ПСИХОЛОГИЯ

Что такое функционализм в психологии

Функционализм

Представители:

Вильям Джеймс (1842-1910) , Джон Дьюи (1859-1952)

Предмет рассмотрения

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

Теоретические положения

Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».

Учение об эмоциях: показывает, что «условия» — это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.

Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания

Практика

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой.

Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Вклад в психологию

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи — выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.

Во многом идеи функционализма подхватил бихевиоризм.

Источник

Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.

Функционализм (конец ХIХ в — 20е годы ХХ века, на смену пришел бихевиоризм).

Джон Дьюи — психолог, философ, педагог

В 1896 г. статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии»- ее считают началом функционализма. В рефлекс дуге выделяют начало, середину и конец; у каждой части своя особая функция. По Дьюи, рефлекс – это единый целостный акт координации, направленный на адаптацию организма к среде. Начало направлено на выявление условий, в которых оказался организм; середина — на осмысление, анализ этих условий; реакция — приведение в соответствие организма с теми условиями, в которых он оказался в данный момент. По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

Социальную почву функционализма составляет прагматизм, который пронизывал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая полезность идей считалась главным свойством идей. В этой обстановке анализ создания, лишенный практической значимости, как это было в структурализме Титченера, вызывал протест.

Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов; требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении.

Предметом изучения объявляется функция, т. е. операция.

Изучить функцию — значит, раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основные положения школы функционализма:

1. психология должна изучать не Что, а Как (как работает сознание, а не из чего оно состоит).

2. Задача состоит в том, чтобы изучать полезность сознания в новых ситуациях, приспособление к новым условиям.

3. В поведении действуют целостный организм- душа и тело, в неразрывном единстве.

Функционализм явился стимулом, побудителем крупного поворота в психологии: от теоретической к прикладным формам психологии: психология раскололась на 2 – теоретическую и прикладную.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки — педагогической, промышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты (видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кислородом и др

Чикагская школа: Дьюи, Энджелл и Кэрр.

Дьюивыступил с критикой психологического молекуляризма, элементаризма и редукционизма теории рефлекторной дуги, в которой раздражитель и реакция рассматриваются как обособленные части. Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, раздражитель и реакция должны рассматриваться как единое, а не как набор индивидуальных ощущений и реакций. Нельзя исследовать сознание, изучив лишь его отдельные элементы. Предметом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма приспособления к окружающей среде.

Джеймс Роуленд Энджелл (1869-1949) превратил движение функционалистов в настоящую психологическую школу.

Функция психики – совершенствовать адаптивные способности организма. Цель психологии – изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении в окружающей среде.

— изучать психические операции, а не элементы. Задача – изучение процессов и условий, в которых они протекают.

— изучение роли сознания и таких психических процессов как суждение и проявление воли.

— изучение психофизических связей (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой.

Гарвей Карр – функционализм достиг своего пика в качестве формальной системы.

Предмет изучения психологии – психическая деятельность (такие процессы как восприятие, мышление, память, воображение, чувство, воля).

Функция психической деятельности – приобретение, фиксирование, сохранение, организация и оценка переживаний и их использование для руководства поведением.

Тип поведения, который отражает психическую активность, – приспособительное поведение. Акцент изучения перенесен с исключительно субъективной мысли на объективное, внешне проявляемое поведение.

Психология занимается изучением личности, мышления и «я» человека, но это только абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека.

Психофизические процессы – разнообразные мыслительные операции, входящие в приспособительные реакции организма.

Колумбийская школа: Вудвортс

Представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Основное положение: важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов). Предметом психологии является и сознание, и поведение. На реакцию оказывает влияние не только характер раздражителя, но и сам организм с его разными уровнями энергии и всем предшествующим опытом. С помощью объективного наблюдения можно изучать воздействие внешнего раздражителя и ответную реакцию, но то, что происходит внутри организма, доступно только методу интроспекции.

«Динамическая психология» (1918)

Европейский функционализм: Рибо

В Швейцарии: Клапаред (утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, потребностей.).

Источник

Функционализм в психологии: что это такое?

Функционализм — это философское течение, провозглашающее приоритетом изучение практических свойств вещи, явления или предмета. В связи с этим функционализм зачастую противопоставляют таким школам философии, как историзм и структурализм, потому что функционалисты считают, что онтологический аспект вещи имеет примат перед вопросами структуры или развития. Отсюда можно сделать вывод: сторонники функционализма полагают, что невозможно проникнуть в суть предмета, первоначально не поняв, зачем он нужен, какова его функция в окружающей нас реальности.

Иными словами, последователи школы функционализма придерживались взгляда, кратко выраженного в следующих словах: «Как возможно понять назначение и смысл штопора, только лишь изучив его физические признаки и свойства?». Кроме того, функции предмета считались тем важным свойством, которое двигает его эволюцию, способствуют формированию или изменению его структуры.

Функционализм: история создания течения и его основатели

Функционализм как философское и психологическое течение научной мысли сложился в Соединённых Штатах Америки в конце девятнадцатого века из знаний, полученных к тому моменту экспериментальной психологией. В то время среди психологов была популярна точка зрения о том, что каждая зона мозга имеет свою особую специализацию. Воззрения той эпохи остались в названиях некоторых участков головного мозга, например, зона Вернике или зона Брока. На сегодняшний день взгляды сторонников функционализма были в значительной степени отредактированы благодаря открытиям, полученным в ходе исследований нейробиологов и когнитивных психологов.

Родоначальником функционализма считается Уильям Джеймс, на идеи которого сильно повлияли труды Герберта Спенсера, Вудвортса, Энджелла и Джона Дьюи.

Основой функционализма следует считать прагматизм, который в конце девятнадцатого века являлся доминирующим течением в американской философии и науке, поэтому полезность и применимость идей на практике являлись чуть ли не единственным критерием, которым следовало руководствоваться в философской и научной деятельности и который встречал практически единогласное одобрение.

Создание и развитие идей функционализма послужило мощным толчком для психологии. Этот момент для психологической науки считают поворотным и революционным, поскольку функционалисты фактически осуществили раскол психологии на теоретическую и прикладную.

Основные идеи функционализма в психологии и методы исследования

Основная идея функционализма заключается в следующем: любое состояние психики можно объяснить с точки зрения связей между причиной и следствием, существующих между изучаемым состоянием психики, условиями окружающей действительности, являющимися побудительными причинами, и поведением индивида, являющимся следствием действия побудительных причин.

Внимание функционалистов в первую очередь занимали вопросы того, как личность может эффективно приспособиться к окружающей её действительности, какие психические функции она задействует в этом процессе и что необходимо сделать, какие способы найти, чтобы улучшить приспособляемость.

В связи с этим нельзя не упомянуть понятие «рефлекторная дуга«, которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма. Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

Дьюи полагал, что рефлекс является актом координации, целостным и единым, цель которого состоит в приспособлении организма к условиям окружающей реальности. Начало дуги характеризует условия среды, в которых организм вынужден функционировать. Середина дуги символизирует то, как живое существо проводит анализ этих условий и осмысляет их. Конец дуги означает реакцию организма, то есть те действия, которые он совершает исходя из условий среды. Отсюда Дьюи делает вывод, что человеческую психику необходимо рассматривать под тем же углом, что и рефлекс, а именно: какую полезную роль она выполняет для регуляции поведения индивида.

Как известно профессиональным психологам, слово «психология» переводится как «наука о душе», однако, согласно мнению Джеймса, эта наука должна не только думать о том, из чего состоит душа, как она устроена и почему она может меняться, но и о том, в чём её ценность для каждого отдельного человеческого существа, каким целям она служит.

Что касается вопросов сознания, то последователи Джеймса полагали, что необходимо заниматься не проблемами строения сознания, а его ролью в жизни человека и его выживании. Благодаря таким взглядам психология обогатилась гипотезой, провозглашающей ролью сознания помощь личности в выживании и приспособлении к различным ситуациям, которые ставит перед ней жизнь. Каким образом сознание выполняет эту функцию? Тремя следующими способами:

  • повторение привычных способов реагирования на возникающие ситуации;
  • изменение привычек, происходящее вследствие изменения обстоятельств;
  • освоение и закрепление новых паттернов поведения.

Функционалисты выдвинули интересную точку зрения о сущности эмоций, которая нашла своё подтверждение в будущем после проведения психологических исследований. Они предположили, что эмоции являются результатом изменений, произошедших в физиологии индивида, поэтому они никак не могут быть причиной поведения человека, а только следствием.

В рамках функционализма в психологии был сформулирован постулат об идеомоторном акте, который гласил, что любая мысль человека может привести его к действию и результату, если этой мысли не будет активно мешать какая-либо другая мысль.

В структуре личности функционалисты выделяли четыре грани человеческого Я:

Большим вкладом в современную психологию следует считать идею функционалистов касательно самооценки индивида. Они заметили, что степень, с которой человек уважает себя, зависит от двух величин: от того, что личность считает успехом и от его возрастания, а также от уровня её притязаний.

Методы

Несмотря на то что внимание сторонников функционализма было обращено преимущественно на внешние проявления психических процессов в отличие от структуралистов, изучавших внутреннюю сторону психической жизни человека, основным методом изучения для них была интроспекция.

Школы функционализма

Чикагская школа

Представителями этой школы являлись Джон Дьюи, Говард Кэрр и Джеймс Энджелл. Основные воззрения, которых они придерживались, заключались в следующем:

  1. Бессмысленно изучать психические элементы, нужно обращать свой взор на психические операции и условия, в которых реализуются эти операции.
  2. Необходимо понять, какова роль сознания в жизни человека и разобраться с такими понятиями, как воля и суждение.
  3. Связка разума и тела изучается как контекст отношений между окружающей действительностью и индивидом.
  4. Такие понятия, как мышление, Я и личность, по своей сути, абстрактные понятия, которые могут быть изучены только в виде внешних выражений и реакций индивида на какие-либо раздражители.

Колумбийская школа

Наиболее ярким представителем этого направления функционализма считается Вудвортс, который основал ответвление в психологии, названное позднее динамической психологией. Сторонники данной школы придерживались следующих взглядов на психику личности:

  1. Движущей силой поведения индивида являются внутренние мотивы.
  2. Психология должна изучать не только сознание, но и особенности поведения.
  3. Сила и интенсивность реакции зависит не только от раздражителя, воздействовавшего на нервную систему человека, а также от физиологических особенностей организма и опыта, сохранившегося в памяти.
  4. Метод наблюдения подходит только для обнаружения и фиксации внешних проявлений психических реакций. Если же исследователю требуется проникнуть в глубины психики и выяснить, что там происходит, необходимо воспользоваться интроспекцией.

Вклад функционализма в психологию и другие науки

Функционалисты выдвинули революционную для своего времени гипотезу об эмоциях, считавшихся в конце девятнадцатого века источником и причиной изменений в физиологии организма человека, и предположили, что эмоции — это не более, чем следствие происходящих в теле индивида процессов.

Принципы функционалистов очень похожи на принципы, применяемые для анализа и изучения информационных процессов, что позволило этому философскому и психологическому течению стать базой для разработки вычислительной теории сознания.

В будущем идеи и научные разработки функционализма стали основой для зарождения нового течения в психологии, названного бихевиоризмом.

В Советском Союзе идеи функционалистов были отвергнуты советскими психологами и заклеймены как ложные и буржуазные.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть