ПСИХОЛОГИЯ

Что такое 50 оттенков серого психология

«Они все чёрные» — психолог про «50 оттенков серого»

Позвольте мне объяснить. Моя задача помогать сломленным людям. В отличие от докторов, использующих рентген или анализ крови, чтобы понять, почему человеку плохо, меня интересуют раны, которые скрыты внутри. Я задаю вопросы и внимательно слушаю ответы. Именно так я понимаю, отчего «кровоточит» человек, находящийся передо мной.

Годы молчаливого слушания научили меня многому. Один из таких уроков показал мне, что молодые люди полностью не разбираются в любви – ни в том, как ее найти, ни в том, как ее удержать. Они делают неправильные шаги и получают в результате много боли.

Я не хочу, чтобы вы страдали так, как те люди, которые приходят ко мне в офис, поэтому я хочу предупредить вас об этом фильме, под названием «50 оттенков серого». Даже если вы не смотрели этот фильм, его ядовитое послание просачивается в нашу культуру и может насадить опасные мысли в вашей голове.

«Пятьдесят оттенков серого» выпустили в прокат ко дню Св. Валентина, поэтому вы могли посчитать, что это романтический фильм, однако не ведитесь на эту удочку. Этот фильм на самом деле рассказывает о нездоровых и опасных отношениях, наполненных физическим и эмоциональным насилием. Он кажется гламурным, потому что актеры превосходные, у персонажей есть дорогие машины и самолеты, а на заднем плане поет Бейонсе. Вы можете сделать вывод, что Кристиан и Ана – крутые люди, а их взаимоотношения вполне приемлемы.

Не позволяйте собой манипулировать! Люди, создавшие фильм, просто хотят вытрясти с вас деньги, им нет дела до вас и ваших мечтаний.

Насилие не может быть гламурным или крутым. Оно непозволительно ни при каких обстоятельствах.

Вот что вам нужно знать о «Пятидесяти оттенках серого»: ребенком Кристиана Грея оставляли постоянно без присмотра. Он в замешательстве касательно любви, потому что настоящего чувства сам никогда не испытывал. В его представлении любовь связана с плохими чувствами, такими, как боль и замешательство. Кристиану нравится причинять людям боль различными способами. Анастейша – незрелая девушка, которая увлекается внешностью и богатством Кристиана и глупо соглашается с его желаниями.

В настоящей жизни эта история закончилась бы плохо: Кристиан бы оказался в тюрьме, а Анастейша – в приюте для бездомных или в морге. Или Кристиан бы продолжил избивать Ану, а она бы осталась и страдала. В любом случае, их жизнь определенно была бы далека от сказки. Поверьте мне на слово.

Как доктор, я прошу вас: НЕ СМОТРИТЕ «50 оттенков серого». Найдите информацию, разузнайте факты и скажите своим друзьям, чтобы они его тоже не смотрели.

Вот несколько опасных идей, которые продвигаются в этом фильме:

1. Девушкам нужны парни, как Кристиан, которые будут ими помыкать и вести себя грубо.

Нет! Психологически здоровая женщина избегает боли. Она хочет чувствовать себя в безопасности, ощущать заботу со стороны мужчины, которому она может доверять. Она мечтает о свадебном платье, а не о наручниках.

2. Парням нужна покорная и беззащитная девушка, как Анастейша.

Неправильно. Психологически здоровый мужчина хочет найти себе женщину, которая может постоять за себя. А если он где-то сбился с пути, он хочет, чтобы она ему помогла на него вернуться.

3. Анастейша реализует свою свободу выбора, когда соглашается на причинение себе боли, поэтому нельзя осуждать ее решение.

Неправильная логика. Конечно, у Анастейши была свобода выбора – и она сделала плохой выбор. Саморазрушительное решение – это плохое решение.

4. Анастейша приняла взвешенное и независимое решение касательно Кристиана.

Сомнительно. Кристиан постоянно снабжал ее алкоголем, что подрывало ясность ее суждения. Также Анастейша начинает интимную жизнь с Кристианом – это ее первый опыт – вскоре после первой встречи. Неврологи говорят, что их близкие отношения могли иллюзорно создать в ней чувство привязанности и доверия, еще до того, как она убедилась, что он этого действительно заслуживает. Секс – очень мощный опыт, особенно если он первый.

В итоге Кристиан манипуляциями заставил Анастейшу подписать соглашение, запрещающее ей рассказывать кому-либо о том, что он постоянно причиняет ей боль.

Алкоголь, секс, манипуляции едва ли представляют собой ингредиенты взвешенного, независимого решения.

5. Любовь Анастейши исцелила эмоциональные проблемы Кристиана.

Только в фильме. В реальной жизни Кристиан бы не сильно поменялся. Если бы Анастейша была действительно посвящена тому, чтобы помогать эмоционально больным людям, она бы стала психиатром или социальным работником.

6. Экспериментировать со своей сексуальностью – это хорошо.

Может быть. Для взрослых людей, находящихся в здоровых, долговременных, посвященных и моногамных отношениях, а именно — в браке. Иначе высок риск заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности или сексуального насилия. Разумнее с осторожностью допускать людей близко к себе, как в физическом, так и в эмоциональном плане, потому что всего одна встреча может увести вас с нормального пути и навсегда изменить вашу жизнь.

Итог: идеи «Пятидесяти оттенков серого» весьма опасны, приводят к замешательству и принятию неправильных решений в любовных вопросах. Между здоровыми и нездоровыми отношениями огромная разница, а этот фильм размывает эти различия, из-за чего вы начинаете сомневаться: а что вообще представляют собой здоровые отношения? А нездоровые? Существует столько оттенков серого…я не уверен.

Послушайте, мы говорим здесь о вашей безопасности и вашем будущем. Здесь нет места сомнениям: близкие отношения, включающие в себя насилие по согласию или без, абсолютно не приемлемы.

Все делится на черное и белое. И здесь не может быть никаких оттенков серого. Ни одного.

Автор: Мириам Гроссман (Miriam Grossman), доктор психиатрии, с дополнительной квалификацией в педиатрии и психиатрии: детской, подростковой и взрослой. Она также автор книги «Незащищенные» (Unprotected) и «ЧЕМУ вы учите моего ребенка?» (You’re Teaching My Child WHAT?)

Источник

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

И первое впечатление может быть совсем не таким, как ожидалось до прочтения.

Повальное фанатение этим произведением, как печатным так и экранизованым, поначалу меня удивляло – любовный роман, с элементами порнографии. Может дело в нестандартности этой самой порнографии? И вовсе, оказывается, не в этом. Взрослые люди не стали бы так афишировать своё активное либидо – ведь обычные бульварные романы с романтически-порнографическим сюжетом почему-то скрываются под самодельными бумажными обложками.

А дело вот в чём

Не смотря на абсолютный полёт фантазии автора в вопросах бешеных денег главного героя, его возможностей, идеальных тел влюблённых людей, и сексуальных игр в «красной комнате боли», автор совершенно выдерживает причинно-следственные связи всяких психологических явлений в жизни героев, и все их привычки, пристрастия, черты характера совершенно спокойно можно объяснить с точки зрения психологии. Все «случайности» не случайны.

Психотерапевт, роль которого я сейчас на себя беру, смотрит на всё немного иначе.

Главный герой – Кристиан Грей, миллиардер, частично спонсирующий университет, а так же голодающие регионы в некоторых странах мира, считает, что совершенно не способен любить, и не позволяет себя любить никому. Окружает себя красивыми и дорогими вещами, заботится про каждую девушку в обмен на её полное подчинение, и любит одностороннюю игру, в которой видит себя исключительно доминантом, имеющим неограниченную власть.

Глядя на всё это богатство, огромные автопарки, вертолёт, у любого практикующего психотерапевта или теоретика, зарождается мысль о комплексе неполноценности. В ходе авторского рассказа выясняется, что милая семья и хорошая мама – приёмные, а настоящая мать умерла от передоза, и работала проституткой. Собственно, от детского голода и нищеты мальчик спасся миллиардами в свои «чуть за двадцать», а обиду и презрение по отношению к матери вымещает на женщинах в «красной комнате боли».

Но почему же его тогда нельзя любить?

Дело в нарушенной базисной безопасности, что формируется, как правило, до тех самых четырёх лет. Он боится отношений с глубокими привязанностями – ведь настоящая мать, символ женщины что никогда не предаст и не бросит, только и делала, что предавала и бросала. Это сформировало у него настолько глубокое негативное мнение о себе, что он, полностью уверен, что если и достоин материальных благ, то точно ему чуждо и глубоко непонятно, за что его можно любить. Он не верит, что может быть нужным вне контрактов и материальных сделок. Так мы можем сформировать простую схему его взаимоотношений с женщинами: «я -, ты -«.

Оба участника обозначаются знаком «минус», потому что как его в детстве не полюбили, в том, самом раннем, формирующем сценарий личности, а значит, он и сам не принял себя. Так же, по известным вышеописанным причинам, не принял и женщин, как что-то положительное. Если не знать того факта, что Кристиан сам шесть лет был «сабмиссивом» какой-то подруги приёмной матери, можно ошибочно полагать, что всё таки его отношения с женщинами » я + ты -«, но так как он сам очень успешно практиковал мазохизм, и отрицает свою потребность быть любимым, мы видим, что герой всё таки рассматривает себя отрицательно.

Ему гораздо приятнее, чтобы его женщина, в пределах контракта имела право только бояться, и ненавидеть «хозяина». «Знать, что тебя ненавидят – гораздо более безопасно, чем если тебя любят» – так рассуждает человек, мать которого тушила об него сигареты. Ощущение своей ненужности так привычно, но на этот раз у маленького четырехлетнего мальчика есть целая комната пыток, для ненавидящей, плохой матери, которая должна понести наказание.

В отношениях с «непокорной» главной героиней, с которой не вышло контролировать всё, мужчина испугался нахлынувших чувств. Они для него в новинку – пятнадцать женщин в его жизни, кроме матери, приёмной матери и «хозяйки», что владела им с самой юности, подчинялись. Они не пытались его любить, следовали контракту, и уходили тогда, когда было велено уходить. Они не напрашивались спать в его постели, не требовали свиданий и «ванильного» секса, и в целом, вполне позволяли отыгрывать намеченный сценарий по второму, третьему, пятому кругу.

Анастейша же, девушка совершенно не «испачканная» опытом реальности, а уж тем более опытом в предпочтениях героя, ведёт себя достаточно потерянно. Не зная, что делать, она пытается играть с ним в «кошки-мышки», по-своему переписывая контракт, отталкивая героя, а потом подзывая обратно. Этому, вероятно, она научилась у матери, что по сюжету книги и её экранизации, меняет уже какого по счёту мужа.

Но, как известно, ни один травматический опыт не будет интегрирован и принят, пока не будет осознан, и с ним не произойдёт встречи «лицом к лицу». Агрессия, которая является нормальной реакцией ребенка в раннем детстве на плохой уход, насилие над собой со стороны матери, и другой болезненный опыт, трансформируется в деструктивное «Я» уже во взрослом возрасте. Такие люди, как Кристиан Грей, могут воспринимать термин «слияние», или попросту «пребывание вместе» только как некую структуру принадлежащего и подчиняющего, основанную на унижении одного, и возвышении другого.

Сам Грей, когда был сабмиссивом шесть лет – он научился со взрослой женщиной становиться единым целым через самопожертвование. Разрушая себя, свою телесную ценность, маленький мальчик внутри главного героя перестаёт бояться боли или смерти, оставляя эту уязвимость для «простых людей». Он выращивает в себе нарциссизм, глобализирует свои возможности, и с этой уверенностью в себе на сексуальной почве, где он полностью лишен контроля, и находится в безопасности, он смог построить карьеру. Человек, что дал себе право причинять боль другим, или принимать её сам, уже лишен страхов в этой сфере, однако, эмоциональный его ресурс очень скуден. Поэтому Анастейша не укладывается в его рамки, рушит планы, но тем не менее, очень привлекает.

Анастейша вроде бы и не имеет никаких предрасположенностей к садо-мазохистическому контакту, но, тем не менее, между героями возникают чувства. Мазохизм этой девушки совсем иного рода: влюблённость в «недоступного» мужчину, которого можно получить «только если», теряя себя, позволяя ему совершать над собой телесные наказания, она не ловит кайф от боли, но явно чувствует много приятного и притягательного в таких нестандартных отношениях, когда объект по какой-то причине недосягаем.

Такая форма причинения себе страданий – по принципу «любовь зла, полюбишь и козла» всё таки поддается объяснению. Её любовь к Кристиану усиливается тогда, когда всё более ясна безнадёжность и несовместимость в их отношениях. «Застревание» – это тоже мазохизм. Так что «рыбак рыбака видит издалека», как говорится. Взгляд на отношения Анастейши Стилл с таким недоступным мужчиной можно описать схемой «я -, ты +». Этот мужчина так или иначе получает больше власти, чем ей хочется, но тем не менее, сопротивление её достаточно слабое, и оборона всё больше рушится.

Подавление – основной источник удовольствия.

Подавление – основной источник удовольствия (и внутреннего конфликта) у мазохиста. Внешне демонстрируется покорность, жертвенность, угодливое поведение, а внутри кипит злость, агрессия, стремление к свободе. Застой энергии от молчания и покорности высвобождается во время порки, грубого сексуального вторжения, резких движений. Телесное высвобождение эмоций может и не коснуться сексуальной сферы жизни, к примеру,альтернатива – занятия спортом, после которых болят мышцы. Нередко за застенчивостью и робостью стоит фигура подавляющего родителя, приучившего своего ребёнка «сбрасывать» излишнюю энергию в наказание, «выбивание всей дури».

Иногда это аутоагрессивное неосознанное поведение – случайные переломы, задевание тумбочки мизинцем на ноге и прочее, когда реального выхода энергии нет, или он не доступен для личности подавленного типа. Именно потому, что без подавления нет и радости в отношениях (вернее, предчувствия радости, если объект любви услышит потребность в свободе), Анастейша не выбрала в партнёры друга Хозе, а выбрала главного героя.

Вот так можно и подвести итог, что в тихом омуте черти водятся, а за успехом всегда стоит какая-то нереализованная потребность. Как и было обещано вначале, я перегадила всем красивую сказку.

Источник

«50 оттенков серого»: инфантильная девочка и абьюзер. Анализ психолога Инги Майер

Психолог Astro7 Инга Майер проанализировала типажи главных героев и рассказала, как противостоять нездоровым отношениям.

«Уже ни для кого не секрет, что одним из ключевых факторов, влияющих на отношения пары, является сексуальная совместимость партнеров. Сегодня я хотела бы обсудить эту деликатную тему, проиллюстрировав ее одним из самых распиаренных фильмов последнего десятилетия, про который вы точно знаете, даже если не смотрели его. Речь пойдет о первой части фильма „50 оттенков серого“. В этом фильме мое внимание привлекли два ключевых персонажа, на примере которых можно четко проследить как влияние сексуальной совместимости — на развитие отношений, так и влияние детских или юношеским травм и потрясений — на формирование сексуального поведения человека.

Сразу оговоримся, что модель развития отношений, подобная показанной в фильме, — крайне маловероятное явление, а вот сами типажи героев и та проблема, с которой они столкнулись, — очень даже реальны».

«Слишком специфичный» мистер Грей

Главный герой — Кристиан Грей — нарцисс и абьюзер. Почему я назвала его нарциссом? У нарциссического расстройства есть много форм и проявлений, но все они завязаны, как это ни парадоксально, на заниженной самооценке. Оно проявляется в постоянной болезненной потребности человека убеждаться в том, что он нужен и любим, что его пассия от него никуда не денется, контролировать все аспекты отношений. Если избранница не ответила на звонок — он сорвется и поедет к ней, если она может потерять к нему интерес — он сразу обозначит границы в отношениях, чтобы не привязаться слишком сильно (будет спать отдельно, запретит прикасаться к себе и т. д).

Отношение к партнеру, как к вещи, на деле означает, что так нарцисс как бы обезопасил себя от предательства и разочарований, ведь любую вещь можно легко заменить. Связывание и физические наказания (игровые), которые вызваны опять-таки его желанием все контролировать, — меньшее насилие из тех, что может позволить себе такой мужчина. Гораздо страшнее его психологические манипуляции со своей партнершей, которая постепенно становится его жертвой и даже может войти во вкус такой вот навязанной ей модели отношений.

Итак, как узнать такого мужчину

Он желает контролировать каждый шаг своей избранницы, поначалу кажется даже милым, что он всегда хочет знать, где вы и чем занимаетесь, но со временем это начинает доставлять существенный дискомфорт.

Он сразу обозначает границы в отношениях с собой, то есть вы четко знаете, чего вам делать нельзя и какого поведения в какой ситуации он от вас ожидает. Цензуре подвергается практически каждый шаг партнера. А вот в том, что касается вас, таких жестких ограничений у него нет. Сам он — птица вольная.

Он допускает вспышки гнева либо ревности по отношению к вам, причем независимо от того, дали ли вы для этого повод.

Он мало заботится о вашем психологическом комфорте, навязывая вам свои привычки и правила, вынуждая подстраиваться под них.

Мы не будем давать никаких оценок мужчинам такого типажа, как Мистер Грей. Но стоит упомянуть о том, что просто так подобное, мягко говоря, сомнительное и неадекватное поведение не возникает. Нарциссом может стать либо тот, кто сам воспитывался нарциссом, либо тот, кто пережил в юном возрасте серьезные испытания в семье своих собственных родителей. Главный герой нашего фильма в порыве откровенности признается в том, что его детство было очень тяжелым, а также он был совращен подругой своей матери, что и наложило отпечаток на его сексуальное поведение в дальнейшем.

Если партнер разделяет сексуальные предпочтения нарцисса, то с ним возможен головокружительный роман, который оставит много ярких впечатлений у обоих, но переход на более высокий уровень, создание прочных отношений и налаживание душевной близости — непосильные задачи для нарцисса.

Инфантильная Анастэйша

К сожалению, несмотря на то, что нарцисс — максимально некомфортный для построения отношений партнер, он выглядит наиболее привлекательным в глазах противоположного пола, а его дистанцирование и эмоциональная холодность воспринимаются как некая загадочность. Наиболее восприимчивы к таким мужчинам женщины инфантильного склада — такие, как главная героиня этого фильма, Анастэйша.

Анастэйша — женщина-дочь (психологический типаж), мечтает о том, что встретит прекрасного принца, который полюбит ее такой, какая она есть, будет красиво за ней ухаживать и баловать, будет больше нежным, чем страстным (идеал отцовской безусловной любви).

Такие женщины зачастую довольно робки в отношениях либо непосредственны, как дети, им трудно понять, как соблазнять мужчину по-взрослому, как выстраивать отношения «на равных». Они часто кусают или дуют губки, грызут карандаши (как наша главная героиня). Такой женщине просто необходим мужчина особого склада: серьезный, терпеливый, заботливый, щедрый и мудрый, и желательно, чтобы принятие всех важных решений он взял на себя.

Вот из-за последнего пункта женщины-дочери часто ошибаются и вместо мужчины-отца делают выбор в пользу нарцисса.

Но его эмоциональная холодность и отстраненность — не только в постели, но в отношениях в целом — со временем становится большой проблемой для такой женщины, и отношения начинают разочаровывать ее. Никто не носит ее на ручках, не заваливает комплиментами и цветами, не балует. К тому же нарцисс всегда будет требовать восхищения по отношению к себе, но не восхищаться искренне своей избранницей, что еще больше увеличит пропасть между любовниками.

Как противостоять нарциссу

Мы с вами рассмотрели основные признаки, по которым можно определить нарцисса. Теперь давайте поговорим о том, как можно ему противостоять, если вы уже оказались втянуты в отношения с ним:

— не давайте ему навязывать вам чувство вины (а он обязательно постарается это сделать);

— не позволяйте ему прививать вам комплексы (нарциссы часто критикуют внешность и поведение своих половинок, чтобы облегчить манипулирование ими);

— четко определите свои личные границы, которые ему нельзя нарушать (неприкосновенность ваших личных вещей, мобильного телефона/пк, свобода вашего передвижения и выбора круга общения);

— постарайтесь обеспечить себе финансовую независимость от него (понимая, что вы в любой момент можете уйти, нарцисс вряд ли будет позволять себе откровенные притеснения).

Если же у вас не получается отстоять свои личные границы, либо вы поняли, что рядом с вами именно нарцисс, когда уже поздно устанавливать новые правила в отношениях, то такие отношения необходимо прервать. В этом случае, вас не должно останавливать ни наличие детей или финансовой зависимости от партнера, ни официальный статус ваших отношений, так как со временем, ситуация будет только усугубляться, травмируя вас психологически снова и снова и превращая вас из любимой когда-то женщины, в несчастную жертву нарцисса.

На эту статью меня вдохновил не столько фильм, сколько мои клиенты. Я получаю очень много звонков на тему отношений с ними — с нарциссами, и мне очень хочется помочь вам научиться различать их, чтобы не попадать в ловушку их жестокого обаяния.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть