ПСИХОЛОГИЯ

Что означает в психологии вода

персональный сайт Людмилы Смирновой

ВОДА — древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы.

В общем смысле вода — эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции (крови, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения.

«Ригведа» возносит похвалу воде как носителю всего сущего. Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса).

Почтительное отношение к свежей воде как очищающему элементу особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасы воды были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индийские ритуалы очищения или крещения. Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные ее свойства: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой. Мифы о Потопе, в которых уничтожается погрязшее в грехах человечество, — пример символизма очищения и возрождения.

У кельтов вода, озера, священные колодцы и т.п. имеют магические свойства. В этих водоемах обитают сверхъестественные существа, например, Дама Озера. С их помощью можно проникнуть в другой мир. Вода символизирует мудрость высшего мира и божественное предвидение. Тир-нан-ог — кельтский рай, страна вечной молодости, находится либо за, либо под водой, либо на Зеленом Острове, ею окруженном.

В Китае вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань. Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. Она символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос.

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, зачатие от воды и от Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.

У египтян она олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила — бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.

В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета — символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти.

У евреев воды Торы — животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, — это мудрость и Логос. Перед Творением Божественный дух носился над гладью вод.

В Индии считают, что Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна — повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, ходящий по водам. Лакшми, та, что из лотоса, также рождена Океаном.

У иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан.

У мусульман она символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: «Из воды создали Мы все живущее, Трон Его был над водами» (Коран).

У народности маори рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство.

У скандинавов и тевтонов воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек — ручей Хвергельмир.

У даосов она символизирует слабость, приспособление и настойчивость, текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти. Отражает доктрину у-вэй — поддаваясь в точке нажима, вода обтекает нажимающий предмет и, смыкаясь за ним, в конце концов, стачивает даже самый твердый камень.

В психологии вода представляет энергию бессознательного и его таинственные глубины и опасности.

Источник

Большой всплеск: эмоциональное воздействие воды на человека

Из этой книги вы узнали много доказательств того, как полезна вода для человека с точки зрения физической, когнитивной, чувственной, материальной, творческой, продуктивной, духовной и, конечно же, пользы для здоровья, — даже в тех случаях, когда мозг воспринимает эту пользу только косвенно, через искусство, звуки, слова, росчерк карандаша или текстуру предметов.

Но лично для меня и миллионов других людей наилучшая и величайшая польза воды заключается в ее воздействии на эмоции (не считая моментов, когда нас мучает жажда). Мы любим находиться в воде, на ней, под ней и рядом с ней. Мы планируем проводить свой отпуск у воды. Мечтаем о возможности оседлать доску для серфинга или запрыгнуть в лодку, сходить на пляж, прогуляться по берегу озера или хотя бы у городского фонтана, а может, просто принять душ или полежать в гидромассажной ванне в конце долгого трудового дня.

И никакие научные данные, МРТ-сканирование, показания электроэнцефалографа, тщательно разработанные научно-исследовательские проекты не могут точно передать, что мы чувствуем в такие минуты. Разумеется, агенты по недвижимости и экономисты могут буквально до копейки рассчитать доплату за воду, а экологи уже научились отслеживать движения молекул воды, но никто не способен назвать цену тех моментов, во время которых мы видим и чувствуем красоту воды.

«Если хотите, чтобы люди бережно относились к воде, просто возьмите их на пляж, — говорит Майкл Мерцених. — И сделайте это не единожды, а двадцать или тридцать раз, хотя бы пока они не стали взрослыми. Каждый раз во время таких поездок вы будете вызывать у них позитивные эмоции по отношению к воде, что непременно скажется на формировании их личностей».

Несколько лет назад психологи из Торонтского университета провели довольно-таки «разоблачительный» эксперимент: они разделили добровольцев на две группы и, сымитировав условия работы колл-центра, дали каждой группе инструкции о том, как следует просить пожертвования у разных людей. Инструкции для обеих групп были практически одинаковыми, за исключением одного момента: на листке первой группы была фотография бегуна, только что победившего в забеге, а у второй — такого изображения не было. «К моему огромному удивлению, группа, которая видела фотографию, собрала значительно больше денег, чем контрольная», — сказал один из психологов-организаторов исследования.

Удивление было настолько огромным, что ученые решили повторить эксперимент, причем сделали это неоднократно — и каждый раз результат был таким же. И самое потрясающее, когда членов группы, собравшей больше средств, спрашивали, помогла ли им фотография счастливого бегуна-победителя они, как правило, недоумевали: «Какая фотография?».

Вот так и вода вызывает определенные эмоции, а нам и невдомек, что именно голубая стихия включает в мозге соответствующие нейрохимические реакции.

То же самое сделают радость и счастье, которые ощущаются рядом с водой, особенно если нам понадобится убедить людей в том, что защищать и охранять воду очень и очень важно. Если в нашем мозге хранится образ прекрасного лета, проведенного на реке; дельфинов, резвящихся в море; полных блаженства часов, проведенных под теплыми лучами солнца в лодке; острых ощущений от близости грохочущего водопада в лесной чаще; зависшей над коралловым рифом радужной рыбки, к которой подплываешь, чтобы полюбоваться через маску, — то наш «сбор средств» станет намного успешнее, даже если мы не осознаем этого.

Такие обращения к личному чрезвычайно важны для преодоления обобщений, резко снижающих эффективность стандартных призывов. В своей книге «Брать или отдавать?»* профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант рассказывает об исследовании израильских ученых, которое продемонстрировало, что прикрепление фотографии пациента к результатам компьютерной томографии увеличивало точность диагностики рентгенолога на 46 процентов. Иными словами, «надевание» на неясный образ конкретного «лица» заставляло врача чувствовать более сильную связь с пациентом.

Но, увы, вода не человек, и, показывая фотографии загрязненных пляжей или мертвых птиц, трудно добиться того же эффекта, какой обеспечивает фотография на результатах компьютерной томографии. «Известно, что человеческая привязанность сильнее к отдельным людям, чем к группам людей, поэтому, возможно, нам стоит, прежде всего, научиться думать об океане как о человеке», — предложил Петр Джаната на второй конференции, посвященной проекту «Голубой разум». А рассказывая истории о своем взаимодействии с водой, мы как раз и превращаем ее в личное, индивидуальное переживание и незабываемое воспоминание.

Здесь нам опять может помочь Голубой разум. В 2013 году исследователи из Великобритании наблюдали за ста четырьмя посетителями Национального морского музея-аквариума в Плимуте, чтобы определить, как посещение этого места сказывалось на их настроении и намерениях. Половине людей у входа раздали информационные буклеты с описанием решений проблемы перелова рыбы, а другая половина просто посетила музей. Опрос, сделанный до и после экскурсии, показал, что время, проведенное в Аквариуме, подвигло всех участников эксперимента стать более убежденными сторонниками рационального использования водных ресурсов, но буклет внес в их решение дополнительную лепту. «Посещение аквариума помогает развить то, что мы называем морским образом мышления, то есть дружественное, разумное отношение человека к водной среде», — отметили авторы исследования.

Непосредственный опыт вкупе с эмоциональной вовлеченностью, которую обеспечивало посещение музея-аквариума, стал первым важным шагом, а раздача людям конкретных предложений по возможному решению проблемы стала бесценным вторым шагом. Конечно, посещение Аквариума не сравнить с ощущением теплой морской волны, вымывающей песок между пальцами ног, но это все равно отличный катализатор.

Нам нужно рассказывать свои истории простым языком, не отягощенным научной терминологией. Люди не глупы, они способны понять даже самые сложные идеи, описанные четкими, доступными словами. Даже когда мы рассуждаем о сложнейшем взаимодействии океанов и рек и нашей любви к воде с точки зрения нейробиологии, мы должны донести все идеи максимально доступно, а также наглядно показать, как они касаются каждого конкретного человека.

Психолог Дэрил Бем выдвинул предположение, что наше самосознание зависит не просто от восприятия себя, а формируется на основе нашего поведения. Например, каждый раз, когда мы решаем бросить мусор в урну, а не на землю, это становится для нас очередным подтверждением того, что мы заботимся об окружающей среде. Мы строим образ своего я, опираясь на свои действия и поступки.

И судя по всему, в этом есть доля истины, ведь, как уже известно, последовательные, повторяющиеся действия изменяют нейронную карту мозга. Предлагая истории, включающие призыв к действию, мы помогаем этим действиям формировать экологическую самоидентичность, что влияет на наши ценности и выбор. Каждый успешный, пусть и не слишком значительный, поступок, если его замечают и отмечают, заставляет нас чувствовать себя хорошо и стремиться к этому снова.

Со временем такие последовательные действия входят в привычку, и нам больше не приходится задумываться о том, стоит ли, отправляясь на пикник, отказаться от одноразовой пластиковой бутылки в пользу жестяной. Недолго думая мы отказываемся от блюд из редких морепродуктов в ресторане и по мере возможности едем на работу на велосипеде.

В Сан-Франциско есть замечательный вьетнамский ресторан Slanted Door. Он принадлежит Чарльзу Фану, эмигрировавшему с семьей из Вьетнама в далеком 1977 году. У Чарльза семь ресторанов в районе залива — он один из лучших американских рестораторов. Некоторое время назад Фан решил сделать свои рестораны дружественными к окружающей среде. Он ограничил использование пластиковой тары, начал закупать по большей части натуральные ингредиенты, компостировать отходы и подавать только рациональные с точки зрения экологии морепродукты. Когда я спросил его: «Как вам удалось так много сделать в этом направлении?», он ответил: «Я не специалист в вопросах рационального использования природных ресурсов, но я советуюсь с такими людьми. Услышав хороший совет, я непременно ему следую. Кстати, каким образом, по-вашему, я могу сделать свой ресторан еще лучше?» В этот момент мимо нас проходил официант с целым подносом напитков с пластиковыми соломинками. Указав на него, я сказал Чарльзу: «На вашем месте я приносил бы клиентам соломинки только в тех случаях, когда они об этом просят». В ответ ресторатор воскликнул: «Начнем с понедельника!»

Как же иногда бывает просто сделать выбор, руководствуясь Голубым разумом.

Источник

Древние символы Вода и Земля — символика неживой природы

Вода — символ женского начала, чистоты, здоровья. На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. Значение древних символов Воды — источник и гробница всего сущего во вселенной.

Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).

Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.

Вода как древний символ

Вода — жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.

Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.

Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации — вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.

Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире.

Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.

В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.

Нырнуть в воду — значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде- значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде.

Текущая вода-это «живая вода». Пересечь водную преграду — значит перейти из одного онтологического состояния в другое.

С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.

Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.

В состоянии противоборства они — необходимые для жизни тепло и влага, но «горящая вода» — это союз противоположностей.

Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.

Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.

Нижние Воды — это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды — царство всеобъемлющих вод.

Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.

Потревоженные воды — символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни — «призрачный поток ощущений и идей».

Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.

Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы.

Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).

В русском фольклоре водяной-морской царь — властвовал над водной стихией. В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей.

Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).

Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.

Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода-тело Христово.

В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.

Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.

Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.

Роса — символ Благовещения.

Что символизируют волна, дождь, лед

Волна

Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.

Кто с водяным ладит — у того и дождь вовремя в поле, и рыбы в неводах вдоволь. Народные представления о волне хорошо отразил А.С. Пушкин:

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.

Дождь

Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.

Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.

Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.

Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.

Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.

Что символизируют море, озеро, река, омут

Символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеяным полем, с которого они собирают жатву, моряки — дорогой.

Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.

Наводнение. Символизирует лунную силу вод. Конец старого цикла и начало нового. Смерть и возрождение.

Озеро

Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».

Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.

Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.

Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».

Символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река-дорога в страну мертвых. Река — символ преграды, разделяющей два мира.

Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.

Она снимает усталость — физическую и душевную (река забвения Лета). Река дает плодородие. Река — артерия земли. Она — источник жизни для людей оседлых культур. Их реки — Нил, Ганг, Хуанхэ -символы и гаранты благополучия.

Мировой поток явлений, течение жизни.

  • Река жизни — это царство божества, макрокосм.
  • Река смерти — явное существование, мир изменений, микрокосм.

«Возвращение к истоку», символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, — это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление.

Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.

В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.

Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.

Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.

Река — дорога вниз, к океану, река порождает океан. Река-стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п.

В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.

Что символизирует роса

Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.

Сладкая роса — это мир и преуспевание. Она может олицетворять изменение, иллюзию и мимолетность. Связана с Луной, приходом ночи и сном.

Древний символ Земля

Земля — древний символ плодовитости, радости. У древних славян Земля-мать была тотемом. Ее считали живой, священной.

Сохранилось это в поговорках: «Весной грех землю бить — она беременна», «Грех землю бить — она ваша мать. », «Земля-кормилица».

Позже Земля как древний символ приобрела хтоническое значение как противоположность Небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется. »

«Разлука ты, разлука, / Чужая сторона, /Никто не приголубит, /Лишь мать сыра земля. », — поется в песне.

Земля здесь понимается как дом, который всегда родной для человека. Она воспринималась также как родительница, имеющая право на родительский суд и на праведное наказание грешных.

Говорили: «Как его земля носит?»

Силы земли магичны. Ведьмы катаются по земле для того, чтобы зарядиться энергией. Целованием земли скрепляли клятвы. Есть землю — символ покорности и искренности.

В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.

С землей связаны все земледельческие обряды. Известны праздники первой борозды, которую должен был делать самый уважаемый человек в деревне, а в государстве — царь.

Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.

В морской символике берег, земля-это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.

Что означали для наших предков Небеса

Небеса как древний символ означают бесконечность, высоту, царство блаженства, высшую власть, порядок во Вселенной.

Боги Неба — это обычно Творцы. Они всемогущи и всеведущи и символизируют космические ритмы.

Это стражи Закона. При матриархате небесные божества обычно женского пола, иногда боги Неба бывают бесполыми.

В ритуальной архитектуре Небеса изображаются сводом, ступой, чортеном, либо центральным отверстием в шатре, навесе и сакральной постройке.

Повсеместно они изображаются синим цветом, но иногда черным.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть