ПСИХОЛОГИЯ

Что такое инцидент в психологии

Инцидент — это предпосылка возникновения конфликта

В конфликте инцидент — это определенное происшествие, которое в процессе спора возникает там, где несколько субъектов активно противодействуют друг другу. Это можно назвать своеобразной предпосылкой для развертывания столкновений и создания в социальной системе (коллективе людей) общей напряженности.

Значение слова «инцидент»

Согласно словарю, инцидентом является недоразумение, столкновение интересов, неприятное происшествие.

Предпосылки конфликта

Потенциал напряженности перерастает в реальную, проявленную напряженность, материализующуюся в социальных ожиданиях. Инцидент — это то, что может или перерасти в открытую угрозу, или затихнуть посредством внешнего влияния субъектов.

Субъектами являются социальные группы (или отдельные индивиды), которые свое положение осознают по сравнению с другими группами по поводу наступления предпосылок, а затем и самого конфликта.

Субъектом конфликта становятся только в той ситуации, когда группой индивидов воссоздаются реальные случаи недостатка определенного общественного ресурса, который в общем составляет объект столкновений. Кроме этого, чтобы конфликт возник, со стороны его субъекта потребуются активные действия, которые направляются на достижение запланированных целей и благодаря которым создается инцидент.

Компоненты для конфликта

— потенциальная напряженность в имеющейся конфликтной системе, которая вызвана определенным объектом конфликта;
— появившийся инцидент, это то, что станет опорной точкой конфликта;
— переход в реальную напряженность из потенциальной;
— конфликтная ситуация, возникшая на этой почве;
— осознание противоположности личных интересов социальными группами, дальнейшее формирование субъекта конфликта;
— создание благоприятной для завязывания конфликтного столкновения атмосферы;
— спорное взаимодействие.

Перерастание противоречий в конфликт

— значимая ситуация для оппонентов взаимодействия;
— недопустимость одной стороны спора достижения планов противоположного оппонента;
— превышенный уровень субъективной или общей терпимости хотя бы у одной из сторон к имеющимся препятствиям.

Ситуации столкновения, которые разрослись в значительном масштабе, переходят в открытые противоречия лишь при нарушении балансировки интересов субъектов взаимодействия и при наличии определенных условий.

Конфликтная ситуация, которая предшествует открытым спорам и конфликту. Чтобы такая ситуация переросла в нечто большее, необходимо присутствие внешнего воздействия, повода.

Инцидент — это то, что может характеризовать активизацию воздействия одной из сторон, которая задела, пусть даже неосознанно, интересы своего оппонента. В качестве инцидента может выступить и действие третьей стороны. Высказывание коллеги, когда у вас состоялась с руководством сложная беседа, например.

Возникнуть инцидент может случайно, когда не учитываются желания участников, из-за объективных причин или как результат неумелого или несогласованного взаимодействия (не учитываются психологические особенности другой стороны).

Источник

PsyhologyGuide.ru

Инцидент

Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Можно выделить четыре типа инцидента по характеру возникновения:

1. Объективные целенаправленные инциденты.

2. Объективные нецеленаправленные инциденты.

3. Субъективные целенаправленные инциденты (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон) инциденты.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:

· стороны (сторона)стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

· одна из сторон делает вид, что «ничего не произошло» (уход от конфликта);

· инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конкретной установки (целей, ожидания, эмоциональных ориентаций) сторон.

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясня .

Физиологический аспект
Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабост .

Группа эпилептоидов
Самыми характерными свойствами этого типа психопатов психологи считают: во-первых, крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости, во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и, в-третьих, определенно выраженные так называемые моральные дефекты (антисоциальные установки). Обычно .

Источник

Инцидент и конфликтная ситуация

Переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство происходит в результате того или иного инцидента.

Инцидент — действие, в основе которого лежит формальный по­вод для непосредственного столкновения участников. Повод — это конкретное событие, которое служит толчком к началу конфликт­ных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало. Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии является сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзни­ков и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Посколь­ку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь по­тенциал участников конфликта еще не демонстрируется.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодей­ствия и объективно создающие почву для реального противо­борства между ними. Конфликтная ситуация не является прос­тым следствием возникающих противоречий и представляет со­бой следующий процесс:

внешняя ситуация —> «определение ситуации» —> конфликтная ситуация

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъ­ект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики перехода: факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конфликтной; способы перехода к конфликтному взаимодей­ствию.

Главным признаком, на основании которого субъект опреде­ляет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимае­мая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт — это не просто свойство ситуации, а скорее вы­воды, делаемые на ее основе. Конфликтная ситуация несет в се­бе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы добиться жела­емой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало; обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.

Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого опре­деления. В зависимости от того, какой вклад вносит сама вне­шняя ситуация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно рас­положить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую ре­акцию. Теоретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противопо­ложном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные си­туации, вызванные исключительно субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль играют индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобретает «человеческий» фактор и меньшее объ­ективные особенности ситуации.

Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью пред­полагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный вы­игрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем острее конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При лом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены круп­ными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы. В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», кото­рые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конф­ликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространс­тве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.

К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуаль­ные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.

В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работ­ник, личностные особенности их субъектов приобретают боль­шое значение. Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохра­нить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей. Человек обладает осо­бенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию.

В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявле­ния других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретирует­ся через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуника­ции и понимания. Отсюда следует, что интергрушювые разли­чия усиливают социальные противоречия. К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта. Например, семейный конфликт, связан­ный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии мате­риальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» -ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.

После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инци­дента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют вто­рой, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий этап — проис­ходит его эскалация (нарастание).

Эскалацияконфликта — клю­чевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обост­рение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит моби­лизация всех ресурсов: материальных, политических, финансо­вых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться пер­воначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскала­ции конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценностисредства и ценностицели могут меняться мес-иши. Можно выделить следующие основные моменты, харак­теризующие этап эскалации конфликта: создание образа врага; демонстрация силы; применение насилия; расширение и углуб­имте конфликта.

Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жиз­ненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, характер его представ­ления в сознании действующего субъекта будут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться опреде­ленная последовательность в аргументации, выдвижении при­тязаний и обосновании своих требований. Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, образуют поле моти­вации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, ин­тересам и ценностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотивации) возникают и разрабатываются, то они становятся реальностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситу­ации.

В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противополож­ной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех ее уровней: потребностей, ценностей и интересов.

Мотивация-система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие инди­вида к совершению определенных действий, а также совокуп­ность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.

Мотив— с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой -осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлени­ем удовлетворить определенные потребности.

Мотивацию как психическую деятельность можно рассмат­ривать как процесс и как результат. Мотивация как процессв контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конф­ликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конф­ликте, предполагаемых результатов. Мотивация как результатв контексте конфликтного взаимодействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.

С точки зрения места локализации мотивация бывает внут­ренней и внешней. Внутренняя мотивациясвязана с содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Ее специфиче­ский смысл побуждение индивида к действию с целью укрепить его состояние уверенности и независимости. Внешняя мотива­цияобусловлена внешними по отношению к индивиду обстоя­тельствами.

С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознавае­мыми и неосознаваемыми. Осознаваемый мотив— мотив-цель, направляющий деятельность индивида.

Неосознаваемый мотив— скрытый от осознания индивидом побудитель деятельности.

Работа по осознанию как собственных мотивов, так и парт­неров по конфликтному взаимодействию исключительно важна и вместе с тем требует не только интеллектуального и жизнен­ного опыта, но и личного мужества. С некоторой долей услов­ности можно сказать, что осознание мотивов деятельности — это и специальная деятельность, имеющая свой мотив: самопознание и самоусовершенствован ие.

Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано, поэтому полезно в множественности мотивов выделять ведущие мотивы и мотивы-стимулы. Ведущий мотив— главный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию. Мотив-сти­мул— второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в него, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конф­ликтную активность субъекта. Тем не менее, в конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как в боль­шинстве случаев они пытаются их скрывать. Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более слож­ную природу. Окончательное решение принимает личность.Уровень личностного развития — еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность раз­вивается и совершенствуется в процессе социализации, актив­ного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда лич­ность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окру­жающими. Проблемы возникают, когда поведение человека оп­ределяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой». Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. От них за­висит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.

При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной само­оценкой потенциально конфликтны, так как поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превос­ходства. У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение чело­века с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других. При адекватной самооценке у людей больше удач и меньше кон­фликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс само­достаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.

На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфлик­та на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди его участников такие типы, как актуализаторы и манипуляторы. Манипуляторы обычно потенциально конфликт­ны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спон­танность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в се­бя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.

На мотивацию конфликтного взаимодействия большое вли­яние оказывает локус субъективного контроля, открытый аме­риканским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и ин­терналов. Экстерналы полагают, что всё, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, слу­чая и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чре­вато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что всё происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть