ПСИХОЛОГИЯ

Что такое детерминизм в психологии

Альтернативный философский словарь — детерминизм и индетерминизм

Определения

Что гласит принцип детерминизма в психологии? Научный принцип основывается на ряде понятий, которыми оперируют ученые.

Детерминизм в психологии

Выделяют три ключевых методологических принципа психологии: детерминизм, системность и развитие.

Принципы системности и развития однозначны для понимания.

Под системностью понимается наличие связей между различными проявлениями психики, а под развитием — смена стадий, видов происходящих процессов.

Понятие детерминизма не так однозначно. Это признание прямой зависимости между явлениями и факторами, их порождающими.

То есть, при изучении любого психического явления необходимо анализировать условия его возникновения. Только в этом случае можно говорить о создании полноценной картины настоящего. Не все ученые согласны с подобным мнением.

Детерминистский подход

Это научный подход, согласно которому все происходящие процессы не случайны, а имеют какую-то конкретную причину.

Детерминизм рассматривает причинность, как определяющую все процессы совокупность обстоятельств. При этом признается тот факт, что одной только причинностью объяснять все явления невозможно.

Другие формы детерминизма, которые имеют ключевое значение:

  • системный — отдельные элементы системы зависят от характеристик целого;
  • обратной связи — последствия оказывает прямое воздействие на причину, которая их вызывала;
  • статистический — одни и те же причины могут приводить к различным последствиям, подчиненным статистической закономерности;
  • целевой — поставленная задача определяет результат, который будет достигнут в процессе деятельности;
  • селф-детерминизм — демонстрация способности направлять себя и управлять своим действиями в соответствии с существующими потребностями.

Детерминация поведения

Что предполагает детерминация поведения? Поведение человека определяется не только его индивидуальными чертами характера и сложившейся ситуацией, в которой он функционирует, но и спецификой окружающей его социальной среды.

Ближайшее окружение (семья, друзья, знакомые) влияют на формирование системы ценностей и жизненных установок.

Именно в процессе социализации ребенка в семье и в обществе он усваивает нравственные и этические нормы, постигает принципы поведения. Его личные качества дополняются информацией, поступающей извне.

Помимо ближайшего окружения (микросреда), на человека оказывает влияние и общество в целом (макросреда). Политические, экономические, социокультурные и исторические процессы формируют социальные нормы, правила поведения, типичные процессы и явления.

Это приводит к тому, что в конкретном обществе вырабатываются определенные стереотипы поведения, привычные взгляды и мнения.

Чтобы стать полноправным гражданином и добиться социального благополучия необходимо соблюдать эти стереотипы и правила.

Культурный детерминизм исходит из того, что все человеческое поведение объясняется исключительно социально-культурными причинами. Именно уровень культуры человека определяет его эмоциональные реакции, манеру поведения и т.д.

Таким образом, внутренне «Я» под влиянием жизни в обществе дополняется и преобразуется в «Я-образ». Под внутренним «Я» понимается вся совокупность индивидуальных черт личности — темперамент, характер, ценностные установки, представления о себе и о мире.

Но нередко человек в процессе своей общественной жизни сталкивается с явлениями, которые вступают в противоречие с его внутренней личностью.

В этом случае на первое место выходит «Я-образ» — это то социальное поведение, которое человек демонстрирует с целью эффективного взаимодействия с окружающими.

То есть он говорит и делает именно то, что от него ожидают члены его социальной группы. Даже если это идет в разрез с его внутренней позицией.

Детерминизм и свобода поведения возможны только в том случае, если человек умеет подстраиваться под требования среды и принимать все существующие правила без внутреннего дискомфорта.

Детерминанты психического развития

Изучение проблемы психического развития индивида подразумевает анализ трех основных факторов:

  1. Биологический. Это ключевой фактор, влияющий на протекание психических процессов у любого индивида. Именно свойства, заложенные природой, становятся фундаментом для дальнейшего развития психики. Влияние биологического фактора проявляется в следующих аспектах: наследственность, врожденные особенности, уровень созревания нервной системы. Под наследственностью понимается набор качеств, которые передаются ребенку от его родителей. Врожденные особенности — это признаки, присущие конкретному организму в зависимости от протекания внутриутробного развития, от процесса родов. Развитие нервной системы зависит от роста и формирования связей между нервными клетками.
  2. Социальный. Набор внешних условий, которые окружают индивида в его социальной среде. Под влиянием этих условий происходит процесс социализации, который имеет огромное значение.
    Именно в результате социализации происходит развитие всех ключевых навыков, среди которых первостепенное значение имеет развитие речи.

Параллельно с социализацией развивается и индивидуализация — отделение себя от общества, осознание собственной исключительности.

  • Активность личности. В результате полноценного психического развития индивида происходит формирование у него способности осуществлять целенаправленную деятельность. Эта деятельность проявляется в построении коммуникаций с другими членами общества, во вступлении в социальные группы, в получении образования, освоении профессиональных навыков и т.д. По мере взросления человека его психическое развитие постоянно выходит на новые уровни. С усложнением сознания происходит обогащение деятельности. Положительная активность позволяет социализироваться в обществе: занять определенное положение, построить личные взаимоотношения, создать круг друзей и т.д.
  • [править] В культуре

    «— Я хочу уничтожить всех ведьм, прежде чем они родятся! Ведьм из всех миров, в прошлом и в будущем. Своими руками. — Ничего себе желание… Если оно исполнится, это изменит не только ход истории! Это нарушит все причинно-следственные связи!»
    — Puella Magi Madoka Magica
    «Не было гвоздя — подкова пропала. Не было подковы — лошадь захромала. Лошадь захромала — командир убит. Конница разбита — армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, Оттого что в кузнице не было гвоздя.»
    С. Я. Маршак
    . Гвоздь и подкова (пересказ английской песенки)
    ◄ ►

    Немножечко детерминизма от Меровингера Архитектора и Грегори Хауса Осознанный детерминист

    • «Легенды и мифы Древней Греции»
      . Идея неотвратимости Судьбы (Фатума) прослеживается почти во всех мифах, наиболее примечателен в этом плане миф об Эдипе. И Эдипу, и его отцу была предсказана судьба, оба попытались избежать её… и в итоге совершили действия, приведшие к точному исполнению предсказания.
    • «Задиг, или Судьба»
      Вольтера. Юноша Задиг странствует по Ближнему Востоку, попадая из одной передряги в другую. Он клянёт жестокую судьбу, но постепенно выясняется, что в мире всё происходит не просто так, ведь даже плохое приводит к хорошим последствиям и наоборот. Объяснения причинности в мироустройстве ангелом, которого встречает Задиг, являются прекрасным примером детерминизма.
    • «Жак-фаталист и его хозяин»
      Дени Дидро. Безымянный хозяин и его слуга Жак отправляются в путешествие, и, чтобы развеять скуку долгого пути, Жак рассказывает охуительные истории своих любовных похождений. На словах Жак уверен, что всё происходящее в мире какбе записано «наверху» в большом, постепенно разворачивающемся свитке. В то же время Жак придаёт большое значение своим поступкам и не является пассивным наблюдателем. Несмотря на название произведения, критики отметили философию Жака как детерминизм чистой воды.
    • Глава «Фаталист»
      романа
      «Герой нашего времени»
      Лермонтова. Ещё один, несмотря на название, хороший пример детерминизма. Несмотря на все разглагольствования о судьбе и фатализме, поступки героев жёстко детерминированны, что в итоге и приводит к гибели офицера Вулича.
    • «Необычайные похождения Хулио Хуренито»
      Ильи Эренбурга. По многим вопросам главный герой Хулио Хуренито высказывает взгляды с позиции детерминизма.
    • «Мастер и Маргарита»
      Булгакова. Таинственный незнакомец предсказывает Берлиозу, что ему отрежут голову. Отрежут потому, что Аннушка уже купила масло. И не только купила, но уже и разлила…
    • «Хранители»
      Алана Мура. Доктор Манхэттен, будучи физиком по профессии и, соответсвенно, веруя в детерминизм, после обретения суперсилы сам стал олицетворением детеминизма, научившись ощущать время буквально как четвёртое измерение, одномоментно проживая эпизоды как своего прошлого, так и будущего.
    • «Berserk»
      Кэнтаро Миуры. Живя в охуенно жестоком мире, люди никак не могли взять в толк, почему с ними так часто случается дерьмо, и пришли к нехитрому выводу, что миром правит Зло. Эти чаянья людей и породили поистине шопенгауэровскую сущность Идеи Зла в виде сердца, ставшую Б-гом и детеминировавшую определённым образом доселе безумный мир, особенно носителей бехеритов. Разумеется, Гатс с уготованной ему судьбой не согласен, и противостоит гнетущим его тёмным силам.
    • «Тупик»
      Владимира Савченко. О вредном влиянии детерминизма и сопряжённого с ним фатализма на неподготовленный физико-математически настроенный разум.
    • Rozen Maiden
      же! Демон Лапласа в виде антропоморфного кролика появляется как второстепенный персонаж, хотя кроме названия к Лапласу и детерминизму фактически не имеет никакого отношения.
    • Steins;Gate
      . Аниме, в котором главный герой пытается спасти подругу от смерти, раз за разом перемещаясь во времени и раз за разом наблюдая новые пути её гибели.

    Теория — кратко

    Основа психологического подхода лежит в философской теории, согласно которой существует универсальная взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями окружающей действительности.

    Первые аспекты детерминизма были сформулированы еще древнегреческими материалистами-атомистами.

    Затем принцип рассматривался представителями классической школы философии.

    В 17 веке определяется наличие причинности всех явлений в обществе. С развитием науки приходит понимание того, что любое событие или явление является закономерностью каких-либо причин.

    В настоящее время теория активно используется для объяснения развития, функционирования различных явлений.

    В общественных науках подход позволяет анализировать закономерности общественного развития, степень воздействия социальных норм и принципов на поведение человека.

    В специальных науках принцип применяется для обозначения постоянных связей в различных процессах, механизмах, уравнениях и т.д. То есть процессы или механизмы, которые поддаются строго однозначному описанию и прогнозированию, являются детерминированными.

    Присутствие же аспекта вероятности, изменчивости, нестабильности свидетельствует о действии противоположного принципа — индетерминизма (отсутствие закономерностей и зависимостей в природе, в обществе).

    Исторические формы и концепции детерминизма

    Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

    • античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
    • лапласовская (механическая жесткая);
    • естественно-научная (статистическая);
    • современная (синергетическая).

    Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

    Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

    Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

    С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.

    Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

    Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

    Описание вероятностного детерминизма

    После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

    Детерминизм и великие ученые

    Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

    Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

    Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

    Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

    В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

    Индетерминизм: что это?

    В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

    Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

    В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

    Это понятие в философии и психологии

    В философии детерминизмом обозначают концепции, признающие обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений:

    1. внутренний мир человека;
    2. окружающую среду;
    3. некоторую первичную реальность (Бог, природа или космос).

    С появлением теоретико-вероятностных методов исследования концепция причинности была признана несовершенной. Первичными оказались статистические закономерности, которые выражают «средние» состояния множества величин. Они стали первоосновой моделей вероятностного мира.

    Полностью противопоставляется детерминистским взглядам индетерминизм – это философское направление, последователи которого полностью отрицают причинность явлений и их связь.

    В психологии

    Детерминизм в психологии объясняет особенности формирования психики человека.

    Он представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на происходящие события:

    1. окружающая действительность;
    2. личностные качества человека;
    3. поведение.

    Практическое применение принципа детерминизма


    В XIX веке появление биологического детерминизма привело к тому, что психику стали рассматривать как важнейшую составляющую всей жизнедеятельности. В психологическом детерминизме существует ясное понимание того, что все происходящие психические явления из-за прямого внешнего воздействия, факторы могут формироваться по законам не похожим на известные биологические или физические. Благодаря психологическому детерминизму, специалисты пришли к выводу, что психика не представляет собой замкнутого образования. Это им позволило начать проведение исследований в психической сфере.
    Перед психологией стояла задача изучения механизмов его деятельности, из-за которых происходят психические явления и феномены. Применение принципа детерминизма в психологии позволило подвести физиологические закономерности к постижению психических явлений.


    В концепции Л. С. Выготского был сформулирован тезис о преобразовании природных механизмов психической деятельности в результате онтогенетического развития индивида из-за влияния на него социальных и исторических факторов и происходящего усвоения им элементов культуры и взаимоотношений с людьми.

    Эволюция принципа

    Современное назначение детерминизма заключается в организации знаний в разных науках. В развитии этого принципа применительно к психологии выделяют несколько этапов. Один из них связан с гилозоизмом – учением, пришедшим к нам из античных времен. Его смысл заключался в том, что природа представляет собой единое материальное целое, наделенное жизнью, при этом отсутствовало разделение всего сущего на живое и неживое.

    Следующий этап эволюции детерминизма был обусловлен развитием биологии и выразился в делении всей материи на живую и неживую. Была выдвинута революционная гипотеза о существовании неразрывной связи между душой и телом, а также биологическими и психическими элементами.

    Так возник пробиологический детерминизм, предполагающий, что движущим фактором служат не столько внешние обстоятельства, сколько ориентация на конечную цель. Позднее именно его использовали как основу для теологической концепции, но впоследствии он был отвергнут как несостоятельный.

    Дальнейшее развитие детерминизма связано с именем древнего философа Августина, утверждавшего, что душа – источник неисчерпаемых знаний, которые извлекаются из нее силой воли, направленной на реализацию определенной цели. Огромное внимание ученый уделил так называемому внутреннему опыту как единственно правильному средству познания психики человека. Все эти теории можно отнести к так называемому предмеханическому детерминизму.

    Рекомендуем: Апперцепция: этап познания

    Теория детерминизма приобрела новую форму в эпоху развития мануфактурного производства. Так называемый механический детерминизм объяснял все происходящие процессы с точки зрения причинно-механических связей. В своем развитии он прошел несколько ступеней:

    • Декарт рассматривал тело человека как механизм, действующий сообразно принципам рациональности. Вместо души ученый предположил существование сознания как независимой сущности. Так возникла дуалистическая, то есть двойственная картина, разделявшая человека на две половины.
    • Спиноза, напротив, развивал учение о единстве субстанции. Он выделял явление аффекта, который мог проявляться в радости или печали. Спиноза полностью отрицал случайность, тем самым давая повод считать его подход фаталистическим.
    • В XVIII веке французские и английские ученые рассматривали человека как телесную машину, организованную по принципу иерархической системы с выделением психических свойств по степени сложности.
    • В прошлом веке ученые стали придавать огромное значение биологической составляющей. Детерминизм стал применяться при разработке концепций, объясняющих корреляцию между происходящими явлениями и особенностями строения живого организма.

    Биологический принцип детерминизма был разработан в XIX веке, после того как получили широкую известность теории физиологии Бернара, естественного отбора Дарвина. Принцип устанавливал взаимосвязь между отбором и сохранением наиболее успешно приспособленных к внешней среде жизненных форм, а также их способностью заблаговременно активировать механизмы, обеспечивающие стабильность биологических процессов. Иными словами, детерминация стала рассматриваться не как жесткая последовательность между причиной и событием, а как вероятностная величина.

    Такой подход натолкнул ученых на мысль о возможности использовать в психологии статистические методы, что дало науке новый виток развития. Известная работа бельгийца Адольфа Кетле позволила детерминировать подчиненность поведения группы людей определенным закономерностям.

    Это касалось актов, носивших социальный характер, как, например, вступление в брак, развод и прочее. При этом ученый рассматривал некоего среднего человека, от которого остальные индивиды отклоняются в ту или иную сторону.

    Детерминизм позволил психологии подняться на новый качественный уровень. Предположение о постоянстве среднего числа, то есть набора характеристик среднего индивида, позволило доказать существование реальности, сопоставимой с физической. Иными словами, психология с помощью математического аппарата может:

    • Предсказывать вероятность того или иного явления, например социальных волнений, революций.
    • Анализировать с помощью методов вариационной статистики поведение больших групп людей.
    • Предсказывать вероятность рождения людей, обладающих гениальными способностями.

    [править] Критика

    [править] Восточная философия

    явлений, но следует закону кармы, наиболее удивительны, наиболее восхитительны!

    »— Нагарджуна намекает: всеобщая пустотность — не повод не убираться в монастыре

    Нагарджуна усиленно постигает относительность причинно-следственных связей
    Вопрос о причинности — первый

    в истории индийской философии. Так называемые ортодоксальные (брахманические) и неортодоксальные (джайны, буддисты) школы разделяются именно вопросом: существует ли причина в следствии или следствие само по себе? Судя по сутрам, детерминистов троллил и Будда, и Махавира, и кто-то до них, чьи имена история не сохранила за ненужностью. Окончательно же допилил аргументы критиков буддист Нагарджуна в III веке нашей эры.

    Во-первых, мы не можем сказать, что следствие отлично от причины. Потому что в таком случае невозможно доказать, что данное следствие является следствием именно этой, а не какой-либо другой причины. Событие-следствие и событие-причина должны буквально прорастать друг в друга.

    Во-вторых, следствие не тождественно причине, потому что тогда их вообще бессмысленно различать. Раз они так тесно связаны, то их намного проще считать одним событием.

    В-третьих, причина и следствие не могут быть и тождественны, и различны, потому что это будет противоречить первым двум утверждениям.

    В-четвёртых, причина не производит следствие. Потому что тогда придётся придумывать, как она это делает:

    • Следствие уже присутствовало в причине?
      Тогда они просто были одним и тем же событием.
    • Следствие не предсуществовало в причине, но появилось заново?
      А где тогда гарантия, что из причины ВНЕЗАПНО не может выскочить другое следствие? Раз уж что-то берёт и появляется заново, то почему не может самозародиться что-то другое?
    • Имело место и то и другое вместе
      — получается, следствие присутствует в причине, но на самом деле его там нет? Что-то опять ничего не сходится.

    Таким образом, причина не порождает следствие, ничто вообще не может быть произведено.

    А как же тогда механические часы работают? Очевидно же, потому что они не цепочка причин и следствий, а единый винрарный механизм

    . Одно колесо крутит другое, другое — третье, а результат потому и предсказуем, что все колёса связаны в единое целое.

    Одним словом, с точки зрения канонiчнейшей буддистской логики причинность пуста

    . Не в том смысле, что её нету, а в том, что она не существует сама по себе и зависит от модели, которую мы выбрали. Например, цепь событий можно нарезать на отдельные события хоть крупными кусками, хоть мелкими, по-разному группировать составные части и явления, прятать куски в чёрные ящики и т. п.

    Так, например, если бы карма определяла 100% всего, что происходит в этом мире, то у человека не было бы ни одного шанса её исправить. Ведь чтобы исправить карму, надо сделать что-то хорошее, а как ты это сделаешь, если твоё поведение тоже детерминировано? С другой стороны, проблемы человека нередко вызваны его собственными косяками, так что какая-то карма в жизни всё же присутствует. Как же решить этот парадокс? А очень просто: карма есть, но она неустойчива (или, как иногда переводят, пуста). То есть даже порядочно наломавший дров человек может раскаяться и прокачаться до полного просветления. Вот такой дзен.

    Или пример попроще: те же самые часы. Например, если бы причиной работы часов были колёсики и заводной механизм, то по-разному сделанные часы показывали бы разное время. Но время-то они показывают одинаковое! А значит, колёсики — это ещё не всё. Нужна чёткая идея часов, с циферблатом и стрелками. И даже этого недостаточно — нужно, чтобы человек умел определять по часам время. А ещё чтобы механизм работал, заводили регулярно, не роняли и не теряли. Если ты найдёшь чужие часы, то нет никакой гарантии, что они работают правильно, показывают правильное время и выставлены именно для того часового пояса, в которым ты находишься. Так что для работы часов одних часов маловато, нужно сознание-наблюдатель, которое следит за временем.

    Мусульманские богословы считают детерминизм хуитой, на которую правоверному мусульманину и внимания обращать не стоит. Ведь Аллах неизмеримо велик и мудр и для него не проблема сотворить любое чудо, причём так, что никто ничего и не заметит.

    [править] Западная философия

    Английский философ Дэвид Юм разнёс классический детерминизм в пух и прах, заявив, что необходимость причинности — это вымысел нашего ума. Ибо реально мы не наблюдаем универсальной причинной необходимости, но можем наблюдать только неоднократное соединение одних событий с другими, смежность этих событий в пространстве, а также предшествие одних событий другим по времени. Всё остальное мы не наблюдаем, а фактически домысливаем к эмпирически фиксируемым событиям. Если забить болт на эту метафизику, то получается, что идея причинной необходимости заключается всего лишь в ожидании того, что за сходными причинами будут следовать сходные действия. То есть, соединение событий может наблюдаться, а необходимость — нет.

    Поппер зашёл с другой стороны и предложил сравнить два объекта: облака и часы. Часы символизируют физические системы, поведение которых регулярно и точно предсказуемо. Но разве возможно столь же точно предсказать появление и исчезновение облаков, ураганы или извержения вулканов? Хотя эти явления также подчиняются физическим законам, они мало напоминают работу механизмов. А теперь представим, что все остальные вещи, явления и процессы располагается между этими крайними полюсами — облаками и часами. К примеру, логично будет поместить животных ближе к облакам, а растения — поближе к часам. Лапласовский детерминизм утверждает, что все «облака» на самом деле есть «часы». Но по сути мир является взаимосвязанной совокупностью из облаков и часов, где даже самые лучшие часы имеют нечто «облакоподобное».

    Формирование детерминистского взгляда в античный период

    Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

    В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

    В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

    Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

    [править] Немного истории

    [править] Фатализм

    «Властитель неба, мой отец, веди меня Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу — тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого

    »— Клеанф

    «Что вершит судьбу человека в этом мире? Некое незримое существо или закон? Подобно длани господней парящей над миром. По крайней мере, истина — то, что человек не властен даже над своей волей.»
    — Berserk

    Мойры — греческие богини судьбы. Тема сисек раскрыта
    С тех пор как у людей проявился интерес к философии, они заметили, что в окружающем мире не всё так просто, стали подмечать причинно-следственные связи, осознали, что даже явления, кажущиеся случайными, могут иметь какую-нибудь простую и объективную причину. На заре умственного развития человечества незначительный багаж накопленных знаний ещё не давал удовлетворительного ответа на все главные вопросы, но пытливость уже свербила в мозгах, и людишки нафантазировали себе неких могущественных существ, которые и являются причиной всего. Так появились духи и тотемизм/анимизм, а затем боги и религия.

    Долгое время идея божества полностью удовлетворяла человечество. Как образовался мир? Его сотворил Аллах. Почему Солнце встаёт на востоке и садится на западе? Это боженька каждый день едет на своей огненной колеснице. Почему гром гремит и молнии сверкают? Это Зевс бомбит. Etc.

    Чем больше явлений приписывалось божествам, тем могучее они становились. И однажды человек полностью вверил себя богам и решил: раз они такие всемогущие, значит, наши судьбы тоже полностью в их руках. Пофантазировав ещё немного, человек догадался: ёпта, они же заранее уже всё определили и предназначили каждому свою участь! А иначе как ещё объяснить все эти странности? Почему один живёт долго, а другой мало? Почему кто-то пашет как проклятый и по жизни нищеброд, а другой всю жизнь нихуя не делает и загребает себе все ништяки? Почему один силён и ничем не болеет, а другой постоянно загибается от всяких болячек? Ответ прост: судьба-с, так предначертано свыше — и предначертанное непременно исполнится. Почему так, а не иначе — не нашего ума дело, ИМ виднее. И не надо вмешиваться в предопределённый ход вещей, всё равно всё случится так, как и должно случиться.

    Так появился фатализм.

    [править] От фатализма к детерминизму

    «Живёт, живёт человек, кругом холера, крушение поездов, японцы, а он всё живёт, потом ест карася в сметане, маленькой косточкой давится — и конец. Кто знает, не свыше ли? Случай, а может быть, этот случай умненький, кончил богословский факультет и сдал экзамен на звание «провидения»?»
    Илья Эренбург
    . Необычайные похождения Хулио Хуренито

    Часовая Вселенная
    Со временем ушлые людишки заметили, что предопределено всё не просто так, но в силу какой-то причины

    . Уже атомист Демокрит говорил, что «предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол». Он выступал против случайности и видел фатализм в понимании действия законов природы. Аристотель пошёл ещё дальше и выдал на-гора учение о четырёх видах причин: формальных, материальных, движущих и целевых.

    Постепенно люди накапливали всё больше знаний, додумались изобрести научный метод и ВНЕЗАПНО поняли: мир предсказуем! То есть, для данного набора обстоятельств есть лишь один возможный (и предсказуемый) исход. Это и есть детерминизм. От фатализма он отличается следующим: фаталист верит в предопределение

    и объясняет предначертание указанием из ZOG «свыше». Детерминист же
    верит, что можно узнать конкретную причину
    , по которой всё произойдёт именно так, а не иначе.

    В качестве примера детерминированной системы можно привести сочетание законов механики Ньютона и его же закона всемирного тяготения. Допустим, мы применим эти законы к единственной планете, вращающейся вокруг звезды, и запустим планету с заданного места с заданной скоростью. Тогда мы сможем предсказать, где она будет в любой момент времени в будущем. Введём в систему ещё пару-тройку планет, кучку астероидов и мешок спутников планет. Задача сильно усложняется, ведь каждое тело действует на все остальные. Но система остаётся детерминированной — она всё так же описывается теми же уравнениями движения, просто их становится больше. Такая модель напоминает работу часового механизма.

    [править] Жёсткий детерминизм, или демон Лапласа

    Лаплас предпочитал только хардкор, только жёсткий детерминизм

    «Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое.»
    — Пьер-Симон Лаплас

    Идея «часового механизма Вселенной» весьма доставляла учёным мужам. Одним из них был французский математик Лаплас, абсолютно невменяемый детерминист, предложивший мысленный эксперимент: если бы гипотетическое разумное существо могло узнать положение и скорость каждой частицы во Вселенной в некий момент времени, то оно смогло бы совершенно точно узнать эволюцию Вселенной как в прошлом, так и в будущем. Это существо впоследствии назвали демоном Лапласа. Сам Лаплас считал, что внешние причины и факторы, действующие на материальную систему и её начальное состояние, жёстко

    и однозначно определяют её развитие, историю всех дальнейших событий и состояний.

    Основы современного детерминизма

    Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

    • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
    • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
    • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

    Взаимодействия в теории детерминизма

    Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:

    • причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
    • при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
    • причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.

    В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.

    А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.

    Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.

    Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.

    А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего

    А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов

    Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.

    Происхождение термина «детерминизм»

    Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

    Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

    Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

    Объяснение понятия «детерминизм»

    «Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

    Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть