ПСИХОЛОГИЯ

Что означает мерцательный характер работоспособности в психологии

Характеристика работоспособности

Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении.

Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, отношения к

труду. Интегральными показателями работоспособности могут быть данные почасовойпроизводительности и качества работы.

Во время трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда изменяются на протяжении рабочей смены и имеют несколько фаз.

1 — фаза врабатывания, работоспособность повышается, что проявляется улучшением психофизиологических показателей и в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека продолжается до 1,5-2,5 часов.

2 фаза — период высокой устойчивой работоспособности, характеризуется стабильностью физиологических функций и в зависимости от тяжести, напряженности и условий труда продолжается до 2-2,5 часов.

3 – фаза снижения работоспособности, уменьшение функциональных возможностей основных систем человека. К обеду наблюдается падение работоспособности, что проявляется в увеличении времени протекания рефлексов, снижении внимания, ошибочных реакций, замедлении скорости решения задач. Динамика работоспобности повторяется и после обеденного перерыва, но фаза врабатываемости протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже и менее длительная, чем до обеда.

Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с развитием более глубокого утомления. Перед концом работы наблюдается кратковременное повышение работоспособности — это так называемый »конечный порыв». В течение рабочей недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду, четверг человек имеет устойчивую работоспособность, в пятницу и субботу — у него развиваются признаки утомления.

Утомление — это состояние, которое сопровождается чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, что выражается в ухудшении количественных и качественных показателей работы и такое состояние прекращается после отдыха. Следовательно утомление это своеобразная защитная реакция организма на внешний раздражитель. Для уменьшения степени утомления необходимо правильно организовать трудовой процесс, в т.ч. рационально разместить и обустроить рабочее место.

При организации рабочего места должны быть соблюдены следующие основные условия:

I. создание достаточного рабочего пространства, позволяющего человеку осуществлять все необходимые движения и перемещения в процесс выполнения трудовой деятельности;

2. необходимо обеспечить достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работающим человеком и оборудованием, а также другими людьми в процессе выполнения поставленной трудовой задачи;

3. необходимо рационально рассредоточить, разместить рабочие места в производственных помещениях и предусмотреть проходы для рабочих;

4. Обеспечить допустимые уровни значений факторов производственной среды (шум, вибрация, освещенность и др.);

5. требуется применять необходимые средства защиты работающих от действия опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических);

6. необходимо предусмотреть меры, по предупреждению или снижению преждевременного утомления работника, а также возможность по предотвращению у работника психофизиологического стресса и появлению ошибочных действий в процессе трудовой деятельности.

Рабочее место может быть рассчитано на работу человека сидя, стоя, сидя и стоя попеременно, это способствует перераспределению статической нагрузки на мышцы. При любом положении тела человека его поза должна быть физиологически правильно обоснованной. Наклоны назад и в стороны нарушают основное требование к рабочей позе: сохранение прямой осанки. При изменении положение тела, отмечается быстрое появление статической усталости, снижается качество и скорость выполнения работы, снижается реакции на возникновение опасности.

Работа стоя целесообразнее при необходимости постоянных передвижений, она может создавать максимальные возможности для обзора и свободных движений. Однако при работе стоя на 6 — 10% увеличиваются энергозатраты по сравнению с работой сидя.

Работа сидя более рациональна и менее утомительна, так как при этом уменьшается высота центра тяжести над площадью опоры, повышается устойчивость тела, снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. В положении сидя можно выполнять работу, которая требует точности движения. Оптимальная рабочая поза при работе сидя обеспечивается конструкцией стула, размерами, формой, площадью и наклоном сидения, его регулировкой по высоте.

С физиологической точки зрения труд есть функция человеческого организма. Трудовая деятельность осуществляется благодаря трате энергии человеческого мозга, нервов и мускулов. Количество энергии, расходуемое человеком при выполнении мышечной работы, может быть определено по количеству выделяемого организмом тепла.

Энерготраты организма при выполнении определенной работы можно вычислить, зная объем потребляемого кислорода, необходимого для окисления веществ и дыхательный коэффициент.

Количество энергии, расходуемое организмом при полном покое, натощак и комнатной температуре называется основным обменом.

Количество энергии, затрачиваемое на выполнение определенной работы –динамический обмен.

Все виды мышечной работы во время трудовой деятельности человека можно разделить на 3 группы:

-легкая работа – суточные энегрозатраты до 3000 ккал

-средней тяжести –до 3900 ккал/сут

-тяжелые 4000 ккал/сут и более связаны с большим мышечным напряжением.

Мышечная работа — это сложный физиологический процесс, в который вовлекаются все органы и системы организма. Координирующую роль выполняет нервная система. Уровень энергетических процессов, происходящих в мышцах, зависит от импульсов от коры головного мозга. В свою очередь мышечная работа может вызывать сдвиги в коре головного мозга. Интенсивная мышечная работа может привести к повышению ее возбудимости, углублению тормозных процессов. Умеренная мышечная работа улучшает условно-рефлекторную деятельность.

Нервная система при работе.

Мышечная работа –сложный физиологический процесс, в который вовлекаются все органы и системы организма. Координирующую роль выполняет нервная система. Движения при мышечной работе зависят от импульсов, идущих из коры головного мозга и импульсов, поступающих из проприорецепторов мышц. Мышечная работа может вызывать ряд сдвигов в коре головного мозга: очень интенсивная работа ведет к понижению ее возбудимости, нарушению условно-рефлекторной деятельности, углублению тормозных процессов. Умеренная мышечная работа улучшает условно-рефлекторную деятельность.

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы при работе.

Во время работы увеличивается минутный объем сердца ( с 3-4 л. в мин может достигать до 35 л.в мин). Через 15 — 30 сек. после начала работы пульс учащается, достигая определенной величины, и держится на этом уровне в течение всей работы. Поэтому подсчет пульса является простым и доступным методом физиологического контроля физической нагрузки. Максимальное артериальное давление при мышечной работе значительно повышается, может увеличиться на 60-80 мм. Под влиянием импульсов из центральной нервной системы и в результате сосудорасширяющего действия молочной кислоты, образующейся при мышечных сокращениях, значительно расширяется сеть мышечных капилляров, что повышает кровоснабжение работающих мышц и удаление продуктов обмена.

Легочная вентиляция увеличивается при мышечной работе с 6-8 до 100 л/мин, причем возрастание ее идет параллельно выполняемой работе. Рост легочной вентиляции происходит как за счет учащения дыхания, так и за счет глубины каждого вдоха. Частота дыхания может увеличиваться с 16-18 до 30-40 в минуту. Эти показатели зависят от индивидуальных особенностей и от степени тренированности человека.

Температура тела при работе. После ходьбы, марша, физических упражнений, температура тела повышается на 0,4-0,6 о , а при беге, тяжелой мышечной работе может доходить до 39 о . Небольшое повышение температуры тела при физической работе стимулирует обмен веществ, тканевое дыхание, улучшает усвоение кислорода. Значительное же повышение температуры тела приводит к усиленному распаду белков, ухудшает работу сердечно-сосудистой системы, значительно увеличивает расход энергии на внешнюю работу, нарушает водно-солевой режим организма.

Физиологические сдвиги в организме, происходящие в процессе работы, являются приспособительными и обеспечивают благоприятные условия для выполнения этой работы. Однако, в процессе тяжелой или продолжительной работы могут возникнуть состояния, когда физиологические реакции функционируют в неблагоприятных условиях. Одним из показателем перехода оптимальных условий в неблагоприятные является восстановительный период – время, необходимое для восстановления физиологических функций после прекращения работы в первоначальное до рабочее состояние. Длительность восстановительного периода различна и определяется интенсивностью работы. Задержка в восстановлении частоты сердечных сокращений может служить сигналом либо чрезмерной нагрузки, либо о патологическом состоянии сердечно-сосудистой системы. При оценке данных восстановительного периода надо помнить, что не всегда восстановление функции свидетельствует о восстановлении работоспособности организма.

Через 1-2 часа после напряженной мышечной работы можно наблюдать восстановление всех доступных изучению функций, однако утверждать о полном восстановлении работоспособности не всегда возможно.

Работа по обслуживанию скоростных механизмов, по наблюдению за работой автоматов, работа на конвейере, требующая напряжения внимания, точного взаимодействия анализаторов, не может не сказаться на функциональном состоянии систем организма. Умственный труд вызывает замедление пульса, повышает кровяное давление, учащение дыхания, при этом увеличивается кровенаполнение сосудов мозга и уменьшается кровенаполнение конечностей. Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций. При напряженной умственной работе нарушается равновесие процессов торможения и возбуждения, снижается тонус гладких мышц внутренних органов и сосудов сердца.

С другой стороны умственная работа зависит от эмоционального состояния, связанного с работой подкорковых центров и тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (известно, что лучше протекает в тишине).

Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая изнурительная понижает ее. Изменяется и обмен веществ – усиливается окисление углеводов, липидов и белков. После усиленной умственной работы в крови и моче удваивается содержание фосфатов, поэтому для лечения неврозов, связанных с большой умственной нагрузкой, эффективны фосфорсодержащие препараты. Интенсивная умственная нагрузка предъявляет к организму высокие требования и может привести к утомлению и переутомлению, не меньше, чем интенсивная физическая работа. Таким образом, вопросы утомления относятся в одинаковой мере, как к умственному, так и к физическому труду.

Источник

Особенности внимания

Внимание играет существенную роль в выполнении учебной и трудовой деятельности.

Среди основных недостатков внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объёма. У учащихся данной категории непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого школьника находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью.

Так, у учащихся с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объём и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребёнка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта.

Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.

При умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остаётся тем или иным образом не задетым патологическим отклонением в развитии психики. В тоже время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.

Изучение особенностей внимания

Методика «Прокалывание кружочков»

Цель: изучение особенностей темпа, объёма, устойчивости и распределения внимания, особенностей работоспособности.

Материал:

1) стандартный белый лист, на обратной стороне которого указываются имя, фамилия, дата, класс, время, затраченное на работу, количество допущенных ошибок и уровень выполнения задания.

На лицевой стороне листа нарисованы кружочки (15 х 20). При этом некоторые из них помечены крестиками (2 раза крестиком помечаем каждый 2-йкружок; 2 раза – каждый 3-й; 2 раза – каждый 4-й; затем снова каждый 2-й):

O O O O O O O O O O O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
и т.д.

2) набор простых вопросов (как тебя зовут, как зовут твою маму, твоего папу; на какую букву начинается твоё имя, фамилия; какое сегодня число; месяц; день недели; год; как называется наш город; сколько тебе лет; как зовут учительницу; скажи свой адрес; номер школы; есть ли у тебя братья, сёстры; как их зовут; любишь ли ты животных и т.д.).

3) часы с секундной стрелкой.

4) ручка или карандаш.

Выполнение: учащемуся предлагают ручкой или карандашом прокалывать все кружочки, кроме помеченных крестиками, и при этом отвечать на вопросы. Время выполнения задания не ограничено, но учащемуся нужно сказать, что он должен работать как можно быстрее. Ответы на вопросы записываются.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильно сделанных строк.

  • 0-7 – низкий уровень устойчивости внимания, работоспособности.
  • 8-14 – средний уровень устойчивости внимания, работоспособности.
  • 15-20 – высокий уровень устойчивости внимания, работоспособности.

Темп внимания покажет время выполнения задания (имеет значение и то, насколько быстро учащийся отвечает на вопросы).

С помощью учащегося уточняется правильность ответов на вопросы.

Соотносится уровень выполнения учеником основного задания (прокалывания кружочков) и ответов на вопросы и делается вывод об особенностях объёма и распределения внимания, при этом учитывается общее количество ошибок.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть