ПСИХОЛОГИЯ

Что такое агглютинация в психологии

Агглютинация в психологии

Что такое воображение

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Примеры фузии, агглютинации и аналитизма из русского языка?

На самом деле всё это очень лёгкие понятия, элементарные, просто не нужно бояться незнакомых терминов.

Для начала об аналитизме в русском языке. О том, что такое аналитизм, чем он отличается от синтетизма и агглютинации, приходилось рассказывать неоднократно, подробно, наглядно, просто. См. , , и . В последнем случае как раз рассматривается пример аналитизма в русском языке. К примеру

Причина аналитизма в русском языке проста и неизменна: когда падежные формы конкретных имён существительных совпадают с другими их падежными формами (явление омоформии), тогда лишь прямой порядок слов даёт представление об отношении слов в предложении. В приведённых примерах мать и день являются подлежащими, а дочь и ночь — прямыми дополнениями именно из-за их места в предложении.

Агглютинация представляет собой систему нанизывания аффиксов вокруг корня, чаще всего — именно постфиксов после корня. Каждому аффиксу свойственно как определённое грамматическое значение, так и смысловое. При этом границы между морфемными единицами очень чёткие.

и этим русский язык отличается от большинства сугубо агглютинативных языков. Примеры агглютинации будут довольно многочисленными и простыми:

  • ехать — уехать, где грамматическое значение — образование формы совершенного вида, а смысловое — удаление от какого-либо объекта.
  • ехать — приехать, грам. знач. — такое же, как и в предыдущем случае, а см. зн. — антонимично, поскольку обозначает приближение к объекту.
  • ехать — переехать, грамм. — как и в предыдущих примерах, а см. зн. — перемещение в пространстве без указания приближения или удаления.

Точно такие же примеры можно привести с отглагольными существительными,

  • ход — уход
  • ход — приход (исключая значение «церковный приход»)
  • ход — переход

Когда границы между морфами стираются и мы уже не можем не только чётко провести их, но и представить друг без друга, тогда речь идёт о фузии. Происходит это в силу фонетических процессов, поэтому фузию называют морфонологическим явлением.

  • приду — из при+иду — фузия префикса и корня
  • печь (из пек+ти), стеречь ( из стерег+ти), беречь (из берег+ти), лечь (из лег+ти) — фузия корня и постфикса.

Источник

Агглютинация в психологии — это. Агглютинация в психологии: определение, особенности и причины

Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.

Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются эти образы, как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.

Агглютинация: что это такое (определение)

Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга – возможности к анализу и синтезу. С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем – соединение полученного в новом сочетании (синтез).

Агглютинация в психологии – это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры – наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках – все это результат агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

Использование агглютинации в творчестве

В искусстве многие приемы воображения – агглютинация, акцентирование – используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин – жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин – одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй – женственной и нежной – помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.

Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.

В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

Агглютинация образа происходит не случайно

Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным «собиранием пазла». Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.

А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение. При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа. То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.

Приемы преобразующей деятельности воображения

Агглютинация, акцентуирование, типизация – это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок – например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.

Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.

Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.

Не меньшую роль в подаче особенностей художественного образа играет и прием типизации – объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.

Творческое воображение

Повторимся, что агглютинация в психологии – это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.

  • В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
  • А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.

Еще раз о том, что такое агглютинация

Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов – агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.

Так, агглютинация в психологии – это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

Проявления агглютинации в психиатрии

К сожалению, агглютинация в психологии – это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.

Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).

Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь – это их слезы и т. п.)

Источник

Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Одним из таких приёмов является комбинирование , сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие — у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация ,которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом. ». Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование — это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем — при прочих равных условиях — богаче будет и его воображение. Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространённой и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или (перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и её значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.

Акцентуирование — это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладёт Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.; в сказках встречается мальчик-с-пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребёнка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации , т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты — это всё приёмы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется. Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

Если публикация Вас заинтересовала — поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть