ПСИХОЛОГИЯ

Что такое человеческий фактор в психологии

Что такое человеческий фактор

Понятие человеческого фактора

Наиболее популярное толкование понятия «человеческий фактор» звучит следующим образом: это потенциальная возможность того, что в той или иной ситуации человек примет нелогичное, невыгодное или просто неверное решение. Смысл в том, что многие системы работают с участием в них человека, а значит, существует вероятность нарушения алгоритма в том звене, где определяющий выбор делает человек, а не машина.

В тех ситуациях, когда развитие событий зависит от решения человека, невозможно однозначно предсказать его выбор, поэтому инженеры и технические дизайнеры, разрабатывающие сложные системы, стараются максимально исключить человека из процесса работы машины, программы или механизма, чтобы обеспечить системе защиту от вмешательства человеческого фактора. С другой стороны именно человек способен принять нестандартное решение в непредусмотренной конструкторами ситуации, поэтому человеческий фактор очень часто является причиной спасения множества жизней и ценностей. Проблема в том, что как бы совершенен ни был механизм, он может выбирать лишь из заложенного в нем набора вариантов, в то время как человек имеет возможность действовать как угодно.

От 70 до 90% авиационных происшествий и катастроф в мире происходит из-за человеческого фактора.

Причины и следствия

Основными причинами того, что в конкретной ситуации человек делает неправильный выбор, являются:
— недостаток информации;
— физическое и психологическое состояние;
— моральные или эмоциональные колебания;
— недостаточная скорость реакции;
— неверная оценка ситуации.

Дело в том, что любая ситуация, требующая принятия решения, это как минимум микростресс, поскольку человеку свойственно сомневаться в результате своих действий. Большое количество таких переживаний становится причиной эмоциональной напряженности и даже срывов, что приводит к нелогичному решению. Кроме того, на человека оказывает влияние этическая составляющая выбора. Наконец, многие неверные решения были приняты из-за расслабленного состояния, отвлеченного или рассеянного внимания, в минуты душевного расстройства.

Термин «человеческий фактор» используется в авиации, медицине, инженерии, науке и даже в корпоративном управлении.

Человеческая личность – это до сих пор достаточно загадочное и многогранное явление, поэтому предсказать поведение конкретного человека в той или иной ситуации со стопроцентной уверенностью практически невозможно. Следовательно, разработчикам точных систем остается только надеяться на уровень подготовки человека, его стрессоустойчивость и следование инструкциям. Существующий уровень развития технологий не позволяет полностью исключить человека из процесса принятия решений, к тому же именно способность человека к оригинальному мышлению много раз становилась единственной причиной разрешения нестандартной ситуации. В качестве примера можно привести ложные срабатывания советских и американских систем оповещения о ядерном ударе в период холодной войны. Если бы решения принимал компьютер, Третья мировая война была бы неизбежна, однако офицеры СССР и США смогли верно оценить ситуацию и предотвратить начало конфликта.

Источник

Что такое человеческий фактор в психологии

— термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации). рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом. Наряду с традиционными признаками, которые присущи элементам определяемой совокупности — кадрам, персоналу, рабочей силе, трудовым ресурсам — термин «Ч.р.» включает:

  • способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников,
  • общую культуру и нравственную надежность,
  • определенный эффект кооперации и самоорганизации (коллективные формы организации труда и принятия решений, «кружки качества», «дух команды» и т.д.),
  • совершенствование трудовых взаимоотношений,
  • мотивацию,
  • предприимчивость и др.

Если строгое содержание терминов «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» отражает функциональный, технократический подход к работнику и соответствует концепции «экономического человека», то термин «Ч.р.» является выражением личностного подхода и соответствует концепции «человека социального». По смыслу понятие «Ч.р.» тесно связано и соотносится с такими понятиями как «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал», превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности. Управление развитием Ч.р. — одна из важнейших функций управления в социотехнических и социальных системах любого масштаба (от фирмы, учреждения до народного хозяйства).

Функция управления развитием Ч.р. реализуется в частности:
1) в программах развития духовной культуры и системы общего образования;
2) в совершенствовании профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров;
3) в изменении содержания труда, форм его организации и мотивации;
4) в рационализации форм и методов подбора, оценки, аттестации и продвижения работников и т.д.

1) экономическая категория, выражающая отношения между людьми по поводу вложений в формирование способностей к труду и их фактического использования;
2) экономическая оценка способностей человека приносить доход, включающая в себя врожденные способности и талант, оборудование и приобретенную квалификацию. Ч.к. — это качественные характеристики рабочей силы, способности и навыки, которые создаются индивидами путем инвестирования времени в свое обучение, образование и др. виды деятельности, которые повышают производительные возможности индивида, и, соответственно, его доходы. Инвестируя в Ч.к., люди откладывают текущий доход в надежде увеличить будущий. Начиная программу по своему обучению, люди оценивают стоимость этих программ. Она включает обучение и др. издержки. Основные издержки — это зарплата, не полученная, упущенная во время периода обучения. Начинающие обучение должны взвесить эти издержки по сравнению с дополнительным доходом (или др. выгодами), который они ожидают получить после прохождения обучения. Размер Ч.к. может уменьшаться под воздействием износа (физического и морального) и увеличиваться в результате своеобразного инвестирования (рождений и воспитания детей, образования людей, миграции населения и др.). Из-за различных инвестиций в образование, предложение на рынке труда делится на т.н. неконкурентные группы, например, группа работников автозаправочных станций и группа программистов. Политика создания равных возможностей в получении образования облегчает работникам переход из одного сегмента рынка труда в др., повышает межотраслевую подвижность рабочей силы. Современная концепция «Ч.к.» исходит из того, что работник пытается максимизировать свои доходы за весь жизненный цикл. При этом он решает вопрос: получать ли в данный момент образование и тем самым иметь относительно более высокие доходы в будущем, или получать относительно скромные доходы, но уже в настоящее время. В условиях современной российской действительности концепция «Ч. к.» применима в очень ограниченных масштабах.

— обобщенное понятие, которым охватывается совокупность всех возможных проявлений деятельностной сущности человека, его социальной, творческой активности и всех возможных последствий человеческой деятельности как па уровне личности, так и на уровне трудовых и любых др. коллективов. Понятие «Ч.ф.» соотносится с такими понятиями, как «субъективный фактор», «личностный фактор», «социальный фактор», «человек», но не совпадает с ними, отличается от каждого из них в большей или меньшей степени. В философском, мировоззренческом плане понятие «Ч.ф.» приближается к понятию «сущность человека», поскольку главное понятие «Ч.ф.» — проявление активной роли человека, его деятельностной сущности.

Важнейшими структурными компонентами Ч.ф. являются:

  • социально-психологические качества (потребности, интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации и т.д.), уровень общей культуры;
  • профессионализм и компетентность, нравственная надежность, уровень дисциплины и ответственности индивидов;
  • результаты междолжностного и межгруппового взаимодействия и общения, коллективные «образования», состояния (синергетическии эффект кооперации труда, морально-психологический климат, «дух команды; чувство принадлежности, лидерство и т.д.).

— личность, группа, коллектив, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.

— теоретическое обоснование результатов конкретных социологических исследований, осуществленных под руководством американского социолога и психолога Э.Мэйо в Хоторне (Хоторнские исследования).

Методологической основой К.»ч.о.» являются следующие положения:
1) человек представляет собой социальное существо, ориентированное на др. людей и включенное в сложную систему, в т.ч. неформальных отношений в трудовом коллективе, в контекст группового поведения;
2) с природой человека несовместима жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация управления;
3) руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, нежели на чисто технические факторы роста производительности труда и максимальное достижение прибыли; такая ориентация способствует удовлетворенности индивида своей работой, благоприятствует социальной стабильности и, в конечном счете, стимулирует повышение качества и производительности;
4) труд будет более эффективным, если индивидуальное вознаграждение будет подкрепляться групповым, коллективным, а экономические стимулы — социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности труда, таких, как «партисипативное (сопричастное) управление», «гуманизация труда», «групповые решения», «просвещение служащих», «автономные бригады», «кружки качества» и т.д.

К.»ч.о.» продемонстрировала отказ от доктрины «экономического человека» Ф. Тейлора и дала толчок разработке проблем мотивации поведения на основе подхода к работнику как к личности.

— признаваемый государством предельный уровень личного благосостояния, ниже которого человек не может поддерживать нормальное физическое существование.

Источник

Человеческий фактор

* * *
психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. КЧ. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей частью психологические явления, возникающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психологическая наука призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими. Эту задачу психология решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей комплексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны определяться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них— учет при создании новой техники характеристик и возможностей челове.ка, согласование техники и условий труда с человеком. В этом случае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь —т отбор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных психологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Человеческий фактор» в других словарях:

Человеческий фактор — Впервые в литературе встречается как название книги «Человеческий фактор в предпринимательстве» (1921) Бенджамина Сибома (1871 1954). Близкий по смыслу оборот «человеческий элемент» появился в Англии не позднее 1887 г. В СССР это выражение,… … Словарь крылатых слов и выражений

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР», СССР, КАЗАХФИЛЬМ, 1984, цв., 79 мин. Криминально производственная драма. Юная и принципиальная Дария Каратаева, экономист швейной фабрики, став свидетелем крупных финансовых нарушений, вступает в непримиримую борьбу с… … Энциклопедия кино

Человеческий фактор — 1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в… … Словарь черезвычайных ситуаций

Человеческий фактор — исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: ценностные ориентиры; нравственные принципы; нормы поведения в сфере труда, досуга, потребления; жизненные планы; уровень знаний и информированности; характер… … Словарь бизнес-терминов

человеческий фактор — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN human factor … Справочник технического переводчика

Человеческий фактор — У этого термина существуют и другие значения, см. Человеческий фактор (значения). Человеческий фактор многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях[1]. Конструкторы… … Википедия

человеческий фактор — о роли и значении человека в общественной жизни, в социальных процессах; обо всем, что связано в этих процессах с человеком как субъектом деятельности. Выражение – из заглавия книги Бенджамина Сибома “Человеческий фактор в предпринимательстве”… … Справочник по фразеологии

человеческий фактор — rus человеческий фактор (м) eng human factor fra facteur (m) humain deu menschlicher Factor (m), humane Komponente (f) spa factor (m) humano … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

человеческий фактор — žmogaus faktorius statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. human factor vok. menschlicher Faktor, m rus. человеческий фактор, m pranc. facteur humain, m … Automatikos terminų žodynas

человеческий фактор — žmogaus veiksnys statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. human factor vok. Human Faktor, m rus. человеческий фактор, m pranc. facteur humain, m … Radioelektronikos terminų žodynas

человеческий фактор — 3.6.2 человеческий фактор (human factor): Оценка возможностей и ограничений, относящихся к эксплуатирующему и обслуживающему персоналу, а также влияния действий персонала на функционирование и обслуживание изделия, позволяющие рассматривать эти… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть