ПСИХОЛОГИЯ

Что понимается под образом я в психологии

Образ «Я», его структура и формирование. Понятие «Я-концепции»

Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. В возрасте 2–3 лет ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий взрослых, предъявляя им требование: «Я сам!». Старшие дошкольники и младшие школьники при содействии взрослых уже могут подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление. ), правда, пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач. В подростковом и юношеском возрасте начинает формироваться система социально-нравственных самооценок, завершая процесс сотворения «Образа Я». В подростковом возрасте резко расширяется объем и глубина восприятия другого человека. Одновременно самосознание, рефлексия своего «Я» становится главным моментом развития психики. Развивается рефлексивная способность. «Образ Я» это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

«Образ Я» включает 3 компонента:

1.Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Т.е., осознавая все эти составляющие себя, происходит самопознание человека. Механизмы самопознания: рефлексия, самоанализ, самовосприятие – все то, с помощью чего человек добывает знания о себе.

2.Эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, самокритичность, гордость и т.д.

3. Поведенческий (волевой) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, добиться успеха или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Рефлексивная способность самосознания – это готовность к познанию психических явлений и самого себя.

Когда говорят о составляющих «Образа Я», то чаще называют его «Я–концепцией». Итак: составляющие Я–концепции:

Не существует универсального определения «Я-концепции».

Т. Бауэр – «Я-концепция» понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.

Э. Бернс – «Я-концепция» — это система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности.

Между Я-реальным и Я-идеальным должен быть оптимальный разрыв, как стимул к самосовершенствованию.

Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный (кто я на самом деле); 2) оценочный (что я в себе ценю?); 3) поведенческий (определяет стиль поведения в зависимости от 1 и 2.

«Я-образ» – не статическое, а динамическое образование Личности индивида. Становление «Я-концепции», будучи в конечном счете обусловлено социально-культурным процессом, возникает в обстоятельствах обмена Деятельности между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало другого человека» (К. Маркс), и тем самым отлаживает, утончает, корректирует образы своего Я, то есть Личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которые являются ее идеалами, интересы – ее интересами и так далее.

Человек привык как в зеркало всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.

Источник

Понятие «Я» в психологии

Что такое «я»? Несомненно, это основополагающее понятие для описания внутреннего мира человека. Наличие четкого представления о «я» крайне важно для того, кто хотел бы хоть немного понять этот загадочный мир.

Понятие «я» в значительной мере имеет философский оттенок. Ребенок произносит «я», ничуть не задумываясь о его сути; впрочем это относится и к подавляющей части населения Земли. С точки зрения психологии, первое ощущение человеческого существа, ступившего в этот мир, можно охарактеризовать как переживание отделенности Себя от Мира. Вся долгая жизнь индивида посвящена фактически познанию двух разделенных частей: окружающего мира и себя в нем. Чтобы как-то обозначить для себя и остального мира свое присутствие, человек научился говорить «я», и это «я» плотно спаяно с функционированием его психики.

Понимание «я» во многом определяется духовным развитием и верованиями индивида, его мировоззрением.

В эзотерических традициях «я» понимается как неизменное, бессмертное проявление духа в человеке. В этом смысле «я» можно образно сравнить с волной, той формой, какую на время принимает океан духа.

В психологии понятие «я» определяют как: «я есть», «я существую». В чем-то это совпадает с дефиницией личности Х. Вольфа (1734 г.): «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Можно сказать, что человеческая особь, или индивид, представляет собой «я» в физической оболочке тела.

В разные периоды жизни человек по-разному ощущает и понимает свое «я», и на это понимание влияет реакция социума на поведение индивида. Словосочетаниями: «Я добрый», «Я умный», «Я способен покорить эту вершину», индивид характеризует себя, свое «я» как бы со стороны, сопоставляя свои возможности с возможностями выбранного им социального образа. Наблюдая за ответами социума, человек как в зеркале, формирует понимание самого себя, своего «я». Отсюда возникает многоплановость и изменчивость «я».

В простейшем варианте «я» всегда содержит в себе черты двойственности (дуальности). Важность двойственности удачно подчеркнул социолог Э. Дюркгейм, метко окрестив Homo sapiens — Homo duplex (человек двойственный). Двойственность можно сравнить с двумя сторонами медали.

В своем поведении человек руководствуется разумом и эмоциями, которые могут быть согласованными (сотрудничать между собой), а могут и конфликтовать. Подобный конфликт присутствует в ситуациях переполненности несовместимыми друг с другом желаниями: «и хочется, и колется», «люблю и ненавижу одновременно», «то люблю, то ненавижу», «готов убить и расцеловать». Классический пример феномена психологической дуальности — сомнение: «Быть или не быть, вот в чем вопрос?» (В. Шекспир, «Гамлет».)

Несколько выходя за узкие рамки рассматриваемого вопроса, стоит привести пример групповых социальных выборов в ситуациях неопределенности. В этом примере также присутствует дуальность, причем выражена она весьма оригинально и известна под названием «закона уверенности» Р.Х.Тули. Что такое ситуация неопределенности? Ситуации неопределенности характеризуются нехваткой информации, когда человек априори (заранее) лишен возможности составить определенное мнение. По логике, казалось бы, он должен принять нейтральную (или близкую к ней) позицию между двумя крайностями «или-или». Однако в социуме этого, как правило, никогда не происходит. Хотя никто твердо не знает, в чем состоит истина, люди склонны занимать крайние позиции — либо «за», либо «против». Под давлением выбора группа всегда делится на два полярных враждующих лагеря. Представители каждого искренне убеждены в истинности именно их позиции и рьяно, с пеной у рта, доказывают неправоту оппонентов. Это яркий, реальный, хотя и грустный пример дуальности нашего сознания вообще.

Источник

Проблема «Я» в психологии

Самосознание возникает онтогенетически несколько позже сознания. Оба эти явления сами по себе достаточно сложны и каждое из них представляет многоуровневую систему.

С точки зрения психологии, человеческое «Я»это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов. «Я» – и сознание, и самосознание как целое. Это некий нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности.

«Я» находится в прямой зависимости от отдельных психических функций. Ослабление ощущений и чувств тут же сказывается на нашем «Я», которое выражается ощущением своего бытия в мире, своим самоутверждением. «Я» выступает, прежде всего, как субъект сознания, субъект психических явлений в их интегральной целостности. Под «Я» имеется в виду личность такая, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» – это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это то, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и, прежде всего, для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознавании.

Самосознание – это деятельность «Я» как субъекта по познанию или созданию образа «Я».

По мнению Д.А.Леонетьева,«Я» – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывает сама себя. «Я» имеет несколько граней.

1. Первая грань «Я» – это так называемое телесное, или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного, или физического «Я» мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело. Особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить для человека на передний план, а другие стороны «Я» еще отстают в своем развитии.

2. Вторая грань «Я» – это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

3. Третья грань «Я»психологическое «Я». Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я?». Психологическое «Я» составляет основу того, что в психологии называют «Образом Я» или «Я–концепцией», хотя телесное и социально-ролевое «Я» в него тоже входят.

4. Четвертая грань «Я» – это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Д.А.Леонтьев назвал эту грань «экзистенциональным «Я».

5. Пятая грань «Я» – это самоотношение, или смысл «Я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. Далее следует отметить самоуважение, самопринятие.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть