ПСИХОЛОГИЯ

Что может дать изучение психологии специалисту высшего профиля

Преимущества обучения психологией

Психология дает представление о сложной работе человеческого сознания. Если этого недостаточно, давайте взглянем на некоторые преимущества обучения психологии.

Лучше понимать себя

Давайте будем честны, кто не заинтересован в понимании себя лучше? Мы все в тот или иной момент проходим личностные тесты в журнале или на сайте, чтобы понять работу нашего сознания и психики. Нет лучшего способа понять себя, чем через знания психологии. Вопросы вроде «Почему вы чувствуете это, когда вы делаете …?», «Почему вы ведете себя именно таким образом?» и «Как вы стали человеком, которым вы являетесь сегодня?», все можно понять через понимание психологии. Разве это не удивительно? Как только вы поймете свое поведение, можно соответственно работать над ним. Кроме того, это может помочь вам эффективно бороться с негативными эмоциями.

Повышенная способность сопереживать другим

Большинство проблем между людьми возникают оттого, что они не понимают друг друга. Они просто не могут понять точку зрения другого человека. Психология помогает понять, почему люди думают, что они делают и каковы причины их реакции. В результате, вы способны сопереживать людям. Вы можете не соглашаться с ними, но когда вы видите причину их убеждения или точку зрения, вы сможете лучше понять их.

Большая адаптивность в социальных группах

С повышенной способностью сопереживать другим, вы сможете лучше адаптироваться в любой социальной группе, будь то в школе, колледже, на работе или в других общественных группах, где есть разные типы людей. Много времени, вы можете чувствовать себя неуместным в одной или нескольких из этих групп потому, что вы не можете соотнести себя с другими. Когда мы понимаем, что есть много других, подобных нам, мы сможем лучше адаптироваться. Работа в команде имеет большое значение в большинстве профессий, а знание психологии поможет в создании командного духа.

Улучшение навыков общения

Психология объясняет, как люди общаются и что работает лучше всего. Поняв это, вы можете использовать соответствующие жесты и метод, который поможет вам улучшить свои навыки общения и сделать его более убедительным и эффективным. Понимание психологии человеческого общения также сделает его легким для вас, чтобы избежать ошибок, которые приводят к нарушению связи. Результатом улучшения коммуникативных навыков являются более здоровые отношения с людьми. Более того, в некоторых профессиях, как в продажах; где задействованы человеческие ресурсы, СМИ и многих других, где общение является ключевым, знание психологии может оказаться особенно полезным.

Улучшение навыков решения проблем

Знание психологии также поможет вам в более эффективном решении повседневных проблем. Когда у вас есть понимание того, как люди могут реагировать в определенной ситуации, вы можете разобраться в сложившейся ситуации с более выгодной стороны. Более того, понимание своего собственного мышления, так же психология поможет вам справиться с проблемами, не теряя самообладания. Вы будете анализировать ситуацию и справитесь с ней успешнее чем, если бы вы не имели знаний в области психологии.

Лучшее понимание людей

Психология позволяет лучше понимать людей, смотреть на них в новом свете с более широкой точки зрения. Это поможет вам понять иррациональные эмоции и реакции человека. В результате этого не только ваши отношения с ними улучшатся, но и вы будете в состоянии помочь им с их эмоциональными потрясениями. Вам не нужно быть профессиональным психологом, чтобы помогать людям с их проблемами, вы можете использовать свои знания, чтобы помогать друзьям и семье и, конечно же, в первую очередь себе.

Возможности для карьерного роста

Существует множество возможностей для людей, обладающих знаниями в области психологии. Карьеры в психологии – спортивный психолог, педагог-психолог, психолог-криминалист, психолог по конфликтам и т. д. Если корпоративный мир очаровывает вас, есть большой спрос на организационных психологов. Вы так же можете совместить свои знания психологии с другой профессией и стать еще более успешным.

Это были некоторые преимущества обучения психологии; в следующий раз, когда вы не поймёте чье-то странное поведение, вы, возможно, захотите рассмотреть вопрос об оказании психологической помощи.

Записаться на консультацию Вы можете с помощью формы обратной связи

Источник

Зачем нужны психологические знания специалисту вашего профиля (экономисту, строителю, инженеру-экологу и т.д.)?

В последнее время требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились, если в прежние времена существовала практика обучения «молодого специалиста», то есть подразумевалось что после окончания ВУЗа специалист в течение некоторого времени еще мог проходить дополнительное обучение под руководством специально назначенного сотрудника, сейчас после окончания высшего учебного заведения специалист в полной мере уже должен рассчитывать на свои возможности и способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Умение ясно и доходчиво объяснить свою идею, построить взаимоотношения с людьми, быть понятым и приятным в общении, умение слушать, избегать конфликтов — являются одними из основных факторов успешной карьеры.

В полной мере это можно отнести к требованиям, предъявляемым инженеру. От того, как он сможет построить отношения с другими членами коллектива, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение.

Также инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: как рабочими, так и руководителями. Именно знания психологии смогут помочь ему оценить степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к совместной работе. При этом, общение в профессиональной среде является не только процессом обмена информацией между сотрудниками, а является показателем эффективности экономической стабильности предприятия. Процессы принятия решения, планирование и контроль производства, обучение персонала и создание имиджа организации во многом зависят от эффективности процесса общения.

Знание своих психологических особенностей: рассудительность, аккуратность, внимание к мелочам, уравновешенный характер, профессионализм позволяют мне вырабатывать чувство уверенности в своих силах при разрешении сложных ситуаций, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении, помогают рационально распределять время для выполнения определенных задач, прогнозировать сроки выполнения и рассчитывать временные затраты на их выполнение.

Хорошим специалистом я считаю человека, который хорошо осведомлен в собственных должностных полномочиях, ориентирован на имидж организации и ценности корпоративной культуры, имеет адекватную мотивацию и уровень индивидуальной готовности к самоорганизации и самореализации в производственном процессе.

Часть 1
Психология индивидуальности

1. Практическое задание № 1

Инструкция. Перед Вами десять трехзначных чисел, которые нужно найти среди чисел, расположенных внизу, распределенных по десяти столбикам. Обязательно засеките время и посмотрите, сколько минут и секунд у Вас заняло выполнение этого теста. Найденные числа рекомендуем отметить карандашом.

Результат 3 мин 55 с – время среднее.

1) Какие познавательные процессы рассматриваются в психологии?

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

2) Чем ощущение отличается от восприятия?

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ.

3) Что такое воображение и представление?

Воображение — это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Представление — образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

4) Каков показатель избирательности у Вас, и как это проявляется в Вашей повседневной жизни?

Показатель избирательности внимания у меня нормальный, но не блестящий. Мне в работе приходится чаще концентрировать свое внимание, и перепроверять работу во избежание ошибок.

5) Какие профессии предъявляют повышенные требования к избирательности внимания?

Я думаю, что все профессии должны предъявлять повышенные требования к избирательности внимания. Но наиболее требовательны в этом – профессии на которых от действий специалистов напрямую зависит жизнь людей. То есть это- работники медицины, работники внутренних органов и военнослужащие, МЧС, сфера строительства, проектирования и конструирования, диспетчеры, авиадиспетчеры.

2. Практическое задание № 2

Инструкция. Вам предлагается решить 10 логических задач, каждая из которых включает две логические посылки. Опираясь на эти логические посылки надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие п чертой (какая из этих букв больше, какая меньше), и отметить это при помог знаков > и

5. Практическое задание № 5

Тест. Опросник Г. Айзенка.

Инструкция. Ниже Вам предлагается ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны ответить только «да» или «нет». Отвечайте сразу же, не раздумывая над вопросами, так как важна Ваша первая реакция. Правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, так как исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности.

По шкале лжи получено 2 балл – это нормальное значение без отклонений.

По шкале экстраверсии-интроверсии набрано 16 баллов, экстраверт.

По шкале эмоциональной устойчивости (шкала нейротизма) набрала 9 баллов – это среднее значение нейротизма (эмоциональной нестабильности).

В итоговом задании необходимо сопоставить факторы «экстраверсии-интроверсии» и «эмоциональной устойчивости» по «кругу Айзенка» в итоге я флегматик.

Название методикиИзмеряемые показателиИндивид результатСтепень выраженности измеряемого свойства
низкийсреднийвысокий
Тест. «Измерение концентрации Внимания»Внимание3 мин. 55 сек.Время среднее
Тест. «Логические задачи»Мышление8 задачвысокий
Тест. «Волевые процессы»Опросник для самооценки терпеливостисредний
Самооценка силы воли18 балловсредний
Тест. Вопросник Ч. Спилберга, Ю. Л. Ханина«Шкала ситуативной тревожности» (СТ) «Шкала личной тревожности» (ЛТ)— —Умерен-ная тревож- ность Умерен-ная тревож- ность— —
Тест. Опросник Г. Айзенка Тест-опросник К. ТомасаЛожь

Экстраверсия
Нейротизм Темперамент

Поведение в конфликтной ситуации

16 баллов 9 баллов Сангвиник Компромисс и уклонение— — —— Экстра- верт среднийВысокй — —

Вывод: все мои показатели в основном являются средними, и не являются отклонением ни в лучшую сторону, ни в худшую. Хотелось бы улучшить концентрацию внимания, снизить уровень тревожности.

Часть 2
Социальная психология

1. Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни

Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

В современной психологии «мотивация» используется в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как побудитель (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина.

Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Потребность может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.

Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность («вектор» активности). Основными функциями мотивов являются побудительная (побуждает субъекта к деятельности), направляющая (определяет «вектор» деятельности), целеобразующая (порождает «гнездо целей») и смыслообразующая (ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека).

Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов. Как правило, один из них является ведущим (смыслообразующим) мотивом, другие – второстепенными. Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Ценности – это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии и так далее.

Аксиология – это наука о ценностях.

Немецкий философ Р. Г. Лотце ввёл само понятие «ценность». Г. Риккерт считал, что объективная реальность беспорядочна, человек познаёт и упорядочивает этот хаос через соотнесение двух предметов как причины и следствия. В. Виндельбанд толковал философию как науку о ценностях.

В. Дильтей разрабатывал метод понимания как метод «сопереживания», «вживания» в культуру прошлых эпох. Это означает, что историк должен представить ценности и чувства людей из прошлой эпохи как свои собственные.

Ценности – это культурные стандарты хорошего и плохого.

Смысл жизни. При потере смысла жизни, человек иногда начинает думать о возможности самоубийства. Каждый человек выбирает свой смысл жизни в соответствии со своими потребностями. Можно привести примеры смыслов жизни людей:

2. Жить ради телесных наслаждений.

3. Жить ради обогащения и денег.

4. Жить ради вечного блаженства в раю.

5. Жить ради освобождения человечества от эксплуатации.

6. Жить ради приумножения научных истин.

7. Жить ради приумножения личной славы в веках.

8. Жить ради личной карьеры.

Каждый человек выбирает смысл жизни из этого списка или придумывает что-то своё.

2. Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумьям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть