ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает медицинская психология кратко

Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии.

Медицинская психология – это дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечение этих нарушений. Психология различает теоретические направления и её ответвления.

Общая медицинская психология – включает в себя изучение основных закономерностей психологии больного человека, учение о личности больного человека, о психике медицинского работника их отношения между собой и пациентом, вопросы этики, изучение соматопсихических и психосоматических отношений, вопросы психокорекции и психотерапии.

Частная медицинская психология – изучает те же вопросы, но относительного конкретного заболевания.

Основные проблемы (задачи) медицинской психологии: изучение изменения отдельных психических функций при соматических и психических заболеваниях; Исследование типов личности пациента (акцентуации и аномалии) определяющих реакцию пациента на болезнь; Изучение психологии медицинского работника и их взаимоотношения; Изучение психологии лечебного взаимодействия медицинской этики и деонтологии; Исследование психического профиля больных при различных патологиях; Изучение отклоняющегося (дивиантного) поведения; Исследование возрастной и клинической психологии; Изучение психологии семейных отношений; Психокорекция, психотерапия и психологическое консультирование.

Исследования в медицинской психологии включают в себя: наблюдение, беседу, экспериментально-психологический метод (психодиагностика): качественные методики, психометрические методики, вербальные, невербальные, изучение психо-физиологических особенностей пациента.

Психодиагностика включает 3 этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования, интерпретация и обработка полученных данных, вынесение заключения. Обычно используется не менее 10 методик, применяют с учетом возрастающей сложности.

Структура (разделы) медицинской психологии:

Патопсихология – закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с протеканиями психических процессов в норме. Изучает: вопросы нарушения сознания, нарушения восприятия, личности, памяти.

Соматопсихология – изучает психические факторы сопровождающие серьезные физические нарушения и серьезные болезни. Основные психосоматические факторы: соматические ощущения, сон, гипноз. Болезни: БА, язвы, нейродермиты, сах/диабет.

Нейропсихология – изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии.

Психогигиена – мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья, устранение факторов отрицательно влияющих на человека и замена на положительно влияющие.

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного.

Новые направления в медицинской психологии: ПТСР, психология здоровья, психология инвалидности.

Источник

Медицинская психология. Полный курс
А. В. Полин, 2013

Книга включает в себя полный курс лекций по медицинской психологии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Предназначена для студентов колледжей, медицинских вузов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинская психология. Полный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предмет, структура и задачи медицинской психологии

Предмет изучения медицинской психологии

Психология — это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую, изучающую отдельные психические процессы, и частную (специальную), включающую такие отрасли, как педагогическая, юридическая, медицинская и многие другие. Медицина, как и многие другие науки, стремительно развивается, в работе врачей и медицинских сестер появляется большое количество новейшей аппаратуры, разнообразных контролирующих средств, позволяющих усовершенствовать качество лечебно-диагностического процесса. Не всегда больные бывают подготовленными к воздействию на них разнообразных устройств, особенностям новых методов лечения. В связи с прогрессом медицинской науки появился новый термин — «психология обращения с больными». Предметом и целью психологии обращения с больными является умение рассмотреть судьбу больного в окружающей его лечебной среде. В начале своего заболевания человек борется со своим недомоганием самостоятельно. Через какой-то промежуток времени, когда его собственные силы исчерпаны, к процессу борьбы прибегают медицинские работники. В центре внимания психологии обращения с больным находится вопрос взаимодействия больного со средой лечебного учреждения, формирования отношений между больным и врачом, сестрой и больным и тройственного союза: врач-сестра-больной. В вопросах медицинского взаимодействия иногда складывается такое понимание процесса: врач лечит больного, а сестра ухаживает за ним. Однако это не совсем правильное понимание вопроса: распределение работы между врачом и сестрой во многом зависит от местных условий и характера лечебного учреждения. Кроме того, психологическое воздействие на больного сестра оказывает не в меньшей степени, чем врач, так как продолжительность ее общения с больным нередко бывает больше.

Структура медицинской психологии

Медицинскую психологию можно подразделить на общую и частную. Общая медицинская психология занимается такими вопросами, как изучение изменений психики человека, вызванных тем или иным заболеванием с разработкой критериев здоровой психики, больной психики и временно измененной; психология поведения медицинских работников вообще и врачей в частности, психологический климат лечебно-профилактических учреждений различного типа; влияние психики на физическое состояние человека и наоборот, т. е. психосоматические и сомато-психические взаимодействия; основные особенности, характеризующие индивидуальность человека (темперамент, характер, личность) и их возможные изменения в процессе онтогенеза; этика и деонтология в деятельности медицинских работников, включающая вопросы врачебного долга и врачебной тайны; вопросы психогигиены, включающие в себя психологию семьи, брака, половой жизни, психологию межличностных взаимоотношений человека в кризисные периоды его жизни (подростковый, климактерический, старческий); вопросы психотерапии, психотренинга, психологических консультаций.

Частная медицинская психология занимается изучением индивидуальных особенностей тех или иных пациентов. Она изучает особенности протекания психических процессов у личностей с психической патологией; у лиц, страдающих заболеваниями, требующими хирургических вмешательств, особенно в такие периоды, как подготовка к операции и послеоперационный период; психологические особенности лиц, страдающих врожденными дефектами, особенно если это касается дефектов органов чувств, приводящих к инвалидности; психологические особенности граждан при проведении различных видов экспертиз, в том числе военно-врачебной, судебной, медико-социальной, психические особенности лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также психические особенности больных при любой другой соматической патологии. Максимальное применение в психиатрической практике находит патопсихология, в неврологической — нейропсихология, в соматической — психосоматика.

Медицинская психология является относительно молодой отраслью знаний, в связи с чем возникают различные варианты трактовок ее содержания и функций. Не так давно медицинская психология была включена в обязательную программу обучения студентов медицинских вузов, а до этого момента являлась факультативным курсом. В большинстве развитых стран распространено понятие не медицинской психологии, а клинической. В нашей стране клиническая психология рассматривается как часть медицинской. В Соединенных Штатах Америки пользуются термином «клиническая психология», разделами которой являются психотерапия, психодиагностика, психогигиена, реабилитация, психосоматика, а также некоторые разделы дефектологии. В Польше используют термин «медицинская психология», и ее подразделами считают психотерапию, психокоррекцию, восстановительную медицину, реабилитацию. В России наибольшую популярность имеет следующее подразделение медицинской психологии на области знаний: клиническая психология, психогигиена, психопрофилактика. Клиническая психология включает в себя нейропсихологию, патопсихологию и психосоматику.

Задачи медицинской психологии

Основной задачей медицинской психологии является изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения. Этими этапами могут быть осознание самого факта каких-либо неполадок в организме, требующих медицинского вмешательства, момент принятия решения обращения к врачу, реакция пациента на факт осознания того, что он болен и нуждается в посторонней помощи, отношение к объему назначенного лечения и обследования, а также возможного прогноза относительно жизни, здоровья и трудоспособности, прогнозирование своей дальнейшей значимости в семье, на работе и в обществе в целом, внутренняя адаптация психики заболевшего к описанным проблемам. Все возникающие смежные проблемы взаимодействия пациента и медицинского персонала рассматриваются и оцениваются в свете основной задачи — оказания максимально возможной и эффективной помощи больному. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методы психологии в медицинском аспекте. Деятельность медицинской психологии находит отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения: амбулаторно-поликлиническом, госпитальном, санаторно-курортном, аптечном, на разных этапах подготовки медицинских кадров, научно-исследовательской работе, в области организации здравоохранения и некоторых других аспектах. Медицинская психология развивается в тесном взаимодействии с психотерапией, психиатрией, неврологией, нейрохирургией, сурдопсихологией, олигофренопедагогикой, трудотерапией и др.

Таким образом, медицинскую психологию, подобно всей психологии в целом, можно разделить на общую и частную. Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача. Вопросом частной медицинской психологии является разработка различных методов лечения в конкретном применении к тем или иным областям медицины. Общая и частная медицинская психология тесно переплетаются с философскими, биологическими, социологическими и многими другими дисциплинами.

Источник

Предмет и задачи медицинской психологии.

Предмет и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология – самостоятельная наука, находящаяся на стыке медицины и психологии. Это пограничная область знания.

Блейхер: «Медицинская психология, одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки в соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими задачами она является медицинской. А в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии»

Цели:

1)Изучение психологических факторов влияющих на развитие болезни, их профилактику и лечение.

2)Изучение влияния болезни на психику.

3)Изучение психологических проявлений различных болезней в их динамике.

4) Изучение нарушений развития болезней в их динамике.

5) Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

6) Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике.

7) Разработка и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Предметом медицинской психологии являются психологические факторы связанные с возникновением, диагностикой, лечением и профилактикой лечения.

Медицинская психология изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, семью, психологическое благополучие больного.

Медицинская психология рассматривает психику человека исходя из представления о функционировании здоровой психики.

2.Разделы и отрасли медицинской психологии.Междисциплинарные связи медицинской психологии.

-Психосоматические и соматопсихические расстройства

Структура медицинской психологии:

1)Психологическая медицинская среда среды;

2)Клиническая психология: +патопсихология; +нейропсихология;+ психосоматика; +теория и практика психологической помощи.

Патопсихология – отрасль психологической науки, изучает особенности психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности нарушения и восстановления психических функций, при различных поражениях головного мозга.

Психосоматика изучает роль психологических факторов в развитии соматических заболеваний.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

1)соотношение социального и биологического в развитии психики,

2)анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

3)развитие и распад психики,

4)роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д. Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога.

ПРИМЕР

8.Метод эксперимента в медицинской психологии (привести пример).

Эксперимент — это проведение исследования, при котором на экспериментальную группу людей оказывается определённое воздействие. При этом результат сравнивается с результатом контрольной группы, на которую в тех же условиях воздействия не оказывалось.

Эксперимент – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная (любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено). Виды переменных: независимая, зависимая, промежуточные, контролируемые.

В науке различают два плана проведения экспериментов: традиционный и факторный.

Гипотеза – научное предположение, которое необходимо проверить.

В зависимости от условий деятельности эксперимент подразделяется на лабораторный и естественный. По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты. В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты: поисковые, уточняющие, критические, воспроизводящие.

Планируя исследование, очень важно заранее представить его как можно детальнее, продумать всю экспериментальную ситуацию в целом, процедуру работы, процесс взаимодействия с испытуемым.

Основные этапы экспериментального исследования:

Артефакты (проявления искажающих достоверность выводов коммуникативных эффектов): эффект плацебо, эффект Хоторна, эффект Пигмалиона, эффект аудитории, эффект первичности.

Квазиэксперимент – исследовательский метод, направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающийся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточностью контроля за независимой переменной и побочными факторами.

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контролировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью. Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.

Этические принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и Британским психологическим обществом (1991), настоятельно советуют исследователям следующее.

Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта.

Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально.

После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила случаи, когда обратная связь расстроит людей.

Только если проблема имеет большое значение и не может быть исследована другим способом, психолог имеет право подвергать испытуемых эмоциональному стрессу или причинять им любой другой вред. При проведении таких исследований психолог должен серьезно продумать возможность вредных последствий и должен быть готов устранить их сразу же, как только позволит план эксперимента. При существовании опасности серьезных последствий исследования могут проводиться только в том случае, если испытуемые или их полномочные представители полностью проинформированы о такой возможности и несмотря на это дали свое добровольное согласие учавствовать.

К экспер. Воздейств. Относ. : наблюдение, клиническую беседу и собственно эксперимент.

ПРИМЕР

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости — критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Гештальттерапия Ф. Перлза

Согл гештальттерапии орг- м рассмат как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. У здор л-ти граница со средой является подвижной: возникн опред потребн требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлет потребн завершает гештальт. У неврот л-ти процессы «контакта» и «ухода» являются сильно искаженными Он рассм личн рост как пр-с расширения зон самоосознавания,. Он выд 3 зоны сознавания:1 Внутр — явл и пр-сы, происход в теле.2. Внешн – внеш соб, кот отраж сознанием.3. Средн- фантаз, верования, отношения.При неврозе сосредоточ на ср зоне псих наруш у людей обусл тем, что их ли-ть не сост . гештальта. В осн наруше лежат огранич спо-ти индивида к поддер оптима рав-я со средой, наруш пр-са саморегуляции. 5 мех наруш пр-са саморегуляции: 1) интроекцию(человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые); 2) проекцию(человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции)3) ретрофлексию(— поворот на себя) 4) дефлексию(уклонение от реального контакта) 5) конфлуенцию. (выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих)Пон «незакон дело» явл одним из центр в гештальткоррекции. Оно озн, что неотреагированные эмоции препятств про-су актуального осознавания происходящегоВ пр-се гештальткоррекции на клиент прох через 5 уровней невроза. 1у-нь -фальшивых отн, игр и ролей. Неврот л-ть отказыв от реализ своего «Я» и живет согласно ожид других людей..2 у-нь — фобический — связан с осозн своего фальшивого повед и манипуляций. Человек боится быть тем, кем является. 3 у-нь — уровень тупика и отчаяния. чел не знает, что делать, куда двигаться. Он пережив утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использов свои собственные ресурсы, обрести внутр точку опоры. 4 у-нь — имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе,обусловленное полным осозн того, как человек ограничил и подавил себя. Чел в слезах отчаян переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. 5 ур-нь — эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое,нач жить и дейс-ть от своего подлинного «Я». Цели кор-ции. явл снятие блокировок, пробуждение потенциально существ в чел естественных ресурсов, способств его личност росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Логотерапия В.Франкла.

Франкл — австр психолог и психиатр. Счит что осн движ силой ра-я л-ти выст поиски смысла жизниПри его отсутсв возник «экзистенциальный вакуум», проявл как невроз. Помочь пациенту можно, лишь инициировав его собственную ак- ть Цель логотерапии чтобы помочь человеку увидеть все смыслы, закл в ситуации, в которой он наход, и выбрать тот, кот согласуется с его совестью.Для ее решен разраб метод сократического диалога, в кот происходит обсужден личного опыта, касающег всего трех сфер: творчество, переживан и осознан отношение к обстоятельствам, на кот нельзя повл-ть. разработан прием парадоксальной интенции, ориентирован на лечен фобий и навяз сост Закл в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получ от логотерапевта инстр в критич сит или непосредс перед ней , или самому осуществить то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у кот начи дрожь перед экзаменами и кот страдал больше всего от ожид этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулир для себя «парадоксальную интенцию» — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли «чемпионом по дрожанию». Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договарив в след раз так долго ссориться, чтобы окончат измотать себя.

Предмет и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология – самостоятельная наука, находящаяся на стыке медицины и психологии. Это пограничная область знания.

Блейхер: «Медицинская психология, одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки в соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими задачами она является медицинской. А в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии»

Цели:

1)Изучение психологических факторов влияющих на развитие болезни, их профилактику и лечение.

2)Изучение влияния болезни на психику.

3)Изучение психологических проявлений различных болезней в их динамике.

4) Изучение нарушений развития болезней в их динамике.

5) Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

6) Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике.

7) Разработка и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Предметом медицинской психологии являются психологические факторы связанные с возникновением, диагностикой, лечением и профилактикой лечения.

Медицинская психология изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, семью, психологическое благополучие больного.

Медицинская психология рассматривает психику человека исходя из представления о функционировании здоровой психики.

2.Разделы и отрасли медицинской психологии.Междисциплинарные связи медицинской психологии.

-Психосоматические и соматопсихические расстройства

Структура медицинской психологии:

1)Психологическая медицинская среда среды;

2)Клиническая психология: +патопсихология; +нейропсихология;+ психосоматика; +теория и практика психологической помощи.

Патопсихология – отрасль психологической науки, изучает особенности психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности нарушения и восстановления психических функций, при различных поражениях головного мозга.

Психосоматика изучает роль психологических факторов в развитии соматических заболеваний.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

1)соотношение социального и биологического в развитии психики,

2)анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

3)развитие и распад психики,

4)роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д. Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть