ПСИХОЛОГИЯ

Что изучает психология семьи

Психология семьи и общения, психодиагностик

Тема № 11
«Психология семьи и общения, психодиагностика»

слушатель Ермолаев Андрей Алексеевич

Основными задачами в психологии является:
-качественное изучение психических явлений;
-анализ формирования и развития психических явлений;
-изучение физиологических механизмов психических явлений;
-содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности человека.

Психология изучает различные направления и отрасли.

В современном обществе все науки настолько переплетены между собой, что иногда не сразу и понимаешь какие направления к каким, относятся.

В наши дни психология успешно уживается с биологией, философией медициной, высокими технологиями в области компьютеризации и другими направлениями деятельности человека.

Современная психология подразделяется на два основных направления:
1.Фундаментальная психология.
2. Прикладная психология.

Кроме того, современная психология на данном этапе своего развития определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отдельных отраслей исследований.

Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

В данной работе мы совсем кратко разберем некоторые из разновидностей этой интересной и в тоже время сложной науки…
а именно:
-Психология семьи и общения;
-Психодиагностика.

Семейная психология или психология семьи – это раздел психологии, который изучает сущность и эволюцию семейных отношений, особенности их возникновения, становление, стабилизацию и распад, а также ряд других моментов, связанных с семьей и семейной жизнью.
Психология семьи – это чрезвычайно важный для большинства людей раздел психологии, ибо семья для многих из нас является одной из базовых ценностей, от которой зависит наше счастье.
Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования.

Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления.
Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.

Основные задачи семейной психологии:

1.Теоретические задачи семейной психологии:
-исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
-изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
-изучение психологических особенностей супружеских отношений;
-изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
-изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях.

2.Консультационные задачи семейной психологии:
-психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор; брачного партнера и заключение брака;
-консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика,; коррекция, профилактика);
-психолого-педагогическая помощь семье в кризисных ситуациях и при; разводах;
-психолого-педагогическое консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
-психолого-педагогическое консультирование по вопросам воспитания и; развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);
-психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных; детей;
-психолого-педагогическая профилактика отклонений и нарушений развития; детей и подростков, воспитывающихся в условиях депривации общения с близким взрослым);
-психолого-педагогическое сопровождение становления родительства.

Каждую из семей в современном обществе характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие только ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

В психологи семьи сложились наиболее распространенные разнообразные формы брачно-семейных отношений:

-Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта.

-Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.
Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс.
Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено.
Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.
В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью.
Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

Брачно-семейные отношения, освященные любовью.
Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга.
В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, — сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи.
Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными.

Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

Внебрачные семейные отношения (так называемое сожительство) – современная форма, вошедшая в современный мир совсем недавно практикующая совместное проживание и даже совместных детей при этом эти отношения не закреплены брачным союзом.

История возникновения семейной психологии

История семейной психологии развивалась испокон веков.
В древних текстах, толкующих о семье можно обнаружить в мифологически – назидательные установки.
Кроме того, раздумья о чувственной любви и брачно-семейных отношениях продолжали и древние философы.
В античные времена имелись представления, как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитет».
Отцом «патриархальной теории» называют Платона, который последовательно развивал идеи патриархальности, как отвечающие природе человека и позволяющие формировать исходную ячейку государства.

В Средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно. Идея же группового брака отмечалась в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов.

Многие мудрецы в древности неоднократно обращались к теме семьи.

Например, Платон в своих диалогах, Аристотель в своих трудах, Плутарх в незабвенном труде «Наставление супругам» К. Маркс и Ф.Энгельс в «Происхождение семьи, частной собственности и государства», И. Кант в Метафизики нравов, А. Шопенгауэр в «Афоризмы житейской жизни», а также многие другие философы и ученые.

Древние философы в основном основывались на своих наблюдениях. Но времена и нравы менялись и на смену философским взглядам началоприходить и другое мировоззрение.

Семейные отношения начали изучать ученые из других наук и направлений.
Этнографические, исторические и психологические наблюдения привели к тому, что исследования в этой области расширялись, появлялись все новые и новые знания о происхождении и развитии семьи.

Но все же, основной наукой, которая изучает семейные отношения, стала психология семьи (семейная психология), которая благодаря психологическим исследованиям является одной из важнейших наук в этом направлении.

Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений сделан швейцарским историком И.Я. Баховеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу «Материнское право.

Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландским юристом Дж. Ф. Макленнаном, опубликовавшим в 1865 г. исследование «Первобытный брак».

Оба автора в своих работах подчеркивали идею изменчивости форм брака.

Однако мнения современных ученых расходятся в том, кто был основоположником семейной психологии.

Одни исследователи называют имя З. Фрейда, ссылаясь на то, что основной на психоаналитическом конгрессе в Нионе в 1936 г. была тема «Семейные неврозы и невротическая семья».

Другие ученые готовы утверждать, что семейная психотерапия развилась из групповой психотерапии в качестве альтернативы психоанализу (Minuchin S., 1974).

В России еще в 1817 г. Ф. И. Уден указал на роль неправильного, изнеживающего воспитания в формировании у детей истерических черт характера.

Следует подчеркнуть, что Уден вообще был одним из первых, кто обратил внимание на такой аспект семейной жизни, как отношение родителей к ребенку и влияние его на формирование психики.

В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении» различных психических состояний (Маляревский И. В., 1886; Z. D. Smith, 1890), которое в настоящее время стало чрезвычайно важным разделом психиатрии.

За рубежом интенсивные исследования по этой теме проводятся в США, Германии, Великобритании, Франции, Польше и во многих других странах.

В современной психологии семьи можно выделить два возможных теоретических подхода в отношении анализа семьи.

Согласно первому подходу семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности.
Такой вариант трактовки семьи был характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и нашел отражение в поведенческом походе и психоанализе.

Согласно второму подходу семья рассматривается как целостная система. Такой подход характерен для системной семейной терапии и психологов, не сводящих семью к суммарной совокупности ее членов.

Системная семейная психотерапия возникла во второй половине 60-х гг. XX в. В основе системной семейной психотерапии лежит общая теория систем JI. фон Берталанфи, для которой характерен «организмический» взгляд на мир:
— объектом воздействия является не отдельный человек, а вся семья, вся семейная система.

Эта система имеет такие признаки:
1) система как целое больше, чем сумма ее частей;
2) что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;
3) расстройство или изменение в состоянии одной части системы влечет изменение других частей и системы в целом [Варга А.Я., 2002; Системная семейная терапия, 2002].

Методология семейной психологии

Методология семейной психологии — это совокупность принципов, система конкретных, посредствующих, применяемых к масштабу данной научной отрасли понятий.

Методология семейной психологии — это набор определенных положений, которые используются в теории и практике семейной психологии и семейной психотерапии.

Методология семейной психологии -учение о принципах построения, способах и формах научного познания.

Методология семейной психологии -это система способов и принципов организации и реализации теоретической и практической деятельности, как каждой отдельной личности в семье, так и всех членов семьи как сообщества выполняющего общие цели и задачи.

Методологические особенности семейной психологии (семейная психология) заключаются в том, что семья является объектом исследования многих наук связанных между собой.

Семейная психология исследуется в различных областях науки— социологии, психологии (этнопсихологии, социальной психологии, психологии развития и др.), зоологии, философии, биологии, педагогики, демографии, этики, экономики, сексологии, психотерапии и психологическом консультировании и многих других.

Исследование психологии семьи опирается на общенаучные принципы, такие как:
— принцип системности, согласно которому семья исследуется как система, так как семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены, изменения в функционировании каждого из элементов приводят к изменениям целой системы;
— синергетический принцип, позволяющий рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесное, с учетом кризисных периодов;
— принцип деятельности, дает возможность исследовать все виды семейной деятельности и общения, выполнения ролей и обязанностей, а также индивидуальную и семейную активность;
— принцип детерминизма, который лежит в основе описания механизмов детерминации дисфункционального развития семьи, супружеских конфликтов, разводов и т.д.;
принцип развития, в контексте которого развитие семьи представляется как последовательная смена семейных стадий и кризисов;
— принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания о семье строго в соответствии с объективной реальностью. При исследовании семьи важно учитывать социально-экономические, социокультурные и другие условия жизнедеятельности семьи;
— принцип эволюционизма, с позиции которого исследование семьи должно проводиться с учетом основных закономерной эволюции семьи и брака;
— принцип междисциплинарности, ориентирующий исследователя на широкое использование достижений других отраслей научного знания о семье и др.
В семейной психологии используются различные психологические и социально-психологические методы: метод опроса, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, метод экспертного опроса, автобиографический метод, тестирование.

Выбор метода определяется целью и задачами исследования.
Метод— это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Метод —способ познания, при помощи которого наука «добывает» факты, сведения и осмысливает их.

Метод психологии— это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Методология семейной психологии:
-определяет позицию исследователя и логику организации исследования супружеских, родительско-детских и других отношений, семейных проблем и жизненных трудностей;
-позволяет сформулировать исследовательскую проблему, подобрать методы исследования.
— изучает зависимость личности от взаимоотношений внутри семьи и ищет способы исправления сложившейся ситуации внутри семейных отношений.

А. Г. Лидере приводит типологию методик психологического обследования семьи с точки зрения сферы, внутри которой методика возникла или наиболее широко использовалась после заимствования извне.

Методики в исследовании семьи могут быть:
— психологическими, т.е. родившимися внутри психологической практики или психологических исследований и обслуживающими психологию семьи;
— клинико-психологическими, родившимися в рамках клиники и обслуживающими психиатрию и психотерапию прежде всего и семейную терапию в частности;
—социологическими или социально-психологическими, родившимися внутри социологических или социально-психологических практических и теоретических разработок и обслуживающих прежде всего их;
— педагогическими, обслуживающими педагогическую практику;
— системными, т.е. собственно «семейными», родившимися внутри семейных (структурных, интегративных и прочих целостных) концепций семьи, наиболее известным представителем которых в России является системная психотерапия. В этом смысле последний тип методик можно условно назвать системно-психотерапевтическими, в отличие от клинико-психологических методик;
— психосемантическими, родившимися и существующими на стыке психологии, лингвистики, социологии, обслуживающими прежде всего научные исследования в этих областях, но имеющими и прикладные выходы, например, в область исследования гак называемых имплицитных теорий семьи.

Для комплексного обследования супружеских отношений можно воспользоваться программой, которую предложили А. Н. Волкова и Т. М. Трапезникова.

Эта программа изучения семьи включает девять блоков:

1. Социально-экономические и демографические характеристики.
В данный блок входят показатели, которые играют значимую роль в стабильности брака:
— жилищные условия;
-семейный бюджет;
-стаж брака;
-возраст супругов, разница в возрасте;
-образование супругов;
-род занятий супругов;
-количество и возраст детей;
-проживающие вместе с супругами.
Основными методами исследования показателей, входящих в социально-экономические блок являются такие методы как: — опрос, анкетирование, анализ имеющихся документов.

2. Пред брачные отношения.
Изучение пред брачного периода осуществляется реже, но он показывает истоки зарождения трудностей, которые прямо или косвенно проявляются на каком-либо этапе жизненного цикла семьи.

Согласно исследованиям, на судьбе брака отражаются следующие характеристики пред брачного периода:
-место и ситуация знакомства;
-первое впечатление друг о друге (положительное, индифферентное, отрицательное, амбивалентное);
-продолжительность периода ухаживания;
-кто инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие люди);
-время обдумывания брачного предложения;
-ситуация оформления брака.
Основными методами исследования этого метода являются беседы и/или интервью.

3. Микроокружение семьи.
Микроокружение семьи имеет огромное значение для стабилизации семейных отношений.
Наиболее оптимальный вариант — частичное отделение семьи: проживание отдельно от родственников для сохранения автономии, но в непосредственной близости от них.
Для исследования контактов семьи с окружением важны следующие показатели:
-состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги);
-частота контактов с разными представителями микроокружения;
-род и виды помощи, получаемой от этих лиц (экономическая, бытовые услуги, моральная и эмоциональная поддержка, обмен опытом, организация и проведение досуга).
Основным в изучении данной программы являются исследования различных показателей по анкете, называемой «Контакты семьи».

4. Стадия супружества.
В Стадии супружества речь в основном идет не о стаже брака, а именно о стадии развития отношений супругов:
-для каждой стадии характерны свои проблемы.
Выявление типичных проблем для каждой стадии возможно в ходе свободной беседы.

5. Оценка уровня благополучия отношений.
Для диагностических целей полезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судить о тяжести нарушения отношений: сюда относятся субъективная удовлетворенность браком, дифференциальная оценка отношений, приспособленность в браке и др.
В оценке уровня благополучия отношений используются:
-методика ДОО (дифференциальная оценка отношений), разработанная А. Н. Волковой;
-шкала Берджеса;
-шкала субъективной удовлетворенности браком (Т. М. Трапезникова, Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская, В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Я. Романова)
-и многие другие методики, позволяющие определить уровень развития семьи не только в материальном и психологическом смысле, но и в других областях.

6. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений.
В оценке отдельных феноменов супружеских отношений исследуются такие феномены супружеских отношений, как:
-взаимопонимание, его адекватность;
-взаимоуважение и эмоциональное принятие;
-уровень конфликтности;
-семейно-ролевая согласованность.
Для измерения феноменов отношений используются методики ПЭУ (понимание, эмоциональная привлекательность, уважение партнера) и РОП (ролевые ожидания и притязания в браке — автор А. Н. Волкова), опросник «Конфликты» (Г. Лер) и другие не менее интересные и полезные для изучения семьи методики.

7. Исследование индивидуальности супругов.
Исследование индивидуальности супругов преследует две цели:
-установление меры личной совместимости супругов;
-информирование супругов о личностных особенностях партнера.
Используются опросники Кеттелла, Айзенка, тесты Розенцвейга, Зонди, Люшера, проективные рисуночные и другие тесты.

8. Исследование семейного досуга, интересов и ценностей.
Наличие единых ценностей, интересов, способов проведения досуга связывается многими авторами с благополучием отношений в семье.
Для изучения этого аспекта супружества можно использовать различные инструментарии:
-методику «Ценностные ориентации»;
-опросники «Интересы — досуг», «Условия семейного благополучия» и другие.

9. Психограмма супружества.
В результате анализа всех аспектов супружества получают ряд данных, которые сводят в психограмму.
В ней указываются следующие аспекты:
-зоны конфликта в супружестве и потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;
-степень личной совместимости;
-общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;
-общий прогноз отношений в паре;
-рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы (с парой в целом и каждым супругом в отдельности).

Мы кратко разобрали основы изучения семьи и семейную психологию как науку в целом и разные виды семейных отношений в частности.
Из выше сказанного, очевидно, что для полного и точного исследования семейных отношений и сохранения семьи, психологу необходимо пользоваться всеми возможными способами и методами.

Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика — область психологии, связанная с разработкой и практическим применением методов, с помощью которых возможно определить степень развития определенных черт личности, выявить психофизиологические свойства человека.

Психодиагностика или психологическая диагностика, или психометрия — это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений.

Психодиагностика или диагностика психологическая — постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о личном психологическом состоянии личности в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве индивидуума.

В современной психологии сложилось два понимания термина «Психодиагностика».

1. «Психодиагностика» -первый термин обозначает специфическую сферу деятельности психолога, которая связанна с практической постановкой психологического диагноза и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.
Психологический диагноз описывает состояния объектов, которыми выступают в различных отношениях отдельная личность, сообщество, группа или организация.

В древние времена для того чтобы подготовить жреца или назначить на должность главу какого-либо сообщества проводились диагностические исследования — тесты на готовность той или иной личности к выполнению определенных поставленных перед индивидуумом задач.

Задачи перед представителем того или иного племени или сообщества могли отличаться друг от друга – начиная от ловли рыбы или добычи дичи до управления этим племенем.
Но в любом случае для определенного сообщества были необходимы люди, умеющие лучше других выполнять поставленные перед ними задачи.
А потому в каждые времена существовали определенные тесты и испытания на то, что подходит индивид или не подходит на определенную должность или на выполнение определенной поставленной перед этой личностью задачей.

Так, например, у древних греков испытание стало неизменным дополнением учебного процесса. Учеников в древней Греции подвергали испытаниям, чтобы оценить, насколько они овладели физическими и умственными навыками.

Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 годы до нашей эры) в которой описываются «типы», присущие некоторому множеству людей, а также формы проявления личностных особенностей.
Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» «наглого» и т.д.

Кроме того, например, в древнем Китае применялась система определения профессиональных способностей чиновников правительственного аппарата и проведение жестких экзаменов при поступлении на военную службу

Можно смело заявить, что психодиагностика своими корнями уходит в экспериментальную психологию.

Так в 1575 году испанский врач и философ Уарте Сан Хуан (1530-1589) написал книгу, посвященную исследованию способностей человека к освоению тех или иных наук.

А в начале 20 века обретают популярность исследовательские направления такие как:
-френология;
-хиромантия:
-физиогномика,
-графология,

Эти направления в современной психологии приобретают все большую популярность, хотя ещё, какие-то десять-пятнадцать лет назад считались лженаучными.

Однако Френология — учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа до сих пор является не до конца изученной и считается не наукой, а отраслью философских рассуждений.
Концепция френологии состоит в том, что в каждом из многих центров коры головного мозга локализована какая-либо способность человека.
Чем более выражена способность, тем более рельефно на поверхности черепа выделяется соответствующий центр. Основатели этого учения — Ф. Галль (1758-1828), К. Шпуртцхайм (1776-1832).
При научной несостоятельности для современной психодиагностики учение внесло определенный вклад в ее становление: обратило внимание на связь психики с корой головного мозга на наличие индивидуальных различий между людьми, сделало первые шаги на пути к поиску объективных критериев оценки психических явлений.

Хиромантия, так же, как и Френология до сих пор не считается наукой.
Хиромантия — одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней.
Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). В своих истоках хиромантия тесно связана с философией и астрологией.
Однако именно этим направлением в своей профессиональной деятельности часто пользуются сыщики и гадалки.

Физиогномика — учение об однозначности связи внешнего облика человека с типом его личности.
Благодаря этой связи по внешним признакам можно устанавливать психологические особенности человека.
Долгое время физиогномика служила основой классификаций характеров и типов личности и сыграла важную роль в истории психодиагностики.
Физиогномику в современном мире в своей практике применяют военные, полицейские и другие представители правопорядка во всем мире.

Графология — учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего.
Идея о связи почерка с душевными качествами человека приписывается Аристотелю, Феофрасту и другим философам донаучной психологии.
В современной психологии наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего.
На сегодняшний день практикующие психологи с успехом применяют это направление в своей деятельности в особенности военные разведчики.

Краткое обозрение основных событий, оказавших существенное влияние на развитие психодиагностики с начала официального зарождения по конец XX века нашего столетия.

-1860 год — Густав Фехнер. Публикация книги «Элементы психофизики».
-1869 год — Френсис Гальтон. Публикация работы «Классификация людей в соответствии с их природными дарованиями», стимулировавшей изучение индивидуальных различий.
-1878 год — Френсис Гальтон. Публикация результатов первых ассоциативных экспериментов, создание метода свободных ассоциаций.
-1879 год — Френсис Гальтон. Публикация статей «Психометрические факты» и «Психометрический эксперимент». Начало психометрических исследований. Изучение индивидуальных различий.
-1879 год — Вильгельм Вундт. Открытие первой психологической лаборатории.
-1884 год — Френсис Гальтон. Первое описание методов исследования характера. Начало массовых исследований в психодиагностике. Открытие антропометрической лаборатории в Лондоне.
-1885 год — Владимир Бехтерев. Открытие первой психологической лаборатории в России.
-1888 год — Френсис Гальтон. Открытие метода корреляции.
-1888 год — Джеймс Мак-Кин Кеттелл. Открытие психологической лаборатории в Пенсильванском университете (США).
-1890 год — Джеймс Мак-Кин Кеттелл. Публикация статьи «Умственные тесты и измерение».
-1891 год — Открытие психологической лаборатории в колумбийском университете (США).
-1896 год — Эмиль Крепелин. Классификация психических болезней.
-1896 год — Альфред Бине и Виктор Анри. Первое описание тестов интеллекта, базирующихся на изучении сложных психических процессов: внимания, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального суждения, визуального ощущения пространства.
-1897 год — Герман Эббингауз. Тест пропущенных слогов и слов.
-1897 год — Дж. М. Райс. Начало широкомасштабного использования учебных тестов в школах США.
-1902 год — Альфред Бине. Издание книги «Экспериментальное исследование интеллекта».
-1904 год — Эдвард Торндайк. Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и социальных измерений».
-1904 год — Чарльз Спирмен. Создание двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа.
-1905 год — Альфред Бине и Теодор Симон. Первая шкала Бине-Симона для измерения уровня интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности.
-1905 год — Альфред Бине и Виктор Анри. Шкала Бине для измерения уровня интеллекта.
-1906 год — Эдвард Торндайк. Первый учебник по образовательной психологии и измерению в образовании.
-1908 год — Альфред Бине — второе, пересмотренное издание шкалы Бине-Симона. 59 тестов, сгруппированных по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Введение понятий – «умственный возраст», «возрастная группа», «обычный ребенок», «продвинутый ребенок», «отсталый ребенок».
-1909 год — Григорий Россолимо.
Публикация книги «Психологические профили».
-1912 год — Вильям Штерн. Введение понятия «коэффициент интеллекта».
-1916 год — Льюис Термен и Мауд Меррилл. Адаптация шкалы Бине в США.
-1917 год — Роберт Вудвортс. Первый личностный опросник.
-1918 год — Артур Отис. Первые групповые тесты.
-1921 год — Герман Роршах. Публикация теста, «основанного на перцепции» и получившего имя автора, появление термина «психодиагностика».
-1925 год — Арнольд Гезелл. Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка дошкольного возраста».
-1927 год — Эдвард Стронг. Бланк профессиональных интересов.
-1931 год — Луис Терстоун. Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная теория структуры интеллекта.
-1935 год — Кристиана Морган и Генри Мюррей.
Первое описание проективной техники — теста тематической апперцепции.
-1936 год — ЦК ВКП(б) Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР.
-1938 год — Оскар Бурос (редактор). Выход в свет первого тома «Ежегодника психических измерений».
-1938 год — Лауретта Бендер. Гештальт-тест Бендера.
-1939 год — Дэвид Векслер, Векслер-Белльвю. Шкала измерения интеллекта.
-1939 год — Леопольд Фрэнк. Появление термина «проективная техника».
-1940 год — Старк Хэтуаэй и Мак-Кинли. Миннесотский многоаспектный личностный опросник.
-1941 год — Артур Отис. Классификационный тест.
-1941 год — Бюро стратегических служб США.
Разработка ситуационных тестов.
-1942 год — Бюро стратегических служб США. Появление термина «психологическая оценка».
-1950 год — Раймонд Кеттелл. Опросник 16 факторов личности (16 PF)
-1952 год — Американская психиатрическая ассоциация.
Публикация «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-I)
-1953 год — Американская психологическая ассоциация Принятие «Этических стандартов для психологов»
-1954 год — Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований, Национальный Совет по измерениям в образовании Публикация книги «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик».
-1954 год — Пол Мил. Публикация книги «Клиническое предсказание сравнительно с предсказанием статистическим». Начало дискуссии об эффективности разных типов обобщения диагностических результатов
-1955 год — Джордж Келли. Публикация книги «Психология личностных конструктов».
-1956 год — Ганс Айзенк. Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии—интроверсии.
-1957 год — Чарльз Осгуд. Методика семантического дифференциала
-1957 год — Дж. Гилфорд. Разработка тестов для измерения творческих способностей.
-1963 год — Роберт Глезер. Критериально-ориентированное тестирование.
-1963-1970 года – Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и широкое распространение компьютерных версий тестов на Западе
-1966 год — Американская психологическая ассоциация Публикация книги «Стандарты тестирования в образовании и психологии»
-1966 год — Дж. Гилфорд. «Кубическая» модель структуры интеллекта.
-1968 год — Вальтер Мишель, Борис Ананьев. Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных. Публикация статьи «Комплексное изучение человека и психологическая диагностика», знаменующей признание этого направления исследований в советской психологии.
-1969 год — Центральный совет Общества психологов СССР Восстановление психодиагностики в правах области психологической науки в Советском Союзе.
-1974 год — Жан Кардин и др. Основание Международной комиссии по тестам (ITC).
-1978 год — Вадим Блейхер и Леонид Бурлачук. Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности»
-1987 год — Алексей Бодалев, Владимир Столин и коллектив авторов. Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для студентов-психологов: «Общая психодиагностика».
-1989 год — Дж. Бучер, В. Дальстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер. Публикация MMPI-2.
-1993 год — Американская психологическая ассоциация, Министерства обороны, просвещения и труда США. Создание государственного Совета по тестированию и оценке.
-1998 год — Джеймс Импара и Барбара Плайк (редакторы) 13-е издание «Ежегодника психических измерений»
-2003 — Дж.Ройд — пятая редакция шкалы Стэнфорда-Бине.

Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.

Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.

Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).

Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно — как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:
1) в широком смысле — сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;
2) в узком смысле, более распространенном — измерение индивидуально-психологических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:
1) сбор данных;
2) переработка и интерпретация данных;
3) вынесение решения — диагноз психологический и прогноз психологический.
Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Основные методы диагностики — тестирование и опрос, их методическое воплощение — тесты и опросники.
2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии.

К типичным задачам психодиагностики относятся:
1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;
2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;
3) при надобности — описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;
4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют:
-ситуация и ее понимание испытуемым;
-полученные им инструкции;
-личность и поведение самого диагноста.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно.
При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, — то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.
От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений.
Нужно применять письменную форму инструкций:
при этом минимально влияние на ее понимание особенностей рече выражения, диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.
Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту.
Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.
Интерпретация данных, полученных посредством неких методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:
1) при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которых могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы — с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;
2) при количественном сравнении с группой — с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.
Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических — соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.

В данной работе мы кратко разобрали два направления психологии. Постарались выяснить основные методы изучения двух направлений в психологии.
Кратко определили задачи и цели, поставленные перед двумя направлениями психологии.
Кроме того, рассмотрели историю возникновения психодиагностики и семейной психологи.
А также разобрали необходимость данных наук в изучении отдельного индивидуума и различных сообществ, в том числе отношения внутри семьи.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть