ПСИХОЛОГИЯ

Что такое дезадаптация определение в психологии

Дезадаптация

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Смотреть что такое «Дезадаптация» в других словарях:

Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии дезадаптация понимается в первую очередь, как утрата приспособляемости к условиям социальной среды,… … Википедия

дезадаптация — и, ж. désadaptation f. Неприспособленность. Переселение крестьянина в город классический пример маргинализации человека, источник множества синдромов социальной дезадаптации. Знамя 1993 3 178. Он <эесперимент> поставил тех, кому досталась… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. С.А.Беличева в зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Дезадаптация — (дез + новолат. adaptatio – приспособление). Нарушение приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии под Д. понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического… … Толковый словарь психиатрических терминов

дезадаптация — дезадапт ация, и … Русский орфографический словарь

дезадаптация — дезадапта/ция, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Дезадаптация — (лат. de(s) adaptatio приспособление) 1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах; 2. в психиатрии утрата или снижение способности… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДЕЗАДАПТАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную,… … Педагогический словарь

дезадаптация — см. дезадаптировать; и; ж … Словарь многих выражений

Источник

Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?

Настроить шрифт

Не смотря на всю широту возможностей, которую предоставляет интернет пространство, оно может отдалить человека от реального мира.

Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.

Что такое психологическая дезадаптация

Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Виды психологической дезадаптации

Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.

Социальная дезадаптация

Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие. Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка. На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.

Патогенная дезадаптация

Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация

Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности. Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным. Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.

Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.

Дезадаптация делится также на частичную и полную:

  1. При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
  2. При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

  1. При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
  2. Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
  3. Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
  4. Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
  5. Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь — оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
  6. Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Причины дезадаптации

Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.

Педагогическая запущенность

Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.

Отсутствие взаимопонимания в семье

Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м

Смена привычного образа жизни

Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.

Конфликт с окружением

Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.

Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.

  • внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
  • чрезмерное пребывание в сети интернет.

Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.

Коррекция

Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:

  • работа с психологом и психотерапевтом;
  • социальные контакты.

Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.

Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

Источник

Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление.


08.08.2018

Термин дезадаптация прочно засел в жизни человека. На большое удивление, при таких хорошо развитых информационных технологиях, массой развлечений и возможности общаться, человек не перестает чувствовать себя одиноким и постоянно пытается приспособиться к действительности. Часто люди теряются даже в совсем незаурядных ситуациях и постоянно ищут ответ на вопрос, как им поступать в таких обстоятельствах. Многие переносят их стойко, но большинство впадает в депрессию. Особенно ее видно у молодого населения, так как физиологическое общение современных людей сведено к минимуму, а виртуальное занимает самое первое место. Они живут при помощи интернета, общаются и решают различные проблемы, а столкнувшись в живую с обществом, полностью теряют ориентацию.

Дезадаптация является определенным процессом, а потому, как и при любом индивидуальном процессе, имеет факторы своего возникновения и развития и легко поддается классифицированию. Такая классификация просто необходима, и без нее не удастся подобрать путь профилактических мер дезадаптации и ее реадаптации. Наиболее полным и верно описанным вариантом классификации является работа Молодцовой Т.Д., а многолетние наблюдения ее хорошо дополняют и классифицируют.

Разделение по характеру

Бывает поведенческая дезадаптация, которая может проявляться в поведенческих ответах, сопряженных с определенной деятельностью. Например, у подростков, глубинная и скрытная дезадаптация может с легкостью перерасти в поведенческую под средством воздействия определенных условий, которая будет проявляться в конфликтных ситуациях. Они становятся непослушными, начинают плохо учиться, а самые тяжкие формы характеризуются бросанием школы и уходом из дома или даже попытками суицида. Такую дезадаптацию очень легко обнаружить, стоит лишь более внимательно присмотреться к человеку. Вовремя обнаруженная проблема легко решается, главное, не упустить момент.

Бывает скрытая дезадаптация, на которую воздействуют внутренние личностные нарушения. Она является сугубо индивидуальной и может выражаться очень интенсивно и переходить в поведенческую форму. При таком переходе она проявляет себя как жуткая депрессия.

Разделение по проявлению:

  • мировоззренческая – характеризуется нарушениями в мировоззрении, которые плотно связаны с социальным и идеологическим комплексом взаимных связей;
  • деятельностная – характеризуется существенными нарушениями в процессах разнообразной деятельности;
  • общительная – проявляется в комплексе взаимного действия в семейных отношениях и в общении с одногодками;
  • субъектно-личностная – неудовлетворенность собой и предвзятое отношение.

Внешне ярче заметна дезадаптация общительная, но наиболее сложной и наименее предсказуемой считается мировоззренческая. И если она интенсивно протекает, то поведенческие реакции неизбежны и будут асоциальными. Все виды дезадаптации тесно связаны между собой и плавно переходят из одной в другую.

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Виды дезадаптации

    Психическая. Данный вид дезадаптации возникает во время полового созревания человека, когда возможны значительные колебания в эмоциональной сфере, крайние проявления различных, в том числе и негативных, сторон характера.
    В это время подросток остро воспринимают любую критику, враждебно относятся к требованиям, которые предъявляет им школьные учителя, члены семьи и сверстники.

Ответная реакция может носить как откровенно конфликтный характер, так и скрытый, который, хотя и не проявляется внешне, однако ведет к тяжелым переживаниям и может толкать подростка на совершение им необдуманных поступков.

  • Социальная. В этом случае человек игнорирует общепринятые нормы поведения, при этом демонстративно их нарушая, уклоняется от полезной деятельности, злоупотребляет алкоголем или имеет пристрастие к наркотикам. Причина данного поведения может крыться в недостаточном внимании в детстве со стороны родителей, неправильном воспитании, отсутствии акцента на моральных принципах со стороны значимых для человека людей. В итоге социальная дезадаптация может выразиться в преступлении человеком норм закона со всеми вытекающими последствиями.
  • Патогенная. Данный вид дезадаптации возникает при нарушениях в психофизиологическом развитии личности — врожденным, вызванным в результате травм головного мозга и т. п. К ним относятся нервно-психические заболевания, фобии, энурез и другие.
  • Психологическая. Психологическая дезадаптация проявляется при нарушении самооценки личностью — она слишком завышена или занижена, а также при несовпадении ценностей с социальным окружением.
  • Психические состояния

    Психические состояния представляют собой проявления эмоций и настроения, воли, внимания и воображения — эйфория, угнетенность, сомнения, решительность, мечты, растерянность, сосредоточенность.

    При дезадаптивных психических состояниях у человека отсутствует или значительно снижен контроль над данными проявлениями.

    Симптомы и признаки

    При нарушении адаптации характерны следующие признаки, которые могут включать в себя и психические и соматические отклонения:

    • раздражительность. Человека раздражают нейтральные внешние факторы;
    • агрессия. Вспышки гнева вызывают даже малейшие разногласия;
    • замкнутость. Это психологический защитный механизм, позволяющий сохранить требуемый эмоциональный фон, настроение. Однако при этом снижается интенсивность общения, что создает проблемы с социализацией;
    • отвержение общественных норм. Категорическое неприятие норм и правил, устоявшихся в определенных общественных кругах;
    • невозможность сосредоточиться над определенными задачами;
    • состояние беспокойства и тревожности без видимого повода;
    • нарушения сна;
    • быстрая утомляемость;
    • расстройство аппетита в ту или иную сторону;
    • боль в груди и затрудненное дыхание.

    Причины

    Характерные причины дезадаптационного синдрома сходны в определенных ситуациях. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

    Хотя расстройства адаптации могут наблюдаться у школьников на протяжении всего периода обучения, наиболее ярко они выражены у первоклассников.

    Причины дезадаптации первоклассников следующие:

    1. Недостаточная подготовка к обучению в школе. Это может выражаться в отсутствии необходимой базы знаний, неудовлетворительном развитии психомоторных навыков. В результате первоклассник не успевает или не может справиться с поставленными заданиями.
    2. Недостаточный контроль за собственным поведением. В этом случае ребенок не может высидеть весь урок, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
    3. Невозможность создания социальных связей с одноклассниками и учителем — то есть социальная дезадаптация.

    Дезадаптация при службе в армии. Нежелание служить, а также недостаточная мотивация достигать успехов, сложности при прохождении срочной службы у военнослужащих могут возникать при дезадаптации, причины которой могут быть следующими:

    1. Недостаточная информированность и отсутствие представления о ценности службы в армии.
    2. Полная смена рода деятельности при малом количестве свободного времени.
    3. Недостаточная физическая подготовка.
    4. Вредные привычки — пристрастие к алкоголю, табачным изделиям или наркотикам.
    5. Социальная дезадаптация в новом окружении.

    Профессиональная дезадаптация. При профессиональной дезадаптации человек не способен качественно выполнить свои непосредственные обязанности. Возникает она по следующим причинам:

    1. Социальная дезадаптация в новом коллективе.
    2. Недостаточный объем знаний или навыков, требуемых для выполнения профессиональных задач.
    3. Отсутствие мотивации и интереса к профессиональной деятельности.

    Причины дезадаптации могут быть разными в зависимости от ситуации и конкретной профессиональной деятельности — дезадаптация в педагогике, например, может быть вызвана интенсивным общением с большим количеством людей на фоне значительных психологических перегрузок — в каждом определенном случае данные причины могут меняться.

    Однако существуют и общие причины — например, социальная дезадаптация, сложности с построением социальных связей, личные проблемы — развод, потеря близкого человека — все это может влиять на способность к адаптации.

    Диагноз

    В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?

    Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

    При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.

    Лечение

    Расстройства адаптации могут лечиться как психотерапевтическими методами, так и медикаментозно.

    При психотерапии определяется ряд факторов, вызвавших дезадаптацию у личности.

    Врач интерпретирует психотравмирующую ситуацию, чтобы в дальнейшем помочь человеку справиться со стрессом, провоцируемым данными явлениями.

    При необходимости назначаются медикаменты, позволяющие устранить воздействия стресса — антидепрессанты, ноотропные препараты, транквилизаторы или нормотимики.

    Разделение по виду

    В видовом разделении дезадаптация делится на первичную и вторичную. Что самое интересное, так это то, что первичная образуется из вторичной и зачастую у нее другой характер. Например, при ссоре в семейном кругу или в обществе (первичная), человек может просто закрыться в себе и не раскрывать ничего другим, у него начнутся проблемы и могут возникнуть конфликтные ситуации (вторичная). Поэтому для правильного решения проблемы и более быстрой реадаптации стоит определить, что именно к ней привело и выяснить причину первичной дезадаптации.

    Разделение по времени:

    • устойчивая – регулярная и имеющая постоянное действие. Она охватывает огромное количество комплексов и почти не поддается реадаптации;
    • временная – проявляется редко и не имеет стойкого характера;
    • ситуативная – очень короткая и напрямую связана с какой-нибудь конфликтной ситуацией и сразу же решается после ее исправления.

    Все классификации являются условными, а сама дезадаптация проявляется комплексно.

    Профилактика нарушения

    Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

    Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

    Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

    Индивидуальный адаптационный потенциал

    По итогам тщательного анализа основ, факторов и видовых форм дезадаптации, можно выявить определенный адаптационный потенциал, присущий индивидуальной личности, который сможет отразить устойчивость. Он отображает совокупность определенных качеств и индивидуальных способностей, которые позволяют человеку успешно адаптироваться.

    Такой потенциал имеет интегративное явление, и в него включены определенные особенности личности, такие как: физическое и индивидуальное психическое состояние, характер человека, его мировоззрение и другие. Именно они помогают человеку установить гармонию с окружающим миром и с самим собой.

    Основным направлением для профилактики дезадаптации выступает именно увеличение адаптационных возможностей. Для этого надо создать оптимальные условия для правильного развития личности человека.

    Этот огромный потенциал прямо зависит от возраста, воздействия определенных наружных условий, индивидуального навыка, а потому является изменчивым. Например, школьника, который перешел учиться в другой учебный коллектив, редко сразу принимают в уже сложившемся составе, а потому его личностные особенности подвергаются существенным преобразованиям и меняют свою ориентацию. Такое снижение потенциала затрудняет будущую адаптацию, потому при выполнении диагностики адаптационных возможностей следует учитывать и динамику.

    Патогенная дезадаптация: когда болезнь мешает приспособиться в обществе

    Этот вид, как уже было указано выше, возникает при нервных и психических расстройствах. Проявление дезадаптации из-за болезни порой становится хроническим, поддающимся лишь временному купированию.

    Так, например, олигофрения отличается отсутствием психопатических наклонностей и расположений к преступлениям, однако умственная отсталость такого больного, несомненно, мешает его социальной приспособленности. Именно поэтому данная категория детей вынесена психологами в отдельную программу, по которой должна производиться профилактика дезадаптации:

    • Диагностика болезни до ее полного прогрессирования.
    • Соответствие учебного плана возможностям ребенка.
    • Ориентированность программы на трудовую деятельность – доведение трудовых навыков до автоматизма.
    • Социально-бытовое обучение.
    • Педагогическая организация системы коллективных связей и отношений детей-олигофренов в процессе какой-либо их деятельности.

    Подстройка и дезадаптация истероида

    Помня о том, что подстройка – это способ наладить с человеком контакт, а дезадаптация – его реакция на стрессовую ситуацию, нужно отметить, что расположить к себе истероида намного проще, чем представителей остальных психотипов.

    Демонстративный истероид будет на седьмом небе от счастья, если ему хорошенько польстить. Обилие комплиментов мгновенно произведет нужное действие: истероид растает и полюбит льстеца своей быстро преходящей, ветреной любовью.

    Разговор с людьми такого склада должен вращаться вокруг их царственной персоны: нужно все время интересоваться их жизнью, делами и здоровьем, ведь вся остальная информация проходит мимо ушей истероидов.

    Надежным способом расположения послужат подарки, которые этот психотип обожает. Это справедливо и для первой 16-летней любви, и для делового партнера, с которым нужно подписать выгодный контракт.

    Что касается «крючков», за которые истероида можно «подцепить за жабры» и вызвать тем самым тотальную дезадаптацию, то прежде всего нужно лишить его какого-либо внимания. Такой поворот событий действует на истероида, как время – на букет цветов, – он быстро увядает и декомпенсируется. Невнимание и лишение общения – его самый уязвимый «пунктик».

    Плохо справляется истероид с неопределенностью и затянутым ожиданием. Переживая от этого дистресс, он стремится переключиться на другое дело и теряет равновесие.

    Если вам нужно выжить истероида с занимаемой должности, достаточно создать для него на работе цейтнот или существенно повысить рабочую нагрузку. Будьте уверены – он этого не перенесет и уволится. Впрочем, на новом месте его тоже не трудно будет «подсидеть».

    Дискомфорт ощущается истероидом и тогда, когда он вынужден терпеть нечто грязное, вульгарное или некрасивое. Холостяцкая кухня со всеми своими прелестями – немытой посудой, паутиной и пылью – тяжелое испытание для него.

    Диагностика

    Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго.

    Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.

    Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.

    Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k » свойственна социальная форма неприятия, «d » — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.

    Подстройка и дезадаптация эпилептоида

    Чтобы понравиться эпилептоиду и войти в его доверие, нужно доносить до него информацию четко, лаконично и конкретно, используя лексику, понятную для него. Эмоциональность в беседе с ним недопустима, как и избыточная жестикуляция.

    Вместо ненужной феерии эмоций и обилия жестов можно заставить эпилептоида обратить на вас внимание, «зеркаля» его собственный язык тела. Стоит повторять его позы и жесты – такое заискивание наверняка расположит доминантного эпилептоида.

    Он декомпенсируется и переживает состояние стресса, если:

    • вокруг него царит хаос, а ситуация – не вполне определенна, что способствует «закипанию» мозга эпилептоида;
    • кто-то не выполнил своего обещания или явился на встречу с опозданием. Эпилептоид легко выйдет из себя и выскажет при случае все свои мысли по этому поводу;
    • ведутся разговоры, рисующие перед ним картины будущего. Этот психотип не думает о будущем в принципе, живя «здесь и сейчас», поэтому наверняка рассердится и будет нервничать;
    • он вынужден выслушивать высказывания на отвлеченные темы, не имеющие материального воплощения. Если вы – философ, религиозный деятель или экстрасенс-мистик, лучше не заводите знакомств с эпилептоидами, которые верят лишь в то, что можно пощупать руками, иначе реакция будет непредсказуемой;
    • в глаза говорят о его неправоте и неправильности его точки зрения. Нет лучшего способа вызвать кипучую злобу эпилептоида с возможным сотрясанием кулаков, чем подвергнуть сомнению его привычные установки и правила.

    Подстройка и дезадаптация паранойяла

    Чтобы вызвать симпатию к себе у паранойяла, нужно хотя бы на словах полностью разделять цели, к которым он методично и упорно идет. Разговор о будущем воплощении в жизнь идей паранойяла – елей для него.

    Хотя паранойял твердо знает о собственном величии, неприкрытая лесть и обильные комплименты вызовут у него неприязнь – он наверняка будет избегать и сторониться льстеца, думая, что последнему что-то от него нужно. Нужно помнить, что искусная лесть может направляться только на цели и идеи паранойяла.

    Дезадаптировать представителей этого психотипа крайне сложно, так как их нервная система крепка и отличается известной устойчивостью – недаром именно паранойялы становятся спецагентами, летчиками и лидерами криминальных группировок. Но все же болевые точки есть и у них.

    Наступить на больную мозоль и вызвать дистресс паранойяла можно, наглядно продемонстрировав недостижимость той цели, которую он бережно вынашивал годами. Но такая демонстрация не должна осуществляться негативным способом – например, с выражением презрения. Делать это надо с использованием подстроечных инструментов, т.е. в вежливой манере. Не исключено, что паранойял в случае разрушения своего «идола» выдаст депрессивную реакцию.

    Подстройка и декомпенсация шизоида

    Единственным способом втереться в доверие к крайне индивидуалистичному шизоиду является безусловное понимание его специфических, но оригинальных взглядов, а также проявление нежной любви. Только таким путем возможно взаимодействие с этим психотипом.

    Дезадаптировать шизоида легко, если создать вокруг него хаос. Но если для эпилептоида хаос – это отсутствие упорядоченности, то для шизоида – это любая перегрузка его сенсорных органов. Простыми словами – это создание невыносимой для него ситуации, в которой он вынужден воспринимать много информации. Это может быть общение с непривычно большим количеством людей или «шумовая атака» работающего весь день бульдозера или телевизора – любой фактор, влекущий за собой сенсорную перегрузку.

    Расшатать хрупкую психику шизоида можно и другим путем – раскритиковать его точку зрения или даже активно противодействовать воплощению его замысла. Представители этого психотипа не переносят негативной критики и оскорблений, легко выдавая реакцию декомпенсации, которая состоит в еще большем «окукливании», аутизме и погружении в себя на манер улитки.

    Довести шизоида «до ручки» унижениями и высмеиванием несложно, но если подобная травля будет продолжаться долго, шизоид может, не сказав ни слова, взять в руки оружие. Это тот случай, когда смеявшийся последним больше не смеется.

    Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке

    Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

    Психологи по-разному трактуют такую ситуацию: как подвид социальной дезадаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация – лишь причина школьной. Однако, исключая эту взаимосвязь, можно выделить еще три основные причины, из-за которых ребенок будет чувствовать себя в учебном заведении некомфортно:

    • недостаточная дошкольная подготовка;
    • отсутствие навыков поведенческого контроля у ребенка;
    • неприспособленность к темпу обучения в школе.

    Все три из них сводятся к тому, что школьная дезадаптация – распространенное явление среди первоклассников, однако иногда она проявляется и у детей постарше, например, в подростковом возрасте вследствие перестройки личности или же просто при переходе в новое учебное заведение. В таком случае дезадаптация из социальной перерастает в психосоциальную.

    Подстройка и дезадаптация гипертима

    Расположить к себе гипертима вы вряд ли успеете, потому что он первым сделает это. Стоит только оказаться рядом с неуемным весельчаком, чтобы знакомство завязалось. Вот только трудно обрадоваться такому словоохотливому и обильно жестикулирующему соседу при 10-часовом перелете.

    Гипертима дезадаптирует все, что связано с монотонностью, рутиной и постоянством. Если заставить гипертимного ребенка складывать паззл на 1 тыс. кусочков, это будет самым жестоким наказанием.

    Еще одним тяжелым (но не настолько тяжелым, как для истероида) дистрессом для этого психотипа служит ограничение общения, которое необходимо ему, как еда и питье.

    Интересно, что гипертимы находятся в числе первых, кто прибегает к различного рода зависимостям, чтобы справиться с депрессивными реакциями на ограничения стимулов. Наркотики и алкоголь становятся следствием таких жизненных обстоятельств, при которых они не получают позитивных эмоций от общения, приключений и авантюр, столь любимых ими.

    Если шизоид в состоянии стресса замыкается в себе, то гипертим будет вести себя как ребенок, громко взывая к окружающим о помощи. Для него важна реакция других людей, даже если он сам способен решить возникшее затруднение.

    Подстройка и декомпенсация эмотива

    Всегда этичные, мягкие и неконфликтные эмотивы с готовностью впустят в свое пространство людей, которые демонстрируют высокие идеалы и цели. Представители этого психотипа – интеллигенты до мозга костей, которые ценят культурное, сердечное и вежливое отношение.

    И хотя подстроиться к ним хулигану или казанове вряд ли получится, если они – не прирожденные мастера обмана, именно такой способ манипуляторы используют для декомпенсации эмотивных людей. Стоит лишь проявить в общении с ними грубость, хамство, негативную критику, открыто заговорить о вещах, которые они считают низменными и грязными, – чтобы их нервная система пошатнулась.

    Также эмотивы крайне болезненно переносят чрезмерные нагрузки. Поставьте такого человека в условия жесткого дедлайна, лишите законного отдыха или времени на обдумывание решения, и он наверняка выдаст дезадаптивную реакцию вплоть до нервного срыва.

    Коррекция состояния


    Новые знакомства и общение с другими людьми — метод борьбы с СД

    1. Важно создание социальных контактов.
    2. Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно. Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.
    3. Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.
    4. Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.
    5. Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.
    6. Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.

    Подстройка и дезадаптация астеника

    Нельзя вызвать симпатию астеника более верным способом, чем проявить к нему ласку и продемонстрировать понимание. Он изначально тянется ко всему теплому, понимающему и сочувствующему. Если ваша «наживка» проглочена, астеник привяжется к вам всем сердцем.

    Дезадаптируются личности такого склада в условиях нестабильности и крайней изменчивости обстоятельств. Непредсказуемость – главный фактор дистресса астеника. Как только он поставлен в ситуацию знакомства с множеством новых людей или постоянной смены «декораций» в командировке или путешествии, его нервная система начинает «выстукивать морзянку», посылая сигналы бедствия.

    Если по роду деятельности астеник попадает в коллектив, где смена кадров происходит калейдоскопически, он теряется и истощает свои психические ресурсы. Остро нуждаясь в стабильности, астеники часто работают на одном и том же месте десятки лет. Именно таким людям в прошлом давали квартиры за многолетние заслуги перед комбинатом или заводом.

    Еще одним поводом для декомпенсации астеника является один только намек на риск и авантюру. Он никогда не сорвется в кругосветное плавание, а на игре в рулетку представителей этого психотипа никто не замечал.

    Проблематика воспитания «неудобных» учеников

    Среди исключительных детей особую ступень занимают также и одаренные дети. Проблема в воспитании таких ребят заключается в том, что талант и острый ум – не болезнь, поэтому особого подхода к ним не ищут. Зачастую педагоги лишь усугубляют ситуацию, провоцируя в коллективе конфликты и обостряя взаимоотношения между «умниками» и их сверстниками.

    Предупреждение дезадаптации детей, опережающих остальных в интеллектуальном и духовном развитии, заключается в правильном семейном и школьном воспитании, направленном не только на развитие имеющихся способностей, но и таких черт характера, как этичность, вежливость и гуманность. Именно они, точнее, их отсутствие, в ответе за возможное «зазнайство» и эгоизм маленьких «гениев».

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть