ПСИХОЛОГИЯ

Что такое аналитическая психология

Аналитическая психология (юнгианский анализ)

Психотерапевт учиться не на успехах, они главным образом лишь закрепляют его ошибки. Но неудачи являются бесценным опытом, потому что они не только дают нам возможность улучшить работу, но и подталкивают нас к тому, что бы мы развивали свои взгляды и методы.

В университетских программах Юнг все еще упоминается преимущественно либо как неблагодарный ученик Фрейда и раскольник психоанализа, либо как создатель оригинального психотерапевтического направления. Но юнгианская модель психического на много шире, хотя она и развивалась из психопатологии и психиатрии; аналитическая психология давно вышла за рамки сугубо терапевтических отношений и органически встроилась в более обширный культурный контекст: мифологию, религию, философию, педагогику и политику.

На коллективном уровне одной из причин того, что интерес к работам Юнга и его и его последователей постоянно растет, является открытость высказываемых в них идей для предположений, и индивидуальных — часто критических суждений.

Аналитическая психология была основана Карлом Густавом Юнгом, который являлся потомком Цюрихской школы психоанализа, и был наследником традиций Фрейда и первым президентом Международной ассоциации психоаналитиков (1910-1914).

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера.

В 1901—1911 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий, Фаина Шалевская из Ростова-на-Дону, Эстер Аптекман, Татьяна Розенталь из Петербурга, Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону и Макс Эйтингон. Все они впоследствии стали специалистами в области пси­хоанализа. Татьяна Розенталь вернулась в Петербург и в даль­нейшем работала в Институте мозга у Бехтерева в качестве психоаналитика.

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. В 1907-20 годах Юнг выработал основы теории, которая задала направление аналитической психологии. К концу этого периода теория включала в себя психологические типы, теорию комплексов и архетипов, принципы человека, тень, анима/анимус и индивидуальные процессы.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание пред­ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное — своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе­типов – форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивиду­альную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов куль­тура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, ко­торые с трудом рефлексируются самим человеком.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознатель­ные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека. К одному из вариантов такого осознания себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.

Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходи­мость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интер­претации. Его анализ символов и их возможной интерпретации — одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом — еще одно достоинство его теории.

Для Юнга разрыв с Фрейдом ускорил сильную конфронтацию с бессознательным. Чтобы вместить в себя эти яркие опыты и вырасти благодаря им, Юнг начал записывать их в свои личные дневники с целью самоанализа.

В своем предисловии к книге» Символы трансформации» (1912), Юнг писал: «То, что обрушилось на меня подобно обвалу, который невозможно остановить… Это было взрывом всех тех психических содержаний, которые не могли найти ни комнаты, ни жизненного пространства в давящей атмосфере фрейдовской психологии и ее ограниченного кругозора». Для Юнга было непросто потерять своего друга и наставника. «В течение двух месяцев я был неспособен прикоснуться к перу, так я был измучен этим конфликтом». Разрыв с Фрейдом был болезненным, травматичным для Юнга, но он решил преодолеть чувство вины.

«Сны выводят на свет материал, который не может быть порожден жизнью взрослого сновидца или его детским опытом. Мы склонны считать его частью архаического наследия, которое ребенок приносит с собой в мир прежде любого своего собственного опыта и прежде, чем на него повлияет опыт его предков. Мы находим дубликат этого филогенетического материала в самых ранних человеческих легендах и в ныне живущих обычаях».

Юнг постепенно развивал свои собственные теории бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства.

Интерес к фундаментальным психологическим процессам привел Юнга к изучению старых западных традиций алхимии и гностицизма (эллинистическая религия и философская традиция) и к исследованию неевропейских культур.

Он также серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль. Юнг совершил два путешествия в Африку, побывал в Индии, приезжал в Нью-Мехико, чтобы посетить индейцев пуэбло.

Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. К примеру, книга Г. Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга. Влияние идей о коллективном бессознательном и присущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах.

Аналитическая психология получила свое развитие в самых разнообразных направлениях. Психотерапевты юнгианского направления продолжают изучение практической психологии в сочетании с культурологией, религией и эзотерикой. «Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна – писал К.Г.Юнг, – Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной; ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом».

Юнг умер 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного «пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу». Два других ученика Юнга — теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника.

Источник

Что такое аналитическая психология

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

Основные понятия

Бессознательное

Аналитическая психология опирается на предположение о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала.

Аналитическая психология различает индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное (см. далее).

Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью.

Коллективное бессознательное

Концепция Юнга о коллективном бессознательном зачастую понимается неверно. Чтобы понять эту концепцию, важно понять смысл архетипов.

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное. [9]

По контрасту с объективным миром субъективная реальность архетипов не может быть полностью измерена количественными методами исследования. Она может быть лишь открыта через исследование символической коммуникации человеческой души — в искусстве, сновидениях, религии, мифе и в рисунке человеческих отношений и поведения. Юнг посвятил свою жизнь задаче открытия и понимания коллективного бессознательного, он предполагал, что определенная символическая тематика существует во всех культурах, всех эпохах и в каждом отдельном человеке.

Архетипы

Юнг ввел понятие психологического архетипа в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». [10] В его понимании архетипы — это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа, называется комплексом. Например, материнский комплекс связан с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития.

Самореализация и невротизм

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией, то есть, процессом становления индивидуальности.

По Юнгу, самореализация может проходить в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от сообщества, пытается создать собственную идентичность (Я). Поэтому в молодых людях бывает много деструктивности, а отношения подростка к родителям часто полны враждебности. Юнг также говорил, что мы проходим через «второй пубертат» около 35-40 лет, когда переносим акцент с материальных ценностей, сексуальности, деторождения на ценности общности и духовности.

Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью. В это время взрослый человек начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать. В этот период он обращает больше внимания на свои чувства — осознаваемые и не осознаваемые. По наблюдению Юнга, молодой человек редко мог бы сказать «Я злюсь» или «Мне грустно», так как это подразумевало бы присоединение к общечеловеческому опыту, к которому он обычно приходит в более зрелые, мудрые года. Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт.

Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации — достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта.

Если человек не продвигается по пути самопознания, возникают невротические симптомы, в том числе, такие широко известные, как фобия, фетишизм или депрессия.

Тень — это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. В аналитической психологии принято выделять как созидательные, так и деструктивные аспекты Тени человека.

В деструктивном аспекте Тень представляет собой то, что человек не принимает в себе самом. Например, человек, считающий себя добрым, обладает теневыми качествами грубости или злобности. И наоборот, у жесткого по характеру человека в Тени остается нежность, чувствительность.

В конструктивном аспекте Тень представляет собой положительные, полезные качества. О них говорят как о «золоте Тени».

Юнг подчеркивал, как важно понимать теневые содержания и включать их в сознание, чтобы избежать ситуации, когда теневые качества человек проецирует на окружающих (присваивает им).

В сновидениях Тень часто бывает представлена в виде темной фигуры того же пола, что и сам сновидец. [11]

По Юнгу, человек обходится с Тенью четырьмя способами: отрицание, проекция, интеграция и/или трансформация.

См. также

Примечания

  1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 1992; СПб.: Питер Пресс, 1997.
  2. Analytical psychology (1916) К. Г. Юнг
  3. Хегай Л. А.Глубинная психология: на краю сцены
  4. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб.: БСК, 1997.
  5. Барц Э. Игра в глубокое. М.: Класс, 1997.
  6. Л. Штейнхард, Юнгианская песочная терапия, СПб., Питер, 2001
  7. Росси Э., Беккио Ж.Гипноз XXI века
  8. Шарп Д.Типы личности. Азбука-классика, 2008.
  9. Stevens, A. Archetype: A Natural History of the Self, Routledge & Kegan Paul, London.
  10. К. Г. Юнг. «Инстинкт и бессознательное».[1], [2]
  11. Jung, C.G. (1958—1967). Psyche and Symbol. (R. F. C. Hull, Trans.). Princeton, New Jersey: Princeton University Press. (Published 1991).

Литература

  1. К. Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994.
  2. К. Г. Юнг, Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
  3. К. Г. Юнг, Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994.
  4. К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.
  5. Г. Адлер, Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996.
  6. Д. Ш. Болен, Богини в каждой женщине. М.: София, 2005.
  7. Д. Ш. Болен, Боги в каждом мужчине. М.: София, 2006.
  8. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, М., Рон, 2002.
  9. Д. Калшед, Внутренний мир травмы, М., Академ. проект, 2001.
  10. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000.
  11. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007.
  12. Э. Нойманн, Происхождение и развитие сознания, М., Рефл-бук, 1998.
  13. Э. Нойманн, Глубинная психология и новая этика, СПб, ГА, 1999.
  14. Д. Сэджвик, Раненный целитель, М., Добросвет, 2007.
  15. А. Сэмюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот, Словарь аналитической психологии К. Юнга, Азбука-классика, 2009.
  16. М.-Л. Фон Франц, Психология сказки, СПб, БСК, 1997.
  17. М.-Л. Фон Франц, Архетипические паттерны в волшебных сказках, М., Класс, 2007.
  18. Дж. Ходоров, Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение, М., Когито-центр, 2008.
  19. Дж. Холл, Юнгианское толкование сновидений, СПб., БСК, 1999.
  20. Дж. Холлис, Перевал в середине пути, М., Инфра-М, 2002.
  21. Н. Шварц-Салант, Чёрная ночная рубашка, М., ИКСР, 2008.
  22. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус, М., МААП, 2008.
  23. П. Янг-Айзендрат, Ведьмы и герои, М., Когито-центр, 2005.

Ссылки

ПсихологияРазделыОбщая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психологияПрикладнаяИнженерная психология • Клиническая психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительстваНаправления (школы)Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психология • Трансакционный анализВыдающиеся психологиАльфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Аналитическая психология» в других словарях:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см … Большая медицинская энциклопедия

аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду… … Большая психологическая энциклопедия

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ см. ? Г. Юлг. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (комплексная психология), направление глубинной психологии (см. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ), основанной К. Г. Юнгом в 1913. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной… … Энциклопедический словарь

аналитическая психология — АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, основанное швейцарским психотерапевтом К. Г. Юнгом, разработавшим методику ассоциативного эксперимента для обнаружения чувственных комплексов. На протяжении … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (комплексная психология) направление глубинной психологии, основанной К. Г. Юнгом в 1913. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых… … Большой Энциклопедический словарь

Аналитическая Психология — направление неофрейдизма , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг . Это учение основано на понятии коллективного бессоз … Психологический словарь

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ответвление психоанализа, разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10 х годов они резко разошлись по ряду принципиальных вопросов. Юнг критически… … Энциклопедия культурологии

Аналитическая психология — 1. вариант психоанализа К.Юнга; 2. любое направление психологии, использующее в качестве основных методы анализа проявлений психического. * * * направление в современной психологии, в основе которого лежат взгляды К. Юнга. Развивая идею З. Фрейда … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть