ОТНОШЕНИЯ

Что такое этика человеческих отношений это

Программа курса «Этика человеческих отношений». 5–9-е классы

Проблема. Актуальность. Роль семьи для человека велика. В семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье. Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). По наблюдениям специалистов [23] причины неудач в общении, характерные для большинства выпускников, обусловлены специфическими особенностями их личности:

  • отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться;
  • неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития;
  • у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;
  • эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе.

Это приводит к тому, что выпускники школы-интерната испытывают большие трудности во взрослой жизни, неумение строить отношения в семье и обществе. Поэтому подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни является очень серьезной и сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Цели обучения этике человеческих отношений. Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Складываются две стороны назначения этического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира этическим методом.

Одной из главных задач современной школы является нравственно-этическое воспитание учащихся. Сегодня воспитание предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственно-этических качеств личности предполагает накапливание моральных знаний, развитие социального мышления, накопление и обогащение эмоционального опыта ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирование духовных потребностей, способности в проявлении лучших поступков и поведения.

Детей нужно учить этике и нравственности так же, как наукам, музыке, искусству. И это обучение требует постоянного внимания и совершенствования.

Без базовой нравственно-этической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе-интернате этика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин: литературы, истории, обществознания, биологии, химии и др.

Ведущая роль играет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе проигрывания ситуаций — основной учебной деятельности на уроках этики — развивается творческая и прикладная стороны мышления. Использование на уроках этики дополнительную литературу, афоризмы известных людей мира, пословицы и поговорки дает возможность развивать у учащихся точную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие средства.

Нравственно-этическое образование вносит вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности. Изучение этики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества в природе и жизни. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития этики, именами людей, оставивших неизгладимый след в нравственно-этической науке, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Роль нравственно-этической подготовки в общем образовании воспитанника ставит следующие цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате:

  • овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, для социализации воспитанников школы-интерната;
  • интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения этике человеческих отношений должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики этики как учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Формирование нравственно-этической культуры воспитанника — довольно широкое и емкое понятие, оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста воспитанников, уровня их нравственно-этической подготовленности, развития их общеучебных умений, специфики решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств обучения, компьютерных технологий. Помимо традиционных желательно использование методов обучения в группе. Методы обучения в группе — это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, «мальчишники» и «девишники», упражнения-энергизаторы (физминутки) [21].

Критерием успешной работы учителя должно служить качество нравственно-этической подготовки воспитанников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-либо метода, приема, формы и средства обучения.

Необходимо ориентировать учебный процесс на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

Структура курса этики человеческих отношений. В курсе этики человеческих отношений 5 — 11 классов с учетом возрастных особенностей воспитанников и сложившихся традиций выделяются две ступени обучения: основная школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы). В основной школе изучается предмет «этика человеческих отношений», в старшей школе — «Этика и психология семейной жизни».

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5-7 классах систематическое развитие понятия этики.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5 классе является знакомство и систематическое развитие понятия этики, культуры речи, выработка умений продуктивно общаться, формирование умений подчиняться требованиям и правилам, ориентироваться на социальные нормы. Знакомятся с понятиями ПАВ — психоактивное вещество, причинами употребления ПАВ, учатся соблюдать безопасность и сопротивляться давлению.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на методах активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения, невербальные формы общения. Нравственно-этические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса воспитанники развивают навыки общения, познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты характера: страх, боязнь.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 6 классе является систематизация этических знаний.

Воспитанники познают, как быть принятыми окружающими людьми. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. Продолжается индивидуальная работа по самовоспитанию.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 7 классе является расширение понятия ответственность, развитие стремления к самовоспитанию.

Воспитанники должны прожить, прочувствовать, познать зависимость его личностных «хочу» от «надо» и наоборот. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля, деликатность, внимание.

Курсу присущи системообразующий и обобщающий характер изложений, направленный на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в 5-6 классах.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 8 классе является расширение знаний о себе и человеке в целом, развитие эмоциональной сферы воспитанников, снижение половой агрессивности.

У воспитанников прививается чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Раскрываются понятия достоинство, женственность, мужество, великодушие. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: злобность, жестокость, злословие.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 9 классе является формирование понятия смысла и цели жизни человека, представления о сексуальных отношениях, гигиене и безопасности, навыков взаимоотношений между девушкой и юношей, понимание своей роли в обществе.

Воспитанники познают противоречия личных интересов с общественными. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.

ТРЕБОВАНИЯ К НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ

5-7 классы.

Человек среди людей.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять термины: средства общения, этика и этикет, внутренняя и внешняя воспитанность, манеры поведения;
  • понимать права и достоинства других членов коллектива;
  • признание принципа равенства в человеческих отношениях;
  • стремиться к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с окружающими людьми.

Самовоспитание.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: характер, мышление и мыслительные операции, воля и волевые качества личности;
  • уметь правильно вести себя на улице, в общественных местах;
  • стремиться к самопознанию и развивать волевые качества;
  • понимать, что судьба зависит от совершаемых человеком поступков.

Ответственность.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять в речи термины: ответственность, самовоспитание
  • понимать роль ответственности и безответственности в жизни;
  • уметь брать на себя ответственность за совершенные поступки.

Вредные и полезные привычки.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: ПАВ, миф, ингалянты, наркотики;
  • уметь отличить миф от правды;
  • уметь говорить «нет»

Здоровье.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: психическое, физическое и социальное здоровье человека;
  • понимать, зачем надо беречь и заботиться о своем здоровье.

8-9 классы.

Человек среди людей.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять термины: достоинство, мужество, женственность, совесть, благодарность, преступление и наказание;
  • понимать связь между поступками и последствиями, различие между добром и злом;
  • уметь строить отношения на взаимопонимании;
  • уметь приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимать его психического состояния;
  • быть готовыми принять на себя новую систему обязанностей, ответственность за свое поведение.

Смысл жизни человека.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять термины: человек и личность, счастье, смысл, стремление, мечта и цель;
  • задумываться о смысле жизни, о будущей профессии;
  • стремиться к осуществлению своей мечты.

Самовоспитание.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: товарищество, дружба, любовь;
  • стремиться к самопознанию и развивать волевые качества: сдержанность, терпение.

Ответственность.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять в речи термины: свобода, выбор, ответственность, безответственность, закон, ценностные ориентации;
  • понимать чувства других людей;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • уметь делать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Вредные и полезные привычки.В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: алкоголизация, наркотизация общества;
  • знать проблемы, возникающие у людей в результате употребления алкоголя, наркотиков;
  • стремиться к трезвому образу жизни.

Здоровье. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны: понимать ценность здоровья, зависимость исполнения мечты от состояния здоровья человека.

5-7 класс.

Человек среди людей. Средства общения. Внимание к людям. Умение слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости. Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность.

Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения.

Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.

Самовоспитание. Поведение на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода. Учимся вежеству.

Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных..

Познай себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.

Ответственность. Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за свои поступки. Самовоспитание.

Полезные и вредные привычки. Полезные и вредные привычки.

ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты.

Тревожность. Как преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления?

Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.

Здоровье. Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье? Перед кем я несу ответственность за свое здоровье? За кого я несу ответственность? Вперед к здоровью!

8-9 классы.

Роскошь человеческого общения. Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит? Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Забота. Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она.

Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло.

Умей познать другого.

Дружба и любовь. Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба.

Достоинство. Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство.

В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь — величайшая ценность.

Ответственность. Свобода и ответственность Преступление и наказание. Законы и правила.

Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого.

Свобода и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила.

Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?

Вредные и полезные привычки. Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в чем опасность? Осторожно, наркомания!

Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли прожить без алкоголя?

Здоровье. В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Москва, 2005Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1988
  • Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.Москва, 2004
  • Бодирова З.А. Классные часы и беседы для девушек. Москва, 2003
  • Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. Москва, 2003
  • Волкова Т.В. Наука быть человеком. Волгоград, 2008
  • Галина И.В. Алкоголь и дети. Москва, 1985
  • Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. С-П, 2008
  • Даржа В. Спасти наших детей. Москва, 2001
  • Дик Н.Ф. Тематические классные часы «Человек и закон». Ростов-на Дону, 2008
  • Иванова Н.П. Развитие личности ребенка. Москва, 1995
  • Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Москва, 2002
  • Литвак М. Психологическое айкидо.
  • Лом И.М. Правила хорошего тона. Смоленск, 1993
  • Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек. Москва, 2007
  • Мирилова Т.Л. Воспитание хороших манер. Волгоград, 2009
  • Нигамедзянов Э.А. Правда о наркотиках и наркомании. Москва, 2006
  • Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья. Москва, 2007
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1985
  • Пащенков С. Во вред здоровью, семье, потомству. Москва, 1985
  • Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград, 2007
  • Романова О.Л. Полезные привычки. Москва, 2001
  • Рясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. Москва, 2003
  • Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 2001
  • Сорокоумова Е.А. Уроки общения. С-П, 1994
  • Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Москва, 1990
  • Трушов В.П. Наркология в практике педагога и школьного психолога. Липецк, 2008
  • Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Москва, 2006
  • Энциклопедия Независимости. Москва, 2007
  • Источник

    [njwa_button id="1161"]
    Показать больше

    Похожие статьи

    >
    Закрыть
    Adblock
    detector