ПСИХОЛОГИЯ

Что такое интеракция в психологии

Интеракция — это в психологии. Понятие, суть и виды интеракции

В основе организации социума лежит общение. Это особый процесс, который помогает решать бытовые, деловые и научные задачи, определенное взаимовлияние индивидов, которое именуют интеракцией. Это понятие является общим для ряда дисциплин (психологии, философии, социологии и др.). В данной статье разберемся в нюансах интеракции и рассмотрим ее виды.

История

В переводе с английского языка термин «интеракция» буквально означает «взаимодействие». Его ввел чикагский ученый, основоположник социального интеракционизма, Джордж Герберт Мид в 1960 году. Согласно авторской концепции, поведение определенного социума рассматривается не как проявление отдельных индивидов, а как сложная групповая активность. Поэтому приверженцев нового психологического направления интересовали способы взаимодействия людей в группе. К таковым были отнесены:

  • обмен мнениями и опытом;
  • создание единой стратегии;
  • достижение взаимопонимания;
  • конфликт, конкуренция («неэффективная интеракция»);
  • рассмотрение ситуации глазами противоположной стороны (собеседника).

В социологии

Идею Дж. Г. Мида подхватил российский социолог Питирим Сорокин. Он определил опорные точки для социальной интеракции:

  1. Для взаимодействия необходимы минимум два человека.
  2. Чтобы чувствовать собеседника (партнера), в ходе общения всему следует уделять внимание (жестам, мимике, действиям).
  3. Мысли, чувства и мнения должны быть в резонансе у всех участников интеракции.

В психологии

В психологии интеракция — это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении.

В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня — семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.

Структура общения

Психологи выделяют в человеческом общении три компонента: коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Безусловно, в реальной беседе, в режиме онлайн, данное разделение совсем не чувствуется, т.к. все составляющие переплетены и реализуются одновременно. Однако в теории психологии каждый компонент имеет свою проблематику, задачи и смысловое разграничение.

  1. Так под коммуникацией понимается информационный обмен, который совершают индивиды. Он обусловлен, как правило, когнитивными (познавательными) потребностями. Коммуникативный элемент является основополагающим, ядром. Поэтому нередко «коммуникация» и «общение» выступают синонимами.
  2. Перцепцией называют восприятие участниками общения друг друга. Явление это довольно глубокое, т.к., помимо эмоционального фактора, включает познание, первичный (поверхностный) анализ слов, жестов, действий партнера при разговоре и формирование ответных реакций.
  3. Третьей стороной является интеракция. В психологии это понятие определяет реализацию совместных действий участников общения, т.е. взаимное влияние друг на друга. Если рассматривать человеческое общение в интерактивном ключе, то подобное взаимодействие можно разграничить на три процесса:
  • интеракция, возникающая в общей деятельности, объединенная общими целями и задачами (трудовая, игровая, познавательная);
  • влияние одного индивида на другого: внушение, убеждение;
  • взаимовлияние сторон.

Нередко под «сторонами» подразумевается не столько отдельная личность, как целые социальные общности. Таким образом, интеракция — это совокупность реакций участников группы друг на друга. Это умение примерить роль другого на себя.

Виды взаимодействий

Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.

Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:

  1. Вербальную (речевую) интеракцию. Силу речевого воздействия может определить тембр голоса, экспрессивность речи, высказывание своего мнения или отношения к ситуации.
  2. Невербальную интеракцию. Она обусловлена проксемикой (системой общения с помощью сигналов, жестов) и включает следующие механизмы:
  • позу партнера (она может говорить о его закрытости-открытости для общения, расслабленности-напряженности);
  • подстройку и синхронность собеседника в жестах и мимике;
  • положение в пространстве (использование минимальной зоны или, напротив, захват территории за счет раскладывания вещей, предметов, документов на общем поле деятельности).

Формы интеракции

Интеракция — это всегда взаимодействие людей в группе. Отношения их могут строиться по разным причинам и принципам. В социальной психологии многократно предпринимались попытки создать более дробную структуру для описания человеческих взаимоотношений, выделить формы интеракции. Самая популярная схема принадлежит американскому психологу Роберту Байлзу. Он объединил действия членов группы с совместной деятельностью в 12 категорий и распределил их по трем осям:

  • дружелюбие и враждебность к другим участникам группы;
  • доминирование и подчинение;
  • включенность в совместную работу и нежелание брать полномочия на себя.

Однако эта схема была подвержена критике. Аргументом выступило акцентирование внимания лишь на формальных критериях интеракции. А это исключает учет содержания групповой деятельности, т.е. то, чем занимаются индивиды.

Среди прочих была представлена классификация по четырем областям. В ней две оси относились к эмоциональной сфере человека (позитивные и негативные эмоции). И две были связаны с постановкой проблем и способами их решения.

Интеракция и манипуляция

Человеческое общение — это взаимовлияние. Но происходит оно не на равных позициях. В любой социальной группе есть доминирующие субъекты. Поэтому в особую группу психологического анализа попадает интеракция с элементами манипуляции.

Скрытое управление происходит против воли человека. Сюда относятся суггестия (внушение), наведение транса. Партнер может быть вовлечен в игру на чувстве вины или страха. Использование в речи лести также относится к манипулятивным техникам.

Заключение

Резюмируя статью, важно тезисно обратить внимание на ключевые моменты:

  • Интеракция — это компонент общения. А, значит, она наравне с перцепцией и коммуникацией выполняет воспитательную, регулирующую и оценивающую функции. Однако коммуникатором могут выступать дорожные знаки, СМИ, социальные сети. А интеракция предполагает непосредственное взаимодействие людей. Она помогает в организации совместной деятельности для достижения поставленных целей. В процессе такого общения человек меняется, растет, обогащается новыми смыслами.
  • Интеракция — это многостороннее явление, которое может привести либо к кооперации (партнерству), либо к конфликту. Все будет зависеть от используемых средств и сигналов, поведенческих реакций индивидов, их эмоционального уровня.
  • Буквальным переводом, или синонимом интеракции является взаимодействие, предполагающее совместную (групповую деятельность). Однако в изучении этого направления необходимо учитывать типы отношений между людьми. Они, в свою очередь, диктуют определенные модели или формы интеракции. В психологии это дало толчок для создания нескольких схем. Однако из-за широкой вариативности межличностных связей и индивидуальных особенностей субъектов универсальной до сих пор нет.
  • Сегодня социологические и психологические разработки успешно используются для построения успешного бизнеса, проведения тимбилдингов и различных тренингов по личностному росту.

Источник

Интеракция — это взаимовлияние индивидов друг на друга в процессе взаимодействия и общения

Социальная психология — наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.

Интеракция — это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в процессе социального взаимодействия. Термин «интеракция» произошел от английского слова «interaction», которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем — «inter» и «activus». Они переводятся как «деятельный».

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция — это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?

Важнейшей характерной чертой интерактивной стороны общения является способность индивида «принимать» роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция — взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:

  • согласования позиций партнеров (пристройка «на равных», «свысока», «снизу» и пр.);
  • единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
  • адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).

Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт — столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.

Понятие коммуникации в социальной психологии

  • межличностная — обмен сообщениями и их последующая интерпретация партнерами по общению;
  • массовая — распространение информации посредством СМИ и других средств, при помощи которых важные сведения становятся доступными широкой аудитории;
  • публичная — донесение информации до аудитории посредством устной речи;
  • вещественно-знаковая (общение через интеллектуальные продукты, предметы искусства);
  • речевая (речемыслительная деятельность, в том числе внешняя и внутренняя речь);
  • паралингвистическая (передача информации по невербальному каналу — жесты, мимика, интонация и др.).

Перцептивная сторона общения

Идентификация представляет собой чувственное и мысленное сопоставление себя, своего эго с внутренним миром партнера по общению. Рефлексия понимается как процесс самопознания, а также включает в себя самоотчет, самоанализ поступков и самоконтроль. Социальная перцепция — важный процесс и механизм восприятия, оценки и понимания действий субъектов общения, малых и больших социальных групп и в целом общественных событий. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по его невербальным и вербальным реакциям, осознавать контекст встречи и верно анализировать коммуникативную ситуацию.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция — это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель. Интеракция — это сторона общения, которая невозможна без коммуникации — обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции — психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга.

Источник

Интеракция и коммуникация в психологии — сущность и виды

Общение – необходимый компонент для успешного становления человека в социуме. Первая интеракция происходит в родительской семье, где ребенок получает оценку себя, своего поведения родственниками, учится считывать эмоции и чувства — на основе этого складываются механизмы по эффективному или неконструктивному взаимодействию с людьми.

Что такое интеракция?

Джордж Г. Мид — американский социолог и философ ввел понятие интеракции в 1960-е гг. Мид считал, чтобы одному человеку понять другого, важно понимать, что он делает, какие практики совершает. Интеракция это – взаимодействие между людьми, включающее в себя взаимовлияние во время совместной деятельности. Во время интеракции происходит:

  • обмен опытом, мнениями;
  • достижение взаимопонимания;
  • выстраивание единой линии планирования или стратегии;
  • становление себя на место (роль) партнера (увидеть ситуации глазами другого);
  • в случае неэффективной интеракции – конфликт и конкуренция.

Интеракция в социологии

Социальная интеракция это – взаимодействие людей, осуществляемое на микро (семья, друзья, рабочий коллектив) и макроуровне (социальные структуры и общество в целом) и предполагает обмен символами, опытом, практическими наработками. Сущность интеракции заключена в контакте между людьми и выстраивается исходя из индивидуальных особенностей каждого субъекта, линии поведения, противоречий возникающих во время общения. Питирим Сорокин (социолог) выделил несколько опорных точек в социальной интеракции:

  1. Для взаимодействия нужны как минимум 2 людей.
  2. Во время общения всему уделяется внимание: жестам, мимике, действиям – это помогает лучше чувствовать другого человека.
  3. Мысли, чувства, мнения должны резонировать у всех участников процесса интеракции.

Интеракция в психологии

Первой моделью для взаимодействия с людьми для человека является семья. В рамках семейного круга, в ситуациях совместной деятельности во время общения происходит становление «Я» ребенка. Личность формируется через призму восприятия себя другими и поведенческих реакций возникающих в ответ на ее деятельность. Интеракция в психологии — это концепция, основанная на воззрениях Д.Мида и его теории «символического интеракционизма» вышедшей из рамок бихевиоризма. Большое значение социолог придавал обмену символами (жесты, позы, мимика) между взаимодействующими сторонами.

Виды интеракции

В совместной социальной деятельности люди ориентированы друг на друга и эффективная интеракция предполагает высокую «значимость» другого как личности. Неэффективная – каждый субъект в процессе общения зациклен только на себе и не пытается понять, прочувствовать другого. Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство при такой интеракции маловероятны. Типы интеракции можно разделить по виду воздействия: вербальная и невербальная.

Вербальная (речевая) интеракция включает в себя механизмы:

  1. Речевое воздействие (тембр, тон голоса, экспрессивность речи).
  2. Передача, обмен информацией, опытом.
  3. Реакция на полученную информацию (высказывание своего отношения, мнения).

Невербальная (неречевая) интеракция обусловлена знаковой системой общения – проксемикой:

  1. Поза, демонстрируемая партнером: закрытость-открытость, расслабленность-напряженность.
  2. Положение в пространстве – захват территории (раскладывают документы, предметы по всему столу) или использование минимума пространства.
  3. Подстройка и синхронность партнера по взаимодействию в жестах, мимике, позах тела.

Интеракция и коммуникация

Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:

  1. Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
  2. Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)

Интеракция и манипуляция

Интеракция в общении — это всегда взаимное влияние друг на друга. В результате межличностного взаимодействия человек меняется, обогащается смыслами. Часто, в процессе общения не обходится без манипуляций. В современном мире манипулятивные техники, как инструмент влияния распространены в бизнесе, потребительском рынке. Манипуляции, в отличие от интеракций предполагают:

  • скрытое управление человеком против его воли (суггестия, наведение транса);
  • постановка партнера, собеседника в зависимое положение (игра на чувствах страха, вины или желаниях)
  • использование в речи лести и заискивания.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть