ПСИХОЛОГИЯ

Что составляет предмет юридической психологии в чем проявляется ее взаимосвязь с правовыми науками

Что составляет предмет юридической психологии? В чем проявляется ее взаимосвязь с психологическими науками?

Кафедра юридической психологии

Учебная дисциплина – юридическая психология

Контрольная работа

Вариант 2

Выполнил:студент 3 курса

Заочной формы обучения

Со сроком обучения 5 лет

Косюга Алексей Анатольевич

Задача 1

Что составляет предмет юридической психологии? В чем проявляется ее взаимосвязь с психологическими науками?

— Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей .Многие процессы и явления, изучаемые юридической наукой, -указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и группового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, характера, межличностных отношений и т.д.» В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучающей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участников процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности органов расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам. Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс расследования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанавливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном процессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностями психолого-гносеологического характера. Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства» . Аналогичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть познаны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установленных судебной психологией» Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регулирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И, во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влияний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса И хотя законодатель не прибегает к собственно психологическим терминам, процедура расследования (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в установлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную помощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологическая наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментария отдельных явлений или процессов, психологического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы. Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде постоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохранительной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает создание психологической службы в системе правоохранительных органов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое главное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время проведения обыска и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилактических мероприятий и т.п. Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридической психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный процесс: независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства. Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения. Например, если в уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат модель подлежащего исследованию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела» .Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юридической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. Например, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам. Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость; деяние, совершенное по легкомыслию; несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам, психическое принуждение; особая жестокость и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с психологической наукой и ее прикладной отраслью — юридической психологией. Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину нравственных страданий не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред. Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ). Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства). Самая тесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов. Для этого необходимо: более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел; введение института судебного психолога в систему республиканских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохранительных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений. Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно те особенности личности преступника, которое связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности). Традиционные связи поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Задание 2.

Закончите предложение: «Составление обобщенной психологической характеристики человека на основании интеграции ее элементов, установленных различными средствами и методами, – это …» Покажите возможности использования данного метода в работе юриста

это метод беседы, основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать. Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Источник

Взаимосвязь между юриспруденцией и психологией

Краткое содержание:

Задумывались ли вы когда-нибудь о взаимосвязи между психологией и юриспруденцией? Возникает между ними какая-либо общность, и необходимо ли юристу, проводя консультации, оказывая иные услуги, связанные с его деятельностью, обладать какими-либо психологическими познаниями?

Определим предметы

Юриспруденция, если не вдаваться в «книжную» терминологию, есть законоведение или правоведение. А психология в переводе с греческого, как в своем издании сформулировал психолог А. В. Петровский, – это учение, знание о душе. Это наука, прежде всего, о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Среди последних выделяются социальные группы, социальные круги, слои и классы, территориальные общности, в конце концов, семьи.

Любая юридическая сфера связана изначально с человеческой личностью. Важность доверия при выстраивании общения особо проявляется между адвокатом и доверителем.

Только те юристы, которые обладают специальными знаниями в области психологии, способны достичь действительно весомых достижений на профессиональном поприще. Конечно, речь не идет о том, что сейчас все юристы бросятся углубленно заниматься психологией. Конечно, нет, но профессиональный юрист должен разбираться в людях.

А если проявить фантазию

Когда у меня возникла идея написать статью на тему «Взаимосвязь между юриспруденцией и психологией», параллельно с этим появилась мысль, что, возможно, в недалеком будущем популярность будет набирать профессия «юрист-психолог», так как без правовой поддержки сегодня не может обойтись ни одна сфера деятельности.

Ведь для того, чтобы человек захотел нанять вас для защиты своих ущемленных прав и заплатить за ваши услуги, вы должны расположить его к себе, сделать все для того, чтобы клиент проникся к вам доверием.

Помимо всего прочего, зачастую участники правоотношений ведут себя неадекватно ситуации, и тогда здесь наряду с профессиональными знаниями и навыками вступает в права ее величество Психология. Особенно, на мой взгляд, она применима к сфере семейных ситуаций, например, при заключении брачного договора или же, наоборот, при разводе, пытаясь хоть немного усмирить пыл двух враждующих сторон и прийти к логическому разрешению спора.

В делах уголовно-процессуальной направленности. Да, фактически в каждой плоскости правоведения, так как в первую очередь право – это регулятор общественных отношений, а психология, как я уже описывала выше, – это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей.

В реалиях современной жизни человеку, гордо носящему звание юриста, должно быть присущи такие качества, как справедливость, ответственность, высокое чувство долга, умение вести диалог. Не быть равнодушным к судьбе людей. Нынешним специалистам надобно постоянно решать сложные задачи, отзываться на множественные запросы и пожелания общества, уметь слушать и слышать людей с разной точкой зрения. И законы необходимо создавать, исходя из вышеперечисленного, тогда в современных реалиях их проще будет исполнять.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть