ПСИХОЛОГИЯ

Что такое ценностные ориентации в психологии

Ценностные ориентации личности

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта.

Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований.

В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки – отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом.

Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени.

Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации.

Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка». При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы;

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

— ценности – это понятия или убеждения;

— ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;

— ценности имеют надситуативный характер;

— ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

— ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта».

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия.

По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

Источник

Ценностные ориентации личности

1. Направленность и ценностные ориентации.

2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции).

3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации).

4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы.

5. Ценностные ориентации и типы личности.

1. Направленность и ценностные ориентации

Понятие «ценности» имеет междисциплинарный характер и трактуется по-разному. В социолого-философских дисциплинах ценностные ориентации соотносятся с понятием «нормы» и «ценности», в психологической литературе это понятие соотносится с понятием «мотивы» и «потребности». Т.о. ценностные ориентации в психологии рассматривается как один из важнейших компонентов мотивационной структуры личности.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность — это объект направленных на него интересов.

Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).

В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.

Ценности – это наиболее стабильный компонент направленности.

Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.

2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции)

Слово «ценность» от греч. «тэлос» — конечная цель.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.

Ценности – это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях (Знанецкий).

Ценности – это устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим (Рокич).

Ценности – это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни (Братус).

Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах.

Понятие «ценностная ориентация» определяется через 2 исходные категории: отношения и установка.

Ценностные ориентации – это установка личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества (Ядов).

Формирование ценностных ориентаций

Ценностные ориентации – это продукт воспитания и целенаправленного формирования, идеологического влияния общества на личности. Это продукт социализации.

Ценностные ориентации или личные ценности – это усвоенные человеком общественные и групповые ценности. Развитие ценностных ориентаций – это признак зрелой личности.

Личностные кризисы всегда сопровождаются ломкой системы ценностей.

Функции ценностных ориентаций:

1. Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся

2. Регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений.

3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации)

1. По степени распространенности данной ценности среди людей выделяют:

А. Универсальные ценности (общие для всех): здоровье, любовь, безопасность.

Б. Внутригрупповые ценности (характерны для членов определенных социальных групп): политические, религиозные и научные, философские.

В. Индивидуальные ценности (личностные).

2. По содержанию выделяют:

А. Материальные ценности – одежда, жилище (сфера вещей, обеспечивающих комфортную жизнь человека).

Б. Социально-политические ценности – свобода, равенство, справедливость.

В. Духовные ценности – образование, наука, искусство (эстетические, познавательные и этические ценности).

А. Теоретические ценности.

Б. Социальные ценности.

В. Политические ценности.

Г. Экономические ценности.

Д. Эстетические ценности.

Е. Религиозные ценности.

3. Классификация личных ценностей (Рокич):

А. Терминальные ценности (ценности цели) – наиболее важные, перспективные цели – это убеждения индивида в преимуществе определенных жизненных целей.

Б. Инструментальные ценности (ценности средства) – это убеждения личности в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации. Они часто носят компенсаторный характер, т.е. человек ценит то, что ему не достает.

Граница между терминальными и инструментальными ценностями носит условный характер. Превращение инструментальных ценностей в терминальные Маслоу назвал онтификацией.

Разновидности терминальных ценностей:

активная деятельная жизнь;

жизненная мудрость;

физическое и психическое здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком);

наличие хороших и верных друзей;

материально обеспеченная жизнь;

общественное признание (престиж, власть, высокий социальный статус);

познание (образование, расширение кругозора, интеллектуальное развитие);

развитие (работа над собой, самосовершенствование);

развлечения;

свобода (самостоятельность, независимость);

счастливая семейная жизнь;

счастье других;

творчество.

аккуратность;

воспитанность;

уровень притязаний;

жизнерадостность или чувство юмора;

исполнительность;

независимость;

непримиримость к недостаткам других людей и собственным;

образованность;

ответственность;

самоконтроль;

смелость (нонконформизм);

твердая воля;

толерантность (терпимость);

честность;

эффективность в делах (трудолюбие);

чуткость.

4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы

Личностные ценности организованы в иерархические структуры по степени приоритетности.

Факторы, определяющие иерархию личностных ценностей:

ü Пол: женщины больше ориентированы на семью и на общение, мужчины – на достижения, общественное признание, самореализацию и самоутверждение.

ü Социальный статус.

ü Профессия. Терминальные качества психолога: здоровье (психическое и физическое), познание. Инструментальные ценности: толерантность, самоконтроль.

ü Характерологические особенности (любые устойчивые индивидуально-психологические качества).

5. Ценностные ориентации и типы личности

Впервые обратился к анализу этого вопроса в своих работах Э. Штрангер. В 1914 г. вышла в свет его работа «Формы жизни», в которой он выдел 6 идеальных типов личности в соответствии с различиями в содержании ценностных ориентаций.

Подобную классификацию затем разработал Оллпорт. Эта классификация соответствует основным типам ценностей.

I.Теоретический тип личности – личность, ориентированная на познание. Главная ценность – истина, установление закономерных связей и отношений, законов развития человека и общества. Психологические особенности: рациональность, критичность, эмпирический подход к жизни, интеллектуальность. Сфера жизни – фундаментальная наука или философия. Голла включает в характеристику типа интроверсию.

II.Экономический тип – практичная личность. Ценность – все то, что является полезным для жизни. Смысл любой деятельности в ее полезности. Полезным является все, что позволяет наилучшим образом устроить жизнь. Сфера жизни – бизнес.

III.Эстетический тип. Ценность красоты: природы, произведений искусства, межличностных отношений и души самого человека.

IV.Социальный тип. Ценность – служение другим людям. Сфера жизни – социальная работа. Ценность межличностных отношений. Смысл жизни в преданности другим людям. Высшее проявление социальной направленности – любовь. Альтруистическая направленность.

V.Политический тип. Высшая ценность – власть над другими людьми, слава, почет.

VI.Религиозный тип. Религиозные ценности.

Самосознание и самооценка личности

Проблема самопознания и самосознания интересовала ученых еще античного периода, выражение «познай самого себя» стало ключевым и ориентирующим для многих философов раннего периода. Это выражение принадлежит Фалесу. Это положение стало центральным тезисом философии Сократа, прошло красной нитью через работы всех философов, которые занимались рассмотрением психологических проблем.

Самосознание – это особая форма сознания человека. Самосознание отличается от обычного сознания своей направленностью, это сознание, направленное на самого себя, на внутренний мир. Нельзя проводить четкую границу между самосознанием и сознанием. Самосознание – это процесс осознания личностью самой себя во всем разнообразии ее индивидуальных особенностей.

Самосознание состоит из 2 элементов:

В процессе самосознания объект и субъект сознания выступают в одном лице, сливаются.

Самосознание появляется несколько позже, чем сознание, в процессе онтогенеза; это более поздний продукт онтогенетического развития личности. Продуктом самосознания становится самооценка личности и ее общее представление о самой себе – «Я-концепция» личности.

Я-концепция – это обобщенный результат самопознания.

Я-концепция – это теория самого себя.

Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе,

сопряженная с их оценкой.

В современной психологии Я-концепция трактуется как разновидность социальной установки. Структура Я-концепции (соответствует структуре установке):

ü Когнитивный компонент (образ Я) – это описательная характеристика личности. Образ Я включает в себя:

o социальную идентичность (указание личности на те группы и категории, к которым она принадлежит). Это позволяет личности ответить на вопрос «кто я?»;

o психологические особенности личности, ее психологические качества (каким я являюсь?);

o физические характеристики человека: тип телосложения, внешность.

Образ Я – это представления человека о своих индивидуальных качествах и свойствах.

ü Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент – самооценка личности – это аффективная оценка человеком как своих отдельных качеств и свойств, так и личности в целом. Самооценка отражает отношение личности к самой себе и к отельным своим качествам и свойствам. Оценка может быть позитивной, негативной и нейтральной. На основе самооценки формируется уровень самоуважения личности и чувство собственного достоинства.

ü Конативный (поведенческий, побудительный) компонент – это готовность личности действовать в соответствии со своим образом Я. Важно конгруэнтное отношение между опытом и Я-концепцией.

Между основными компонентами Я-концепции могут быть конфликтные отношения, порождающие внутриличностные конфликты.

Специфика Я-концепции как разновидности социальной установки:

ý В Я-концепции объект и субъект установки совпадают, чего нет в других вариантах социальной установки.

ý Я-концепция сопряжена с особыми специфическими эмоциями: чувство гордости или чувство стыда.

ý Высокий уровень значимости этой установки для каждой личности.

Представления о структуре Я-концепции придерживаются не все авторы, поэтому часто в психологической литературе можно найти смешение исходных понятий (образ Я, самооценка). Некоторые авторы отождествляют понятие «Я-концепция» с самооценкой. Вторая точка зрения: самооценка – элемент Я-концепции. Третья точка зрения: самооценка – независимое от Я-концепции свойство личности (Я-концепция при этом отождествляется с образом Я).

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 33541 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector