ПСИХОЛОГИЯ

Что такое диалог в психологии

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

Официальная психология определяет внутренний диалог, как явление постоянного общения личности с самой собой. Внутренний диалог – это следствие глубокого самоанализа на основе жизненного опыта, обращение к разным сторонам человеческого эго.

Сегодня мы разберём что же такое «ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ и его ПСИХОЛОГИЯ»
Понятие внутреннего диалога – что это такое?

Внутренним диалогом специалисты иногда называют психологический приём, который помогает человеку разобраться в ситуации и в своём отношении к ситуации и принять правильное решение. Придание мыслям формы диалога часто помогает упорядочить собственные ощущения и достичь психологического равновесия.

Однако у этого термина есть ещё один смысл, который часто вкладывают в него люди далёкие от официальной науки. Под внутренним диалогом подразумевается неуправляемый поток мыслей, над которым человек потерял контроль. Субъекты склонные к таким проявлениям внутреннего диалога являются несчастными людьми, погрязнувшими в трясине неконтролируемых мыслей и пережёвывания одних и тех же ощущений. Человек и рад бы переключиться, перестать анализировать собственные мысли, слова и поступки, но у него это не получается.

Такие люди не могут жить полной жизнью и получать удовольствие от действительности. Очень часто они кажутся окружающим странными, плохо учатся, не могут найти подходящую работу.Часто жизнь в состоянии постоянного внутреннего диалога приводит к возникновению тревожности, неуверенности в себе, боязни людей и пространства. У такого человека может развиться фобия или навязчивая идея.

Психиатры часто считают наиболее сложные формы внутреннего диалога признаком тяжёлых психических заболеваний, таких, например, как шизофрения.Начинает проявляться это состояние довольно рано, часто с самых первых лет жизни. Человек считает внутренний диалог своим обычным состоянием и не считает нужным от него избавляться. Привычка бесконечного внутреннего разговора с самим собой настолько прочно въедается в сознание, что человеку трудно представить, что можно жить и без неё.
Причины возникновения внутреннего диалога

Очень часто в процесс внутреннего диалога вовлекаются люди робкие, неуверенные в себе, в жизни которых нет должной поддержки и внимания близких. Иногда жизненные испытания являются чрезмерными для человека со слабой психикой. Такой человек начинает бояться действительности, без конца проговаривает про себя свои промахи, со страхом представляет неудачи и сложности, которые могут ожидать его в будущем.

Навязчивые опасения сделать что-то не так, желание продумать все негативные варианты развития событий часто приводят к противоположному результату – такой человек как бы притягивает несчастья. При этом его подсознание убеждает себя, что « я же знал, что так будет».
Внутренний диалог такой человек считает просто размышлениями и формой своей внутренней жизни. А на деле такое явление – это следствие воздействия окружения на психику человека. Если бы такому субъекту вовремя оказали помощь, его жизнь могла стать намного ярче и счастливее без непрерывного выматывающего самоанализа. Человек смог бы обратить внимание на семью, друзей, работу, а не только на свой внутренний мир.
Возможна ли остановка внутреннего диалога?

Разумеется, от состояния внутреннего диалога нужно избавляться. Но возможно ли это?

А если возможно, то как это сделать?

Остановить внутренний диалог сразу очень сложно. Часто процесс остановки растягивается на несколько лет. Но самое главное – начать. То есть уяснить для себя, что постоянный разговор с самим собой вам мешает наслаждаться жизнью, любить семью и друзей, делать на высоком уровне свою работу.

Надо стараться как можно активнее принимать решения и смело действовать, не опасаясь печальных последствий. Осуществляя какое-то действие надо добиваться максимальной концентрации внимания, интересоваться деталями, вникать во все мелочи.Очень полезно начать интересоваться проблемами других людей, обдумывать не свои переживания, а способы помощи тем, кто в этом нуждается.

Как можно больше надо бывать с приятными вам людьми на природе, замечая красоту деревьев, цветов, животных. Забота о ком-либо может очень эффективно избавить человека от привычки вести диалог с самим собой, даже если этот кто-то всего лишь кошка или собака.

Огромным помощником в остановке внутреннего диалога является творчество. Начиная рисовать или писать стихи, человек как бы приоткрывает дверцу своего сознания и выходит на яркий свет. Занимаясь творчеством можно избавиться от навязчивых страхов, тоски, неуверенности.

Даже если природа не наделила вас выдающимися талантами, всегда можно найти способ для самовыражения – живопись, игра на музыкальных инструментах, вышивание, резьба по дереву, участие в любительских спектаклях. Всё это помогает выбросить из головы надоедливые мысли и начать жить полной жизнью.

Остановка внутреннего диалога, это процесс самопознания себя, скажу вам больше это процесс самосовершенствование себя! Приобретая контроль остановки внутреннего диалога, вы начинаете контролировать ход всех своих мыслей.

Приходилось ли вам дорогие читатели, когда нибудь в своей жизни сталкиваться, с этим тайным фактором жизни, я имею в виду внутреннего не угомоного болтуна! Были ли у вас, когда-нибудь разногласия «с ним (с ней)» после которых вы чувствовали себя как выжатый лимон, либо допускали ошибки в своей жизни предполагая конечный результат.Я прошу вас описать свой жизненный опыт, как вы с этим столкнулись, и что вас пробудило для остановки «контроля» не угомоного внутреннего болтуна?

А так же если вы хотите получать,тайную информацию,техники медитации работы с подсознанием, для раскрытия своего собственного внутреннего потенциала, то милости прошу подписаться на мою рассылку, если данный материал вам понравился, прошу вас,поделиться данной статьёй в соц,сети.

«Чем больше успешных, и счастливых людей будет в мире ,тем он прекраснее станет»

Источник

диалог

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «диалог» в других словарях:

Диалог — (греч. dialogos первоначальное значение разговор между двумя лицами) словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками. Возможность, к рую открывает такое сопоставление в разговоре нескольких лиц, уже издавна заставляла писателей… … Литературная энциклопедия

диалог — а, м. dialogue <лат. dialogus <гр. dialogos. 1. Литературный жанр в форме беседы двух или более персонажей. Сл. 18. Феодорит в первом диалозе .. сия сказует. Соб. 42. // Сл. 18 6 124. Посылается до вас диалогус на французском языке, который … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИАЛОГ — форма речи, разговор, в к ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла (особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой обучения: тогда… … Энциклопедия культурологии

ДИАЛОГ — (франц. dialogue, от греч. dialogos). Разговор между двумя или несколькими лицами: форма изложения драмат. произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАЛОГ разговор двух сторон, двух лиц. Также… … Словарь иностранных слов русского языка

Диалог — ДИАЛОГ. Диалогом в широком смысле называют всякое собеседование; в частности обмен мыслями («Диалог» Платона). Драматический диалог обмен драматическими репликами имеет особое содержание. Слово в драме действенно. Каждая сцена в драме есть… … Словарь литературных терминов

Диалог+ — – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) … Википедия

диалог+ — – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) Тип Общественное объединение Год основания … Википедия

диалог — См … Словарь синонимов

Диалог — Диалог ♦ Dialogue Разговор двух или больше собеседников, озабоченных поиском одной и той же истины. Таким образом, диалог – вид беседы, отмеченной стремлением к универсальному, а не единичному (в отличие от исповеди) или частному (как в… … Философский словарь Спонвиля

ДИАЛОГ — см. Философский диалог. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИАЛОГ … Философская энциклопедия

Источник

Изучение диалога в психологии

Предпринимая попытки классификации диалогов, психологи исходят из разности мотивов и целей участников диалога. Если цель общения — психологический контакт, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, т.е. люди получают удовольствие от самого общения или выясняют отношения. При иных целях, например, передаче информации, побуждении партнера к действию, желании изменить взгляды оппонента, говорят о мотивах, лежащих за пределами общения.

Выделяют диалоги следующих типов: а) ритуальный: цель общения — выполнение социальной роли, демонстрация норм социальной среды; обычно это общение, закладывающее нормы поведения, общение родителей и детей в период формирования социальных ролей;

б) деловой, его цель — организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; Н-р: между учениками и учителями;

в) интимно-личностный уровень, целью которого является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании; для этого уровня характерно состояние близости, доверительности, т.е. это отношения между близкими людьми.

Функции диалогического общения: Классификация Б.Ф. Ломова детализирована и уточнена группой петербургских психологов [Куницына, Казаринова, Погольша 2001], которые рассматривали данные функции применительно к феномену диалога. Они выделяют восемь основных функций, определяющих способы существования диалога:1.контактная функция, ее цель – установление контактов, взаимоориентированности; 2.информационная функция, ее цель – обмен сообщениями, замыслами, мнениями; 3. побудительная функция, ее цель – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенного действия; 4.координационная функция, ее цель – взаимное ориентирование и согласование действий; 5. функция понимания, ее цель – адекватное восприятие и понимание намерений, установок, переживаний; 6. эмотивная функция, ее цель – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 7. функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей сообщества; 8. функция оказания влияния, ее цель – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образов партнера.

Взаимоотношение участников диалогического общения. Мысль о взаимодействии коммуникантов развивает Г. Мюррей. В одной из своих работ [цит. по: Хекхаузен, 1986] он пишет о том, что для диалогического общения и вообще для коммуникации свойственно такое понятие как мотив, который побуждает людей к общению не только для удовлетворения, но и для обогащения и увлечения обеих сторон. Цель – взаимный поиск приятий, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии. Здесь выделяются две тенденции: а) надежда на взаимопонимание; б) боязнь отвержения.

Рассматривая тот же вопрос о коммуникативном взаимодействии участников диалогического общения, Л. Хоровиц [Хоровиц 1989] выявляет, что в основе диалогического общения лежит два типа поведения: а) действия типа сближения: ориентированность на то, чтобы приблизить к себе человека; б) действия типа отдаленность: ориентированность на то, чтобы отдалить от себя человека.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что приведенные нами результаты психологических исследований диалога не противоречат друг другу, они демонстрируют различные подходы к одному явлению (диалогу). Важным для лингвистики является выделение психологией уровней общения и функций диалога. Эти исследования соотносятся с такими лингвистическими направлениями, как теория речевых жанров и теория речевых актов, а также с теорией коммуникации в целом.

Д в лингвистике

Исследователи связывают возникновение интереса к изучению диалога с работами Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, М.М. Бахтина и др. Огромное количество работ, посвященных исследованию диалогической речи, свидетельствует о многоаспектности и многоплановости данного явления. Все аспекты изучения тесно связаны между собой и соотносятся с различными областями лингвистических наук.

Л.П. Якубинский в своей работе «О диалогической речи» 1923г. [Якубинский 1986], рассматривая бытовой разговорный диалог, отмечает, что возникла необходимость создания какой-либо теории в вопросе изучения диалога и монолога. Он отмечает различия монолога и диалога как искусственного и естественного, выделяя для последнего такие характерные качества, как: реплицирование, быстрота темпа речи, прерываемость, конструкционная сложность. Ученым делается интересное наблюдение, которое затем будет активно развито в работах по жанроведению: бытовой диалог насыщен шаблонными формами и имеет большую степень предсказуемости. При этом Л.П. Якубинский отмечает, что диалогу присущ автоматизм и речевая деятельность проходит «в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора» [Якубинский 1989: с53]. Именно эти наблюдения и характеристики диалога оказались наиболее востребованными в работах последователей по проблемам диалога.

Это еще период, когда изучение Д как элемента реальной коммуникации и элемента ХТ не разошлись между собой! Хотя есть много пересечений! (Чеховский диалог)

Г.О. Винокур в работе «Горе от ума» как памятник русской художественной речи» 1948г. [Винокур 1959], анализируя композиционные особенности произведения, параллельно сделал ряд наблюдений над диалогической речью. Отмечая реплицированность данного явления (см. также Л.П. Якубинский), Г.О. Винокур подчеркнул, что «связь (реплик) может быть разной природы» [Винокур 1959: с. 263]. Исследователь сформулировал некоторые основания к возможной типологии диалога, подчеркивая тот факт, что реплики представляют собой реакцию на сказанное партнером и могут иметь различные цели и реакции: вопрос-ответ; информация-одобрение; информация – возражение; информация – оценка. Сравнивая монологическую и диалогическую речь, Г.О. Винокур выделял следующие отличительные особенности последней: 1) диалогическая речь синтаксически более просто организована, чем монологическая; 2) она всегда направлена во вне и всегда рассчитана на партнера; 3) диалог всегда развивается в рамках заданной темы.

Данные идеи потребовали дальнейшего осмысления и развития. Так, например, современное диалоговедение рассматривает монотемные и политемные диалоги, а конструкционная простота оказалась отнюдь не столь «простой», но недооценить значимость вышеупомянутых исследований как одной из отправных точек современного диалоговедения невозможно.

Современное диалоговедение (теория диалога), на наш взгляд, начинается с работ М.М. Бахтина. Уникальность его исследований заключается в том, что, будучи филологическими по своей природе, они позволили увидеть различные аспекты диалогической речи и тем самым обозначить объект исследования и возможные подходы к его изучению. Одним из первых печатных трудов, касающихся феномена диалога, была работа 1929г. «Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке» [Волошинов 1993], изданная под фамилией его ученика В.Н. Волошинова. Здесь мы находим основные тезисы, касающиеся диалогической речи, развитые в более поздних работах 50-х годов [Бахтин 1996, 2000].

Говоря об обмене высказываниями, уже в ранних работах М.М. Бахтин отмечает мысль об активности обоих участников диалога, ориентированности речи на собеседника, о влиянии социальной среды на высказывание в целом и выбор определенной формы высказывания в частности. Таким образом, мы видим зарождение так называемой теории речевых жанров.

Как показывает анализ современных работ по исследованию диалога, многие из них плодотворно развивают идеи М.М. Бахтина. Мы полагаем, что в области коммуникативной лингвистики выделились некоторые направления в изучении диалога, взаимосвязанные между собой. Их, по меньшей мере, выделяется три:

1. Структурно-смысловой аспект диалоговедения, включающий в себя изучение структуры диалога и условий его существования.

2. Коммуникативно-ролевой аспект диалоговедения, ориентированный на исследование типов диалога, участников коммуникации и их взаимоотношений.

3. Интенциональное диалоговедение, в центре внимания которого стоит исследование целевого назначения диалогической речи.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть