ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает политическая психология

Научная электронная библиотека

1.2. Предмет и задачи политической психологии

Я не интересуюсь политикой. И это отнимает много времени.

Политическая психология – междисциплинарная наука, изучающая психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются в сознании социальных групп, наций, индивидов и реализуются в их практических действиях.

Политическая психология – междисциплинарная область, находящаяся на стыке политологии, психологии и социологии. Вопрос о предмете политической психологии остается все еще дискуссионным. Е.Б. Шестопал и Г.Г. Дилигенский [29] отмечают в качестве ведущей политической парадигмы в современной политической психологии политический бихевиоризм, главной задачей которого является изучение разнообразных форм политического поведения, в частности, раскрытие механизмов политических выборов, выявление мотивов поведения людей в политическом процессе и т.п. Отсюда и понимание предмета политической психологии: психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики.

Есть авторы, считающие предметом политической психологии двусторонний процесс влияния психологических факторов на политические поведение и политических действий – на психологические состояния индивидов (М. Дойч). Высказывалось мнение о включении политической психологии в состав социальной психологии, изучающей отношения между индивидом и обществом, большими социальными группами. В основном, поскольку политическая психология зародилась в США, понимание предмета новой науки нередко продолжает основываться на традициях поведенческой психологии.

В то же время, заметно влияние и психоаналитических концепций (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм и др.). Психоаналитический подход в истолковании политики основан на изучении глубинных, индивидуальных и массовых чувств в политической коммуникации. В качестве глубинных стимуляторов политической деятельности выступают такие факторы, как пол, массовые, сексуальные стереотипы, сексуальная идентичность личности и общества.

В России, как уже отмечалось, на протяжении многих десятилетий в психологической науке развивается деятельностный подход. Однако среди пока еще немногочисленных в области политической психологии отечественных авторов нет единства в выборе парадигмы развития политико-психологического знания. Встречаются попытки синтезировать деятельностный и поведенческий подходы. Д.В. Ольшанский, обращаясь к предмету политической психологии, апеллирует то к поведению, то к деятельности («деятельностно-поведенческий подход»), однако в конечном счете останавливается на последней категории.

Основываясь на субъектно-деятельностном подходе в психологии (С.Л. Рубинштейн и его школа), на концепции А.Н. Леонтьева, на идеях, развиваемых представителями его школы (А.Г. Асмолов, В.А. Иванников и др.), предметом политической психологии следует назвать политику, как особую форму деятельности, представляющей собой динамическую, иерархическую систему взаимодействий человека с социальным миром. В процессе такой деятельности происходит воплощение субъектом своих отношений в политической системе общества.

Как особая человеческая деятельность политика обладает своей иерархической структурой и своими побудительными силами. Объективно структура политики как деятельности, как целостной системы целенаправленной активности, включает: во-первых, деятельность как целостную содержательную активность субъекта политических отношений; во-вторых, действия как составные звенья, как едины анализа политической деятельности; в-третьих, операции как более мелкие звенья действий, как способы действий.

Внутренне (субъективно) деятельность представлена двумя компонентами: причинными составляющими (потребности, ценности, мотивы, цели) и регулирующими составляющими: знания (образы ситуации и мира); умения (способность решать задачи и исполнять решения); эмоциональные состояния, индивидуально-психологические особенности индивида, как субъекта отношений в политической системе общества.

Соответственно всей политике как деятельности соответствует обобщенный мотив управления действиями, поведением человека. Конкретным политическим действиям соответствуют определенные цели согласования (или отстаивания) интересов индивидов и групп. Частным политическим операциям соответствуют способы достижения политических целей – от переговоров до вооруженных конфликтов (или войн) и восстаний.

Субъектом политики как деятельности могут выступать отдельные индивиды (отдельные политики), малые и большие социальные, национально-этнические и иные группы, а также стихийные массы. Как деятельность в целом, политика как и отдельные ее звенья, может носить организованный или неорганизованный, структурированный или неструктурированный характер.

Основными задачами политической психологии, выстраивающимися иерархически снизу вверх, являются:

– анализ политико-психологических явлений, психологических компонентов в политике, понимание роли «человеческого фактора», роли конкретной личности в политической жизни общества;

– основанное на предшествующем анализе и понимании прогнозирование развития политических процессов с учетом их психологических характеристик;

– влияние психологии (психологов) на политическую ситуацию в обществе, психологическое обеспечение политической деятельности отдельных политиков, а также политических групп (партий, движений и др.).

Источник

Предмет, объект, методы политической психологии

Предмет, объект, методы политической психологии

Предметом политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Т.е психология политиков и все процессы в политике. Предмет политической психологии в целом — это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами.

Конкретные объекты политической психологии лежат в трех основных сферах. Во-первых, это политическая психология внутриполитических отношений. Во-вторых, политическая психология внешней политики и международных отношений. В-третьих, все больше набирающая самостоятельный статус военно-политическая психология . Каждая их перечисленных сфер включает огромное многообразие конкретных объектов – а это практически все политические явления, институты и процессы, включающие в себя тот или иной психологический аспект.

Методы исследований в политической психологии

Эмпирические. Важное значение в эмпирических исследованиях имеет изучение проблем политического поведения, общественного мнения, политической культуры, ментальности, системный анализ общественно-политических структур, комплексное изучение проблем социального управления, анализ политических институтов, планирование и прогнозирование политических процессов.

Бихевиористическиеметоды свое название получили от английского слова behavior — поведение. Они характеризуются как способ исследования социально-политических явлений с точки зрения анализа поведения отдельных людей и групп. Согласно этого метода, стремление к власти является доминирующей чертой психики и сознания, решающим фактором политической активности. В основе метода — категория политического поведения, которая рассматривается под углом зрения “стимул — реакция”.
Анализу политического поведения предшествует получение эмпирической информации одним или сразу несколькими методами:

— контент-анализом документов и информационных потоков;

Бихевиористические исследования сосредоточены на нескольких основных направлениях. Важнейшим из них является электоральное поведение граждан. Исследования электорального поведения можно разделить на четыре группы направлений:

1. “Микро-микро” — исследования, в которых изучаются связи между биографическими данными человека, его ролями и мотивациями в объединении с политическими настроениями и решениями.

2. “Макро-макро” — исследование влияния структурных связей на уровень политических решений, стабильность и направленность “микро-микро”-связей.

3. “Микро-макро” — исследования влияния граждан на политику, стратегию и тактику политических структур (партий, общественных организаций, движений, процедуры принятия решения).

4. “Макро-микро” — исследования, связанные с функциями системы структурных ограничителей поддержки, стабилизации всей политической системы.

Количественные методы тесно связаны с бихевиористическими, поскольку политическая практика, которая требует определения политических процессов и явлений, исходит из понимания принципиальной возможности исследования последних. Приверженцы бихевиористического метода активно используют количественные методы обработки информации. Прежде всего через использование ЭВМ в сфере исследования политических ориентаций, позиций и поведения граждан относительно политических институтов общества, выборов. Среди количественных методов больше всего используются контент-анализ, статистический метод, опрос общественного мнения, эксперимент.

Статистический метод исследования политической активности ставит своей целью изучение и анализ закономерностей в поведении избирателей, в зависимости от специфики избирательных округов, состояния общественного сознания граждан. Он базируется на исследовании результатов голосования избирателей на выборах, референдумах, опросах и данных государственных статистических органов.

Опрос общественного мнения может проводиться непосредственно (в так называемых “полевых условиях”), с помощью анкетирования, интервью через средства массовой информации (телефон, телевидение, радио, пресса, почта), через компьютерные сети.

Достаточно часто в политической практике используют так называемые экспертные опросы, когда респондентами выступает не большое количество граждан (от нескольких сотен до нескольких тысяч опрошенных), а сравнительно немного специалистов, которые занимаются проблемами политики. При соответствующем подборе экспертов и соответствующем уровне их квалификации результаты таких опросов могут быть очень полезными.

Лабораторные эксперименты используются во время моделирования политических ситуаций с целью разработки правдоподобного сценария возможных политических событий и соответствующих политических решений. Суть эксперимента, как правило, состоит в том, чтобы найти связи между психологическими, политическими и другими качествами людей, которые принимают политические решения, с их возможным политическим поведением.

Политическая психология в трудах отечественных исследователей и зарубежных

Авторов.

Политическая психология стала приемником специальных исследований выдающихся психологов, которые еще в конце прошлого века закладывали ее основы. Имеются ввиду Вильгельм Вундт, З.Фрейд, Мак Доугал, Джон Уотсон, В.Скиннер. В политической психологии нашли применение труды Курта Левина, Маслоу, Айзенка, Эриксона и др. Считается, что многие из них прямо занимались психологическим анализом политической жизни, и их концепции не просто применимы к изучению политического поведения, но и разработаны на этом материале.

Г. Тард изучал толпу как «нечто одушевленное (звериное)» и приписывал ей такие особенные черты, как «чрезмерная нетерпимость, . ощущение своего всемогущества и взаимовозбудимость» людей, находящихся в толпе37. Он различал два основных встречающихся в политике типа толпы: а) толпа «внимательная и ожидающая», и б) толпа «действующая и выражающая определенные требования»38. Несколько преувеличивая, в соответствии с популярными тогда психологическими теориями, роль «массовых инстинктов», Г. Тард как бы демонизировал толпу и, прежде всего, через эти ее «зверино-демонические» свойства, определяющие массовое поведение, пытался понять роль психологии в политике вообще. Говоря современным языком, это была откровенно редукционистская позиция сведения сложного к слишком простому.
Примерно та же судьба ждала в науке и Ш. Сигеле. Ш. Сигеле считал, что «интеллектуальная вульгарность и нравственная посредственность массы могут трансформироваться в мысли и чувства». Он утверждал, что в толпе все политико-психологические процессы подчинены в первую очередь «влиянию количества людей, которое будоражит страсти и заставляет индивида подражать своему соседу». Он знал совершенно конкретные вещи — что, например, если «оратор попытается успокоить толпу, результат будет противоположным — те, кто удалены, не услышат слов, они увидят только жесты, а крик, жест, действие не могут быть интерпретированы правильно». Следовательно, рационально и целенаправленно контролировать поведение толпы невозможно, делал вывод III. Сигеле. В политике, заключал он, «с ней приходится просто мириться».
Г. Лебон считал, что «с психологической точки зрения толпа формирует единый организм, который оказывается под влиянием закона ментального единства толпы; чувства и мысли составляющих толпу людей ориентированы в одном и том же направлении». Г. Лебон выделил отличительные признаки личности, включенной в толпу. Приведем лишь основной вывод Г. Лебона: «Таким образом, как составная часть толпы, человек опускается на несколько ступеней вниз по шкале цивилизации». Наиболее очевидно, считал Г. Лебон, это проявляется в политике, особенно в той политике, которая требует «коллективных действий», то есть предпочитает не отдельную личность, а «массового человека» — человека в толпе. В качестве примера Лебон обрушивался на «демократию» и, особенно, на социализм как на политический строй и течение политической мысли.

Г.Д. Лассуэлл, как и очень многие, тоже был совсем не чужд увлечению популярным в начале XX века фрейдизмом. . Однако только он первым попытался напрямую, со свойственным именно американцам рационализмом, соединить психоанализ (точнее, психопатологию как направление психологических исследований) и прикладную политологию. Основная гипотеза возникавшей таким образом новой теории состояла в следующем: политик стремится к власти как к «средству компенсации депривации». Он почему-то неосознанно предполагает, что «власть лучше, чем какая-либо альтернативная ценность, сможет преодолеть заниженную самооценку». То есть, согласно ранним взглядам Г.Д. Лассуэлла, именно низкая самооценка чаще всего приводит к своеобразным «защитным реакциям» индивида, прежде всего проявляющимся в потребности во власти и, шире, в потребности доминировании над другими людьми.
Индивид, избирающий политику в качестве символа реализации своих потребностей, тем самым, обычно, и пытается скорректировать свои внутренние расстройства совершенно неадекватными способами.
Карл Густав Юнг, в процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Работу по описанию и анализу политических явлений в России с точки зрения психологии впервые выполнил в Петрограде Бехтерев, автор фундаментального труда «Коллективная рефлексология» 1923г.

Психологическое консультирование в политике — это процесс профессионального взаимодействия между политическим психологом-консультантом и клиентом — политическим человеком с целью эффективного осуществления адекватной политики.

Виды и жанры психологического консультирования в политике.

Первый признак, по которому принято делить психологическое консультирование в политике (как и относящееся к любой другой области знания), это консультирование осуществляемое «изнутри» структуры аппарата политика и консультирование осуществляемое «извне», то есть независимыми от клиента консультантами. У каждого из этих видов консультирования есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества внутреннего консультирования. Основным соображением в пользу внутреннего консалтинга является возможность сэкономить средства, не теряя при этом качество. Если в организации для психолога достаточно работы, он будет стоить на 30-50% дешевле внешнего. Второе преимущество состоит в том, что внутренний консультант может получить более широкие полномочия и, допустим, действительно организовать систематическое обучение или изменить процедуру приема на работу, в то время как приглашенный со стороны профессионал обычно ограничивается рекомендациями, но не контролирует их выполнение. В-третьих, внутренний консалтинг постепенно приучает организацию помнить о психологических факторах и признавать их важность; психология становится частью организационного мышления. В-четвертых, внутренний консультант доступен в любое время, он глубоко знает все оттенки внутренних дел организации, стиля работы и управления, культуры и политики, конфиденциальность. Последнее замечание — в правительственных учреждениях добавляются соображения национальной безопасности.

Недостатки внутреннего консультированиясвязаны с вопросами объективности и авторитета консультанта. Объективность невозможно обеспечить процедурно-техническими методами. Многие сложившиеся в организации коллективные заблуждения уже столь сильно вошли в плоть и кровь внутреннего консультанта, что «очистится» от них будет практически невозможно. Чем дольше штатный консультант работает в организации, тем больше привыкает смотреть на вещи под одним и тем же углом зрения.

Преимущества внешнего консультирования. Консультант со стороны обычно считается более объективным, более компетентным, менее пристрастным, чем штатный сотрудник. «Пришелец» имеет опыт работы в других компаниях, о нем многие отзываются с похвалой, и он может предъявить целую кипу блестящих отзывов от своих прежних клиентов. Задача внешнего консультанта всегда ясна, ему труднее приписать какие-либо личные мотивы, кроме вполне понятных деловых интересов. Внешний консультант способен буквально взглянуть на положение дел извне, со стороны.

Главным отличием внешних консультантов от внутренних является их независимость. Политический консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию как бы со стороны, предлагать честные и объективные рекомендации относительно того, что следует делать клиенту, не обращая внимание на то, как это может отразиться на его собственных интересах. Независимость внешнего политического консультанта имеет несколько аспектов:

Финансовая независимость

Административная независимость

Политическая независимость

— Консультант должен также быть и эмоционально независим от клиента и заказчика, членов его команды

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:
— доверие к людям;
— уважение ценностей другой личности;
— проницательность;
— отсутствие предубеждений;
— самопонимание;
— сознание профессионального долга. (Кочюнас Р., 1999).

Три важных постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. (Кочюнас Р., 1999).

Цели, методы и результаты деятельности политического психолога-консультанта.

1. Целью деятельности политического психолога-консультанта является поддержка и содействие лицам вовлеченным в политическую деятельность на основе научных данных и методов. Деятельность политического психолога должна способствовать предотвращению любых политических ошибок, приводящих к нанесению психологического ущерба обществу и людям, вовлеченным в политику.

Задачи политического психолога-консультанта:

1. Сбор информации и научный анализ данных по вопросам, составляющим заказ.

2. Диагностика, интервьюирование, проведение консультативных процедур с клиентами.

3. Составление аналитических записок, рекомендаций, прогнозов.

Методы деятельности политического психолога-консультанта:

1. Психолого-социологическое индивидуальное и массовое интервьюирование и тестирование людей, осуществляющих политическую деятельность или являющихся ее субъектами и объектами.

2. Включенное наблюдение, осуществляемое в процессе сотрудничества с людьми, участвующими в политической деятельности.

3. Психологическое изучение продуктов политической деятельности человека, регистрируемых в форме его выступлений в СМИ, экономических, военных, административных действий.

4. Моделирование типичных ситуаций политической деятельности в процессе подготовки участников политических событий к их планированию и осуществлению.

5. Проведение консультативных сессий с лицами вовлеченными в политическую деятельность.

Результаты деятельности политического психолога-консультанта:

1. Позитивный профессиональный рост и личностное развитие участников политического процесса.

2. Психологические рекомендации, разработанные в целях гуманизации методов достижения политических целей.

Этические принципы и правила достижения целей политической психологии. (В соответствии с Уставом Международной Ассоциации Политической Психологии (ISPP), принятом 31.8.1985., члены ISPP могут заниматься политической деятельностью (принимать участие в предвыборных собраниях лидеров политических партий), но они обязаны при этом дать понять, что любые позиции или предпринимаемые ими действия не являются позицией или действиями, предпринимаемыми ISPP). (International society of political psychology. Constitution and By-Laws. P.2.). Главный принцип политического психолога-консультанта состоит в том, что он сознательно и добровольно контролирует все моменты своей научно-практической деятельности. Он делает это во избежание создания опасности для политики, клиента, заказчика и самого себя (См. рис.12). Это означает, что самоконтролю последовательно подвергаются его собственное поведение (5.2.), его отношения с консультируемым лицом (избирателем, гражданином, служащим, политиком (5.1.), с заказчиком консультации (политические партии, государственные органы, общественные движения (5.4.), c атрибутами политики (идеи, программы, планы, документы (5.3.).

Принцип ненанесения ущерба консультируемому человеку (клиенту). 5.1.1. Правило взаимоуважения политического психолога-консультанта и клиента. 5.1.2. Правило безопасности действий политического психолога-консультанта для клиента. 5.1.3. Правило предупреждения неадекватных действий заказчика консультации относительно консультируемого лица.

Принцип компетентности политического психолога-консультанта. 5.2.1. Правило обоснованности результатов деятельности политического психолога-консультанта. 5.2.2. Правило сотрудничества политического психолога-консультанта и заказчика консультации. 5.2.3. Правило профессионального поведения политического психолога-консультанта относительно клиента.

Принцип беспристрастности политического психолога-консультанта. 5.3.1. Правило научности результатов деятельности политического психолога-консультанта. 5.3.2. Правило адекватности методов деятельности политического психологаконсультанта относительно клиента. 5.3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом-консультантом гласности.

Принцип конфиденциальности деятельности политического психолога-консультанта. 5.4.1. Правило кодирования сведений психолого-политического характера. 5.4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. 5.4.3. Правило корректного использования сведений психолого-политического характера.

Предмет, объект, методы политической психологии

Предметом политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Т.е психология политиков и все процессы в политике. Предмет политической психологии в целом — это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами.

Конкретные объекты политической психологии лежат в трех основных сферах. Во-первых, это политическая психология внутриполитических отношений. Во-вторых, политическая психология внешней политики и международных отношений. В-третьих, все больше набирающая самостоятельный статус военно-политическая психология . Каждая их перечисленных сфер включает огромное многообразие конкретных объектов – а это практически все политические явления, институты и процессы, включающие в себя тот или иной психологический аспект.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть