ПСИХОЛОГИЯ

Что означает огонь в психологии

Ассоциация глубинной психологии Теурунг™
Концепция четырех стихий в контексте психологической алхимии

Алхимия представляла для К.Г.Юнга особый интерес и исследование им глубинно-психологической феноменологии алхимических знаний представляет собой один из самых ценных вкладов великого Мэтра в современную психологическую науку. Именно Юнг первым увидел в алхимических понятиях те дериваты, которые оказались жизненно важны для постижения смысла архетипических феноменов психики. Алхимическая система символов оказалась наделена теми возможностями по дешифровке содержаний коллективного бессознательного, которыми не располагает современная система психологических понятий. Поэтому в контексте аналитической психологии алхимия является особой методологической системой, дающей возможность глубокого и целостного проникновения и истолкования человеческой психики в контексте ее филогенеза.

Как в традиционной алхимии, так и в современном (западном) оккультизме распространена т.н. система четырех Стихий. Многие о ней слышали благодаря популярным гороскопам, но вряд ли все правильно понимают, что на самом деле представляет собой этот комплекс понятий.

По определению Платона, стихии, или элементы, – это то, из чего состоят и на что распадаются сложные тела. Иными словами, стихиями являются простые, изначальные субстанции, которые, согласно эзотерическим традициям всех древних цивилизаций, лежат в основе и Космоса, и Человека.

В традиции всегда существовали представления о четырех базовых элементах, составляющих Вселенную, Макрокосм и Микрокосм (то есть, в том числе, и человека), хотя на разных языках они и назывались по-разному. Этими четырьмя элементами, или стихиями, являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Данные термины нам всем хорошо известны и знакомы, однако эти элементы не вполне совпадают с тем, что мы называем огнем, воздухом, водой и землей, хотя и включают в себя эти понятия.

Космос, пользуясь терминологией древних учений, начинает развертываться, материализоваться, или, иными словами, последовательно приобретает более конкретные формы, проходя через семь стадий, или элементов, этого процесса. Нам известны четыре. Три пока остаются непознанными.

Низшим, самым материальным элементом, является Земля. Затем более тонкие элементы: Вода, Воздух и, самый тонкий, Огонь.

Земля соотносится с материей, она имеет конкретную форму, вес, причём не только в масштабах Космоса (форма планет и звёзд), но и применительно к человеку (его тело). Вода символизирует жизнь, пронизывающую материю. Это энергия, сила, побуждающая материю к действию, чтобы та не оставалась инертной. Воду можно назвать кровью Земли. Воздух – это “психе”, душа, сочетание наших эмоций и чувств; это то, что определяет наше отношение к вещам – положительное либо отрицательное, то, что движет нами в плане чувств. Огонь – это мир мысли, идеи. Причем процесс происходит на абстрактном плане и может быть воспринят лишь столь же абстрактным инструментом, каковым у нас является мышление.

Особый интерес вызывает также соответствие четырёх космических элементов четырём психологическим качествам человека: Огонь связан со Знанием, Воздух – со Смелостью, Вода – с желанием и Земля – с молчанием.

Если Огонь – это ум, способность мыслить, понимать, работать с идеями, то Огонь несомненно подразумевает Мудрость. Знание – это кульминация человека. Воздух – это Смелость, которая помогает нам прийти к знанию. Это импульс, вера. Дерзать – значит бесстрашно бросаться вперёд, чтобы обрести Мудрость. Вода – это Желание. Для того, чтобы быть смелым и мудрым, сначала надо по-настоящему захотеть. Это качество идёт из самой сути человека и простирается до самых последних этапов человечества. И, наконец, Земля. Этот элемент соответствует Молчанию. Молчание – это первый этап пути, потому что если не молчать, очень трудно захотеть; если нет тишины, очень трудно дерзать, очень трудно знать.

Каждая стихия в отдельности может быть рассмотрена как архетип, который ассоциируется с определенными чертами характера человека. И вы можете обнаружить, что в вашем характере больше черт, которые могут ассоциироваться с той или иной стихией мироздания. Когда вы поймете, с какой из стихий вы связаны более всего, то это поможет вам понять себя. Хотя вы можете обнаружить, что те или иные черты вашего характера присутствуют во всех архетипах стихий мироздания, которые описаны далее, всегда найдется одна такая черта, которая наиболее четко отражает ваш личный взгляд на жизнь. Некоторые люди могут обнаружить, что они в той или иной мере связаны со всеми стихиями мироздания.

Стихия Огня в природе и в человеке существует на разных уровнях, хотя основа у них одна. Огонь – это начало и основа духа, это то, что поможет преобразовать внутреннюю духовную природу личности. Именно стихия Огня является первоосновой любой деятельности, любой активности. Божественная энергия, которая находится внутри каждого человека, не случайно имеет огненное воплощение: человек, получающий откровение, ощущает обновление, он преобразуется, как бы проходит через Огонь, сжигая своё старое и получая новое. Образ Огня лежит в основе всех творений, любой деятельности. Когда стихия Огня в человеке в балансе, ему присущи: динамичность, оптимизм, отвага, энергичность, бодрость, настойчивость, уверенность в себе, пылкость. При избытке Огня человек становится яростным, вспыльчивым, чрезмерно агрессивным, подверженным страстям, импульсивным, нетерпеливым, зависимым от чужого мнения, тщеславным. Недостаток Огня приведет к чрезмерной чувствительности, слезливости, депрессивности, низкой самооценке, отсутствии идей, недостатку энергии для жизни.

Стихия Воздуха – это связующее начало, постоянно меняющееся и приобретающее новые очертания. Передаточное звено. Внешнее преобразование. Воздух – это нервная система мира. Он обеспечивает перемещение идей и энергии Огня оттуда, где Огонь в избытке, туда, где его недостаёт. Воздух играет роль переносчика, связывающего все стихии между собой. В идеальном соотношении качества стихии Воздуха таковы: здравый смысл, объективность, свободное творчество, взвешенные суждения, лёгкое общение. Нехватка Воздуха делает человека неконтактным, рассеянным, непрактичным, поверхностным. Избыток Воздуха приводит к упрямству, холодности, двуличности, болтливости, распущенности, расчётливости.

Вода – стихия чистоты, подсознания, любви и эмоций. Вода – стихия поглощения и развития. Она символизирует подсознание, потому что также как оно никогда не засыпает, всегда в движении. Вода – это душа мира. Она растворяет в себе твердое вещество, газ, поглощает тепло, и таким образом объединяет разнородные стихии в одно целое. Вода самая холодная из всех Стихий. Она символизирует холодный, трезвый ум, силу, власть, но одновременно вода – это жизнь и мягкость. Находясь в гармонии со стихией воды, человек обладает следующими качествами: чувствительность, духовность, доброжелательность, спокойствие, идеализм, добросердечность. Ему присущи артистизм, эмпатия, долготерпение. Избыток стихии Воды проявляет себя в вялости, мягкотелости, переизбытке чувств, чрезмерной жертвенности, забывании про себя, трудности сосредоточения, мечтательности, недостаточной энергии, ранимости, перепадами настроения, самобичевании, подозрительности. Недостаток Воды проявляется в жёсткости, зажатости, отсутствии интуиции, душевной пустоте, равнодушию.

Стихия Земли – это плоть мира. Она играет роль материальной основы, организующей деятельность других стихий и воплощающей её в конкретные проявления. Земля даёт силу, опору, базу для дальнейшего движения при грамотном с ней взаимодействии. Она основа всего стабильного и неизменного. Стихия Земли – это символ, за которым стоит порядок и стабильность. Обладатель сбалансированной Земли отличается хозяйственностью, запасливостью, работоспособностью, умением делать вещи своими руками, распорядительностью в финансовых делах. Люди, с преобладающей стихией Земли, медленно постигают новое, они приземлены, их интересует только материальное: хозяйство, огород, заработок, накопления. Недостаток стихии проявляется в неустроенности жизни, неспособности себя обеспечить, неряшливости, жестокости, мстительности, чёрствости, упрямстве и скупости.

Что ещё можно сказать о Стихиях? В западной алхимии (как в прочем и в восточной) принято было считать, что секрет здоровья, благополучия и даже физического бессмертия человека заключён в особом балансе этих Стихий. Выявление доминирующей Стихии и исследование, какие Стихии находятся в избытке, а какие недостаточно проявлены, позволяют нам понять, как с помощью их балансировки добиться позитивных изменений в жизни.

Источник

Символизм религий мира. Огонь

В отличие от воды, которая чаще ассоциировалась с первоматерией , огонь однозначно относился к полюсу духа. Ровно как сказано в Ветхом Завете: «Да будет Свет».

Свет и есть истинный огонь, ибо огонь ещё менее осязаем, чем вода.

Огонь как дух

Пламя всегда завораживало человека. Использование огня в самых разных формах ускоряло развитие человеческой цивилизации. Огонь — последний элемент, который исчезнет перед наступлением космической ночи, ибо даже воздух выгорит во всеобщем последнем великом Пожаре.

Свет — это самое нематериальное, что представлялось человеку. Это дух, оплодотворяющий воды и рождающий Землю как первоначальную твердь.

В книге Бытия сказано о разделении Неба и Земли. Здесь, конечно, не наша Земля имеется в виду, как и вообще грубая материя, а говорится именно о факте возникновения Космоса, где появился полюс духа и полюс материи.

Кстати, обратите внимание, что в очень многих языках буква «м» пишется схоже. «М» — это волна на поверхности воды.

Гераклит сказал, что Мир — это вечный живой огонь, вечно вспыхивающий и вечно затухающий. Затухание — космическая ночь, период Небытия, которое и есть Абсолютное Бытие. Без огня и его производных (света, тепла и так далее) жизнь не смогла бы проявиться, ибо первоначальные воды не дадут рождения без тепла и света.

Союз огня и воды

Конечно, образ огня ассоциировался с Солнцем, а образ воды — с Луной. Всё это понятно и не требует специальных пояснений. Жизнь зарождается от тепла и воды, жизнь любая! Только гармоничный союз способствует процветанию.

Приложите этот трюизм и к самому человеку. Покой ума ассоциируется со спокойными водами, а не с пламенем страстей. С другой стороны, огонь как синоним света духа живёт в сердце и освещает путь в Горние дали.

Здесь нужно напомнить, что все символы, как и эмблемы, весьма многозначны. К примеру, если говорить об огне и воде как о силах, то это не то же самое, что говорить об идеях. Огонь и вода — идеи для метафизика, а вот для просто физика они — силы и агрегатные состояния.

Сила безлична. Огонь не специально греет и не специально сжигает. Все понимают, что для растения, как и любого живого существа, крайности очень плохи. Мало света — плохо, много — плохо. Мало воды — плохо, много — плохо. С другой стороны, большому количеству воды могут обрадоваться водные организмы, а вот большому количеству огня органическая жизнь спасибо не скажет.

Цзыжань

Напомню про гармонический союз огня и воды. Только баланс! Такой же баланс должен быть и в жизни человека. Следует чередовать фазы активности и покоя, быть горящим сердцем, но настойчивым, как падающие капли воды, а они, как известно, камень точат. Нужно согреваться зимой и охлаждаться летом.

В Китае эта идея получила выражение в символе «инь-ян». Баланс — благо, его отсутствие — зло. Для равновесия в человеческой жизни требуется цзыжань .

Цзыжань — это жизнь в соответствии со всеобщим ритмом и его чередованием. Человек — часть всеобщей природы. Лучше не противиться ей, а встраиваться в неё и в её ритм. Зимой сохраняем, весной пробуждаем, в холод пьём меньше и согреваемся, в жару — наоборот, встаём с восходом, ложимся с заходом и так далее.

Источник

Огонь как древний символ — что означают костер, очаг, свеча

Рассмотрим в нашей теме, каково значение Огня. Огонь — одна из основных стихий. Символ Духа, Бога. Последнее, третье крещение — крещение огнем. Огонь — символ торжества света и жизни над мраком и смертью, символ всеобщего очищения.

Символ домашнего богатства.

Огонь как древний символ очищения

Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь, производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам.

Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. На Востоке разрушительное действие было одним из проявлений Бога, в христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским.

Пламя

Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.

Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души.

Пламя покидает тело в момент смерти. Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями.

Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх.

Разжигание огня равносильно рождению, воскресению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня.

Огонь и пламя — типичные символы сердца. Они двуедины: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой — демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству.

Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту.

Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.

Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они-Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов.

Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни.

Огонь домашнего очага-центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.

В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. «Языки огня» означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского.

У славян Огонь — символ творческого мужского начала, которое в союзе с водой и светом создало все на земле. Считался живой, вечно голодной и очистительной силой.

Костер

Означает усиление силы Солнца, особенно во время солнцестояния, тем самым ободряя силы света и добра. Символ подвластного человеку огня-огня, вызванного к жизни и питаемого человеком.

Костер — символ тепла среди ночи, круга света. Символ магического единства сидящих (танцующих) у костра. Символ волеизъявления.

Костер раскладывают для принесения жертвы, для кремации покойного, для уничтожения греховного, еретического (костер инквизиции).

Мистическое значение свечей

Свеча

Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность.

Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего, и являются неотъемлемой частью католического и большинства восточных погребальных обрядов.

Горящая перед иконой свеча-знак веры и надежды на благодатную помощь Божью. Возожженная свеча-символ пламенеющей и благодарной любви к Богу.

Свеча — символ жизни, чистоты сердца. Символ жертвенного огня, жертвы Богу, духовной радости. Считалось, что у каждого человека есть своя свеча (звезда).

Выражение «Его свеча ясно горит» означало, что человек живет честной, праведной жизнью. «Его свеча угасла» -человек умер.

В христианстве — это божественный свет, сияющий в мире, Христос, как Свет миру, духовная радость, восставший из мертвых в сиянии преображения Христос, благочестие, освещенное любовью.

Свечи по обе стороны от креста на алтаре означают двойственную природу Христа, человеческую и божественную. В Православной Церкви три совмещенных свечи означают Святую Троицу, а две свечи — двойственную природу Христа.

Пасхальная свеча

В христианстве, горя сорок дней с Пасхи до Вознесения, символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения.

На Вознесение ее гасят, что символизирует уход Христа с земли. Кроме того, изображает свет Христа, восставшего из мертвых, и новую жизнь, а также огненный столб, который сорок лет вел народ Израиля.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть