ОТНОШЕНИЯ

Что нового появилось в международных отношениях

Эволюция системы международных отношений после Второй мировой войны.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация — Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. США превратились в лидера Западного мира.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Экономическое разорение вследствие войны компенсировалось военными и политическими преимуществами. В целом положение СССР изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947 г. Однако уже в 1945 г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за влияние в Европе.

У. Черчилль 5 марта 1946г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязательствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и возглавил борьбу Запада с Советским Союзом.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. Становление советского блока в Восточной Европе шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г., когда советское руководство отказалось от участия в «плане Маршалла» (который касался экономического восстановления Европы) и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны.

В 1949 г. оформляется раскол Германии на два государства – ГДР и ФРГ. В этом же году создается блок НАТО под эгидой США. СССР ответил на это альтернативой «плану Маршалла» — создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), действовавшим в Восточной Европе, и созданием Организации Варшавского договора (ОВД).

Противоборство между двумя блоками развернулось как в Европе (Берлинский кризис 1948 г.), так и в Азии (победа коммунистов в Китае в 1949 г., Корейская война 1950-1953 гг., начало деколонизации).

1946 г. – 1953 г. Отношения между СССР и США приобрели напряженность уже весной и летом 1947 г. во время начала реализации «плана Маршалла». Под давлением СССР восточноевропейские страны отказались от участия в этом плане. В 1948-1949 гг. разразился Берлинский кризис, вызванный нежеланием обеих сторон договориться по германскому вопросу. В конечном итоге, это привело к созданию двух германских государств, а затем к оформлению военно-политических блоков НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Параллельно в восточноевропейских странах шло становление режимов народной демократии.

1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между СССР и США в середине 50-х гг., именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии (1956), волнения в ГДР (1953) и в Польше (1956), а так же Суэцкий кризис (1956). Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно.

Источник

Какими будут международные отношения в XXI веке

Исторически мы видим, что значительное усиление государств и появление новых сверхдержав всегда приводит к мировым войнам. Так было с Францией в XIX веке, с Германией в первой половине ХХ-го, СССР и США во второй половине ХХ века. Если мы постараемся обосновать данный феномен, то неизбежно столкнемся с реалистской теорией. Её можно не любить, но факт в том, что сегодня она является доминирующей в науке. По Гобсу природа человека такова, что в обществе постоянно существует война всех против всех. В пределах государств хаоса удаётся избежать благодаря общественному договору, но на международном уровне никакой высшей инстанции не существует. По этой причине страны являются потенциальной угрозой друг для друга и поэтому для каждого из них существует проблема безопасности. Чтобы минимизировать угрозы мировые державы постоянно стремятся к максимизации своего влияния и доминированию на мировой арене. Таким образом, идеальным положением для любой державы было бы мировое господство и в конечном итоге любая мировая держава стремится именно к этому.

Исходя из этого, можно проанализировать и объяснить современную международную обстановку. Сегодня мы живем в эпоху усиления Китая и мало у кого вызывает сомнение, что КНР будет сверхдержавой XXI века. Вопрос заключается в том, станет ли нынешнее столетие историческим исключением и удастся ли нам избежать глобального противостояния. И здесь теория достаточно однозначно говорит, что нет.

Точно также, как США вытеснили старые Европейские державы и стали единственным гегемоном в западном полушарии, Китай неизбежно будет стремиться к господству в Азии. Собственно, основные признаки мы можем назвать уже сейчас. Стремление к усилению военного влияния проявляется в строительстве объектов в Южно-Китайском море. Экономическая экспансия находит своё воплощение в политики «Один пояс-один путь» и, что показательно, по обоим направлениям мы видим усиление напряженности с США.

Также, анализируя историю международных отношений, мы видим, что сверхдержавы не терпят конкуренции. Поэтому Соединенные Штаты неизбежно будут реагировать на любые попытки Китая усилить своё влияние. Вероятнее всего Вашингтон будет проводить по отношению к Пекину такую же политику как и по отношению к СССР во времена «Холодной войны».

Что в этой связи следует ожидать России? По-сути, то, что происходит можно назвать «большая игра 21-го века». Усиление Китая также может угрожать и его соседям, поскольку теоретически не существует постоянных союзников, а только постоянные интересы. Вчерашний друг может стать завтрашним врагом и наоборот. И это вовсе не оурэловская утопия, а реальность международных отношений, которая была такой всегда. Исходя из этого, России выгодно усиление Китая как возможность, чтобы играть на противоречиях Вашингтона и Пекина и использовать эти противоречия для того, чтобы отыграть потерянные прежде позиции. Однако, Москве не выгодно быть младшим партнёром в альянсе с Китаем. Также усиление Поднебесной угрожает интересам Японии, Кореи, Вьетнама и других региональных игроков и безусловно этот фактор будет присутствовать. Китаю же выгодно использовать противоречия между Россией и США и выстраивать союз с Москвой против Америки на более удобных для себя позициях. В этом плане Украинский кризис стал наглядным примером, когда жесткое обострение отношений с западом толкнуло Кремль в сторону выстраивания альянса с Пекином. Первым проявлением этого альянса стала газовая сделка, детали которой не раскрываются. Заключение этой сделки планировалось давно, однако договориться по цене никак не удавалось. С наступлением кризиса же Москве было необходимо сделать данный шаг и её положение было несколько уязвимым.

В интересах США не допустить союза России и Китая любыми средствами. Таким образом, Вашингтон ещё не раз постарается убедить Москву отказаться от идеи сближения с Пекином, используя как методы давления, так и предлагая различные уступки.

Источник

Современные международные отношения. Система международных отношений

С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.

В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.

Истоки понятия

Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.

К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.

Возникновение и развитие теории

Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.

Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.

Основные парадигмы

Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.

Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.

  1. Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
  2. Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
  3. Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.

В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.

История международных отношений

Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.

В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.

По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII — начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.

Понятие

Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.

Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.

Особенности международных отношений

Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.

  1. Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
  2. В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
  3. Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
  4. Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.

Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:

  • сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
  • уровень интенсивности: высокий или низкий;
  • с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
  • геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.

На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.

Взаимосвязь политики и международных отношений

Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин «международная политика» также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.

Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие «мировая политика». Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.

Формирование системы международных отношений

На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:

  • обеспечение стабильности в мире;
  • сотрудничество в решении мировых проблем в разных сферах деятельности;
  • создание условий для развития других участников отношений, обеспечение их безопасности и сохранение целостности.

Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.

В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.

Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.

Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.

Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».

Роль государства в новой системе отношений

Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.

По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.

Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.

Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.

Роль экономики

Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.

Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть