ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает психология культуры

Психология и культурология

Изучением специфики различных культур занимается культуроло­гия. Культурология — это гуманитарная наука, исследующая закономер­ности развития и функционирования культуры, ее структуру и динами­ку, взаимосвязь и взаимодействие с другими сферами материальной и духовной жизни. Культурологические исследования позволили глубже понять механизмы приобретения человеком своей культурной сущнос­ти, своего неповторимого лица в контексте приобщения к нормам и тре­бованиям культуры. Эти исследования подсказали психологам одно из направлений поиска основ индивидуальных сходства и различий между людьми как представителями различных культур. Приведенные в параг­рафе сведения о психологических особенностях людей, принадлежащих к разным культурам, — результат движения психологии в направлении, подсказанном культурологией.

За несколько последних десятилетий проблема культурного много­образия мира, в котором мы живем, стала одной из доминирующих в на­уке. Психология в этом отношении не является исключением. Появление кросс-культурной психологии стало ответной реакцией на включение культурной проблематики в поле психологических изысканий. Психо­логические исследования, проведенные с представителями различных культур, неоспоримо продемонстрировали: что присуще представителям одной культуры может быть несвойственным представителям другой.

Культура для человеческого сообщества аналогична памяти отде­льного человека. Она впитывает в себя все те традиции, которые делают ее тем, чем она является. Погружение человека в эти традиции дает ему возможность понять, каким образом эти традиции ткут полотно культу­ры. Человек, вписанный в контекст конкретной культуры, вполне опре­деленным образом воспринимает окружающий мир, осознает сам себя, относится к другим, придерживается определенного набора ценностных представлений, реализует отвечающий духу культуры стиль поведения. Это означает, что для человека, представляющего данную культуру, ха­рактерны такие субъективные переживания и нормы поведения, кото­рые отсутствуют или не в такой мере характерны представителю другой культуры. Отличаются в разных культурах и механизмы передачи куль­турных навыков.

Из этого неукоснительно следует, что для того чтобы понять психологическое состояние конкретного человека, необходимо всерьез учи­тывать культурный контекст, в котором он живет. Культура налагает неизгладимый отпечаток на многие стороны психологического бытия индивида, его восприятие, познание, стиль интеллектуальной деятельности, эмоциональные проявления, вербальное и невербальное пове­дение, специфику коммуникаций, особенности отношений к своему физическому «Я», здоровью. Приводимые ниже примеры поясняют зависимость человека, его психологии от принадлежности к той или иной конкретной культуре, зависимость жизни его тела от традиций, диктуе­мых культурой.

Первый пример — о различиях в формировании представлений о себе («Я концепция») в различных культурах. Представление о себе — главнейший психологический конструкт, который пронизывает любую мысль, чувство, действие человека. Этим конструктом во многом определяется характер внутренней жизни и поведения человека. В ряде исследований была выяснена зависимость этого конструкта от пребы­вания человека в соответствующем культурном пространстве. В част­ности, они показали доминирующее влияние индивидуалистической и коллективистической культуры на формирование соответствующей «Я-концепции». В индивидуалистических культурах «Я-концепция» базируется на представлении человека о своих субъективных атрибу­тах, личных способностях, интеллекте, предпочтениях, целях. Этот свой конструкт они проверяют или перепроверяют путем сравнения себя с дру­гими. В коллективистических культурах «Я-концепция» выстраивается в первую очередь на основе отнесения себя к группе, с которой человек себя идентифицирует. Такая «Я-концепция» должна позволять ее носи­телю приспосабливаться к специфике существующих коммуникаций и поддерживать их. Носителю такой концепции должны быть свойственны солидарность, желание участвовать в социальной деятельности, умение понимать другого. Для него ощущение прочной взаимной зависимости, успешность выполнения своей социальной роли — главные критерии вы­сокой оценки себя в отличие от человека индивидуалистической культу­ры, где зависимость и отведенная, а не выбранная самостоятельно роль — признак личной неуспешности, причина низкой оценки себя.

Другой пример — о связи стиля мышления человека и его принадлеж­ности к культуре. В конце XX века появились результаты психологичес­ких исследований, отражающие когнитивные различия у людей, пред­ставляющих культуру Запада и Востока. Было сделано предположение, что для представителей восточной культуры характерен диалектический подход к решению проблемных ситуаций (отыскание возможностей для согласования противоречивых позиций), в то время как западной куль­туре свойственен выбор одной из установок в качестве правильной при сравнении противоположных позиций. Сделанное предположение было неслучайным, оно основывалось на учете особенностей культур Запада и Востока. Был проведен ряд исследований2, в которых сделанное пред­положение нашло подтверждение. Обнаружилось, что действительно ки­тайские студенты отдают предпочтение диалектическому подходу, ищут диалектические решения при столкновении с логическими противоречи­ями, противоречивыми социальными ситуациями. Выбор одной точки зрения, выделение ее в качестве приоритетной на фоне другой, воспри­нимаемой как полярная и неправильная, был в большей мере характерен для американских студентов. Таким образом, исследования подтвердили, что принадлежность к культуре обусловливает и способ мышления.

Еще одним примером, подтверждающим зависимость психологиче­ских феноменов от культуры, к которой принадлежит человек, может быть следующий. Нет таких культур, представителям которых были бы незнакомы депрессивные состояния, проявляющиеся крайней печалью, чувством опустошенности, собственной никчемности, отчужденности от себя и окружающих, ощущением боли. Депрессивные переживания, ощущаемые как боль, разные культуры «помещают» в разные части тела. Различаются культуры в том числе и по тому, как в них ощуща­ется и выражается людьми депрессия. Язык некоторых культур не дает возможности дифференцированно описывать свои депрессивные пере­живания. В языке этих культур нет слов для обозначения ряда эмоций, например эмоции печали. Исследования, инициатором которых явился А. Марселла (A. Marsella), продемонстрировали влияние культурного фактора на проявление депрессии. Так, им было показано, что депрес­сия в индивидуалистических культурах принимает преимущественно аффективную форму, т.е. проявляется печалью, опустошенностью, чув­ством вины, экзистенциальным отчаянием. В культурах же коллективи­стических депрессия проявляет себя преимущественно соматическими симптомами — болью в различных органах тела.

И наконец, пример, демонстрирующий связь культуры, биологии и образа жизни, всегда влияющих на психический склад человека. Люди рождаются с одинаковой анатомической структурой. Этот факт не под­лежит сомнению. Вместе с тем вполне очевидно и то, что люди имеют выраженные индивидуальные физические отличия. В медицине факт индивидуальных отличий давно осознан и стал одним из основополагающих при принятии решений о способе лечения. Фактор принадлеж­ности пациента к той или иной культуре также становится значимым чан медицины, разрабатывающей индивидуальный способ лечения для конкретного больного. Так, медики хорошо знают, что кальций играет важную роль в формировании скелета человека, а его недостаток часто становится причиной остеопороза, при котором снижается плотность костей, повышается риск возникновения переломов, что не может не сказываться отрицательно на образе жизни человека. Вместе с тем исследования, проведенные в ряде стран, демонстрируют, что описанное выше по-разному проявляет себя. Так, у японских женщин плотность костей довольно низкая. Тем не менее, статистические данные о количестве у них переломов существенно ниже, чем это можно было бы ожидать, если бы выводы делались лишь на основании показателя плотности костей. Также невысоки статистические показатели переломов костей у страдающих остеопорозом женщин, проживающих на полуострове Юка­тан. У женщин, живущих в США и имеющих более высокие показатели плотности костей, количество переломов существенно выше. Ученые склонны считать, что существующая взаимосвязь между плотностью костей скелета и переломами не так однозначна, как считалось ранее, что она должна быть дополнена. В качестве таких дополнений видятся особенности культуры: специфический образ жизни, своеобразная дие­та, использование отличающих эту культуру физических упражнений, а также инфраструктура социальных отношений, традиции, характерные для этой культуры. Из этого можно сделать вывод, что психологичес­кий строй человека, погруженного в культуру, носящего на себе печать этой культуры, либо прямо, либо опосредованно связан с его биологией, а потому и медицина не должна игнорировать фактор культурной при­надлежности, активно влияющий на организацию субъективной жизни конкретного человека.

Источник

Психология культуры

Ключевые слова: базовая (модальная) личность, социализации ,инкультурация, культурная компетентность, культурные константы, картина мира ,традиционное сознание.

Психологическая антропология – направление, которое изучает культуру с точки зрения психологии. Оно представлено двумя ветвями–направлениями: культура и личность и культурная психология.

1. Направление культура и личность ориентировано на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм. Именно этому течению мы обязаны такими понятиями как национальный характер и национальная психология.

«Культура и личность» изучает процессы вхождения индивида в культуру, поэтому значимыми здесь оказываются такие понятия как базовая или модальная личность, социализация и инкультурация.

Базовая (модальная) личность – устойчивая совокупность личностных черт, характерных для большинства членов сообщества, сложившихся под влиянием общих для них моделей социализации и элементов условий их существования.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (норм, ценностей, ролей, образцов поведения, культурной традиции и верований и др.) [6].

Инкультурация – процесс приобщения личности к общей культуре, усвоения им существующих привычек, норм и образцов поведения, которые свойственны данной культуре [6].

Эти процессы имеют пространственно-культурное измерение – институты, группы. В культуре выделяется специализированный и обыденный уровень, что позволяет отличать процессы и институты, которые связаны с приобретением профессиональных знаний и навыков, от тех, которые характерны для форм повседневной жизни.

Кроме того, процесс социализации имеет и временные параметры измерения: в нем можно выделить четыре периода.

Первый период – первичная социализация. Она связана с приобретением на базе детского опыта обязательных культурных знаний и навыков.

Второй период – профессиональная социализация. Она состоит в овладении специализированными знаниями и навыками, в усвоении определенной профессиональной культуры. К ней индивид приобщается в специальных (высших и средних) учебных заведениях.

Третий период – включение личности в сферу профессиональной деятельности.

Четвертый этап связан с пенсионным возрастом.

Несмотря на то, что процессы социализации и инкультурации длятся всю жизнь, наиболее интенсивно они протекают именно в юношеском возрасте, в период обучения. Итогом этих процессов должно стать формирование культурно-компетентной личности на основе базовой (или модальной). Культурная компетнтность — условная степень социализированности и инкультурированности индивида, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных знаний и специализированных, которые уже вошли в обыденный обиход. Эти знания составляют, прежде всего, общую эрудицию человека, совокупность правил, образцов, законов, обычаев, знание этикета, вербальных и невербальных языков коммуникации, систему общепринятых символов (Флиер).

2. Культурная психология исходит из того, что основополагающие закономерности человеческой психики связаны с восприятием объективного мира. Но эту объективную реальность можно познать только в перспективе, которую задает культура. Субъективность и поведение человека в данном случае рассматриваются как определенные культурными верованиями и ожиданиями, но одновременно эти миры, сконструированные культурой, творят индивиды.

Психологические процессы «сконструированы» культурой, поэтому могут варьироваться согласно культурным различиям и находить свое выражение в смыслах и практиках. Универсальные психологические процессы возможны только потому, что эти смыслы и практики определенным образом схожи между собой.

Таким образом, центральное положение этого направления – психологические процессы являются культурно опосредованными, исторически развивающимися, контекстуально-специфическими, но при этом они возникают из практической деятельности человека и в ней укоренены. Если речь идет о биологических процессах, то они в данном случае рассматриваются как вынужденные, чье значение и важность культурно зависимо.

Большое значение для культурной психологии имела культурно-историческая школа Л.С. Выгодского. Представители этой школы исходили из того, что психические процессы человека возникают одновременно с новыми формами поведения, в которых человек модифицирует материальные объекты, употребляя их в качестве средства регулирования своих взаимодействий с миром и другим.

Л.С. Выгодский считал, что для того чтобы понять индивида, необходимо понять социальный контекст его существования.

В силу того, что любой индивид принадлежит в первую очередь к определенному этносу (что и является определенным социокультурным контекстом), то оказываются значимыми следующие понятия: культурные константы, картина мира и традиционное сознание.

Культурные константы — бессознательные комплексы, которые складываются в процессе адаптации человеческого коллектива к окружающей природно-социальной среде и выполняют в культуре роль основных механизмов, которые ответственны за психологическую адаптацию к окружающей среде (адаптивная функция культуры). Эти бессознательные комплексы — «формальные» (С.В. Лурье) характеристики — получают то содержание, которое входит в состав культурно-ценностных доминант народа, в течение его истории они могут получать различное наполнение.

Все бессознательные образы включены в систему культурных констант и тем или иным образом определяют характер действия человека в мире. Эта та призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Скопление культурных констант – «сцепление» бессознательного образа с фактами реальности или, наоборот, перенос бессознательного комплекса на реальный объект. На этой основе вырабатываются адаптационно деятельностные модели человеческого поведения.

Культурные константы дают возможность человеку действовать, в то время как «адаптационно-деятельностные» модели задают определенную схему действия, хотя ее нельзя применить к реальным обстоятельствам. Их конкретная реализация совершается в период, когда на основе определенной культурной константы формируется какая-либо этническая традиция.

Картина мира — представление человека о внешнем мире, сформировавшееся, с одной стороны, на основе культурных констант, с другой – ценностных доминант. Это представление отчасти осознанно, отчасти бессознательно. В целом картина мира — проявление адаптивной функции культуры в ее психологическом аспекте.

Комплекс, связанный с картиной мира, может быть определен как традиционное сознание. Традиционное сознание – система мировоззрения, основанная на картине мира, передается в процессе социализации и инкультурации и включает в себя представления о нормах и моделях поведения, которые можно рассматривать как приоритетные в определенных обстоятельствах. Процесс образования традиционного сознания этноса связан с формированием мифологии, художественной традиции, социальных институтов, которые соответствуют данной этнической картине мира.

Важным в данном случае представляется тот факт, что культуру невозможно представить как однажды запущенный механизм. Культурным константам удается передаваться от одного поколения к другому в силу динамичности культуры. Она постоянно должна воспроизводиться. Внутри ее должны находиться люди, которые базируются на культурной традиции.

Наряду с этим выделяются представители этнической культуры, сознание которых социально детерминировано в меньшей степени. Это так называемые носители личностного сознания — аутсайдеры, без которых невозможна трансформация общества (позитивная или негативная). Носитель личностного сознания может сознательно выходить из традиции и в ней оставаться.

Смена картины мира (как и связанного с нею традиционного сознания) происходит тогда, когда имеющаяся картина мира утрачивает свою адаптивную способность. При изменении картины мира происходит новый перенос бессознательного комплекса на реальный объект, организация новой традиции вокруг нового значимого объекта. При этом общие характеристики культуры остаются неизменными: баланс между «источником добра и источником зла», основные парадигмы, образы себя, которые включают представление о коллективе и принципы действия человека в мире.

Действие носителей личностного сознания могут, бесспорно, усугублять деструктивные процессы. Их активность опасна в момент кризиса, когда люди сами не в состоянии дать название явлениям, которые наблюдают вокруг себя, не могут вписать ее в привычную для них «картину мира». Поскольку любой человек не терпит неопределенности, то он становится восприимчивым к тем названиям, которые могут быть случайными, поэтому могут только усилить кризис. Тогда традиция заменяется набором правил, а картина мира — эксплицитной идеологией.

Несмотря на то, что механизм трансформации картины мира определенной культуры может быть различен, он всегда будет в себя включать две составляющие: период кризиса и деятельность носителей личностного сознания. Таким образом, в обществе необходимо наличие как консервативной деятельности, так и креативной.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть