ПСИХОЛОГИЯ

Что такое дезинтеграция в психологии

Мир Психологии

Дезинтеграция

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Дезинтеграция (лат. de(s) + integratio — восстановление) — утрата или серьезное нарушение единства, координации, слаженности в функционировании какой-либо системы. Например, дезинтеграция мышления, поведения, личности. Может быть преходящей и тогда сменяется реинтеграцией, то есть полным или частичным восстановлением прерванных заболеванием функций (Гуревич, 1949).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Дезинтеграция (дез + лат. integratio — восстановление) [Гуревич М.О., 1949] — расстройство интегративно образованных психических функций, временное их разложение на компоненты, отдельно протекающие психические процессы, из которых функция составляется путем интеграции.

Дезинтеграция является следствием нарушения связей в мозгу (асинапсия). Эти изменения могут быть стойкими или обратимыми ( см . реинтеграция). Наблюдается при шизофрении (разорванность мышления, интрапсихическая атаксия), экзогенно-органических психозах (состояния аменции и др.).

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Дезинтеграция (от лат. de – не + integratio – восстановление, восполнение) – существенное ослабление взаимосвязей между элементами системы, создающее условия для ее последующего возможного распада. Конфликт практически всегда представляет собой Д. отношений, имевшихся связей и традиций. Социальная дезинтеграция так же, как излишняя централизация взаимоотношений в обществе, создает условия для конфликтов между различными социальными группами.

Дезинтеграция позитивная — ослабление или даже распад первичной психической структуры индивида в периоды созревания, при неврозах, психоневрозах, во внешних и, что важнее всего, внутренних конфликтах. Дезинтеграция позитивная является фактором, способствующим ускоренному психическому и творческому развитию. Важный момент Д. п. – это позитивная неприспособленность, т.е. неприспособленность к действительности, носящая творческий характер, отражающая самостоятельность развития.

Понятие Дезинтеграция позитивная разработано К. Домбровским в рамках его теории Д. п., в основе которой лежит представление о человеке как о субъекте, способном на непрерывное развитие, более того – «приговоренном» к развитию. В процессе непрерывного становления человек проходит ряд фаз (биологических) и уровней (социально-психологических); процесс этот совершается на «территории» внутренней психической среды, которая определяется как «система внутренних тенденций и динамизмов индивида, одно или многоуровневых, иерархических или равнозначных, гармоничных или противоречивых». Важное значение в теории Д. п. имеет понятие иерархии внутренних ценностей и целеустремленность. В процессе Д. п. индивид преодолевает биопсихическую заданность, свой психологический тип и выходит на уровень личности.

Согласно теории Д. п., личность – это не состояние, это процесс, никогда не завершаемый, и о том, что индивид становится на путь развития своей личности, можно говорить лишь после того, как в нем (в результате Д. п.) совершился ряд необратимых психических процессов нравственного смысла.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Дезинтеграция — потеря или серьезное нарушение слаженности в какой-то «системе». Термин широко используется, и обычно указывается, какая система имеется в виду, например, поведенческая, моральная, личностная, когнитивная и т.д.

Источник

Что такое дезинтеграция в психологии

Тем самым, дезинтеграция высшей нервной деятельности у больных на галлюцинаторно-параноидном этапе течения шизофрении приобретает более глубокий и диффузный характер, сохранные элементы все более «отступают», что во многом препятствует осуществлению целенаправленного притворного поведения, уменьшают возможности больного в утаивании психопатологических переживаний.

На парафренном этапе параноидной шизофрении фантастический бред с нарастающим оскудением аффективного и энергетического потенциала и углублением шизофренического дефекта сопровождается более значительными нарушениями нозогнозии. Здесь они представлены или полным нарушением сознания болезни, или положительными оценками происходящих психических переживаний.

Соответственно этому расстраивается и маскировка болезни. Эпизодические, нестойкие проявления диссимуляции сводятся лишь к частичному отрицанию симптомов, не занимающих главенствующего положения в клинической картине болезни. Преимущественно отрицаются автоматизмы, галлюцинации и другие параноидные симптомы, тогда как диссимуляция собственно парафренного бренда практически отсутствует. Активная терапия, к которой парафренный бред оказывается резистентным, не влияла и на проявления диссимуляции.

Таким образом, динамическое исследование маскировки болезни в процессе поступательного течения шизофренического процесса, позволяет видеть, что по мере разрастания бредовой доминанты и углубления запредельно-охранительного торможения диссимулятивные акты, находящиеся в неразрывной связи со структурой ведущего синдрома, становятся все менее искусными, убедительными и стойкими, утрачивают тонкость, мастерство и правдоподобность исполнения.

В психиатрической литературе и ранее (И.Ф. Случевский, 1959), и сейчас (Г. Каплан и Б. Сэдок, 1999) нередко высказывается мнение, что диссимуляция -сугубо сознательный, целенаправленный акт. Результаты наших наблюдений не позволяют безоговорочно согласиться с этой чрезвычайно обобщенной оценкой. Диссимуляция, являясь одним из проявлений переживания болезни, не может, несмотря на старания больного, охватить всех симптомов психоза, поскольку сознание болезни, а отсюда — и способность скрыть ее проявления, при шизофрении — лишь частично, парциально, а не всеобъемлюще.

Динамика диссимуляции неоднозначна, и включает периоды, когда она вступает в действие автоматизированно и, уже не требуя постоянного сознательного волевого контроля, становится отчасти неосознаваемой реакцией. Именно участие бессознательных механизмов регуляции, автоматичность и отработанность во многом обеспечивают естественность и успешность диссимуляции. В этих случаях при простом клиническом наблюдении она обнаруживается уже с трудом. Поэтому для ее объективной регистрации нужны дополнительные параклинические методики исследования, которые могут установить ее наличие на основе регистрации остающихся патофизиологических сдвигов в нейродинамике.

Общим практическим итогом проведенных исследований было уточненное описание основных клинических вариантов маскировки болезни у больных шизофренией. В теоретическом плане исследования позволили установить, что при процессуальном психическом заболевании нарушения самосознания, к которым относится нарушение сознания болезни, совершенно определенно детерминированы активностью ведущего продуктивного психопатологического синдрома. Адекватность и полнота самосознания восстанавливаются по мере затухания активности бредовой доминанты и наоборот — все более искажаются при экзацербации.

Эти материалы послужили нам для последующего развития исследований патологии самосознания в наркологической клинике, о чем будет сказано ниже более подробно.

Источник

Теория позитивной дезинтеграции

В основе теории позитивной дезинтеграции (ТПД) лежит представление о человеке как о субъекте, способном на непрерывное развитие, более того — «приговоренном» к развитию.

В процессе этого непрерывного становления человек проходит ряд фаз (биологических) и уровней (социально-психологических); процесс этот совершается на «территории» внутренней психической среды — (ВПС) — термин К.Домбровского, — которая определяется автором как «система внутренних тенденций и динамизмов индивида, одно- или многоуровневых, иерархических или равнозначных, гармоничных или противоречивых».

Процесс психического развития осуществляется через механизмы позитивной дезинтеграции (ПД), которая, по мере своего углубления, ведет сначала к частичной вторичной интеграции, а потом — к целостной вторичной интеграции. Это — открытый процесс, продолжающийся всю жизнь человека, принципиально не завершаемый. ПД осуществляется за счет потенциала развития (ПР), которым в той или иной степени обладает огромное большинство людей и который состоит из таких черт, как впечатлительность, заинтересованность, способности, внутренняя психическая среда, и т.д. Важнейшее значение в ТПД имеет понятие иерархии внутренних ценностей и целеустремлённость.

Позитивная дезинтеграция — это ослабление или даже распад первичной психической структуры индивида в периоды созревания, при неврозах, психоневрозах, во внешних и, что важнее всего, внутренних конфликтах . ПД является фактором, способствующим ускоренному психическому и творческому развитию. Важный момент ПД это позитивная неприспособленность, т.е. неприспособленность к действительности, носящая творческий характер, отражающая самостоятельность развития.

С ТПД связано понятие внутренней психической среды. ВПС — это определенное единство разнородных психических динамизмов разного уровня (одноуровневых и разноуровневых), находящихся во временной гармонии, но главным образом — в конфликте. Это та среда, в которой разыгрывается внутренняя драма человека, стремящегося через напряжения, конфликты, ретроспекцию и проспекцию к уровню личности и ее идеалам, и далее, в направлении раз от разу все более высокой иерархии ценностей и целей, здесь, в ВПС, под воздействием внешних факторов, а иногда и без них, разыгрываются все явления развития: творческие, патологические, сознательные и полуосознанные. Здесь возникают энтузиазм, депрессия, тенденции к самоубийству, к творчеству, неврозы и психоневрозы.

Все эти динамизмы ВПС в рамках ТПД описываются через пять уровней психического развития.

Прежде чем перейти к характеристике этих уровней, следует сказать о том, как ТПД представляет психическую болезнь и психическое здоровье.

По мнению основателя ТПД К.Домбровского, «психическое здоровье — это способность к многостороннему и многоуровневому психическому развитию». Эта многосторонность и многоуровневость включает в себя все основные функции человека: интеллектуальные, сенсорные, интуитивные, волевые и т.п., а также моральные, эстетические и социальные ценности. Психическое здоровье оказывается процессом внутреннего развития личности в направлении все большей общественной значимости, ценности человека как члена общества через повышение его самоценности как личности.

Психическое здоровье также предполагает, как отмечает К.Домбровский, «отсутствие тяжелых хронических психопатологических синдромов инволюционного, диссолютивного и ущербного характера». В этом случае определение психической болезни звучало бы так: «Психическая болезнь представляет собой неспособность к психическому развитию и наличие тяжелых хронических инволюционных и диссолютивных явлений»[3]. Таким образом, понятие психического здоровья включает в себя непременным условием развитие, и все факторы и явления психики человека, препятствующие развитию, расцениваются как симптомы психической болезни.

Что же именно развивается, что является материалом и движущими силами психического развития человека?

Согласно ТПД, каждый индивид в своём биологическом развитии проходит несколько определённых фаз, характеризующихся формированием психобиологических доминант, обозначающих важные этапы или переломы в его жизни. Так, фаза младенчества характеризуется преобладанием вегетативной жизни, полной зависимостью от окружающих людей и условий, растущей реактивностью на внешние раздражители и т.п. В период созревания наиболее сильно выражены импульсивность, крайность настроений и мнений, повышенная психическая возбудимость, крайняя неустойчивость самооценки и т.д. Юность, зрелость, старость также имеют свои доминантные характеристики.

Все эти фазы развития человека детерминированы биологически, действуют они автоматически, независимо от воли человека, словом, «внекультурным» образом.

Являясь примитивными характеристиками людей как биологического вида, как и прочие биопсихические явления, фазы развития имеют свои уровни и, по мнению К. Домбровского, составляют «зародыш» будущих высших свойств на уровне личности. В отличие от фаз биологического развития, понятие «уровень развития» описывает явление индивидуальное, не автоматичное, достигаемое путём сознательных усилий, биологически не детерминируемое. Следует строго различать два этих понятия: фазы психического развития и уровни психического развития.

Фазовое развитие подчиняется статистическим законам и является наиболее общей формой развития индивидов как биологических существ принадлежащих человеческому роду.

Уровни развития представляют собой индивидуально-личностную форму развития и относятся, в отличие от фазы развития, не ко всем, а только к некоторой части индивидов. «Законы рода ослабевают по мере развития все более высоких уровней, а уровень слабеет в результате чрезмерного доминирования фазовых факторов»[4]. С развитием уровней индивид движется в направлении преодоления биологического цикла и своего психологического типа.

При условии ускоренного позитивного, всестороннего развития индивида приходит момент, когда его перестаёт удовлетворять одноуровневая действительность, и человек начинает искать или создавать другие реальности, отличающиеся от ежедневной монотонной, серой, скучной действительности.

Здесь и появляется потребность в преодолении фазовых связей. Отсюда, как считает К.Домбровский, и повышенная психическая возбудимость, внутренние конфликты и кризисы, страхи, депрессии и т.п.

«Человек приговорён к развитию, приговорён — по собственному выбору — к преодолению собственного биологического цикла» [5].

Таким образом, у человека нет выбора: он должен становиться человеком, но это становление — тяжкий труд.

У человека, вступившего на путь преодоления биологических фаз развития, начинает развиваться саморефлексия, возникают внутренние конфликты, он перестает слепо подчиняться фазовым автоматизмам, например, возникающим в определенном возрасте сексуальным желаниям без выбора, без союзов дружбы, без чувства ответственности. Преодоление биологического цикла выражается в ответственности за других, неприятии многих проявлений «стадности» в человеческом общежитии, в канонах моды. Выход за пределы биологического цикла и переход на высший уровень развития знаменуется для человека увеличением эмпатии, внутренней независимости, потребности в помощи другим и тому подобное.

С преодолением биологических фаз тесно связана проблема преодоления собственного психического типа, что включает в себя сознательную внутреннюю перестройку, самовоспитание и аутопсихотерапию. Здесь момент сознательного выбора уже играет ведущую роль, человек перестает подчиняться автоматизмам, ведущим к бездушному приспособлению. Возникает явление, которое К.Домбровский называет «позитивной неприспособленностью», что означает нежелание примеряться с явлениями пошлости, несправедливости и грязи жизни, отказ от приспособления к этому. У индивида появляется собственная программа внутренних перемен многоуровневого характера, возникает иерархия потребностей, ценностей и целей.

Теперь уже развитие индивида не определяется исключительно психобиологическими фазами; совершается сознательный переход на «собственно человеческий» путь развития, который в ТПД представлен как цикл, состоящий из пяти уровней:

1 уровень — первичная интеграция;

2 уровень — одноуровневая дезинтеграция;

3 уровень — спонтанная многоуровневая дезинтеграция, импульсивная и недостаточно организованная;

4 уровень — систематическая и многоуровневая организованная дезинтеграция;

5 уровень — вторичная интеграция (уровень собственно личности).

Первый уровень является самым низким уровнем развития.

Он находится скорее за границами внутренней психической среды, это — исходный пункт развития дальнейших уровней. Люди, находящиеся на этом уровне, обнаруживают обычно примитивную интеграцию инстинктов с подчиненным им интеллектом. Их характеризует одностороннее интеллектуальное развитие с недоразвитием чувств. Воображение их находится во власти сильных примитивных инстинктов и влечений. У этих людей практически отсутствуют внутренние конфликты, не развита эмпатия, отзывчивость на страдания и смерть людей, отсутствие понимания и попыток разрешения проблемы собственной смерти. Согласно К.Домбровскому, первый уровень характеризует большинство так называемых обычных людей, а также людей на грани психопатии и психопатологии. Это — индивиды агрессивные, часто коварные, обычно ловкие, динамичные. Решают все быстро, без колебаний. Не очень щепетильные, производят впечатление, что «на них можно рассчитывать». Всегда руководствуются собственными интересами и охотно используют других людей в своих целях, их мало впечатляет несправедливость по отношению к другим людям. В своем стремлении к цели они ни перед чем не остановятся. Разумеется, существует моральная градация этой группы: от психопатов до так называемых «средних» людей, у которых психопатия развивается под влиянием несчастливо складывающихся внешних обстоятельств (война, экономический кризис и т.п.). В этих условиях они, как правило, подчиняются психопатической группе людей, сохраняя, однако, некоторые колебания и незначительную впечатлительность.

Комментарий: Подобные индивиды описаны в статье Что из себя представляет психопат.
Безусловно, не каждый человек на первом уровне дезинтеграции является психопатом, психопаты в течение всей своей жизни не способны двинуться дальше этого уровня.


На этом уровне отсутствуют динамизмы психического развития; он характеризуется жесткостью, отсутствием эмоциональных связей с другими людьми (другие люди на этом уровне трактуются как предметы), внешней конфликтностью.
Поведение индивидов этого уровня отличается эгоцентризмом, что выражается, в частности, в стремлении к занятию постов, дающих силу и власть. Как отмечает представитель школы ТПД М.И. Пеховски, «Характерные черты авторитарной личности. в точности соответствуют характерным чертам первичной интеграции»[4].

Второй уровень развития — одноуровневая дезинтеграция.

Здесь уже имеет место радикальный отход от монолитной структуры первичной интеграции. Ориентация на внешний мир и его оценки всё ещё сильна, однако появляются сомнения, колебания, неуверенность при принятии некоторых решений. Эмоциональные связи с другими людьми здесь уже существуют, однако некоторые их стороны могут быть чрезмерными (например, слишком сильная зависимость от других людей, ревность, зависть). Мышление индивида на этом уровне не имеет эвристической ценности, хотя иногда производит впечатление научного подхода к проблемам. Доминирует релятивизм нравственных ценностей. Появляются внутренние конфликты, однако их разрешение чаще всего является результатом случая или поверхностных размышлений, а не результатом внутренней борьбы. Здесь, однако, имеют место сильные эмоциональные конфликты, но поскольку они не имеют принципиальной основы для разрешения в сторону психического развития, то ведут к различного рода психическим срывам. Поведение таких людей обычно либо никак не ориентировано, либо ориентировано на внешние стандарты, будучи подвержено сменам моды, идеологии, вождей — без способности к оценке их значения и смысла.

Неконформное поведение, как правило, выливается в бунт, не будучи основано на развитых принципах. Результатом ослабления первичной интегративной структуры на этом уровне при отсутствии иерархии ценностей становятся особенно острые психические нарушения: шизофрения и другие психозы, фобии, нарушения психосоматические, алкоголизм и наркомания. С точки зрения форм поведения этот уровень дезинтеграции является наиболее разнообразным: сюда относятся все проявления ненаправленного поведения, поведения странного, но обычно лишённого рефлексии и внутрипсихических изменений в сторону развития личности. В крайних случаях одноуровневая дезинтеграция выливается в безвыходную ситуацию, хронический конфликт без разрешения.

«Причина — в отсутствии канализации энергии «вверх» ввиду отсутствия многоуровневых эмоциональных функций и отсутствия иерархий ценностей. Люди этого уровня становятся слишком впечатлительными, чтобы легко опуститься на низший уровень, но и не имеют достаточно данных, чтобы понять иерархию ценностей. Всё это ведет часто к самоубийствам и психическим нарушениям. Это — уровень тяжелейших страданий с весьма малыми возможностями ретроспекции и проспекции и психического развития» [1].

Третий уровень называется многоуровневой спонтанной дезинтеграцией.

Он отражает принципиальный скачок в развитии и характеризуется экстенсивной дифференциацией психических структур и функций. Все большее влияние на поведение начинают оказывать внутрипсихические процессы, неуверенность сменяется растущим ощущением «того, что должно быть» в противоположность «тому, что есть» в структуре личности.»

Это понимание — источник сильнейших импульсов развития, фазы настоящего очеловечивания психических функций. Это — «новая вещь в мире» — понимание и переживание иерархии ценностей как чего-то неизбежного, человеческого, единственного, дающего надежду и смысл человеческой жизни. Эта фаза не достигается легко. Ей предшествуют поиски трудных решений в «ночи души», в колебаниях, напряжениях, страхе, депрессии и тому подобному. Однако появившаяся иерархия ценностей становится основным стимулом развития» [1].

Эмоциональные связи становятся более избирательными и тяготеют к исключительности. Многочисленные внутренние конфликты отражают иерархическую организацию эмоциональной жизни: «то, что есть», противопоставляется «тому, что должно быть». Динамизмы (динамизмы в ТПД К. Домбровского — это факторы, действующие преобразующим образом на психику человека), характерные для этого уровня развития: удивление и беспокойство по отношению к себе самому и к окружению, недовольство собой, чувство «несоответствия» себе самому, стыда и вины; позитивная неприспособленность, творческий инстинкт. Обычно такие реакции принято считать психоневротическими, т.е. ненормальными. Однако в контексте ТПД такие психические состояния рассматриваются как признак душевного здоровья, т.к. основной критерий здесь — способность к внутреннему психическому развитию, а подобные состояния, согласно ТПД, как раз и указывают на это. К.Домбровский в ряде своих работ выявил многоуровневый и прогрессивный характер большинства психоневротических процессов, что явилось для него основой его клинической деятельности; другое важнейшее направление его исследований — анализ процессов, лежащих в основе развития творческих личностей- также указывает, что в основе этого развития лежат процессы того же психоневротического характера.

На этом уровне — спонтанной дезинтеграции — разыгрывается, как пишет К.Домбровский, «истинно человеческая драма. Здесь человек погружен в собственную усиленную возбудимость — чувственную, психодвигательную, эмоциональную, воображения, интеллектуальную; в позитивную неприспособленность, психоневрозы страха, депрессии; но у человека теперь есть защитный динамизм развития — «канал вверх», возможность развития, даже ускоренного» [1].

Четвертый уровень психического развития

Это систематическая многоуровневая организованная дезинтеграция. Это — иерархическая структура, являющаяся дальнейшим преобразованием структуры 3 уровня. Отличительной чертой 4 уровня является внутренне детерминируемый и сознательный синтез и организация развития. В отличие от 3 уровня, формирование внутренней иерархии ценностей здесь происходит сознательно. Ослабевают напряжения и конфликты, усиливается автономия, независимость решений и поступков. Поведение формируется в направлении самосовершенствования и служения людям. На этом уровне действует следующие динамизмы внутреннего развития: отношение «объект — субъект в себе самом», которое, как считает автор ТПД, является основным в психическом развитии человека. Оно заключается в постепенном развитии отношения к себе, а точнее — к своим низшим уровням — как к объекту.

Дело идет о процессе отделения «менее себя» от «более себя» через взгляд на себя со стороны, что не имеет (почти) ничего общего с научной интроспекцией, связанной с научными опытами, не имеющими влияния на поведение человека. Этот динамизм выполняет задачу самонаблюдения, самооценки, сравнения себя с другими людьми. Объективизация по отношению к себе находится в обратно пропорциональном отношении к субъективации по отношению к другим людям, в смысле отношения к ним не как к объектам, а как к живым людям. На этом уровне корректирующую роль в установлении и соблюдении внутренних регуляторов и образцов жизни выполняет так называемый «третий фактор». «Третий фактор» — это сложный динамизм, производный многих факторов, действующих на том же уровне, что и он, или на низших. «Третьим» этот фактор называется потому, что до него и наряду с ним действуют первый, конституциональный фактор — наследственность и связанный с ней потенциал развития, — и второй — влияние окружения, в частности, социального.

С появлением внутренней психической среды возникают элементы, которые потом сложатся в «третий фактор». Так, на 3 уровне психического развития это: чувство вины и стыда, недовольство собой, обеспокоенность собой, тяга к творчеству. Таким образом, это комплекс определенных психических состояний, активно относящихся к себе самому и к окружению и постепенно формирующих автономные и аутентичные факторы, к которым на высших уровнях психического развития полностью переходит задача формирования личности и ее жизненных выборов.

Как отмечает К.Домбровский, с научной точки зрения трудно определить источник возникновения и развития этого «третьего фактора», т.к. обычно его ищут в наследственности или в социальности. Хотя это отчасти и верно, но не дает возможности выяснить источник этого фактора до конца. Можно лишь сказать, что клинически он хорошо локализован во времени: наблюдалось много случаев, когда этого фактора не было совсем или он был в зачаточном состоянии, а через несколько лет он был заметен у тех же людей явно и разветвленно. На этом же четвертом уровне психического развития действуют и самоконтроль, регулирующий развитие и сдерживающий мешающие ему процессы; и самовоспитание, которое реализует программу систематического развития, а также аутопсихотерапия — разновидность или подсистема самовоспитания в периоды конфликтов и психоневрозов.

На 4 уровне развития эмпатия означает сочувствие и любовь, включающие в себя готовность защиты других людей, помощи им; идентификация означает точное эмпатическое понимание и принятие чувств и проблем других, часто вовсе непохожих на нас, людей; самосовершенствование означает ожидание совершенства от самого себя, борьбу с неуспехами в достижении своих целей, желание бороться за себя; внутренний конфликт отражает разочарование во время поисков совершенства или в решении «экзистенциальных вопросов», страдания от собственного несовершенства.

Основная структура процесса развития на 4 уровне представлена превращением должного в действительное. С 5 уровнем развития ее сближает ряд действующих уже здесь динамизмов вторичной интеграции, таких как ответственность, решение общественно важных задач; автономия, или вера в собственный внутренний прогресс, проявляющийся в утверждении себя на высших уровнях; аутентизм, или иерархия универсальных ценностей в деятельности; личностный идеал, или наивысший уровень регуляции, включающий в себя ряд индивидуальных черт, таких как интересы, способности, таланты, исключительные союзы любви и дружбы, сознательное самоотождествление с собой и с историей себя и социальных черт: эмпатия, ответственность, автономия, аутентизм, высокий уровень социального сознания.

В процессе многоуровневой реструктурализации подчиненность динамизмам низших уровней замещается гармонией и автономией высших уровней. Низшие уровни распадаются и оказываются исключенными из структуры вторичной интеграции. Одновременно с их исчезновением возвращение на низшие уровни функционирования становится невозможным.

Пятый уровень — вторичная интеграция.

Представляет собой наивысший уровень развития. На этом уровне процесс прогрессирующего синтеза приводит к гармоничному единству, которое является функцией «наиболее полного воплощения идеала» (Домбровский, 1974). Лица, которые достигают этого уровня, соединяют в себе безграничную способность к сочувствию и самоотверженность. На этом уровне уже нет внутренних конфликтов в смысле противопоставления «того, что есть», — «тому, что должно быть», так как здесь должное становится действительным. Личностный идеал является основным и наиболее сильным динамизмом вторичной интеграции; при отсутствии напряжения со стороны других динамизмов, самоотождествляющихся с личностью, — он один напряжен, динамичен и действует как сильнейший фактор этого уровня.

Таким образом, в процессе Позитивной Дезинтеграции индивид преодолевает биопсихическую заданность, свой психологический тип и выходит на уровень личности. Согласно ТПД, личность — это не состояние, это процесс, никогда не завершимый, и о том, что индивид становится на путь развития своей личности, можно говорить лишь после того, как в нём (в результате ПД) совершился ряд необратимых психических процессов нравственного смысла. Личность, по мнению К.Домбровского, «это индивид в наибольшей степени цельный, гармоничный, отличающийся высоким уровнем саморефлексии, сознательности,» самовыбором», убежденностью в правильности своей позиции, в непреходящей ценности своих целей, отдающий себе отчет в незавершенности развития и постоянно самосовершенствующийся. Индивидуальность может быть недюжинной как в позитивном, так и в негативном смысле — личность всегда позитивна» [1]. На вершине своего развития личность в своей жизни руководствуется уже только и исключительно «личностным идеалом», основой которого К. Домбровский считает такие нормы и качества людей, которые имеют неизменный характер, признаны и реализованы человеком еще на заре его культуры и которые можно назвать безотносительными. Они проявляются через историю человечества, аккумулируясь в большей или меньшей степени в известных исторических личностях.

К.Домбровский рассматривает людей — с точки зрения индивидуальной и общественной ценности — как позитивно настроенных (их относительно мало), негативно (их тоже мало) и смешанных (их большинство) с преобладанием позитивных черт в целом, хотя случаются периоды в жизни отдельных людей или обществ, когда деструкция берет верх, но это обычно длится недолго. Ценности же даже в периоды упадка не исчезают, а остаются (хотя бы в форме тоски по ним). Они составляют основу и условие существования человечества, они неуничтожимы; они существуют от начала истории, неизменны в своей сути, хотя проявляются в различной степени развитости. Рядом с позитивными чертами существуют негативные и эволюционируют вместе с ними.

Позитивные ценности, которые осваивает индивид на пути становления личности, по мнению автора ТПД, таковы. Широко распространенные ценности — это: чувство личной социальной ответственности, чувство справедливости, гражданственность, отвага, честность, смелость, верность принципам и людям; редко встречающиеся ценности: общая впечатлительность и тонкость (моральная, интеллектуальная, эстетическая); вера в свое мировоззрение; зрелость чувств; способность к самопознанию и познанию; способность к постоянному самосовершенствованию.

Итак, согласно ТПД, личность — это процесс, который проходит индивид в направлении овладения этими ценностями через иерархическое освоение пяти уровней психического развития. Однако для того, чтобы успешно развиваться в направлении личности, индивиду необходимо иметь определенный потенциал развития (ПР).

Казимеж Домбровский — доктор медицины и философии. Клинический психолог, психиатр и педагог. Учился в университетах: Познанском, Женевском, Венском, Гарварде, Сорбонне, Балтиморе. Стипендиант нескольких фондов, в том числе: Рокфеллера, Форда, ООН, Centre Nationale des Kecherches Scientifiques, Совета Канады. Инициатор движения психической гигиены в Польше в 1930 году. К этому же времени относится начало разработки им основных принципов теории позитивной дезинтеграции, в основе которой лежит представление о развитии личности как нравственного существа. В 1935г. организовал Институт психической гигиены, которым руководил до 1949г. (в том числе и нелегальной деятельностью этого Института во время фашистской оккупации Польши). В 1958 — 1966 годах был руководителем Института Психической гигиены и детской психиатрии Польской Академии Наук.

К. Домбровский читал лекции по клинической психологии и психопатологии в университетах Alberta и Laval (Канада). Автор многих публикаций.

К. Домбровский принадлежал к направлению гуманистической психологии, по-своему развивая основные её идеи и создавая свои формы и методы.

В 1977 г. в Варшаве по инициативе и под руководством профессора К. Домбровского был создан Центр психической гигиены для здоровых людей. Он был создан на основе Консультационного центра творческого развития, организованного для людей творческого труда по инициативе К. Домбровского и Ежи Гротовского, известного теоретика театра. Этот консультативный центр имел в своей составе философа, психолога, педагога, психиатра, терапевта и невролога. К. Домбровский полагал, что только такой «единый фронт» специалистов может гарантировать всестороннюю помощь человеку, обеспечивая глубокий «многоуровневый» диагноз состояния пациента.

Теория позитивной дезинтеграции нашла широкое применение в различных странах. Её принципы и методы лежат в основе практики многих действующих педагогических и психоневротических учреждений не только в Польше, но и в ряде других стран.

Умер К. Домбровский в Варшаве, в декабре 1980 года.

Литература. Основные работы К. Домбровского:

1.Dabrowski, K. (1964). Positive disintegration. Boston: Little Brown & Co.

2.Dabrowski, K. (1967). Personality-shaping through positive disintegration. Boston: Little Brown & Co.

3.Dabrowski, K., with Kawczak, A., & Piechowski, M. M. (1970). Mental growth through positive disintegration. London: Gryf Publications.

4. Dabrowski, K. (1972). Psychoneurosis is not an illness. London: Gryf Publications.

5. Dabrowski, K., with Kawczak, A., & Sochanska, J. (1973). The dynamics of concepts. London: Gryf Publications.

6. Dabrowski, K., with Piechowski, M. M. (1977). Theory of levels of emotional development: Volume 1 — multilevelness and positive disintegration. Oceanside, New York: Dabor Science Publications.

7. Dabrowski, K., & Piechowski, M. M. (1977). Theory of levels of emotional development: Volume II — from primary integration to self — actualization. Oceanside, New York: Dabor Science Publications.

8. Dabrowski, K. (1979, March). Nothing can be changed here. (E. Mazurkiewicz, Trans.), Peter Rolland (Ed.). (Privately Printed).

9. Dabrowski, K. (1996). Multilevelness of emotional and instinctive functions. Lublin, Poland: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego. A republication of the original manuscripts of the 1977 books. Published in English, in one volume, with a new preface by Czeslaw Cekiera. [Part 1: K. Dabrowski, Part 2: K. Dabrowski and M. M. Piechowski.] 446 pages.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть