ПСИХОЛОГИЯ

Что такое интервенция в психологии

Понятие психологической интервенции

Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом.

Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,

или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)

психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными

целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть

методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать

конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,

стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,

советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,

которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с

пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств

(интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,

используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные

(фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и

Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.

Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические

средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или

невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо

на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте

взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто

нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).

Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка

(упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и

воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в

профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические

интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,

являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-

психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение

определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть

направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более

близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны

четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность

клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с

определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая

проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с

изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться

Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики

(теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные

действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических

интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо

базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких

теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.

Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели

клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами

развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.

Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и

реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует

термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического

вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно

связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:

психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из

них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,

терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими

приемами и средствами.

Психологическая коррекция. Психологическая коррекция — направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Психотерапия является лечебной практикой (по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование), то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией.

Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым. В настоящее время, можно лишь указать две основные точки зрения:

Полная идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации трудa.

Психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство реализуются в различных областях человеческое практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают.

31. Место психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении больных с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами!

Психотерапия— система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психотерапия является специфическим инструментом психологического лечебного воздействия на личность больного и через неё — на нервные механизмы, управляющие жизнедеятельностью организма. Этим определяется то особое место, которое психотерапия занимает в реабилитации больных.

При эндогенных и соматогенных психозах, как и в случаях соматической патологии, «точками приложения» психосоциальных методов, применяемых в единстве с биологическими и обычно на их основе, становятся соучаствующие в проявлении болезни личностные образования, система отношений больного (прежде всего, отношение к болезни, к лечению, к своему положению среди людей), а также внешние факторы, затрудняющие его адаптацию. Нарушения адаптации у психически больных по миновании активного периода болезни могут быть связаны с разнообразными стойкими изменениями, вызванными как самой болезнью, так и длительной социальной и эмоциональной депривацией, конфликтной психологической ситуацией и иными неблагопрятными влияниями среды («вторично усвоенные формы поведения», госпитализм). В других случаях они могут быть связанными с изъянами формирования личности в преморбидном периоде, выявление и возможная коррекция которых становятся одним из условий эффективной реабилитации. Было бы напрасным ожидать устранения этих и подобных им искажений высших личностных свойств от одних только биологических средств лечения. Соматобиологиче-ские, в частности, психофармакологические средства способствуют большей или меньшей нормализации базисных психических функций — психической активности, психомоторики, эффективности — и оказывают на болезненные переживания и нарушенное поведение лишь опосредованное влияние. Устранение этих нарушений зависит также от адекватного и своевременного использования психосоциальных воздействий, недостаточность которых нередко имеет следствием фиксацию переживаний и затягивание болезненного состояния.

Индивидуальная психотерапия является необходимым компонентом системы, в которой решаются, прежде всего, задачи, относящиеся к осознанию факта болезни, первоначальному выявлению характера болезненных переживаний, выработке мотивации к лечению и коррекции реакций на болезнь. Вместе с тем, она не использует богатых возможностей социального опыта, складывающегося при взаимодействии больных в группе. Поэтому в связи с целями реабилитации больных особенно возрастает роль групповой или коллективной психотерапии.

Источник

Психологическая интервенция

Психологическая интервенция представляет собой психологическое вмешательство в так называемое личностное пространство человека, цель которого – стимулирование определенных положительных изменений.

Отличительная особенность психологической интервенции заключается в наличии у самой личности желания произвести эти изменения и готовности к сотрудничеству со специалистом-психологом.

Стоимость лечения

УслугаЦена
Первичный осмотр (консультация)1 800 руб
Первичный прием врача-психиатра-нарколога1 800 руб
Повторный осмотр или прием1 200 руб
Психологическая диагностикаот 2 000 руб
Психологическая консультацияот 2 400 руб
Психологическая коррекция (45 мин)3 600 руб
Сеанс психотерапии (индивидуальной)от 3 600 руб
Сеанс психотерапии (групповой)от 1 200 руб
Сеанс психотерапии (семейной)5 400 руб
Метод Крыласова 25 кадр5 900 руб
Индивидуальная психотерапия5 000
Сеанс психотерапии (индивидуальной)от 3 600 руб

Заполнить форму заявки

Позвонить по телефону: +7 495 730 01 21 круглосуточно

Основными методами психологической интервенции являются организация терапевтической среды, психотерапия, психологический тренинг и психологическое консультирование.

Ведущие задачи подобного вмешательства формулируются следующим образом:

  • создание определенных психологических условий для изменений;
  • формирование мотивации на изменения или социальную адаптацию;
  • стимулирование изменений личности;
  • коррекция определенных форм поведения.

Организация психологической интервенции строится на принципах комплексности воздействия (воздействие в эмоциональной сфере, в поведенческой сфере и проч.) и учета всех закономерностей самого процесса изменения поведения человека (включает предобдумывание и обдумывание изменений, подготовку к изменениям, сами изменения и поддержание результата совершенных изменений).

Эффективность интервенции оценивается по объективным признакам (например, прекращение употребления наркотиков или алкоголя) и субъективным (например, значительному усилению желания вести нормальный, трезвый образ жизни).

Также одним из важнейших критериев положительных изменений выступает заметное повышение степени социальной адаптации человека.

В зависимости от преследуемых психологической интервенцией целей принято выделять три вида психотерапии:

  • психотерапия поддерживающая, которая ориентируется на поддержку уже имеющихся защитных механизмов и выработку нового, более эффективного поведения;
  • психотерапия личностно-реконструктивная, ориентирующаяся на внутриличностные изменения, которые формируются через осознание внутренних конфликтов;
  • психотерапия переучивающая, направленная на изменение поведения.

Реализована психотерапия может быть в самых разных формах (индивидуальная, семейная или групповая; краткосрочная или длительная; директивная или недирективная и проч.). Однако на практике чаще всего используется комбинация различных форм психотерапии.

Источник

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Вы здесь

Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом.

Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое.

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:

  • поддерживающая психотерапия — ориентируется на поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых эффективных способов поведения;
  • переучивающая психотерапия — ориентируется на изменение поведения;
  • личностно—реконструктивная психотерапия — ориентируется на внутриличностные изменения через осознание внутрипсихических конфликтов.

Формы психотерапии — групповая, семейная, индивидуальная, длительная или краткосрочная, директивная или недирективная, ориентированная на решение проблем или личностные изменения.

Подростковый период — сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. В рамках школы подростки — достаточно большая категория детей (6-11 классы), а подростки-девианты — самая проблемная категория в школе. С данной категорией детей работает целый комплекс специалистов: социальные педагоги, классные руководители, общественные воспитатели, медработники, инспектор по делам несовершеннолетних и педагоги-психологи. Роль последних в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков наиболее важная.

Когда психолог получает «сигнал» о проблемном подростке, то для определения девиантного поведения он ориентируется на следующие признаки:

  • отказ от посещения школы;
  • отказ от учения (пропуск уроков без уважительной причины);
  • агрессивное поведение (вербальная агрессия, насилие и т.д.);
  • уходы из дома;
  • низкая успеваемость;
  • мелкие правонарушения (кражи и пр.).

Если данные признаки проявляются на протяжении трех месяцев и более, то имеет место девиантное поведение. Далее психолог должен определить причины проблем подростка, организовать комплексную помощь (т.е. привлечь к работе всех заинтересованных лиц) и начать работу непосредственно с личностью подростка через проведение групповой психокоррекционной работы.

Работа с подростками в группах предпочтительнее индивидуальной работы с ними, поскольку, как мы знаем, в этом возрасте сверстники играют важную роль в их жизни.

Трудности в работе с девиантными подростками отмечаются многими психологами. Это и нежелание заниматься в тренинговой группе, и трудности в установлении контакта с подростком, защитные реакции, а также личностные особенности подростков (озлобленность, отчуждённость, тревожность, агрессивность, склонность к риску алекситимия, духовная опустошённость и другие). Необходимо мотивировать подростков к взаимодействию в процессе предварительной индивидуальной беседы. Во время такой беседы психологу нужно проявить особую гибкость при контакте с подростком, не использовать поучительную, менторскую позицию. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку.

При установлении контакта с трудным ребенком, необходимо учитывать, что у него часто не удовлетворены потребности в развитии и безопасности, что ребенок уже боится верить взрослому, и психолог должен постоянно подтверждать, что он не прервет данный контакт. Ребенок может провоцировать своим поведением взрослого, но часто за этим стоят такие вопросы, как: «Можно ли доверять?», «Какой ты?», «Какой я?». Подросток осознает, что человек, с которым он общается, не просто взрослый (как отец или мать), но это еще и психолог. Поддержка заключается в том, что психолог принимает ребенка таким, какой он есть, но не всегда принимает его поведение.

Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие своего внешнего облика и внутренних переживаний.

При организации тренинговой работы с детьми психологу необходимо побуждать их к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к обсуждению, разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит также от создания в группе условий для полного раскрытия подростками своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты. Необходимым условием организации тренинга является разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Одним из принципов коррекционной работы является принцип единства диагностики и коррекции, который гласит о том, что эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного и всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Поэтому необходимо проводить первичную (до реализации психокоррекционной программы) и повторную диагностику подростков (после реализации психокорреционной программы).

Как показывает практика одним из наиболее эффективных методов психопрофилактики и психокоррекции девиантного поведения подростков являются методы арт-терапии. Творческая коммуникация в арт-терапии создаёт уникальные условия для эффективной работы с подростками:

  • экспрессивные формы самовыражения через движение, музыку, рисунок, коллаж, сценическое действие наиболее близки подростковой субкультуре, а потому наиболее притягательны для молодёжи;
  • игровые аспекты творческой коммуникации создают атмосферу безопасности, интереса и эмоционального подъёма;
  • общение преимущественно невербального характера посредством образов, пластики тела, музыки, сценической игры, изобразительных материалов, вызывают спонтанность, открытость, способность экспериментировать с новыми формами опыта и справляться с трудностями;
  • создание визуальных образов напоминает «технику свободных ассоциаций» и может вести к проявлению забытых или вытесненных переживаний и сопровождаться катарсисом;
  • наполненные символическим смыслом визуальные образы позволяют передать, в отличие от речи, тонкие и сложные переживания, которые могут быть осознаны как автором, так и участниками группы, что способствует общности в проблемах и опыте, умении понимать и принимать окружающих, вступать с ними в конструктивное взаимодействие;
  • в процессе творческой экспрессии актуализируются скрытые потребности и свойства личности, раскрываются внутренние ресурсы и творческие способности.

Творческая коммуникация в арт-терапии рассматривается в контексте современных холистических практик. Для них характерна интегративная направленность, осуществляемая с использованием самых разных каналов коммуникации и способов творческого самовыражения в целях более тесного взаимодействия между мышлением, поведением, эмоциями, интуицией и духовным опытом. Не следует забывать о работе с телом. Ведь в теле, как в зеркале, отражается весь жизненный опыт человека. Через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. Релаксация, например, высвобождает энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет энергию в нужное русло. Телесные движения «оживляют» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга, обновление пластики тела расширяет набор реакций человека. Посредством совершения необычных движений посылаются новые импульсы нервной системе, это снимает внутренние ограничения, появляется чувство радости и свободы, психологической раскрепощённости. Тело и психика едины. Воздействуя на двигательные и дыхательные стереотипы можно изменить стереотипы поведения на уровне психики.

Таким образом, интеграция различных модальностей творческого самовыражения в условиях группового тренинга является одним из факторов положительных изменений подростка, как в личностном развитии, так и во взаимодействии участников группы и может быть использована специалистами психологами, социальными работниками, психотерапевтами с целью психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии и реабилитации.

В настоящее время социально-психологическая реабилитация признается наиболее адекватной формой оказания помощи зависимым подросткам. Семья должна убедить подростка в необходимости получения социальной помощи. Вместе с подростком или консультантом-психологом семья может выбрать наиболее адекватную для нее и подростка форму социально-психологической реабилитации:

  1. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики», действующие в соответствии с программой «12 шагов».
  2. Центры социально-психологической реабилитации, в которых наряду со специалистами работают бывшие наркозависимые.
  3. Трудовые коммуны и лагеря с длительным проживанием.
  4. Овоцерквление — обращение в веру, служение церкви, поселение в монастыре на ограниченный или длительный срок. (Ограничение — личное непринятие веры.)

Семья не только должна выбрать форму реабилитации, но и получить на месте исчерпывающую информацию о целях реабилитации и используемых методах. Независимо от того, остается подросток в семье или помещается в реабилитационный центр, члены семьи параллельно должны получать помощь.

С этой целью проводится психологическая работа с родителями в следующих формах:

  • периодическое консультирование семьи (родителей) зависимого подростка специалистами (наркологами, семейными психологами, психотерапевтами);
  • организация и проведение групповой тренинговой работы с родителями (например, «Тренинг родительской успешности», «Трениг эффективного взаимодействия с зависимым подростком»);
  • организация групп самопомощи (например, «Матери против наркотиков»).

В работе с подростками с начальными проявлениями аддиктивного поведения хорошо зарекомендовала себя групповая психотерапия (когнитивно-поведенческой ориентации) и тренинговая работа, решающая одновременно профилактические и коррекционные задачи.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть