ПСИХОЛОГИЯ

Что означает нарисованное дерево в психологии

Психологи считают, что выбор дерева расскажет о вашей доминирующей черте личности

Никто не будет отрицать факт того, что по мере того, как технологии захватывают нашу жизнь, мы постепенно теряем связь с природой. Например, как вы предпочитаете проводить свободные часы – набирать кучу еды и усаживаться перед телевизором, одновременно прокручивая ленту в соцсети? Или выбираться на прогулку в лес, не говоря уже о поездке к морю или озеру? Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.

При этом исследования доказывают, что для того, чтобы улучшить здоровье, настроение и психологическое состояние в целом, достаточно периодически проводить время на природе, так как в нас заложена сильная связь с миром животных и растений.

Психологи исследовали эту связь, чтобы выявить скрытые стороны нашей личности. Посмотрите на деревья на изображении и выберите из них то, которое нравится вам больше всего. Затем узнайте, о чем говорит этот выбор.

1. Романтический

Люди, которые психологически тянутся к этому дереву, обладают весьма романтическим взглядом на мир. Это оптимисты, которые верят в то, что мы приходим в этот мир, чтобы любить и заботиться об окружающих людях. Они искренне верят в существование родственных душ и нередко предпочитают серьезные отношения одиночеству, хотя иногда это означает, что они соглашаются поставить себя на второе место ради комфорта.

2. Творческий

Люди, выбравшие это дерево, являются творческими натурами. Однако это вовсе означает, что они обязательно имеют склонность к музыкальному или художественному творчеству. Люди, попавшие в эту категорию, могут также использовать свое творческие способности в других сферах деятельности, таких как наука или предпринимательство.

Это инновационные мыслители, способные предложить уникальные способы решения проблем – такие, до которых до сих пор не могли додуматься другие.

3. Воспитанный

Люди, которые тянутся к этому дереву, – заботливые, оказывающие поддержку другим. Они зачастую берут на себя роль матери или отца. Благодаря этим своим качествам у них хорошо получается ладить с детьми и животными.

Для этих людей забота об окружающих является естественным состоянием существования, и именно поэтому их друзья всегда обращаются к ним, когда нуждаются в плече, которое сможет поддержать их или на котором они смогут поплакать. Они не возражают против этого, на самом деле им нравится брать на себя роль психолога, медсестры или воспитателя.

4. Честный

Люди, которые тянутся к этому дереву, никогда не боятся высказывать своего мнения. Это прямолинейные люди, которые не играют в игры, а стараются всегда как можно быстрее добраться до сути. Друзья ценят их за правдивость, хотя их мнение и бывает слишком жестким. Поэтому нередко этих людей, особенно на первых порах, ошибочно принимают за грубиянов. Но это совсем не так – просто они любят говорить все, как есть.

5. Энергетический

Люди, которые выбирают это дерево, как правило, обладают высоким уровнем энергии. Они довольно разговорчивы, общительны и с удовольствием посвящают свое время различным видам активности. Такого человека просто невозможно встретить сидящим без дела. Он всегда чем-то занят – либо умственной, либо физической деятельностью.

6. Капризный

Люди, отдающие предпочтение этому дереву, как правило, являются капризными и игривыми личностями. Они обладают детской непосредственностью, что притягивает к ним окружающих. Эти люди смотрят на мир с благоговением и удивлением, и многие находят это очень милым. Обратная сторона их детскости – это удивительная наивность, доверчивость, из-за которой они могут оказаться легкой жертвой нечистых на руку личностей.

7. Надежный

На людей, выбравших это дерево, можно всегда положиться. Это люди, которые остаются верными своему слову и всегда выполняют свои обязательства. Кроме того, они нередко с радостью идут дальше и делают больше того, что от них ожидали. Они готовы приложить усилия, чтобы позаботиться как о своем близком человеке, так и о том, кого они знают не так хорошо.

8. Уникальный

Люди, которые выбирают это дерево, не боятся выделяться среди толпы. Они не из тех, кто следуют за модой и поддаются мнению большинства. Вместо этого они предпочитают жить по собственным правилам и не зависеть от того, что думают о них другие люди. Им нравится быть уникальными как в мышлении, так и во внешнем виде. Их отличает искренность в отношениях с другими людьми и честность перед самим собой.

9. Терпеливый

Люди, выбирающие это дерево, часто оказываются весьма терпеливыми. Они со спокойствием воспринимают всех людей и ситуации, с которыми сталкиваются. Они предпочитают плыть по течению жизни, так как понимают, что все имеет свое место и время. Это понимание и является базой их спокойного отношения ко всему на свете. Чтобы вывести их из себя, вам придется очень сильно постараться, и, скорее всего, ваши усилия окажутся напрасными, поскольку они с легкостью приспосабливаются к любым обстоятельствам жизни.

Новое видео:

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ РИСУНКА ДЕРЕВА

Психологическое содержание отдельных признаков рисун­ка дерева было определено в работе Ренё.Стора «Рисунок де­рева» на основании наблюдения 820 испытуемых: 212 детей в возрасте от 4 до 14-лет, 608 подростков и взрослых обоих полов от 15 до 60 лет. Статистический анализ позволил вы­явить достаточно значимые постоянные.

Интерпретация отдельных элементов рисунка дерева вклю­чает» стабильное ядро, скелет (корни, ствол, ветви) и элементы украшения (листва, плоды,-пейзаж).

< Ствол представляет собой стабильное «Я» индивида, зону идеи!> Ствол одной (одинарной) линией рисуют маленькие дети и имбецилы: это признак дефицита или регрессиис[Изображе-ние ствола однрйушнией встречается также в рисунках людей, необремененных самонаблюдением и самоанализом] Антуанет­та Мюэль придает этому признаку следующее психологическое содержание^

отказ видеть реальную действительность и счи­таться с нейГ»

Контуры ствола освещают способ контакта с внешним ми­ром: например, волнистая линия может выражать поведение избегания, а также жест человека, рыпрямляющегося перед

лицом трудностей. Ствол, расширяющийся к основанию, ука­зывает на поиски надежного, обеспеченного положения в езо-ей среде; сужающийся к основанию ствол’ говорит об отсутст­вии чувства безопасности среди окружающих, которые не дают желаемой опоры. Изображение стзола дерева в виде перевер­нутой буквы «У» — оппозиция, вытекающая из желания пока­зать свою силу. Разнообразные отметки, рубцы, шрамы к;. стволе указывают на осознание пережитых трудностей, про­махов, ошибок.'»]Если рассматривать изображение ствола де­рева в генетическом плане, как завершенный к моменту рисо­вания фрагмент жизненного пути, то эти отметки можно оце­нивать как признак конфликта, пережитого в раннем детстве. если отметки встречаются у самого основания ствола, пережи­того в недавнем прошлом, если они встречаются у вершины деревами т. д., соотнося указание на наличие переживания с определенным периодом жизни испытуемого.

Ветви выражают тот способ, которым инвивид сумел реа­лизовать свои возможности, степень дифференциации, которок он достиг, формы его нападения» или защиты по отношению к внешнему миру, который его окружает. Ветви, изображен-‘ ные одной линией, указывают на избегание неприятной, реаль­ности, ее приукрашивание или трансформацию. .

Отдельные ветви’на стволе слева показывают желание быть похожим на мать или поступать как она, отдельные ветви на» правой стороне ствола — желание быть похожим на отца, об­ладать его силой.

Ствол, отделенный линией от кроны дерева, — ощущение воспитательных ограничений, стеснений, принуждений. Откры­тый ствол, изображенный двумя линиями и органично входя­щий в крону — хороший интеллект, нормальное развитие-Ствол, входящий в закрытую, отгороженную линиями крону дерева — беспокойство, связанное с сексуальным партнером. Ствол дерева, отделенный линией от земли, указывает на ощу­щение изолированности.»!

Рисунок дерева в состоянии гипноза под внушением опре­деленного переживания довольно характерен: при выражении ярости крона состоит из круговых арок, прй»выражении не­искренности, лживости — из спутанных линий, при невротиче­ских состояниях — из нескольких голых горизонтальных ве­ток, в состоянии садизма — из скопления точек. Центробеж­ное или центростремительное направление ветвей указывает на интроверсивные или экстраверсивцые тенденции человека. ^Отрезанные или отпиленные ветви в рисунке дерева связа-

:-:ы с чувством неполноценности»; Мы находим ветви с обрезан­
ными или.отпиленными окончаниями в рисунках больных хи­
рургической клиники. > _у

ГУкре’пленные в земле корни возвращают к тому, что.есть са-могсгпримитивного в личности, и, может быть, к тому, что на-пменеё»нндивиду5льно. Часто встречающиеся у детей, в рисун­ках взрослых корни могут обозначать -поиск опоры, проявление импульсивной жизни или интерес к тому, что скрыто. Длин­ные корни указывают на непомерное любопытство.

«Листва_Для дерева то же, что легкие для человека», — счи­тает Жорж Фромон. Она’символизирует обмен с внешним ми­ром, взаимосвязи с окружающей средой. Способы контакта с внешним миром богатые, если листва развертывается широ­ким веером, и бедные, если листва тонкая и скудная. Кох описывает рисунок дерева пятнадцатилетнего подростка с пе­реполняющейся вверх листвой как растущее проявление амби­ций: «Мир мечты охватывает его, желания множатся, так ска­зать, до неба». Широкое движение листвы этого дерева вправо интерпретируется как благоприятный признак в плане реали­зации желания. Правая сторона — направление к экстравер­сии, к усилению к эффективности. Следовательно, переполне­ние кроны вверху в сочетании с ее движением вправо явля­ется признаком того, что испытуемый способен реализовать свои планы.

[Листья и особенно цветы связаны с желанием производить впечатление^]с потребностью в видимости. .Фрукты в некоторых случаях являются отражением прагматической установки.

Листва в форме маленьких букетов или пучков, образую­щих круг, равный трети высоты ствола, означает сентимен­тальность, мягкую эффективность;’в форме маленьких пучков или букетов, не образующих круга — фрустрйрованную неж­ность.

■Опадающие или опавшие листья — чувство покинутости или разочарования, опускающаяся вниз листва — недостаток сил, несмелость. Истонченная листва с линией, похожей на спутанную нить — поведение избегания перед лицом проблем. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляющая себя агрессивность. ,

Детали листвы, не, связанные с ее целостным изображе­нием, маленькие изолированные формы, не связанные между собой и не-заключенные в круг — признак инфантильности, вы­деляющей малозначимую деталь из целостного контекста.

Монотонные повторяющиеся детали в листве — черты на-

вязчивости. Разнообразие деталей листвы — разнообразие знаний, хорошая память, способность к дискриминации.

Изображение листвы дерева линией в виде гирлянды пока­зывает склонность не обострять отношений, оставаться вежли­вым в обороне. Листва изогнутой линией без множественных щелей — осторожность и сдержанность, привычка быть насто­роже. Листва с цветами на дереве—мягкость, сентименталь­ность, нежность.

Линия земли чаще всего показызает наличие поддержки в’
привычном кругу общения. Множественная линия земли, изоб­
раженная несколькими линиями, серией линий, касающейся
краев листа, указывает на импульсивность поведения, каприз­
ность, спонтанность и непредсказуемость эмоциональных реак­
ций. Линия земли, поднимающаяся-к правой части листа —
активность, энтузиазм. Линия земли, опускающаяся к правой
части листа — подавленность, либо упадок сил, отсутствие
стремлений. ,

ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ РИСУНКА

Изображение креста, различные крестообразные формы всегда указывают на наличие страдания или’ конфликта; при интерпретации учитывается местоположение крестообразных форм в рисунке, а также индивидуальный способ их исполне­ния.

: Р1нтенсивная штриховка, зачернение-в изображении лист-вы.’ствола или корней — признак тревоги^интерпретируется в зависимости от местоположения.

Перечеркнутое повторяющееся судорожное зачернение акцентирует этот признак, выражает напряжение с возможны­ми вспышками гнева, раздражения, возмущения. ЛТовторное интенсивное зачернение ствола показывает вызывающие тре-Rory отношения с родителями, накопившееся раздражение про­тив них, а также страх быть покинутыми ими.

Однородная, не слишком интенсивная штриховка выявляет повышенную чувствительность, тенденцию к мечтательности и ‘фантазированию, утешающую при потерях и утратах.

Штриховка типа’лассо показывает инфантильную’ зависи­мость, покорность, которая оборачивается трусостью.» Прямо­линейная штриховка — стремление все предвидеть, постоян­ное планирование. Круговые штриховки —неудовлетворен-• ность эффективных потребностей, часто проблемы питания, переедания. ‘

«. Симметричность в изображении различных частей рисунка, . ■ чаще всего ветвей и кроны, также имеет свое значение. Ветви, . образующие прямой угол со стволом и расположенные по обе— им сторонам ствола напротив друг, друга, показывают тенден-

дию сдерживаться, чтобы казаться в согласии со своим окру-
— жением. Ветви, образующие со стволом более или менее ост­
рый угол, расположённые напротив друг друга по обеим сторо­
нам ствола, говорят о напряженном усилии обуздать свою
агрессивность, Ветви, образующие со стволом прямой угол и
f расположенные поочередно справа и слева от ствола друг за
• » , ‘другом, указывают на амбивалентность, имеющую источником
. внутренний конфликт, колебания в выборе установки по отно-
• шению к аффектам.’Ветви, образующие со стволом’более или %
менее острый угол и расположенные поочередно справа и сле-
■ ва от ствола друг за другом — сдерживаемые эмоции’ с воз- •
можными вспышками агрессивности, а также наряду с этим;
. переживания морально-этического плана.
Характер линии ^

Изображение массивных линий наподобие булавы в изоб­ражении листвы дерева — признак агрессивности, имеющей тенденцию брутально разряжаться больше на словах, чем на ‘.деле. Линии наподобие булавы при изображении ствола или земли — также признак агрессивности, явной или скрытой.

Заостренные линии в листве означают агрессивную критич­ность, ироничность, склонность к оппозиции, а также, возмож­но, ощущение виновности. Заостренные линии при изображе­нии ствола дли земли показывают разочарование в повседнев­ной жизни и критические установки по отношению к реаль­ности, склонность обвинять себя или окружающих. Любые за­острения оцениваются как агрессивность, скрываемая или про­являемая в поведении. Помещенные в изображение листвы, , эти заострения говорят о том, что агрессивность больше осоз­нается, чем проявляется в реальной-жизниТ/ •-‘» При интерпретации линий рассматривается также их ин­тенсивность, напряженность, густота, либо, напротив, тон­кость, хрупкость, слабость.

» /Густые ланий при изображении ствола дерева показывают за’висимость от окружающего, отсутствие сопротивления при. контакте с внешними факторами.’ Слабые линии при изображе-нииствола — страх перёд самоутверждением, избежание дейст-

вовать самостоятельно. Слабые линии при изображении лист­вы говорят о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию.

Четкая и прямая линия по контуру ствола — решитель­ность, активность, эффективность. Неровная и быстрая линия по контуру ствола — горячность, поспешность, расторопность. Неровная и медленная линия по контуру ствола •=— активность, заторможенная тревогой и впечатлением, что препятствия не­преодолимы. Вермишелеобразные линии — тенденция скры­вать свои чувства.

Небрежная, плохо выполненная обработка ствола’—демон­
страция собственных ошибок с целью наказать самого себя,
различные амбивалентные склонности, неблагоприятные суж­
дения о себе самом. Хорошая, тщательн»ая обработка ствола —
поиск совершенства, желание скрыть все неблагополучное, не­
приглядное для повышения своей ценности в глазах окружаю­
щих. • • *.

Дробные, расщепленные линии по контуру ствола показы­вают реактивный страх перед реальными травмирующими си­туациями. Разнообразные линии по контуру ствола, отсутствие единообразия в рисунке ствола дерева —вариабельность пове­дения, связанная с внутренними конфликтующими установ­ками.

Линии с нажимом по контуру’ ствола показывают актив­ность и самоутверждение, прямые и четкие линии ствола — ре­шительность, активность? Геометрические линии в изображе­нии ствола или листвы — тенденция к систематизацдш мышле­ния или деятельности.

Имеют, значение и другие признаки, встречающиеся в ри-сунках.^Стремление обвести (окружить) дерево частично или целиком интерпретируется как символическая защита против внешней или внутренней угрозы.

— Появление в рисунке дерева тени, отбрасываемой на землю, служит признаком давления каких-либо, неудовлетворенных или фрустрированных потребностей. Отсутствие ветвей дерева говорит о наличии трудностей в установлении контактов, о том; что испытуемый склонен занимать розицию отказа или оборо­ны.

Разнообразие содержания рисунка, наличие многочислен­ных различных предметов, добавленных к изображению дере­ва — показатель воображения, тенденции следовать за своими эмоциями. Окружающий дерево пейзаж говорит о сентимен­тальности.

Рисунок пальмы — признак потерянности в новой непривыч­ной обстановке. Плакучая ива — отсутствие активности, упа­док сил! Изображение на листе бумаги двух или нескольких деревьев показывает акцентирование отношений с другими i людьми, может служить признаком проблем в общении.

Целостная интерпретация изображения дерева дается на* основании всех выявленных признаков рисунка; при этом одни признаки нюансируются», смягчаются, меняют свое значение в соответствии с контекстом, другие заостряются, взаимно уси­ливают друг друга, акцентируя те или иные свойства личности или состояния испытуемого. Интерпретация дается, таким об­разом, не на основании суммирования отдельных признаков, а на основании их обобщенных итоговых значении. Поэтому вна­чале проводится тщательное изучение всех черт, составляющих анализируемый рисунок дерева, затем группировка тех, кото­рые имеют один и тот же смысл в противоположность тем, ко-• торые несут противоположное психологическое значение.

Таким образом, мы получаем динамическую картину лич­ности, позволяющую’выявить взаимодействие одних сил с про-‘ тивоборствующими им контрсилами и индивидуальный способ существования этих внутренних оппозиций. Этим путем опре­деляется то, что Рене Стора называет «индивидуальными кон­стелляциями». Индивидуальные констелляции формируют ди­намический образ личности.

Предположим, что дерево, нарисовано в центральном поло­жении в самом центре листа. Мы знаем,’ что это положение часто встречается у испытуемых, склонных, опираться на сис­тематические привычки. Если это дерево занимает в высоту од­ну восьмую часть листа, мы можем предположить, чт;о сфор­мированные привычки служатч цели укрепления испытуемого против его сомнений.в собственной ценности, поскольку подоб­ная высота* дерева свидетельствует о недостатке доверия к са-. мому себе у этого испытуемого, который стремится к компен­сации, получаемой с помощью стабилизирующих и системати­зирующих привычек,

Если, с другой стороны, размер листвы (кроны дерева) го­раздо больше размера ствола, то, вероятнее всего, именно в мечтах испытуемый находит эту компенсацию. Если же, напро­тив, ствол гораздо больше листвы, то доверие к себе ожпдает-

ся от выполнения систематизированных, повторяющихся и, возможно, навязчивых действий.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать более или менее’скрываемая склонность к агрессивной критике. Если линии изображаются наподобие булавы, мы мо­жем предположить расположенность к внезапному гневу: на- ,-правление заострений или булавы укажет нам, к какому объекту будет направлена агрессивность: к самому себе, если линии направлены вниз; в этом.случае можно говорить о’само­обвинении и мазохистских тенденциях. . ‘ Существует бесконечное количество возможностей в приме­нении этого,теста, который способен*до тонкостей описать все особенности личности рисующего:

РАЗВИТИЕ РИСУНКА ДЕРЕВА У ДЕТЕЙ

Карл Кох уделял значительное внимание изучению этапов рисования деревьев в зависимости от возраста. После стадии «примитивной мазни» он выделяет появление в период от 3 до 7 лет первичных форм. «Первичные формы» деревьев кеуклю-. жие, неумелые, имеющие тенденцию к исчезновению после 7 лет под сопряженным влиянием школы и «естественного созре­вания».

Место действия и пейзажи»появляются на пороге шестого года, появление линии земли относится к периоду между 5 и 5 . годами. Рисунок, расположенный в высоту в левой части лис­та, характерен, по-видимому, для детей 16 лет, особенно для мальчиков. Девочки 12—13 лет часто рисуют хрупкие истон­ченные формы. Дети от 13 до 15 лет дают больше изображе- , ний, «переполняющих» лист, чем более молодые испытуемые в возрасте от ’10 до 12 лет. Кроме того, в группе старших, в отли­чие от группы более молодых испытуемых, наблюдается рису­нок листвы, размеры которой.превышают размеры ствола де- . рева.

Франсуаза Минковска рассматривает рисунки детей в ти­пологическом плане. Она считает, что любой детский рису­нок — человечек, дом, дерево — соответствует одному из двух типов: шизоидному (или рациональному) типу или эпилепто-и-дному (или аффективному,. чувственному), типу: в рисун­ках’одних мы находим симметрию, .дифференцированные ма- . ленькие детали, точность и ригидность, которая кладет каж­дую вещь на ее определенное место; в рисунках других — кон—

* — хретные и живые большие детали, живой мир, который затра-

;’■.»‘ гивает нас-и в котором все вещи и все существа соединены и

,^ взаимосвязаны друг с другом,

» « .■ S, Cotte и G. Roux изучают эволюцию’ рисунка дереза в сравнении с различными стадиями развития рисунка челове—кагв их работах описываются стадия примитивной мазни, ри­сунок дерева, подстриженного шапкой наподобие головастика,

‘ соответствующее такому же изображению человека; появление к 4 годам настоящего изображения дерева, имеющего ствол, изображённый одной линией, соответствующего начальным ‘ (первичным) формам человека по данным Goodenough, когда части тела изображаются одной линией; возникновение двой­кой линии со Стволом, открытым книзу, затем «ствола-трубы», . вслед за которым появляется, уже более дифференцированный ствол.

Авторы настаивают, в частности, на определенном значе­нии-признака «ствол с пупком»: ребенок рисует ямку в центре дерева или ставит точку. Этот признак встречается у единст-

, венных в семье детей, воспитываемых в условиях гиперпротек­ции, а также’у детей, имеющих’ преблемы соперничества с братьями или сестрами. Признак «ствол с пупком», очевидно, отмечает нарцистическую обиду (нарцистическая рана с чув­ством ущемленности-).

Тени, корни, детали коры — признаки, интерпретируемые

I преимущественно» в. плане скрытности или патологических
особенностей. S. Cotte и G. \Roux отмечают также, что для
. всех мальчиков, за исключением шестилетних, больше, чем
для девочек, характерна, тенденция переполнять рисункам
лист. В исследований также подчеркивается частое наличие
теней в изображении кроны и ствола в момент пубертатного,
‘криза. ■

Изучалась проблема валидности метода. S. Landisberg’ сравнивал тест Роршаха с тестом дерева. Эта работа, правда, не была .основана на статистическом анализе/она просто пред^ ложила некоторые аналогии. В работе показано, в частности, существование тесных связей между .рисунком ствола дерева и ответами, «хорошей формы» F-J- в тесте- Роршаха, ответа- ‘ ми, которые соответствуют точности» мышления. Испытуемые, • дающие кинестетические ответы (образы, связанные с движе­нием) в тесте Роршаха, часто оказываются неспособными вы-

полнить рисунки деревьев. Те из испытуемых, которые рису­ют мертвые деревья, обычно дают по Роршаху ответы с« (те­ни) . Отсутствие или незначительное количество цветовых и кинестетических ответов соответствует на уровне рисунка ри­гидности и однообразию черт.

КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕТЕСТА ДЕРЕВА

В разных странах проводилось изучение различных групп
психически больных с использованием в психодиагностичес­
ких целях теста дерева. Основной целью подобных работ, вы­
полненных во Франции, Италии, Испании, Бразилии, Бель­
гии, Швейцарии и в Германии, было выявление признаков, на
основании которых рисунок дерева нормального человека
можно дифференцировать от рисунков психически больных.
Очевидно, что один какой-либо признак или линия не дает
оснований для заключения, и что необходимо множество де­
терминированных черт или, по выражению Стора, «констел­
ляций черт» для выявления ориентации к той или иной пси­
хологической диагностике. ‘ ‘•

В работах разных авторов были получены наборы черт или признаков, отличающих рисунки пациентов с задержка­ми умственного развития, рисунки больных психозами/невро­зами, дементных больных, а также лиц с психической не­устойчивостью.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Работа, проведенная Кохом по .данной теме, основана на статистических различиях в рисунках деревьев между груп­пами здоровых детей, трудных детей и дебилов. Карл Кох убедительно показал,’что наличие или отсутствие того или иного признака в рисунке дерева может служить, в’ зависи­мости от возраста испытуемого, критерием «нормальности» или «ненормальности».

Ренэ Стора, работа которой также основана на статисти­ческой обработке данных, предложила понятие «шкалы аф­фективной зрелости», которую можно использовать, при изу­чении констелляций признаков в рисунках деревьев у детей.

«В исследовании Bour дано характерное- описание рисун­ков деревьев взрослых дебилов: «Ствол одной простой ли­нией (в терминологии Коха: плотно упаянный ствол) или, на-‘ против, ствол короткий и толстый, крона слишком маленькая

по размеру пли крона иррадипрующая, центрифугированная простой линией (центробежная крона); нижние ветви дерева расположены ниже кроны, выступают за ее пределы».

Mathieu, в свою .очередь, указывает две шкалы призна­ков, совместное появление которых свидетельствует, по-види­мому, в пользу дебильности. Первая шкала признаков Опи­сывается Mathieu- следующим Образом: «Дерево величиной в четверть или более высоты листа бумаги и строл дерева, на­клоненный влево»—как достоверно более часто встречаю­щийся у дебилов признак, а также: «ствол, размещенный на половияу своей величины по центру листа; дерево упирается в верхний край листа («переполняет лист»); основание ство­ла расширено влево; поверхность ствола облуплена, покры­та пятнами и трещинами; ствол раскрывается вверх к кроне; Зачерненная линия границ ствола; ветви дерева изображены двойными линиями; крона «шарообразная» — как менее зна­чимые признаки.

Вторая )шкала признаков включает в себя следующие
черты: «ствол расположен слева на ли*сте бумаги; изображе­
ние дерева» размером в четверть или более высоты листа бу­
маги, тесно спаянный плотный ствол, ствол пихты; основные
ветви в рисунке дерева обозначены одной (одинарной) ли­
нией; опущенные ветви в кроне» как достоверно более часто
встречающиеся у дебилов признаки, и такие особенности ри­
сунка: «расположенный по центру листа бумаги ствол; дере­
во, «переполняющееся в высоту» (выступающее за верхний
край листа), крона, размер которой превышает по меньшей
мере половину высоты ствола; основание ствола расширено
влево, поверхность ствола облуплена, покрыта пятнами, в
трещинах, ствол раскрывается вверх к кроне» как менее зна­
чимые признаки. ‘

ПСИХОЗЫ

Многие авторы, среди которых большинство составляют итальянцы, занимались изучением р’исунков деревьев боль­ных маниакально-депрессивным психозом. Впрочем, следует добавить, что изучение ограничивалось преимущественно со­стоянием возбуждения и состоянием депрессии (меланхолии).

Из французских работ наиболее известны исследования 20 ‘

N. Jacquin-Porretaz и А. -М. Cuerq.’M. Jacquin-Porretaz при­водит в качестве типичных признаков меланхолического со­стояния следующие: «похожие на вермишель корни, редко длинные, обычно колеблющиеся, колышащнеся, изображен­ные одной линией, со слабым нажимом карандаша; значи­тельный отрыв ствола или его исчезновение, или явно отде­ленные друг от друга или от ствола ветви; взорванное или выдернутое с корнем дерево; обезглавленный ствол; дерево производит впечатление двух рядом стоящих деревьев; ела-‘ бая линия, дрожащая, неуверенная, повторяющаяся, контур рисунка испачкан графитом; опущенные, вялые, ослабленные ‘ зетвн дерева и т. д.».

Другой французский исследователь, доктор Cuerq, на ос­новании изучения рисунков деревьев’28-и больных меланхо­лией (среди них 18 женщин* а 10 мужчин) выделяет как наи­более типичные для состояния меланхолии признаки «малая величина дерева; малая величина кроны; значительная шири­на кроны по отношению к высоте; изображение ствола одной (одинарной) линией^ отсутствие наклона ствола вправо; изо­билие, ветвей, нарисованных одной линией и т. д.»

Маникальное состояние, по Cuerq, определяется следугог щими признаками: «значительная высота дерева, крона очень развита в высоту, дерево повсюду переполняет собою лист бумаги; дерево украшено цветами, облаками или птицами, в некоторых случаях рисуется ствол одной линией, ствол ели, . ствол открыт в пространство, нарисована линия земли, ветвн изображены одной линией и т. д.»

Итальянские исследователи Rubino и Barbiero, Marzi и Biagiotti, Scapitta, Di Naro и Escalar объединили свои уси­лия по изучению МДП при исследовании.тестом дерева раз­личных групп цсихически . больных. Работа Rubino и Barbiero, следует отметить, — первая работа по.психически больным в Италии.

Рисунки деревьев депрессивных больных, очень сходные с
рисунками шизофреников, имеющих депрессивные тенденции,
по мнению’ итальянских авторов, отличаются следующими
признаками: «очень маленькие размеры дерева, без линии
земли, часто изображение ствола одной линией, с резко
выраженными зачернениям’и и с признаками вялости, зна­
чительной бедностью деталями. или сплющенной кроной и
осыпающимися листьями». • _

Рисунки маниакальных больных, по мнению авторов, име­ют следующие отличительные особенности; «рисунок’без ли-

■нни ‘земли, иногда без ствола, с изобилием листьев, цветов и фруктов».

Marzi и Biagiolti отмечают в качестве значимых призна­ков рисунков деревьев больных МДП по сравнелю с други­ми’нозологическими группами высокую вероятность появле-. ння корней в рисунках больных меланхолией, а также ве­роятность изображения -ствола дерева двойной линией в ри­сунках маниакальных больных! —

«Первым применил тест дерева в психиатрии при изучении больных шизофренией Gomez del Cerro. Arruda и Franchi, обратив внимание на высокую вероятность появления дерева в рисунках и картинах шизофреников, а также на факт «ант­ропоморфизма» при изображении деревьев, который отме­чается довольно часто, провели исследование с тестом дерева 116-ти больных в Бразилии. Авторы обнаружили некоторые черты, названные ими «патологическими», которые были ти­пичны для рисунков данных больных. Был. предложен пере­чень признаков, свидетельствующих в пользу диагностики шизофрении:

1. чрезмерно длинный ствол или ветка 14,2% случаев;

2. извилистый и кривой ствол 18,5

3. повреждения или уродства на стволе 45,7

4. дисгармонии и деформации в рисунке 58,6

5. ‘малоорганизованная линия земли 14,2 ‘6+. непомерно длинные корни 5,7

7. вермишелеобразные-корни 20,0

8. колеблющиеся ветви 12,8

9. чрезмерно, длинные ветви 65,7

10. ветви извилистые или искривленные 25,7

11. деформированные ветви (слишком толстые, или толстые и истонченные одновременно> • ■ 64,3

12+. вермишелеобразные большие и ма­
ленькие ветви . 12,8

13+. угловатые ветви , нет данных

14. повреждения, уродства, отрывание

15+. ветви в завершенном виде длинные

■16. слишком много ветвей’ 21,4

17. отсутствие кроны 15,7

18+. маленькие разветвления на концах

толстых ветвей 15,7

19. дерево с’ветвями различной величи­
ны и формы 17,0
20+. истонченные и заостренные ветви 5,7
21. заостренные листья с прожилками

22+. наличие одного или нескольких

фруктов несоразмерной величины 3,0
23+. большие изолированные листья ря­
дом с совсем маленькими лнсточ-
, камн 7,0

24. отсутствие гармоничности дерева 45,0

25. причудливость перспективы или изо­бражения 48,7 ‘

26+. несоответствие закону тяготения 17,0
27. отсутствие связи, непоследователь- ‘
ность в рисунке 38,5

28+. отсутствие схемы дерева 14,2

29+. инверсированное дерево 3,0

30+. антропоморфизм, цефалоподобное’

дерево или дерево, имеющее фор- ‘

му животного 12,8 ч —

31. изобилие символических .аксессуаров 20,0

32. просвечивающее (прозрачное) дере­во (рентгеновский снимок) 14,2

33. амебовидные,’ псевдопоидные формы

34+. наличие преград и прерывов* в ри-

35+. ирреальный и фантастический ха­
рактер рисунка 35,7
36. последовательные разделения (дроб­
ления) ветвей , 60,0
37+. стратификация (слоистость) 6,5% случаев

Авторы считают, нто наличия одних только признаков, от­меченных в приведенном перечне крестиком, уже достаточно для диагностики заболевания.

Исследования французских авторов Bour, Mathieu и Cuerq, представленные на Втором интернациональном кон­грессе психиатров в Цюрихе в 1957 г., предлагают резуль­таты, аналогичные результатам, полученным бразильскими авторами.

Среди итальянских авторов выделяются работы Rubino я v Barbiero, Gaffuri н др. Gaffuri в качестве характерных для шизофрении представляет следующие особенности рисунков деревьев: отсутствие линии земли; дерево странным образом расположено на листе бумаги; отсутствие четкого структури­рования рисунка; стереотипии в рисунке, особенно часто при изображении ветвей; полное отсутствие пейзажа; антропо-морфнзацня дерева; сплюснутая и округленная крона; разъе­динение элементов дерева.

Можно отметить, что за исключением признака «сплющен­
ная и округленная форма кроны» противоречий между спис­
ком признаков, прёдложенныл! Gaffuri и перечнем Arruda и
Franchi, нет; . ,

В 1952 г. Rubino и Barbiero при изучении группы взрос-, лых психически больных с помощью теста дерева проанали­зировали особенности рисунков 30 больных гебефренней и 44 больных параноидным психозом. Rubino и Barbiero при­шли, к заключению,• что • рисунки деревьев гебефреническпх болбных легко узнаваемы по следующим признакам: «сверх­изобилие стереотипии, иррациональность формы, отсутствие координации в рисунке, недостаток гармонии и рудиментар-ность изображения дерева». Авторы считают,’что рисунки па­раноиков и гебефреническпх больных похожи между собой.

В то время как кататонические больные выполняют рису- 1 нок дерева маленьким или очень ,маленьким, со стереотн-пиями, помещая изображение в нижнюю правую часть листа, паранойяльные больные имеют тенденцию делать рисунок большим или очень большим, помещая его в правой верхней части листа, и также со множеством стереотипии.

Gaffuri в 1970 г. установил различия между группами по времени выполнения рисунка:

паранойяльные больные • 12 сек — 12 мин

кататонические больные . 1 мин 25 сек — 9 мин

гебефреннческне больные 1 мин 15 сек — 15 мин

В отличие от приведенного выше описания доктор Cuerq указывает на следующие признаки рисунка, характеризующие дерево паранойяльного больного: «психическая ригидность на уровне кроны (левая половина кроны абсолютно идентична правой); ствол с полосками (разлинованный); линия земли восходящая и вправо и влево; формы креста в различных частях рисунка; спаянные плотные ветви; ветви заканчивают­ся в форме листьев; часто ствол ели или изображение ствола одной линией».

Результаты, полученные доктором Bour при анализе осо­бенностей рисунков деревьев больных делириямп, несколько не соответствуют аналогичным данным доктора Cuerq. Воз­можно, что.речь идет о больных, имеющих различную пато­логическую структуру. :

Bour описывает рисунок дерева больного делирием сле­дующим образом: «экспансивная тенденция ствола.» иногда фонтанирующего как взлетающая ракета от корней до вер­хушки, пли распространяющегося наподобие электрической искры. Дерево со стволом свободно раскрытым, с ограничен­ным размахом, иногда затушевано черным-. Тенденция выхо­дить за пределы верхнего края листа», i

Описание Cuerq отличается от приведенного выше: «дере­во средних размеров, с уменьшенной левой частью кроны (крона расположена в основном справа), дерево очень, часто обнаженное, иногда ствол изображен одной (одинарной) ли­нией, ствол открыт в высоту, очень часто’Заостренные ветви».

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть