ПСИХОЛОГИЯ

Что такое инверсия в психологии

инверсия: механизм психический

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «инверсия: механизм психический» в других словарях:

инверсия — 1. Процесс и результат перестановки или переворачивания (замены) вплоть до противоположности мотивов, установок, желаний, реакций, поведенческих актов и пр. 2. Тип ориентации сексуальной мужчин и женщин, при которой в качестве объекта… … Большая психологическая энциклопедия

ИНВЕРСИЯ — (лат. inversio переворачивание, перестановка) в психологии процесс и результат нарушения нормального порядка и последовательности элементов, их перестановка или замена вплоть до противоположных. Феномен И. распространяется на мотивы, установки,… … Новейший философский словарь

психический механизм инверсии — совокупность состояний и процессов психических, обусловливающих появление, развитие и действие инверсии. Согласно З. Фрейду, возникает в детстве, в фазе кратковременной, но интенсивной фиксации на женщине (большей частью на матери), по… … Большая психологическая энциклопедия

ИНВЕРСИЯ — (лат. invercio – переворачивание, перестановка) – замена человеком внешних объектов или их элементов, а также свойственных ему внутренних желаний, мотивов деятельности на другие, нередко противоположные. Понятие «инверсия» было использовано в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ИНВЕРСИЯ — (лат. inversio переворачивание, перестановка) в психологии и социальных дисциплинах процесс и результат нарушения нормального порядка и последовательности элементов, их перестановка или замена вплоть до противоположных. Феномен И.… … Социология: Энциклопедия

Антидепрессанты — Антидепрессанты психотропные лекарственные средства, применяемые прежде всего для лечения депрессии. У депрессивного больного они улучшают настроение, уменьшают или снимают тоску, вялость, апатию, тревогу и эмоциональное напряжение,… … Википедия

Психоанализ — (от Психо. и Анализ) метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной… … Большая советская энциклопедия

Сердце — I Сердце Сердце (лат. соr, греч. cardia) полый фиброзно мышечный орган, который, функционируя как насос, обеспечивает движение крови а системе кровообращения. Анатомия Сердце находится в переднем средостении (Средостение) в Перикарде между… … Медицинская энциклопедия

Гомосексуальность — Однополая семья … Википедия

Источник

ИНВЕРСИЯ

Понятие «инверсия» было использовано в 1882 году французскими врачами – психиатром Ж. Шарко и неврологом М. Маньяном. В начале 1884 года Э. Глей пытался по-своему объяснить инверсию, исходя из бисексуальности человека. В начале ХХ столетия к проблеме инверсии обратился З. Фрейд, который в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) рассмотрел отклонения в поведении людей, имеющиеся в отношении сексуального объекта. Речь шла о мужчинах, сексуальными объектами которых были мужчины (гомосексуализм), и женщинах, для которых таким объектом являлись женщины (лесбиянство). Факт подобных отношений, то есть сексуальная ориентация человека на лицо собственного пола, получил название инверсии, а лица, придерживающиеся такой сексуальной ориентации, – стали называться инвертированными. Данное З. Фрейдом понимание инверсии нашло свое отражение на начальных этапах становления психоанализа.

Рассматривая поведение людей, склонных к инверсии, З. Фрейд выделил три типа инвертированных лиц: абсолютно инвертированные, сексуальным объектом которых могут быть партнеры только одного с ними пола, в то время как противоположный пол не является предметом их сексуального желания, оставляет их холодными или вызывает у них отвращение; амфигенно, периодически инвертированные (психосексуальные гермафродиты), сексуальным объектом которых могут быть лица как одинакового с ними, так и противоположного пола; случайно инвертированные, которые в условиях недоступности нормального полового общения или возможного подражания могут избирать сексуальным объектом лиц одинакового с ними пола и при этом получать удовлетворение. Во временном отношении инверсия может существовать, по З. Фрейду, с ранних лет жизни человека или проявляться на определенном этапе его психосексуального развития до или после половой зрелости. Инверсия может быть: постоянной, сохраняющейся у человека на всю жизнь; периодической – временно исчезающей и вновь повторяющейся; эпизодической, когда наблюдается колебание между нормальным и инвертированным сексуальным объектом.

До З. Фрейда многие врачи считали инверсию признаком дегенерации и говорили о врожденном характере ее. Это относилось особенно к постоянной инверсии, свойственной «абсолютно» инвертированным людям. Что касается периодической и эпизодической инверсии, то в этом случае выдвигалось объяснение, согласно которому инверсия может иметь приобретенный характер сексуального влечения. Одни врачи придерживались антропологической точки зрения, другие – патологической. Высказывались также соображения о том, что инверсия – это частный вариант сексуального влечения, предопределенный внешними условиями жизни (содержание в тюрьме, длительный военный поход, половая слабость и др.).

З. Фрейд отверг представления, в соответствии с которыми инверсия является исключительно признаком дегенерации. Подобные представления не принимали во внимание, на его взгляд, следующие обстоятельства: во-первых, «у древних народов на высшей ступени их культуры инверсия была частым явлением, почти институтом, связанным с важными функциями»; во-вторых, как показали некоторые исследователи, в частности немецкий сексолог И. Блох, инверсия распространена у многих примитивных народов, а понятие «дегенерация» применимо к развитой цивилизации.

Основатель психоанализа не разделял и анатомического объяснения возможности сексуальной инверсии в силу допущения бисексуальности, гермафродитизма, то есть наличия мужских и женских генитальных признаков у одного лица, так как полагал, что между психическим и анатомическим гермафродитизмом нет такой тесной связи, которая доказывала бы неизбежность инверсии.

Не удовлетворяла его и теория психического гермафродитизма, приверженцы которой полагали, что инвертированный мужчина чувствует себя женщиной, ищет мужчину и не может устоять перед очарованием, исходящим от мужских свойств, качеств тела и души. По мнению З. Фрейда, хотя это действительно так по отношению к части инвертированных, тем не менее вряд ли может считаться общим признаком инверсии, так как значительная часть инвертированных мужчин сохраняет психический характер мужественности. Так, у греков, среди которых встречались инвертированные мужчины, несомненно, обладавшие большим мужеством, любовь к мальчикам разжигалась не мужественным характером мальчиков, телесным приближением их к женскому типу и их женскими свойствами (потребность в помощи и наставлении, робость, сдержанность). По мере того как мальчики становились взрослыми, они утрачивали привлекательность в глазах мужчин и прекращали быть для них сексуальным объектом. Предлагающая себя инвертированным мужская проституция также свидетельствует о том, что инвертированные мужчины ищут в своем сексуальном объекте проявление женских психических черт, а женские манеры и соответствующая одежда представителей мужской проституции не оскорбляет их идеал.

В противоположность этим точкам зрения З. Фрейд исходил из психологического объяснения инверсии, считая, что инвертированные люди в более позднем возрасте «проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолению которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты». Так, инвертированные мужчины ищут похожих на них самих в юношеском возрасте мужчин, которых хотят любить так же, как любила их мать. Инвертированные женщины требуют женственности от своих сексуальных объектов. И те и другие воспроизводят психический механизм, благодаря которому у них появилась инверсия: их навязчивые устремления к лицам одного с ними пола оказываются обусловленными их беспокойным бегством от лиц противоположного пола. У инвертированных людей преобладают «архаические конституции и примитивные психические механизмы». В конечном счете психологическое объяснение инверсии сводилось З. Фрейдом к следующему: «Психоанализу кажется первичной независимость выбора объекта от его пола, одинаковая возможность располагать как мужскими, так и женскими объектами, как это наблюдается в детском возрасте, в примитивных состояниях и в эпохи древней истории; и из этого первичного состояния путем ограничения в ту или другую сторону развивается нормальный или инвертированный тип».

На основе психологического рассмотрения инверсии З. Фрейд пришел к выводам, согласно которым: между сексуальным влечением и сексуальным объектом нет такой прямолинейной связи, как она представляется на первый взгляд; сексуальное влечение сначала не зависит от объекта и не обязано ему своим возникновением; среди факторов, оказывающих влияние на выбор сексуального объекта, важную роль играет сексуальное запугивание в детстве; отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии; отсутствие одного из родителей (смерть, развод, отчуждение), после чего оставшийся родитель привлекает к себе всю любовь ребенка, создает возможность для возникновения инверсии; одни инвертированные относятся к своей сексуальной ориентации как к чему-то само собой понятному и отстаивают ее равноправие наряду с нормальной сексуальной деятельностью; другие – ощущают инверсию как болезненную навязчивость, и их сопротивление этой навязчивости может составить условие, благоприятствующее терапевтическому воздействию психоанализа.

В современной психоаналитической литературе вместо термина «инверсия» используется понятие «гомосексуализм», но содержательное понимание З. Фрейдом самого явления учитывается в процессе исследовательской и терапевтической деятельности.

* * *
(лат. inversio — переворачивание; перестановка) – 1. любой процесс замены чего-либо на нечто обратное, противоположное; 2. в статистике – перемещение ряда чисел; 3. в математике – мгновенное реверсирование функции или кривой функции; 4. в генетике – изменение структуры хромосомы или в наборе хромосом, в результате чего часть генов располагается в обратном нормальному порядке; 5. в психопатологии – изменение осуществления психологической функции на прямо противоположную (например, инверсия формулы сна, половая инверсия); 6. в психоанализе – гомосексуализм, на котором аналитики почему-то надолго и прочно зафиксировались, хотя существует множество других отклонений сексуальной функции .

* * *
Изменение последовательности участков одной хромосомы за счет инверсии (перевертывания) во время мейоза участка хромосомы на 170 градусов, которое может возникнуть после двух ее разрывов.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Источник

Что такое инверсия в психологии

В статье сделана попытка исследования физиологических основ психических процессов. В частности, предложен возможный вариант взаимосвязи, или, вернее, единства защитных механизмов психики (эмоций) и условных, безусловных рефлексов. То есть каким образом рефлекторные механизмы и процессы становятся основой защитных механизмов. Так, вытеснение, смещение, инверсия эмоций — представлены стадиями единого процесса. Предложена схема деления сложных психических явлений на составляющие. Выделяются основные факторы, определяющие поведение человека и животных. В том числе: пережитые травмы, сновидения, эмоции, влечения. Они помогают ответить на вопрос о мотивах поведения человека, механизме принятия им тех или иных решений.
Психологические закономерности рассматриваются на примерах: социального поведения, феномене привлекательности и красоты, восприятии цвета, вкусовых предпочтений, мотивах полового поведения и др. В ходе рассуждения и изложения автором собственных представлений, даётся обзор уже известных гипотез, теорий и идей в психологии и психофизиологии.

Введение

Объектом и предметом исследования данной статьи являются известные и распространённые психологические феномены. Речь в первую очередь идёт о защитных механизмах психики и связанными с ними эмоциями. Предложенные к рассмотрению явления психики не являются умозрительными гипотетическими конструктами. Реально наблюдаются и хорошо описаны психологами-исследователями. Рассмотрим защитные механизмы психики, открытые основателем психоанализа З.Фрейдом [8]. Первый и главный из них — вытеснение.

Сейчас феномен вытеснение имеет более широкое, чем в классическом психоанализе толкование. В статье под вытеснением понимается подавление любых неприятных переживаний до разной степени осознанности. Можно считать, что результатом вытеснения является устранение (ослабление) эмоциональной составляющей психотравмы. Как базовый механизм психической защиты, вытеснение лежит в основе или является составной частью всех других, более сложных защитных механизмов. Кроме двух тоже базовых: смещения и инверсии. В теории условных рефлексов вытеснение сопоставимо со стадией генерализации.

Защитный механизм и психологический феномен “смещение” в современном толковании практически неотличим от психоаналитического. Смещение (правда, в отношении сновидений), как и вытеснение, З.Фрейд [7,8]относил к базовым явлениям. Это, по моему мнению, основное его достижение, как учёного. Ещё одно важное достижение Фрейда это открытие таких явлений, как реактивное образование и сублимация. То есть возможность существования подобных механизмов. Но об этом ниже. В статье показано, что смещение, как психологическое явление, более широкое и универсальное понятие. Оно не только выходит за рамки сновидения, но и лежит в основе всех психических процессов (наряду с вытеснением). Например, смещение лежит в основе или является составной частью всех других защитных механизмов, относящихся к группам: смещения, инверсии, мотивации (см. раздел “Защитные механизмы психики”). Кроме базовых, собственно, инверсии и мотивации. В теории образования рефлексов смещение будет соответствовать стадии закрепления (специализации) условного рефлекса.

Инверсия эмоций в статье рассматривается только в одном значении. Это превращение отрицательной эмоции отношения к какому-то предмету, объекту путём изживания в положительную эмоцию. И реже в обратном направлении. Так как это будет означать, что психический процесс откатывается назад.

Выделяется две группы психических явлений:

1. Первичные, основные (базовые), простые:
вытеснение, смещение, инверсия эмоций, мотив.

2. Вторичные (производные), второстепенные (рутинные), сложные (составные):
все остальные.

Данные понятия обозначают как процесс, так и его результат.

Мотив и мотивацию при некотором допущении тоже можно назвать психологической защитой. В общем случае это защита от бездействия, аппатии. Выстраивается мотив (а затем и мотивация) на базе первичных, простых психических явлений (защитных механизмов). Точкой отсчёта всех психических процессов является физическая или психическая травма. Затем происходит «вытеснение» и следом «смещение». Далее на базе отрицательной эмоции смещения возникает (может возникнуть) положительная эмоция. То есть происходит «инверсия», которая может прорасти в мотив. Важно отметить, что процесс с откатами назад, остановками, но движется только в одном направлении от травмы к мотивации. Положительные эмоции это следствие (результат) пережитых отрицательных эмоций. Не бывает никаких удовольствий без испытаний и лишений (травм). Подобные мысли в том или ином виде уже высказывались психологами, философами, писателями. В данной статье эта идея сформулирована в виде закона.

Пример. Почему аскетизм может быть привлекательным? Почему тяжёлые испытания и лишения при таком образе жизни (то есть в ситуации травмы) сопровождаются положительными эмоциями и мотивацией? Общий ответ: психика всегда подстраивается под данную ситуацию. Если подробнее, то ответ такой: включаются механизмы вытеснения и смещения, а затем могут ещё включиться механизмы инверсии и мотивации. Что важно, мотивация не избегания этих лишений, а именно позитивная мотивация стремления к аскетичному образу жизни. Аналогично и в случае анорексии. Эмоции в этом случае тоже положительные, но мотивация деструктивная. Изощрённых и обыденных примеров эмоциональной реакции человека можно привести сколько угодно, но закономерность будет одна и та же. Просто отклонения на слуху, а на обычную эмоциональную реакцию меньше обращают внимания. То есть эта закономерность универсальна, и обеспечивает она, в основном, норму поведения сейчас, и помогала выжить в трудных условиях дикой природы.

Интересно, также, проследить эту закономерность психики и в эволюционном плане, начиная с момента выхода животных на сушу. А именно: как опасности, связанные с гравитацией, могли вызвать появление защитных механизмов у позвоночных, а позже у теплокровных животных и, естественно, у человека?

В этом смысле смещение в сновидении однозначно имеет предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях в реальности, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений. Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, — это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа «падений», а также смещенные состояния в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить «метки» на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, боязни падающих предметов, страха тесных пространств или в других более сложных жизненных ситуациях. Другими словами, без сновидений не смогли бы возникнуть страх высоты и страх тесных пространств, необходимые для выживания. Аналогично и с более сложными проблемами. Во сне проставляются акценты, важные моменты, например, касаемо отношений в коллективе, личных отношений. Скажем, возникают эмоции относительно какого-то человека, а причины их породившей, ситуации, источника (сновидения) мы уже не помним.

Если исследовать сновидения не одномоментно, а во временном развитии, то наблюдается, например, в теме падений некая динамика. Сначала, преимущественно в детском возрасте, снятся кошмары «простых» падений. По мере взросления в рассказах об увиденных снах все больше делается акцент на случаях избегания падений, например, при хождении по краю обрывов, крыш высоких домов и т.д., испытывая при этом страх, который, как бы, и предотвращает падение. Далее, по мере изживания страха, может присниться сон с чудесными полетами над окружающей местностью или более реалистичный сон на эту же тему, окрашенный положительными эмоциями. Можно сказать, что это один и тот же сон, растянувшийся на многие годы или, что это один и тот же психический процесс, который под воздействием окружающей обстановки претерпевает фазовые изменения. Исследование подобных процессов, и не только в сновидениях, легло в основу настоящей статьи.

Инверсия эмоций, мотивация

В случае психического травмирования происходит смещение страха и других отрицательных эмоций с одного объекта на другой. Этим достигается или предупреждение об опасности, или снятие общего напряжения, или и то и другое одновременно. Всё начинается с вытеснения. Главная проблема уже не «загружает» полностью сознание. Отрицательные эмоции смягчаются (вытесняются и смещаются), что даёт организму возможность решать повседневные задачи, так как, будучи смещёнными, эмоции актуализируются во второстепенной проблеме лишь эпизодически, при воздействии соответствующих стимулов.

Далее, если опасность отступила, или когда смещённые и несмещённые эмоции (проблемы) мешают решению других задач, то есть при наличии мотиваций более высокого порядка, происходит «инверсия» — замена отрицательных эмоций положительными. А на базе этих положительных эмоций уже возникает мотивация. Радикально меняется поведение: стратегия избегания заменяется на стратегию достижения. То, что раньше вызывало страх, отвращение, раздражение, — теперь вызывает интерес, желание обладать этим или испытывать ранее избегаемые ощущения.

Когда у Анны появилось негативное отношение к учёбе из-за проблем с учителями, ситуация казалась безвыходной, если бы не одно событие. В этой школе была традиционно сильной художественная самодеятельность. Анна стала активно участвовать в ней и, обладая прекрасным голосом, удачно выступила на школьном концерте. После этого она почувствовала особое к себе отношение и симпатию окружающих. Ей стало как-то неловко плохо учиться, и она решила стать одной из первых учениц в школе. Под воздействием этой сильной мотивации, негативное отношение к учёбе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (то есть основная проблема тоже разрешаться).

У Кирилла в связи с переездом обострились переживания по поводу потери работы. Но при встрече с руководством выяснилось, что в том городе, куда он переезжает, будет открыт филиал фирмы, и Кириллу, как перспективному сотруднику, предложили его возглавить. После этого предложения (сильная мотивация), улетучились все переживания по поводу расставания с трудовым коллективом (инверсия). Более того, деловые отношения с некоторыми членами коллектива теперь стали восприниматься им как неприязненные с обеих сторон (инверсия чувств от терпимости и, следовательно, скрытой напряжённости, до полного неприятия, что, как ни странно, послужило разрядкой). Как только эта проблема отступила, вдруг обострились другие переживания, уже по поводу расставания с друзьями (возникло новое смещение на часть главной проблемы). Так как мотивация очень сильная (карьерные устремления), то и эта проблема быстро рассеялась: у Кирилла появилось желание испытать себя одиночеством, другими трудностями.

Такого типа инверсии и мотивации (как в последнем примере) можно обозначить, как «желание причинить себе боль», понимая под словом боль и психическую травму тоже. В подобных ситуациях случаются и инверсии типа «желание причинить боль другому». Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что желание причинить боль другому равносильно причинению боли самому себе, если этот другой человек тебе небезразличен. Не углубляясь в детали, заметим, что З. Фрейд уже отмечал подобное явление — возможность одновременного существования у человека противоположных тенденций в виде перверсий.

Относительно последнего примера отметим, что аналогично разрешаются и другие сложные жизненные ситуации: поочерёдно, одно за другим, устраняются (инвертируются) все препятствия, стоящие на пути реализации главной цели (сильной мотивации). Рассмотрим другие примеры.

Страх высоты, неизбежно возникающий при столкновении с реальностью, в некоторых ситуациях может и помешать удовлетворению жизненных потребностей (мотиваций более высокого порядка). Поэтому страх высоты, возникший и усиленный в сновидениях, в сновидениях же и ослабляется. Например, когда возникает необходимость добывать плоды на высоком дереве, то взаимовлияние мотивации голода и эмоции страха высоты включает механизм сновидения, который начинает генерировать сны на тему чудесных полётов, захватывающих приключений в горах или бесстрашного лазанья по деревьям. Ослабленный (инвертированный) таким образом страх в сновидениях — уже легче инвертируется и в реальной обстановке. При наличии доминирующей мотивации страх высоты и падений начинает восприниматься как состояние эйфории — и страх преодолевается.

Аналогично устраняется и страх тесных пространств (клаустрофобия), связанный с возможностью обрушения укрытий. Когда всё чаще возникает необходимость укрыться от непогоды (мотивация избегания неблагоприятных воздействий), в сновидениях могут появиться сюжеты захватывающих приключений в пещерах, лабиринтах и т. д. Эти инверсии во сне ослабляют страх. Наяву, в соответствующих ситуациях, инверсия и мотивация доводятся до автоматизма и могут происходить уже без видимой причины. Так дети любят строить шалаши и домики и прятаться в них независимо от погодных условий, как и желание качаться на качелях, преодолевая страх высоты.

Инверсия наблюдается и после болевой реакции. Те органы, которые в неблагоприятной ситуации (стресс) становились объектом смещенной боли, в благоприятных условиях (наличие мотивации быстрее выздороветь) перестают болеть, вызывать неприятные ощущения и, возможно, за счёт прилива крови повышают свою функциональную активность, что является предпосылкой излечения. По крайней мере, к такому результату приводит кожный зуд (инверсия боли), способствующий улучшению кровоснабжения заживающей раны путём расчёсывания.

Под воздействием полового влечения происходит широкий круг всевозможных инверсий. Так, запахи или зрительные образы, в других случаях вызывающие отвращение, в интимных взаимоотношениях могут приобретать свойство дополнительного возбуждающего фактора.

В обыденной жизни инверсия и мотивация могут выглядеть, как появившееся желание преодолеть какое-либо препятствие, решить задачу, приобрести нужную вещь, совершить какое-то действие и т.д.

Как механизм психической защиты, «инверсия эмоций» (или «инверсия») повышает устойчивость к стрессам, травмирующим ситуациям, смягчает переживания.

————- фрагмент текста готовится к публикации —————

————- в разделе будут сделаны уточнения ——————

В лабораторных условиях мотивационные эффекты возникают при стимуляции зон самораздражения. Впервые этот феномен обнаружил Д. Олдс в 1960г. Дальнейшее детальное исследование этих зон, в частности, области латерального гипоталамуса, показало, что ответная реакция зависит от силы применяемого электрического тока. Она варьирует от демонстрации поискового поведения — до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения. Механизм возникновения доминирующей мотивации связывают с физиологическими потребностями. Когда потребности не удовлетворяются, или не удаётся избежать негативных факторов внешней среды (холода, жары и т. д.), тогда и возникает это психофизиологическое состояние.

Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс (по нашей схеме это и смещение, и инверсия, и мотивация включительно) З. Фрейд назвал «сублимацией». Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого актуальной становится мотивация, вызвавшая эту деятельность. Сегодня мы полагаем, что процессы, аналогичные сублимации, запускаются широким кругом травмирующих факторов, включая и сексуальные. (см. далее)

Другие исследователи тоже описывали подобные процессы. В частности, Б. Ф. Скиннер (Skinner B. F.) в экспериментах с применением наказания получал противоречивые результаты. Оказалось, что поведение, в результате которого возникают неприятные последствия, не исчезает полностью. Оно лишь видоизменяется, проявляясь в других формах.

Г. Олпорт (Allport G., 1937) сформулировал «принцип функциональной автономии», в соответствии с которым инструментальные действия, порождённые биологическими потребностями, могут в дальнейшем мотивироваться уже независимо от этих потребностей.

А. Н. Леонтьев (1975г.) показал возможность полноценному мотиву сдвигаться на другой объект (подчинённую цель) и выразил это в концепции «сдвига мотива на цель». То есть действия, служившие ранее для достижения подчинённых целей, могут отщепляться от первоначальной (ведущей) мотивации. И эти цели приобретают свойство полноценного (ведущего) мотива.

Пример с Анной. В результате сильного желания стать одной из лучших учениц в школе, у ней появились значительные успехи в учёбе. Но для того, чтобы стать первой, требуется много усилий. Она поняла, что лидерство её уже перестало привлекать. К этому времени уже возникли дружеские отношения с одноклассниками. Ей просто стало интересно учиться, каждый день узнавать что — то новое. Акцент сместился с лидерства на интерес к учёбе.

Чёткую границу между инверсией и мотивацией определить невозможно. Инверсия часто происходит в случаях смещения на малозначительные проблемы, потребности (кажущийся дефект внешности, нехватка какой-нибудь вещи и т.д.). Этот процесс может получить дальнейшее развитие, а может и не получить. Инверсия будет выражаться только в появлении положительных эмоций (ощущений) относительно данной проблемы. Желание же устранить эту проблему (изменить внешность, купить дорогую вещь) будет означать наступление стадии мотивации. Если желание не удовлетворяется (фрустрация), то мотивация усиливается и становится доминирующей. То есть, когда конкретная не удовлетворённая потребность начнёт вызывать более сильные переживания, чем вызвавшая её первоначальная потребность (желание выглядеть не хуже других).

Перечислим кратко основные признаки состояния «мотивация»: усиление результата инверсии (то есть усиление положительных эмоций); возникновение побочных мотивов и соответствующей деятельности; обособление этой деятельности в самостоятельную; усиление мотивации, вызвавшей эту деятельность, до статуса доминирующей с одновременным ослаблением первоначальной доминирующей мотивации.

Инверсия эмоций и мотивация, как филогенетически закреплённые механизмы, работают на опережение. Когда ещё не возникли опасные ситуации, и удовлетворены основные потребности, процесс всё равно находится в развитии. Желание приблизиться к опасной черте, рисковать без необходимости, для того и появляется, чтобы при возникновении потребностей, действительно жизненно необходимых, уметь преодолевать опасные ситуации, не задумываясь, в «автоматическом режиме».

Любые действия являются следствием (имеют предысторию) столкновения с окружающей реальностью. В естественных условиях голод (сильная мотивация) вынуждает животных идти на поиски пищи. Страх встретиться с хищником на этот момент ослабляется (инвертируется). Насытившись (мотивация исчезает), животное опять начинает опасаться хищников (произошёл процесс, обратный инверсии). Потребность безопасного отдыха (новая мотивация) заставляет лезть на дерево. Страх высоты ослабляется (инвертируется). Такие психические подвижки отчётливо заметны только на стадии научения. Когда выработается автоматизм, в подобных ситуациях будут использоваться уже готовые поведенческие стереотипы. Инверсия эмоций и мотивация способствуют формированию этих стереотипов даже тогда, когда жизненные потребности удовлетворены (животное продолжает охранять свою территорию и при избытке корма; кошка продолжает охотиться на мышей, будучи сытой, и т.д.). При возникновении же реальных потребностей (под воздействием доминирующей мотивации), колебательные подвижки психики — инверсия и обратно — опять станут нормой поведения

Закон развития психических процессов, механизмов и состояний

В результате психической или физической травмы возникают различные явления психики, условно это процессы (восприятие, память, мышление, эмоциональные процессы) и состояния (эмоции, мотивы, переживания, влечения, доминирующая мотивация). Часто явления представлены нам, как результат работы защитных механизмов психики.

Здесь и в статье в целом отрицательные и положительные эмоции следует понимать шире (если это специально не оговорено), как эмоциональные процессы и состояния, включая аффекты, чувства, настроения, переживания. А мотивацией является совокупность процессов и состояний, отвечающих за побуждение и деятельность. Это потребности, цели, мотивы, желания, влечения. Как у эмоций, так и у мотивов важным является их предметное содержание.

Из свойств психики вытекает, также, целостность, неразрывность в данный момент психического состояния (аналогично целостности зрительного, вкусового и др. образов, которая проистекает из свойств сенсорных систем) определяется свойством сознания «охватывать» события и переживания с ними связанные, как единое целое. Что значит — способность удерживать сознанием (в «поле зрения») в данный момент актуальную проблему среднего уровня значимости(эмоциональной «заряженности»). Сильные переживания в результате генерализации становятся сложными — вытесняются и смещаются. Незначительные впечатления, не подкреплённые эмоциями, ускользают из сознания или интегрируются в другие психические явления.

Этих уточнений теперь достаточно, чтобы сформулировать “Закон развития психических процессов, механизмов и состояний” или «Закон развития психических процессов»:

«В результате болевой реакции или травмирующего переживания возникают следующие поочерёдно происходящие изменения-стадии:
вытеснение, смещение, инверсия, мотивация«.

Другие варианты названия: “Психологический закон изменения эмоциональных состояний»; «Закон динамики психических явлений»; «Закон динамики защитных механизмов психики»; «Закон изменения психических состояний».

В данной формулировке закона «смещение» можно также понимать, как «конверсию», если психический процесс идёт по пути соматизации, то есть с возникновением психосоматических явлений (заболеваний).

Мотивация может быть основой как нормальной деятельности (сублимации по Фрейду в расширенном её толковании), так и отклонений от нормы (девиаций поведения, перверсий). То есть закон универсален и включает в себя как положительные, так и отрицательные оценки поведения относительно понятия социальная норма.

Любое мотивированное состояние можно разложить на стадии согласно данной закономерности. Образцовым примером здесь будет та же сублимация. Запретные импульсы смещаются на не запретные (инверсия) и далее возникает мотивация социально приемлемой деятельности. Или в зависимости от обстановки (воспитания) процесс может пойти и по пути девиации. Только в этом случае смещение произойдёт на запретный, но привлекательный (инверсия) для субъекта паттерн (объект) и мотивацией тогда будет перверсия.

Рассмотрим, например, через призму данной закономерности такие понятия, как любовь и дружба. В частности, любовь женщины к мужчине: Женщины опасаются незнакомых мужчин, а также и некоторых знакомых (смещение). Но кто-то из них нравиться (инверсия) или даже вызывает волнение (мотивация). Или мужчины к женщине: Многие женщины отвергают ухаживания мужчин, и ведут себя демонстративно. Особенно мужчин раздражают истеричные, избалованные особы (смещение). Но некоторые женщины довольно симпатичны (инверсия). А одна из них особенно волнует (мотивация). Дружба женщин: Все женщины соперницы или конкурентки. Особенно раздражают «выскочки» или «серые мышки» (смещение). Но на работе хороший женский коллектив (инверсия). И особенно начальница поддерживает и помогает. Она такая добрая и внимательная (мотивация). Дружба мужчин: Мужчины бывают агрессивны в некоторых ситуациях. Например в вечернем кафе компания за соседним столиком (смещение). Но в закрытом мужском клубе (или в студенческой группе) в основном приличные люди (инверсия). Там есть заядлые рыболовы. Хорошо в узком кругу ездить на рыбалку и устраивать пикники. Возникли и доверительные отношения (мотивация).

Изменения психических состояний обратимы на любой стадии (например, в случае возобновления действия стрессогенных, травмирующих факторов).

Чёткой границы между психическими процессами, состояниями и защитными механизмами определить невозможно.

Защитные механизмы психики всегда сопровождаются как бессознательными процессами, так осознанными. Если возникает необходимость обозначить не механизм в действии, а его результат, то, например, смещение, инверсия и мотивация могут обозначать и результат соответствующих процессов, то есть будут являться состояниями.

В результате перечисленных в законе процессов возникает череда отличающихся друг от друга состояний, связанных одной нитью. То есть, в результате воздействия какого — либо негативного фактора, возникает «эмоциональный заряд», который движется, переходит от одного состояния, к другому.

Заметим, что новая доминирующая (актуальная) мотивация в сочетании с фрустрацией, как новая проблема (психическая травма), начинает двигаться по новому витку спирали согласно уже известной последовательности (вытеснение, смещение, инверсия, мотивация).

Закон показывает, что сильным положительным эмоциям, переживаниям всегда предшествуют сильные отрицательные.

Выявленные закономерности прослеживаются на разных уровнях организации психики. Например, психовегетативная реакция на боль при заживлении раны может проявляться одновременно остаточными болями в самой ране и приятным кожным зудом вокруг неё. Вероятно, нейрорегуляторные механизмы ранозаживления (медленно развивающийся процесс) совместно с рефлекторными и явились основой развития психики.

Выводы к статье «Психология, сновидения, рефлексы»:

1. Положительные и отрицательные эмоции, потребности, цели, мотивы и три защитных механизма психики: вытеснение, смещение, инверсия — являются основными, базовыми явлениями психики и механизмами.

2. Остальные защитные механизмы и явления (состояния и процессы) психики являются более сложными комбинациями основных явлений и механизмов защиты.

3. Только сновидения выполняют функцию предупреждения опасности путём усиления реакции на скрытые от сознания символы опасности.

4. Особенно важную роль сновидения играют в предупреждении опасностей, связанных с гравитацией (падения, обрушение укрытий).

5. Быстрая фаза сна первоначально возникла в плане эволюции, как стадия разогрева, как механизм предупреждения переохлаждения. Логическим продолжением было наращивание на этот механизм дополнительной функции — предупреждение от опасности с помощью сновидений.

6. Положительные эмоции являются результатом психических процессов, вызванных отрицательными эмоциями.

7. Привлекательность красного и синего цвета связана с тем, что они являются символами повреждений и стресса.

8. Вкусовые предпочтения имеют потенциально более широкий диапазон на случай дефицита традиционных источников питания (бескормицы).

9. Гомосексуальная ориентация может быть связана с реакцией на агрессивные проявления.

10. Восприятие внешности человека, как привлекательной, красивой является механизм усреднения, в основе которого избегание отклоняющихся, не распространённых черт, связанных с отрицательными эмоциями на внешность с негативной предысторией.

11. Сформулирован «Закон развития психических процессов, механизмов и состояний»: В результате болевой реакции или травмирующего переживания возникают следующие поочерёдно происходящие изменения-стадии: вытеснение, смещение, инверсия, мотивация.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть