ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает психология развития

Что изучает возрастная психология — основы и методы науки

Учёными установлено, что каждой личности присущи свои психические изменения в процессе становления. Определённый этап взросления индивида имеет свои характерные черты и подчиняется общим законам. Основная задача психологов в рамках возрастной психологии — исследовать механизмы психического развития и выяснить, как формируется характер с рождения индивидуума до самой его смерти.

Какие аспекты рассматривает возрастная психология?

Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни. Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления. Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.

Дисциплина изучает изменения в психологии индивидуума по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.

Разделы возрастной психологии:

  • пре – и перинатальная;
  • детская;
  • юношеская;
  • зрелого возраста;
  • геронтопсихология.
  • выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
  • создание психологической картины всех этапов взросления;
  • выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
  • решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.

На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология. Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям особенностей психологического развития индивида учёными были установлены закономерности становления личности. Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.

Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.

На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.

В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую. Подобные перемены охватывают какой-то период времени — пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых. Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его положения в социуме, приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.

Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.

Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий. На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера. Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.

Проблемы, которые изучает наука

Проблемные аспекты возрастной психологии:

  • какие факторы сильнее влияют на психическое развитие индивидуума — физиологическое созревание или окружающий мир;
  • что воздействует на психику индивида — стихийное или организованное обучение;
  • как способности сказываются на личностном росте;
  • как в ходе взросления меняется интеллект и характер индивида, каким образом эти факторы воздействуют на формирование личности.

Методы, которые применяются

Возрастная психология использует те методологические разработки, которые применяются в других психологических науках. С их помощью изучаются возрастные изменения в психике и психических процессах. Основными методами исследования данной дисциплины являются наблюдение и эксперимент.

С помощью наблюдения удаётся получить разностороннюю и точную информацию о человеке. Поведение индивида исследуется систематически и в связи с конкретной целью. Впоследствии оно анализируется, описывается и объясняется. Наблюдение даёт объективное описание поведения индивидуума. С помощью подобного метода психолог получает информацию об объекте исследования как о целостной личности в связи с его высказываниями, поступками и разного рода действиями. Благодаря наблюдению удаётся системно проанализировать психологическое развитие индивида. Методика исследования может охватывать определённые вопросы или полностью поведение личности. В ходе наблюдения специалист не имеет права корректировать изучаемое явление. Подобная методика исследования лишь фиксирует, но не формирует психические особенности индивида.

Наблюдение часто сочетается с экспериментом. Оба этих метода помогают изучить возрастные психические изменения. Экспериментальная методика исследования изучает реакции индивидуума, а не спонтанные проявления его психики. В ходе эксперимента психолог специально вызывает изучаемое явление, меняет условия исследуемого процесса. Благодаря этому методу определяется степень развития личности, уровень интеллекта. С помощью целенаправленной формирующей методики можно так воздействовать на исследуемого человека, чтобы у него выработались определённые навыки и умения.

В возрастной психологии применяются такие методы: моделирование (воссоздание требуемой психической ситуации), методика изучения условных рефлексов (глотательных, сосательных, хватательных и других), психогенетические (близнецовый, анализ родословной), исторический (изучение жизненных путей индивидуумов) и другие. Нужную информацию об объекте изучения психолог собирает с помощью беседы, анкетирования, тестирования. Определённые методы возрастной психологии применяются на каждом этапе развития личности. С их помощью с учётом возраста исследуются особенности психики и поведения индивидуума.

Книги по возрастной психологии

Актуальные аспекты возрастной психологии нашли своё отображения в популярных психологических книгах. Подобного рода литературу можно найти в интернете и книжных магазинах. В любом произведении читатель отыщет советы для разрешения каких-то своих возрастных проблем.

Самые популярные книги психологической тематики:

  1. Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис».

В своём произведении автор рассматривает проблемы юношеского возраста, многие из которых связаны с социальным становлением личности. В книге анализируются все аспекты возрастного кризиса. Согласно теории Эриксона судьба любого индивида зависит от его деятельности на ранних этапах жизни.

  1. Снайдер Ди «Курс выживания для подростков».

На страницах книги автор даёт советы подросткам и рассказывает им, как завести друзей, избавиться от робости, приобрести уверенность в себе и поднять самооценку. В произведении описаны проблемы, с которыми часто сталкиваются дети в силу своей неопытности: алкоголизм, наркотики. Автор рассказывает, как избежать проблем и что делать, когда молодые люди попали в беду.

  1. Н.А. Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей».

В своём произведении автор не только описывает проблему, но и даёт практические рекомендации по работе с детьми в плане профилактики курения, алкоголизма и наркомании. В книге представлены авторские разработки по решению проблем, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ. В этой научной работе психологи, учителя и родители могут найти много полезной информации.

  1. Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения».

В произведении описаны психологические упражнения для подростков, благодаря которым можно уберечь их от асоциального поведения. Автор информирует читателей по правовым вопросам, учит родителей правильно воспитывать своих детей. Если педагоги хотят уберечь подростков от неправильного поведения, им нужно ориентировать детей на достижение позитивных целей.

  1. Р.В. Овчарова «Психологическое сопровождение родительства».

Воспитание детей в семье зависит от того, в каком качестве выступают родители. Автор книги описывает, с какими проблемами сталкиваются взрослые люди, когда у них появляется ребёнок. Многие родители морально не готовы воспитывать детей. В произведении даны консультации и методы коррекции поведения взрослых людей. Рекомендации автора позволяют нормализовать психологический климат в семье и развить чувство родительской любви к детям.

Если человек сталкивается с проблемами в семье или воспитании детей, без грамотной поддержки ему не обойтись. Разобраться в нюансах возрастных кризисов поможет опытный психолог.

Источник

Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Психология развития»

Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития

Психология развитиязанимается изучением возрастной динамики развития психики человека, онтогенеза психических процессов и пси. свойств качественно изменяющегося во времени человека. Кроме этого, психология развития изучает факторы, законы развития, виды деятельности, которые его обуславливают. Объектом является изменяющаяся со временем психика человека, который не имеет каких-либо психо-физических отклонений. Т.к. ПР изучает развитие человека на всем протяжении его жизни, можно выделить несколько ее разделов:

2. Детская психология (от рождения до 10-11 лет)

3. П-я подростково-юношеского возраста (до 23 лет)

4. П-я зрелости (акмеология) (20-65)

5. Геронтология (пожилого и старческого возраста)

Теоретико-методологические основы ПР.

ПР изучает следующие виды изменений:

1. Анатомо-физиологические (психофизиологические) изменения: НС, ЭС, опорно-двигательного аппарата.

2. Когнитивные изменения: изменения когнитивных процессов (внимание, память, речь, интеллект в целом).

3. Личностные изменения: темперамент, характер, мотивационно-потребностная сфера, воля, эмоции, чувства, самосознание.

4. Психосоциальные: поведение, взаимоотношения с другими людьми, отношение к обществу.

Цели ПР:

1. Выделение универсальных изменений, которые позволяют установить возрастные нормы пс.развития.

2. Выделение индивидуальных различий в развитии, которые позволят установить возрастные вариации среднестатистической нормы.

3. Выделение тех изменений, которые обусловлены конкретными социальными воздействиями (культура).

Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития. Факторы – условия, движущая сила.

Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления.

Развитие – процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень — новая структура – психологические новообразования. Виды именений:1. Поведенческие (общение, деятельность). 2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства). 3. Когнитивные процессы. 4. Анатомо-физиологические изменения. Цели психологии развития — определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека.

2. Междисциплинарные связи психологии развития

Физиология, генетика, этология, социология, культурная антропология, этнография, общ. пс., диагностика.

Педагогика, пс.личности, пед.пс, клиническая, дефектология.

Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития

Развитие можно определить как рост и относительно устойчивые изменения процессов, свойств, форм социального взаимодействия и др. форм поведения. Следствием изменений новые виды и формы функционирования и деятельности человека, возникающие новые структуры пс. процессов. Появление новых структур может означать переход на новую стадию развития. Для каждой стадии присущи свои свойства.

Развитие – процесс количественного и качественного изменений, который явл. ветвящимся, в нем выделяют узлы качественных и количественных изменений, которые связаны между собой. Изменения могут быть: количественные-качественные, непрерывные-дикретные, универсальные-индивидуальные, обратимые-необратимые, целенаправленные-спонтанные, прогрессивные-регрессивные.

Изменения могу быть вызваны такими процессами как:

1. Рост – п-с количественных изменений.

2. Созревание – п-с, управляемый эндогенными импульсами в сл. кот. происходят качественные изменения в био. сист. организма человека, кот. способствуют психических и психолог. изменениям. П-с созревания создает исходные предпосылки для изменений. При созревании ограничивается действие соц.фактора.

Выделяют 4 признака, которые ук. на процесс созревания: 1. одна и та же последовательность изменений, 2. возникновение изменений в строго определенном возрасте, 3. необратимость многих изменений, 4. нагоняемость изменений.

3. Научение –целенаправленнное усвоение предложенного образца или модели. Следствием научения являются ЗУН.

4. Дифференциация –структурирование, дробление общего на составные части.

5. Ценрализация –интеграция, объединение отдельных процессов или их с-в в единую систему, благодаря чему человек способен на сложные виды деятельности.

6. Запечетление –п-с непосредственного, неконтролируемого усвоения опр. образцов. в р-те их кратковременного или долговр. воздействия на человека. Например, развитие речи до 2-х лет, или усвоение ребенком родительской модели поведения. Запечатление происходит только при готовности и в периоды повышенной чувствительности ВНД к опр. внешним раздражителям (сензитивные периоды).

7. Социализация– п-с в ходе кот. человек усваивает нормы, правила, ценности общества, в кот. он живет.

8. Идентификация – отождествлениечеловека с другим ч. или гр. людей. Самоидентификация – отождествление себя с собой.

9. Индивидуализация –процесс осознания человеком своей уникальности.

Понятие возраста в психологии развития

Возраст бывает абсолютный и условный. Абсолютный в-т это количество временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта до момента измерения. Является хронологическим. Указание на хронологический возраст — датировка. Является абстрактным понятием, и не содержит информации о человеке. Условный возраст определяется с помощью установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду на основании выделения у него качественных изменений, которые называются возрастными свойствами. В ПР как правило используют усл.в-т, в-т развития.

Между УВ и АВ может быть соответствие, а может и не быть. УВ может быть биологическим, психологическим, социальным, субъективно переживаемым. Пс. УВ определяется путем изучения уровня пс. р-я, р-я интеллекта, с-в личности. Соц. УВ определяется на основе изучения деятельности, которая является ведущей. Субъект. УВ – в-т, к которому относит себя человек, зависит от событийной насыщенности.

Жизненный путь индивида

Р-е индивида обозначается понятием онтогенеза. В своем онтогенезе большинство людей похожи, но живут опр. к-во лет.
Филогенез – п-с, кот. объясняет общее развитие биолог. видов. Филогенез определяет онтогенез каждого вида. В онтогенезе заложена филогенетическая программа.

По мере развития, человек проходит через ряд универсальных п-с: созревание, старение. В возр. п-сах формируются возрастные свойства (различия). И то, и др. (в. п-с + в. с-ва) объединяется в понятии возрастная стадия.

Термины в которых описывается пс.развитие имеют биологические основы. Но онтогенез человека имеет не только биологические основы, присутств. также онтогенез личности. В онтогенезе Выготский выделял натуральные и культурные процессы. Т.о. анализ онтогенеза человека должен учитывать многомерность его в-х п-сов.

Кроме многомерности с-в онтогенез характеризуется явлением неравномерности и гетерохромности. Любая периодизация О. человека будет условной, она может допускать вариации отклонения от среднестатистических показателей.

О. человека характеризуется значительным удлинение периода взросления, этот период зависит не только от биологического, но и от социального факторов. Это связано со сложным развитием, которое предполагает получение большого объема социального опыта.

Для описания О. используют 3 понятия: время жизни, жизненный цикл, жизненный путь.

1. время жизни– временная прямая жизни. На всем пути антропогенеза оно удлиняется, влияет на процесс соц. развития.

2. цикл –ход жизни человека подчинен закономерности , стадии представляют собой круговорот циклических возрастных п-сов. Предполагает замкнутость п-са развития и показывает, что для всех людей промежутки разв. одинаковы.

3. жизненный путь –исключает шаблоны в развитии разных людей. Одни и те же события для них имеют разное значение и по-своему уникальны. Допускает, что О. уникален. Субъект жизненного пути – действующее лицо.

Методы сбора данных

Методы сбора данных— беседа, анкетирование, наблюдение, метод контент-анализа, тестирование, проективные методы.

Контент-анализ представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: слово (символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение. Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки. Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

Этологические теории

Этология – наука о поведении животных, в 1960-е активно занималась изучением животных. Э. основана на исследованиях Лоренца, Тинбергена. Изучая поведение животных, они установили, что имеется связь между эволюционными процессами и адаптивным поведением. Этологи стали искать аналогии в поведении животных и людей. Они предположили, что поведение и тех и др. имеют схожие эволюционные процессы.

У людей сохраняются опр.черты поведения, свойств. животным. Напр. Лоренц считал, что между формированием ранней привязанности у птенцов и привязанностью у младенцев есть общие черты. Люди имеют видоспецифические модели поведения. Напр., слепоглухие дети улыбаются в раннем в-те. Этология считает, что сложное соц.поведение людей генетически детерминировано. Птицы вьют гнезда, люди строят дома.

Рассматривая поведение людей, этологи видят в нем 3 причины:

· ситуационные (та или иная причина запускает опр. поведение. Напр. плач ребенка)

· исторические (ребенок плачет, потому что в истории он плакал – его баловали)

· эволюционные (плач несет важную адаптивную ф-ю – стремление привлечь внимание)

А. Гезеллсчитал, что развитие психики человека обусл. биологическим созреванием. Человек «расцветает» по расписанию. Соц.среда роли не играет. Геззел сводил р-е к количественным изменениям.

В современной пс. к этологическим теория можно свести идеи М.Эпсворт, Дж. Боулби, которые изучали проблемы формирования привязанности между младенцами и родителями.

Также, в современной пс., иерархическая связь в гр. срерстников является следствием врожденной модели поведения. Совр. социобиологи изучают когнитивное развитие, уделяя большое внимание именно биологическим аспектам научения. В пр. биологического созревания становится сенситивным для опр. вида научения языка у ребенка (1,5-2г).

Совр. этология придерживается соображения, что осн. фактором является биологический, не отрицая роли соц.опыта, но рассматривается, что ребенок может его усвоить.
Недостатки:

· этолог. т-и с трудом поддаются эмпирич. проверке.

· т-и делают ретроспективное объяснение пр. р-я, объясняя то, чо уже произошло и не могут дать прогноз.

· сторонники др. теорий (бих.) показали, что даже если человек имеет опр. биологические аспекты поведения, то они могут сильно изменяться научением.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности характеризуется тем, что новорожденные не приспособлены к среде. И это считается положительным фактором, т.к. мозг его пластичен и может формировать множество условно рефлекторных связей. У новорожденного обнаруживается также несколько безусловных рефлексов. Они не выполняют никаких функций, на их основании не формируется поведение. Они являются атавистическими, после 2-х мес. возраста проявляются: сосательный р-с, р-с автономной походки, хватательный р-с, рефлекс Моро (обнимательное движение).
Наличие рефлексов – критерий зрелости нервно-психического развития.

Т.о. жизнедеятельность Н. полностью связана с особенностями ухода со стороны взрослых. Взрослые в этот период должны строить такие отношения, чтобы максимально полно удовлетворить его потребности. Главные потребности: 1. витальные, 2. впечатления, стимуляция всех систем.

Когда ребенок начинает отвечать на раздражители, появляется «комплекс оживления» — положительная эмоционально-двигательная реакция ребенка, возникающая в ответ на обращение другого человека. Появляется визуальные контакт, произвольная соц. улыбка, звуки, активное движение рук и ног.

Наличие «КО» свидетельствует о нормативности физиологического и психического развития. Критерий окончания кризиса новорожденности, переход к стадии младенчества.

Новообразования: 1. потребность в общении, 2. потребность во внимании, 3. индивидуальная психическая жизнь – состояние удовольствия, неудовольствия.

Речевое развитие младенца

Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производил по отношению к ребенку. Значение этой речи огромно: ребенок прислушивается к ней, понимает ее общий эмоциональный тон, а позже — выделяет в ней отдельные слова. Словесные воздействия составляют значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому у младенцев рано, еще на этапе доречевого общения, формируется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого.

Особый интерес как предпосылки будущего развития речи представляют вокализации. Сначала они имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга, радости, удовольствия (вскрики, взвизгивания) до напряженного сосредоточения (гуканье). Вокализации младенцев — доречевые, хотя некоторые могут напоминать знакомые слова. В совокупности слушание речи взрослых и вокализации М. И. Лисина именовала голосовым общением— особой разновидностью личностного и делового ситуативного общения. При развитии голосового общения формируется речевой слухи отрабатываются речевые артикуляции.

Развитие речевогослуха идет по пути все большей избирательности. Избирательное отношение к речевым звукам — первая ступень этого развития. К концу первого года жизни у детей наблюдается углубление анализа самих речевых звуков: выделяются два разных параметра — тембровый и тональный. Для речевых звуков главными образующими и константаэми являются специфические тембры. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение).

Для овладения речью нужно отделять смыслоразличительныеединицы языка. В большинстве языков, смыслоразличительными единицами являются фонемы. Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который и начинает интенсивно формироваться в раннем детстве вместе со звуковысотным слухом.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова попытались описать этапы развития говорения: 1) этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и лепетного говорения, 3) этап появления первых псевдослов, слов-предложений.

С 5—6-го мес постепенно появляются подражательные голосовые реакции. Легче всего ребенку подражать словам, означающим названия часто употребительных предметов, животных, а также звукоподражательным словам. Это — первые попытки называния.Звать ребенок еще не может, но называть — может. К 8-9 мес могут появиться подражания называнию действия.

На первом году ребенок может активно использовать (после 10 мес) от 1—5 до 7—16 слов. Первые слова Д. Б. Эльконин считал одним из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству. Первые слова замечательны еще и тем, что ребенок, употребляя их, делает величайшее по смыслу, важнейшее для его дальнейшего развития открытие: он узнает, что всякая вещь, вообще всё имеет свое имя. Точнее говоря, с этого момента ему открывается связь между знаком и значением, начинает развиваться знаково-символическая функция сознания.

Первые слова называются псевдословами, так как отличаются особенностями:

1)между словами ребенка и словами взрослого есть резкие фонетические различия; звуковой состав слов ребенка отличен от звукового состава слов взрослых; это а) слова, не похожие на слова взрослых («ика» — «шкафчик», «адига» — «рыбий жир» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых, чаще — корни («ка» — «каша», «па» — «упала» и т.д.); в) слова, являющиеся искажением слов взрослых, но с сохранени­ем их фонетического и ритмического рисунка («ти-ти» — «часы», «ниняня» — «не надо»); г) звукоподражательные слова («ав-ав» — «собака», «му-му» — «корова»);

2)детские слова характеризуются многозначностью, так, «ака» может обозначать конфеты, ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука» может означать целое предло­жение «Утки плавают в воде» и т.д.

Исходя из указанных особенностей, детскую речь этого периода называют автономной. Здесь есть определенные речевые искажения(вторая особенность): например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно», а показывая на большой дом и большую лошадь, говорят «домик» и «лошадка».Общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации(третья особенность), где первые слова употребляются в тесной связи с действиями и тогда, когда предмет находится перед глазами.

Автономная детская речь — необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. По ней можно даже провести раннюю психологическую диагностику уровня речевого развития. Например, недоразвитие ребенка часто проявляется в изменении периода автономной речи. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.

Кризис 1-го года

Первый момент кризиса 1-го года — развитие ходьбы. Главное в обретаемом акте ходьбы, не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого, Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому — важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова.Значение его то же: там, где было единство, становится двое — взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание — предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом уребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим«гипобулические реакции». Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку вчем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.

Кризис 3-х лет

Итак, благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам», которое Выготский называл «внешнее Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. (Обухова, С. 222)

Основные симптомы этого кризиса впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка».

1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Выготский писал: «ребенок не делает, потому что его кто-то попросил».

Пример: Выготский пишет: «Девочка хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Она даже собирается идти туда. Я приглашаю девочку. Но так как Я зову ее, она ни за что не идет. «Ну, иди сюда», — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Девочке хотелось бы пойти, но т.к. ей предложили, она отказалась».

2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Выготский пишет: «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал». Например: ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводятся доводы, его убеждают, но т.к. он отказался, он уже и не идет. Мотивом упрямства является первоначальное решение.

3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных:

5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка в свой адрес: «дура».

6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский пишет: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания.

В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим.

Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец.

Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Описав все 7 симптомов, Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить о психологическом отделении от ближайших взрослых.

Выготский делает вывод, что в 3 года ребенок мотивирует свои поступки отношениями с окружающими; т.е. кризис 3-х лет – «это прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка. мотив дифференцирован от ситуации».

Согласно Божович, с появлением новообразования – системы «Я», выражающегося в слове «Я», доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой потребности вызывает трудности в поведении детей. После возникновения системы «Я», возникают и другие новообразования, наиболее значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».

Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.

Д.Б. Эльконин, определяет такое новообразование раннего возраста – личное действие (правильный способ употребления предмета) и сознание «Я сам». В совместной предметно-манипулятивной деятельности ребенка со взрослым к 3-м годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, предложенной взрослым.

Наиболее развернутое исследование кризиса 3-х лет проведено Т.В. Гуськовой, в котором анализирует отечественные и зарубежные исследования. Она установила, что кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. Также Гуськова выделяет два «пояса» симптомов: 1) симптомы, направленные на достижение в предметно-практической сфере; 2) симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.

Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования 3-х лет – «гордости за достижение».

59. Характеристика новообразований младенчества

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Самое важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).

Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам — начало кризиса 1-го года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

60. Характеристика новообразований раннего возраста

Центральными новообразованиями этого возраста являются стремление к самостоятельности, зарождение самосознания и самооценки.

Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы — восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.
Сравнение своих действий с действиями взрослого, нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».

Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам».Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения «Я». До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Психология развития»

Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития

Психология развитиязанимается изучением возрастной динамики развития психики человека, онтогенеза психических процессов и пси. свойств качественно изменяющегося во времени человека. Кроме этого, психология развития изучает факторы, законы развития, виды деятельности, которые его обуславливают. Объектом является изменяющаяся со временем психика человека, который не имеет каких-либо психо-физических отклонений. Т.к. ПР изучает развитие человека на всем протяжении его жизни, можно выделить несколько ее разделов:

2. Детская психология (от рождения до 10-11 лет)

3. П-я подростково-юношеского возраста (до 23 лет)

4. П-я зрелости (акмеология) (20-65)

5. Геронтология (пожилого и старческого возраста)

Теоретико-методологические основы ПР.

ПР изучает следующие виды изменений:

1. Анатомо-физиологические (психофизиологические) изменения: НС, ЭС, опорно-двигательного аппарата.

2. Когнитивные изменения: изменения когнитивных процессов (внимание, память, речь, интеллект в целом).

3. Личностные изменения: темперамент, характер, мотивационно-потребностная сфера, воля, эмоции, чувства, самосознание.

4. Психосоциальные: поведение, взаимоотношения с другими людьми, отношение к обществу.

Цели ПР:

1. Выделение универсальных изменений, которые позволяют установить возрастные нормы пс.развития.

2. Выделение индивидуальных различий в развитии, которые позволят установить возрастные вариации среднестатистической нормы.

3. Выделение тех изменений, которые обусловлены конкретными социальными воздействиями (культура).

Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития. Факторы – условия, движущая сила.

Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления.

Развитие – процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень — новая структура – психологические новообразования. Виды именений:1. Поведенческие (общение, деятельность). 2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства). 3. Когнитивные процессы. 4. Анатомо-физиологические изменения. Цели психологии развития — определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека.

2. Междисциплинарные связи психологии развития

Физиология, генетика, этология, социология, культурная антропология, этнография, общ. пс., диагностика.

Педагогика, пс.личности, пед.пс, клиническая, дефектология.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть