминалистическая психология образует судебную психологию.

Судебная психология — область психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к нарушителям закона (криминальная психология) и свидетелям (психология свидетелей).

Отраслью судебной психологии, которая еще мало разработана, является судейская психология как наука о личности судьи. Судебная психология исследует психологические условия и причины (общие или частные) какого-либо проступка или преступления с целью помочь вынести справедливый приговор.

Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки — юридической психологии, изучает:

• психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления;

• психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения;

• личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте.

Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. Здесь конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения, это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке.

Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. Перечень важнейших работ по применению психологии в уголовном судопроизводстве в Западной Европе привел А. Р. Ратинов в книге «Судебная психология для следователей» (1967).

В 1792 г. появились работы немецких ученых К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии», в которых была сделана попытка психологического рассмотрения некоторых уголовно-правовых понятий, а также личности преступника.

В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835г. — работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. В своей теории «врожденного преступника», который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, Ч. Ломброзо исходил из того, что преступное поведение является разновидностью психопатологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией и стала ее вторым наименованием.

В начале XX в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в капитальном труде Г. Гросса «Криминальная психология» (1905 г.), а также в обширных исследованиях П. Кауфмана «Психология преступности» (1912 г.) и Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926 г.).

В 50 — 60-е гг. XX в. вновь возрос интерес к проблемам юридической психологии. В это время появляются такие фундаментальные исследования, как «Психология и преступность» Р. Луважа (1956 г.), «Правовая и криминальная психология» Г. Тоха (1961 г.), «Криминальная психология» О. Абрахамсона (1961 г.), «Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов» Г. Дудича (1955 г.) и др.

В России психология как наука стала зарождаться в XVIII в. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток. Наряду с физическими пытками применялись психологические, основывавшиеся на использовании обыденного опыта воздействия на человека. Предпринимались попытки заставить человека под воздействием специально созданных условий и ситуации выдать свои чувства и истинное отношение к событию, которое являлось предметом расследования.

«Устраивались потрясающие обстановки, — писал Л. Е. Владимиров, — вводили подозреваемого или обвиняемого в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя. «.

Большое внимание при этом обращалось на поведение обвиняемого, на его жесты, интонацию, мимику и т. д. Составлялся специальный протокол об «одержимости и жестах подсудимого» во время допроса.

М. М. Щербатов (1733-1790), историк и философ, автор «Истории российской с давних времен», указывал на необходимость разработки законов с учетом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

В начале XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806-1812 гг. в Московском университете читался курс «Уголовной психологии».

Судебные реформы 60-х гг. девятнадцатого столетия, становление научной психологии создали объективные предпосылки для использования психологических знаний в уголовном судопроизводстве.

С целью выяснения причин и условий совершения преступления более глубокому психологическому анализу подвергалась в судебных речах личность обвиняемого, подсудимого, вскрывались мотивы их поведения.

Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. В учебнике Б. Л. Спасовича «Уголовное право» (1863) используется большое количество психологических данных.

В 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии — «Очерки судебной психологии» А. А. Фрезе, где автор рассматривает ряд уголовно-правовых понятий с психологических позиций.

В целом развитие криминальной психологии во второй половине XIX в. происходит по следующим направлениям. В работах некоторых русских ученых конца XIX в. личность преступника рассматривалась как психопатология, как состояние, близкое к психическому заболеванию. Достаточно привести названия работ: «Судебная психопатология» В. П. Сербского (1900), «Судебная психопатология» П. И. Ковалевского (1900).

В дальнейшем биологизаторский и психопатологический крен в изучении личности преступника был преодолен исследованиями В. М. Бехтерева, С. В. Познышева, М. Н. Гернета.

В 1907 г. по инициативе В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология».

Активное участие в разработке судебно-психологических проблем, в основном в сфере криминальной психологии, принимал В. М. Бехтерев. В работе «Об экспериментальном психологическом исследовании преступников» (1902) он классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т. д.).

В 1912 г. В. М. Бехтерев издает большую работу о методике психологического изучения преступников «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности».

В области криминальной психологии работал С. В. Познышев. В книгах «Основные начала науки уголовного права» (1912) и в «Очерках тюрьмоведения» (1915) он дал глубокую психологическую характеристику преступников. Позднее свои исследования в этой области он обобщил в капитальном труде «Криминальная психология. Преступные типы» (1926).

М. Н. Гернет длительное время изучал психологию заключенных. В 1925 г. он издал работу «В тюрьме. Очерки тюремной психологии», где обобщил большой материал наблюдений за поведением осужденных, дал глубокий анализ психики заключенных.

В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения.

В 1925 г. впервые в мире организуется Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования института его сотрудниками было опубликовано около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.

Специальные кабинеты и лаборатории по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Минске, Харькове, Баку и других городах.

Значительный интерес представляет в этом отношении лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. В этой лаборатории известный психолог А. Р. Лурия проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А. Р. Лурия модифицировал его (кроме регистрации времени реакции — ответа на слово-стимул — специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия — тремор руки испытуемого). Разработки А. Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию лай-детектора (полиграфа).

Начавшиеся в стране в конце 20-х — начале 30-х гг. репрессии привели к правовому волюнтаризму, что обернулось неоправданным прекращением судебно-психологических исследований на 30 лет. Только начиная с 60-х гг. вновь стали обсуждаться насущные проблемы криминальной психологии. Постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменительной деятельности. За последний почти 40-летний период исследования в области юридической психологии приобрели широкий диапазон. Это углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений.

На современном этапе к основным теоретическим проблемам криминальной психологии относят (Еникеев М. И.):

• Взаимосвязь социальных, психологических и биологических факторов в детерминации преступного поведения личности;

• Содержание понятия «Личность преступника»;

• Психологическая характеристика преступников различных категорий;

• Психология индивидуального преступного деяния, групповой и организованной преступной деятельности;

• Психологические аспекты вины.

1.1.2. Предмет криминальной психологии

При определении предмета криминальной психологии важно учитывать четыре момента.

Во-первых, криминальная психология, как и любая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь изучением и описанием психики человека, в данном случае преступника, не ограничивается выявлением психологических феноменов. Она призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы преступления как деятельности. Такой подход позволяет преодолеть описательство, констатацию лишь фактов, что подменяет психологические исследования социологическими.

От точного определения предмета науки зависит разработка и применение методов исследования. Специфические психологические особенности личности правонарушителя и криминальных групп, а также психологические аспекты их криминальной деятельности невозможно исследовать социологическими методами, тут нужны психологические методы исследования, адаптированные к условиям, в которых криминальной психологией изучаются преступность и преступник.

Во-вторых, данное выше определение предмета направлено против попыток сужения проблем криминальной психологии до рамок только фиксации фактов, а ведь главная задача любой науки, изучающей действительность, заключается в предвидении развития тех или иных событий. Значит, для криминальной психологии важно прогнозировать развитие криминальной ситуации в стране на основе раскрытия механизмов самовоспроизводства преступности.

В-третьих, в криминальной ситуации есть две стороны: преступник или преступная группа и пострадавший (пострадавшие). Развитие событий во многом зависит от поведения жертвы преступного посягательства. Изучение психологии потерпевших становится важной проблемой криминальной психологии.

Для криминальной психологии важно исследовать обстоятельства и факторы, способствовавшие формированию личности преступника или возникновению криминальной группы, и что важно было бы предпринять, чтобы преступление было предупреждено. И здесь мы выходим на превентивный аспект криминально-психологических исследований.

В-четвертых, для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение психологии преступных сообществ (какие сообщества бывают, как они возникают, каковы внутренние психологические механизмы их существования и др.).

В конце концов, изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей в области преступности нужно для того, чтобы, используя психологические и другие, рекомендованные криминальной психологией средства, можно было бы активно воздействовать на преступность, сужая сферы и формы ее проявления.

1.1.3. Задачи криминальной психологии.

Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии:

1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;

2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);

3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ — случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);

4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);

5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;

6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология — учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.

Итак, на современном этапе развития криминальной психологии необходимо учитывать динамику современной преступности и личности преступника для более точного формирования задач науки.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть