ПСИХОЛОГИЯ

Что нельзя отнести к объекту психологии физической культуры

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Психология (с греч. psyche – душа, logos – наука) – это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности.

По мере развития психологической науки объектом изучения стала не сама душа, а ее проявления – психические явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния (схема 1).

Психические процессы – психические явления в их динамике, становлении и развитии, во времени. Психические процессы называют также психическими функциями. С помощью психических функций (процессов) осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность.

Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля, которые группируются в три основных класса – познавательные, эмоциональные и волевые. В своей совокупности психические процессы составляют психику человека.

Психические свойства – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия.

К психическим свойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психические состояния – важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Выделяют утомление, эмоциональное напряжение (стресс), монотония и другие психические состояния.

Психические состояния-одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении, поведении; характеризуют временную динамику психической деятельности.

Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний, а индивидуальные различия в психических процессах выступают в качестве характеристик психических свойств.

Основная задача психологии физического воспитания и спорта – помочь рационально решить практические вопросы общеобразовательного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

Психология физического воспитания – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.

В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний.

П.Ф.Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно бессмысленно без возможно большего упражнения этих органов… поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит ум человека и настолько человек в состоянии самостоятельно действовать… Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя — познакомиться с психологией движений».

В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности – физическое и психическое совершенство, т.е. достижение гармонии в процессе развития личности путем ежедневных занятий и специальной физической нагрузки. Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физических качеств и двигательных навыков. Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности. Их учет необходим для рациональной и научно обоснованной организации занятий по физической культуре.

Выявление и развитие двигательных способностей является тем важным психологическим резервом, который может быть использован для быстрого и совершенного усвоения физических упражнений.

Психология физического воспитания тесно связана с возрастной психологией. Без глубоких научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания.

Психология физического воспитания связана с педагогической психологией: физическое воспитание – это педагогический процесс обучения и воспитания, направленный на психическое и физическое совершенствование, на формирование личности обучающихся.

Психология физического воспитания непосредственно связана с социальной психологией, поскольку обучение и воспитание в процессе физического воспитания осуществляется в группе учащихся. Учет разнообразных взаимоотношений позволяет обеспечивать благоприятные условия для протекания процесса физического воспитания.

Психология физического воспитания в изучении предмета опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретические положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания.

Двигательная активность – не только форма движения материи, но и необходимое условие самой жизни. Эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.

Движения являются одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. Движения, выполняемые человеком, можно условно разделить на произвольные и непроизвольные. Произвольные движения, к которым и принадлежат, по существу, все виды спортивных упражнений, выполняются под контролем сознания. Управление непроизвольными движениями осуществляется на уровне подсознания.

Отечественная психолого-педагогическая наука исходит из выдвинутой в 30-е годы Л.С.Выготским идеи развивающего обучения. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной работы (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослыми (зона ближайшего развития).

Обучение будет эффективным, будет способствовать психическому развитию в том случае, если оно ориентировано на зону ближайшего развития, т.е. как бы «забегает» вперед. При этом задачи, которые ставятся перед обучаемыми, должны быть достаточно трудными, требующими волевого напряжения, познавательной и двигательной активности, но доступными.

Принципы развивающего обучения необходимо учитывать и в процессе занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры, на тренировках при овладении навыками в конкретном виде спорта. Исходя из уровня физического развития и двигательной подготовленности учеников, педагог и тренер должны систематически усложнять и повышать требования.

Обучение, воспитание и развитие – единый, сложный, взаимосвязанный процесс: ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это двусторонний процесс, который эффективен при активной работе обучающего и обучаемого. Выражая свои желания, потребности, интересы, ребенок воздействует на взрослых, заставляя их постоянно корректировать их педагогические воздействия.

Источник

Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры

Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры

1Под физической культурой понимается

достижения общества. отражающие физическое и духовное развитие человека.

2 Основатель отечественной системы физического образования

П.Ф. Лесгафт

3.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

Что нельзя отнести к объекту психологии физической культуры

Спортивные достижения учащихся

Состояние организма школьника на уроках ФК, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения физических упражнеинй, обозначается как:

Тренированность

Предметом психологии физической культуры являются

Психологические особенности учителя физической культуры. учащихся. а также педагогического процесса обучения и воспитания учащихся.

Психология физической культуры – это

область психологической науки. которая изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований

Состояние организма школьника на уроках ФК, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения физических упражнеинй, обозначается как:

Тренированность

Психологические закономерности возрастного развития детей и подростков

1 Что является основным новообразованием юношеского возраста

· способность и потребность в социальном функционировании. обобщения переживания

· овладение нравственными нормами. развитие самосознания. формирование идеала личности

Ведущий вид деятельности дошкольников

Игровая

В каком возрасте у детей отмечается низкая потребность в общении со сверстниками: ребенок играет рядом, а не вместе с другими детьми

От 1 года до 3 лет

Развитие – это

процесс изменения объекта. характеризующийся возникновением новообразований — новых процессов. структур. механизмов

Как долго удерживается произвольное внимание в младшем школьном возрасте?

Удерживается 10-15 минут

Возрастные кризисы – это

это особые. относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза. характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Эмоциональная сфера школьников на уроках ФК

1 В соревнованиях среди школьников для регуляции неблагоприятных психических состоянийучителю необходимо моделирование соревновательных условий. К ним относятся

Тренировка в незнакомых условиях с незнакомыми людьми

К амбивалентным эмоциям на уроках ФК относятся

Оптимальная степень нервного и эмоционального возбуждения школьников перед соревнованиями – это

Боевая готовность

Мертвая точка — это состояние

Острого снижения работоспособности при интенсивной физической нагрузке. возникающее через непродолжительное время после ее начала и исчезающее при дальнейшей работе

— это эмоциональное состояние раздражения с оттенком агрессивности, направленная либо на себя (досада), либо на других

Спортивная злость

Борьба с пресыщением не предполагает:

Длительные занятия по отработке необходимого упражнения

Волевая сфера учащихся и ее проявление в спортивной деятельности

1 это свойство учащегося, заключается в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевая трудности и препятствия

Воля

2 Настойчивость (целеустремленность) – это

Это волевое качество школьника. характеризующееся способностью добиваться поставленных целей и задач. несмотря на возникающие внутренние и внешние и препятствия

3 Волевые проявления учащихся на уроке ФК не связаны с

Мировоззрением и идеалами

Возникновение в мотивационной сфере учащегося на уроках ФК стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом школьника, тормозя другие влечения и интересы — описывает физиологический механизм

Настойчивости

Такое волевое качество, как терпеливость, преобладает у

У старшеклассника

Способность подростка на уроках ФК действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для здоровья, не снижая качества деятельности называется

Смелостью

К пути развития решительности не относятся

Заканчивать тренировку на неудачном выполнении двигательного действия

Психологические основы обучения на уроках физической культуры

1 память, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением образов, например, разучиваемого упражнения, называется

Зрительная

2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Создание положительного эмоционального фона

Оптимальная загруженность школьников на уроке

Правильная постановка задач урока

— Удерживают внимание 40-45 мин.
— Высокая отвлекаемость
— Легко ориентируются на результат деятельности
— Безразличны к процессу и качеству деятельности
Данные особенности внимания относятся к …

Подросткам

Для старшеклассников не характерно следующее утверждение

Оценивать себя по оценке взрослых

Принцип … проявляется в выборе и выполнении учебных заданий в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера каждого школьника

принцип связи обучения с практической жизнью

Это отражение в сознании учащихся на уроке ФК длительности, скорости и последовательности явлений действительности

Восприятие времени

К дидактическим принципам физического воспитания относят

принцип оптимальной трудности заданий

Психологические основы обучения двигательным навыкам

1 К основным физические качества спортсмена не относятся

Самоуверенность и неподкупность

Властность и агрессивность

2Факторы, влияющие на величину максимальной произвольной силы

Длина мышц

Композиция мышц

поперечник (толщина) активируемых мышц

Назовите основные формы гибкости

Подвижность при пассивных движениях

Подвижность при активных движениях

Правильно расположите стадии формирования двигательного навыка на уроках ФК

Ознакомление с общей структурой упражнения. Овладение приемами формирования навыка. Закрепление и совершенствование навыка.

Способность школьника быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки урока называется

Ловкость

Ловкость учащегося зависит от его

Специальная выносливость — это способность

продолжительное время выполнять физическую работу. вовлекающую в действие многие мышечные группы

Личность и психологические основы ее формирования в процессе физического воспитания

1 Личность школьника – это

Феномен общественного развития. конкретный живой человек. обладающий сознанием и самосознанием

2Кто из ученых считал, что личность — не биологическое и не социальное, а биография и опыт жизни

А.Н. Леонтьев

3Выдающиеся врожденные качества школьника, которые приводят не только к успешной, но и ярко выраженной оригинальной деятельности носит название

Талант

Индивидуальность школьника – это

это отдельно взятый человек. представитель человеческого рода. обладающий определенными биологическими и психическими особенностями

Феномен общественного развития. конкретный живой человек. обладающий сознанием и самосознанием

Индивид – это

Это отдельно взятый представитель человеческого рода. обладающий определенными биологическими и психическими особенностями

Э.Кречмер подразделяет людей на

Пикников. атлетиков и астеников

Черты характера учителя

Возраст. состояние здоровья учителя

Рассуждающе — методичный стиль не предусматривает, что учитель физкультуры

особое внимание уделяет слабым школьникам

редко проводит коллективные обсуждения

Авторитет педантизма

Компетенции

1.Учитель на уроке ФК описал старшеклассникам характеристику человека следующего телосложения: данный тип имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Живот худой, впалый или плоский. Он необщителен, часто замкнут в себе, скрытен, склонен к сильным внутренним переживаниям.
Какому тип конституции соответствует данному темпераменту

Астеник

2«В душевном подъёме я вышел на стадион. Забег начал бодро. Первые 4 круга ноги несли меня сами, дальше бежать было чуть труднее, но всё равно «дыхалка» справлялась, а ноги делали довольно длительный шаг. Но вскоре я стал задыхаться, появилась царапающая боль в горле, казалось, сердце выскочит из груди. Я еле перебирал ногами. У меня по очереди болело все — ноги, желудок, даже зубы сводило, болела голова. Но я бежал и терпел. Я знал, что нельзя сходить. В какой-то момент времени я почувствовал внезапное облегчение, дыхание выровнялось. И хотя я сильно вспотел и устал, но добежал до финиша». Так школьник описал свой забег на 1 км.
Перечислите меры для преодоления описанных школьником неприятных состояний во время забега

Подростковый кризис

Учитель на уроке ФК описал старшеклассникам характеристику человека следующего телосложения: данный тип имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Живот худой, впалый или плоский. Он необщителен, часто замкнут в себе, скрытен, склонен к сильным внутренним переживаниям.
Какому автору принадлежит данная классификация?

Э.Кречмер

Во время длительной тренировки гребец на каноэ несколько раз якобы «видел» в воде несуществующие препятствия (мель, бревно и т.п.) и принимал меры осторожности. Когда же на пути действительно оказалось бревно, гребец его не заметил, столкнулся с ним и упал в воду. По словам спортсмена, в середине тренировки стал чувствовать погружение в мягкий сон, «было такое ощущение, что голова спит, а тело работает». Именно в такие моменты появлялись несуществующие помехи на воде.
Данное состояние гребца вызвано

типологическими проявлениями основных свойств нервной системыиндивида

простотой тренировочных действий в сочетании с их многократным повторением

Человек данного типа имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Живот худой, впалый или плоский. Они необщительны, часто замкнуты в себе, скрытны, склонны к сильным внутренним переживаниям.
По каким параметрам производилась данная классификация темпераментов личности?

По телосложению

А.Ц. Пуни считал, что во всех видах (кроме эстафет) бега, плавания, гонок на лыжах, бега на коньках, велосипедного спорта, гребли (одиночки) и т.п., хотя школьники-спортсмены соревнуются одновременно и рядом (на параллельных дорожках, на одной лыжне, на одном треке и т. д.), каждый из них практически не может физически воздействовать на соперника, мешать ему, задерживать его. Но в каждый момент соревнования школьник может оценить свое положение относительно соперников, принять тут же необходимые меры для реализации своего функционального и волевого потенциала в соответствии со складывающейся обстановкой.
Такой вид взаимодействия между партнерами-школьниками согласно психологической систематике видов спорта, предложенной Т.Т. Джамгаровым, относится к

Индивидуальным действиям

Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры

1Под физической культурой понимается

достижения общества. отражающие физическое и духовное развитие человека.

2 Основатель отечественной системы физического образования

П.Ф. Лесгафт

3.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть