ПСИХОЛОГИЯ

Что такое избирательность внимания в психологии

Избирательное внимание: что это такое, зачем оно нужно и как проверить с помощью тестов

Внимание – это сложный когнитивный процесс, цели которого выделять в окружающем пространстве нужную информацию, отсеивать ненужную, отслеживать изменения, поддерживать бдительность, активировать те или иные процессы и распределять ресурсы между ними.

Иерархическая модель Солберга и Матеера подразделяет внимание на несколько субкомпонентов:

  • возбуждение;
  • фокусированное внимание;
  • селективное или избирательное;
  • поддерживаемое;
  • чередующееся или альтернирующее;
  • распределённое внимание.

Избирательное внимание – это механизм, позволяющий нам найти сметану в холодильнике, несмотря на вой сирены за окном, то есть выделить целевой стимул, игнорируя окружающие. Для этого в нашем мозге существует процесс привыкания к уже известным раздражителям, чтобы мы могли не реагировать на них, если заняты другим.

Тот же механизм обеспечивает фильтрацию символов в зависимости от приоритетов. Так, если вы мечтаете купить машину, то постоянно видите вокруг автомобили избранной модели. Мозг активирует внимание в соответствии с программой, в которой «прописаны» стимулы, важные в данный момент. Из-за того, что мозг автоматически выискивает актуальную информацию, складывается ощущение, что все вокруг связано с тем, о чем мы думаем .

Нарушение селективного внимания может привести к снижению успеваемости, а привести к нему могут различные расстройства, например, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности , очень распространенный среди детей. Таким детям сложно определить целевой стимул и отсеять отвлекающие, иными словами – сосредоточиться.

В клинической нейропсихологии для оценки избирательного внимания применяются различные тесты, самый известный из которых – Тест или задача Струпа . Испытуемого просят назвать цвет букв, которыми написано слово, не соответствующий значению. Например, слово «красный», написанное зелеными буквами (ответ будет «зеленый»).

Избирательное внимание имеет большое значение в психотерапии для лечения депрессии . Больных обучают самопомощи путем управления селективным вниманием, контроля мыслей, самонаблюдения и осознанного выделения целевых стимулов.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!

Источник

Что такое избирательное или селективное внимание?

В этой статье нейропсихолог CogniFit («КогниФит») Сара Моралес Алонсо расскажет вам о том, что такое избирательное или селективное внимание, как его можно проверить с помощью нейропсихологических тестов , а также о том, какую роль оно играет в нашей повседневной жизни. Кроме того, вы узнаете, какие отделы мозга отвечают за этот когнитивный процесс .

Что такое внимание?

Внимание – это когнитивный процесс, состоящий из сложной системы находящихся в постоянном и непрерывном взаимодействии компонентов, который позволяет фильтровать релевантную информацию в зависимости от целей, намерений и мотивации , а также управлять мысленными представлениями и формировать ответы на стимулы.

Цель внимания – это поддержание необходимого уровня бдительности, а также обнаружение незначительных изменений в стимулах, отбор релевантной информации и отсев нерелевантной, сохранение данной информации во время выполнения действия, оценка уровня бдительности в каждый момент времени, в том числе оценка ресурсов, которые необходимо активировать, задействовать и оптимально распределить между активированными мысленными представлениями и операциями.

В связи с тем, что внимание – это сложный комплексный процесс, на протяжении многих лет были предложены различные модели для объяснения субкомпонентов внимания. Наиболее известна Иерархическая модель Солберга и Матеера, подразделяющая внимание на: Возбуждение, Фокусированное внимание , Поддерживаемое внимание, Селективное или избирательное внимание, Чередующееся или альтернирующее внимание и Распределённое внимание . В этой статье мы сконцентрируемся на избирательном внимании и его важности для нашей повседневной жизни.

Проверьте способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста от CogniFit. Начните прямо сейчас!

Что такое избирательное внимание?

Давайте представим. Что происходит, когда мы читаем книгу и вдруг слышим звук сирены скорой помощи? Или когда хотим найти брюки в нашем шкафу. В обеих ситуациях наш мозг задействует механизм, посредством которого он сможет выделить целевой стимул, игнорируя все остальные окружающие стимулы. Этот механизм, являющийся частью когнитивной способности, это и есть то, что называется селективное или избирательное внимание.

Избирательное внимание – это способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы . Для этого наш мозг реализует процесс привыкания, благодаря которому мы не обращаем внимание на уже известные стимулы, фокусируясь на одной единственной задаче.

Области мозга, задействованные при избирательном внимании

За селективное внимание в нашем мозге отвечает так называемая Задняя (пространственно-зрительная) система внимания. К ней относятся области передней поясной коры, префронтальная дорсолатеральная область и хвостатое ядро. Эти области мозга сообщаются между собой с помощью нейротрансмиттера норадреналина . С помощью данного механизма мы можем фильтровать стимулы и расставлять приоритеты, классифицируя их по степени важности как мета-цели либо внешние стимулы (релевантные и отвлекающие). Всё это возможно благодаря ингибиции ненужных стимулов.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему, если, например, вы мечтаете купить автомобиль определённой марки, вы замечаете на улице только эти модели авто? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как действует наш мозг в подобных ситуациях. Мозг реализует упорядоченную схему, где в приоритете находится то, что нужно человеку в данный момент . В нашем примере – это определённая модель автомобиля. В результате вы обращаете внимание на стимулы, соответствующие вашей схеме, в которую не включена ненужная вам информация, в данном случае – машины других моделей, которые находятся на улице. Мозг выборочно обрабатывает целевой стимул, ингибируя все появляющиеся отвлекающие стимулы, в результате чего у нас появляется ощущение, что всё, что окружает нас так или иначе связано с тем стимулом, о котором мы думаем. Все процессы ингибиторного контроля в ответ на стимулы происходят автоматически посредством процесса привыкания.

Объяснительные модели селективного внимания

В психологии существует несколько моделей, объясняющих как работает избирательное внимание. Эти модели являются замечательным практическим инструментом применения теории для интерпретации имеющейся информации. Все модели, объясняющие функционирование селективного внимания называются моделями фильтра. Одна из наиболее известных – это модель фильтра Бродбента. Согласно Бродбенту, информация от всех представленных стимулов входит в сенсорный буфер (который также известен как кратковременное хранилище). Из всей доступной информации выбирается стимул, соответствующий искомым характеристикам, а остальная информация отфильтровывается в целях предотвращения перегрузок системы обработки информации.

Самый известный тест, разработанный Бродбентом для оценки способности к селективному вниманию, – это Метод (задача) дихотического прослушивания. Метод заключается в том, что Бродбент одновременно отправлял различные цифровые сообщения (трёхзначные номера) в правое и левое ухо человека. Затем участникам было предложено повторить то, что они услышали в правом и левом ухе. По результатам данного исследования был сделан вывод о том, что мы способны единовременно воспринимать только один канал информации. Вся отсеиваемая информация зависит от характеристик стимула. Кроме того, Бродбент предположил, что отбор информации, на которую мы обращаем внимание, происходит до её семантического анализа, другими словами, до анализа содержания сообщения.

Как работает избирательное внимание

Важно определить механизмы, которые использует наш мозг для контроля интерференций и развития селективного внимания.

Отвлекающие стимулы могут иметь различные характеристики, согласно которым легко определить, нужно ли проигнорировать данный стимул или нет:

  • Сходство между релевантным и отвлекающим стимулом: характеристика, благодаря которой отвлекающий стимул может привлечь наше внимание.
  • Пространственная близость обоих стимулов: важно, когда они представлены в общем фокусе внимания, поскольку роль отвлекающего стимула более определяющая.
  • Сенсорная модальность , в которой представлены отвлекающие стимулы: важно, что, как правило, отвлекающие стимулы представлены акустически, в том время как релевантный стимул мы воспринимаем визуально.
  • Согласованность характеристик релевантных и отвлекающих стимулов: те стимулы, которые ранее считались целью, привлекают больше внимания.
  • Природа отвлекающего стимула: неспецифические отвлекающие стимулы могут повысить уровень концентрации человека на релевантном стимуле при низкой физиологической активации. И наоборот, когда отвлекающие стимулы специфичны, помехи возникают из-за несовместимости контекстуальных стимулов.

Оценка селективного внимания с помощью нейропсихологических тестов

Очень часто селективное внимание нарушается при различных расстройствах. Поэтому крайне важно провести тестирование внимания и других когнитивных способностей с целью обнаружить проблему и начать вмешательство. В клинической нейропсихологии используются различные задания на оценку и реабилитацию избирательного внимания. Самое известное – это тест Струпа. Этот тест часто включается в онлайн программы когнитивной стимуляции , поэтому он известен пользователям.

Тест или задача Струпа основан на способности мозга ингибировать автоматический ответ на стимулы. Тест представляет собой названия цветов (чёрный, зелёный, красный и т.д.), которые написаны буквами другого цвета, не совпадающими с названием. Например, слово “красный” написано синими буквами. Тестируемому предлагается назвать цвет, которым написано слово. Для успешного прохождения этого задания нам нужно селективное внимание, чтобы выделить нужный стимул среди отвлекающих стимулов, в данном случае, семантического типа. То есть, с учётом указанного выше примера, нужно назвать слово “синий”. Это не так просто, потому что, как правило, первым приходит на ум именно прочитанное слово.

Аналогом теста Струпа, используемым для дальтоников или людей, которые не умеют читать, является Тест 5 чисел , в котором вместо слов и цветов используются цифры или числа.

Ещё один тест, вошедший во множество батарей нейропсихологических и скрининговых тестов – это задачи “go-no-go” (“выполняй или тормози”). Это задание заключается в выполнении определённого порядка действий в ответ на конкретный стимул. При этом необходимо избегать отвлекающие стимулы. Например, нужно ударять по столу каждый раз, когда в показанном вам списке слов будет присутствовать буква А. Кроме избирательного внимания, этот тест также оценивает время реакции или отклика тестируемого.

Также широко используется Краткий тест на внимание (Brief Test of Attention). При прохождении этого теста тестируемый читает списки букв и цифр различной длины, и затем ему нужно определить количество цифр в списке, игнорируя при этом буквы. После прочтения 10 строк правила меняются и тестируемому предлагается посчитать буквы, игнорируя числа.

Ещё одна вербальная задача на оценку ингибирования автоматических ответов – это тест Хейлинга . Тест состоит из двух частей: в первой части тестируемому нужно закончить предложение подходящим по смыслу словом; а во второй части – наоборот, словом, не имеющим отношения к данной фразе. Этот тест позволяет оценить способность контролировать очевидные по смыслу автоматические ответы, которые возникают в голове у тестируемого, и способность заменить слово другим, не имеющим отношения к контексту.

Все перечисленные тесты могут быть адаптированы для различных слоёв населения. Также они могут быть модифицированы для использования в качестве превентивной меры для применения в группах по тренировке памяти.

Такое расстройство, как синдром дефицита внимания, СДВГ, очень распространено среди детей. Из-за сбоев в системах контроля, ингибиции и внимания таким детям очень сложно определить целевой стимул и отсеять отвлекающие стимулы. Это может отразиться на школьной успеваемости. Поэтому при проблемах с вниманием очень важно пройти тест на СДВГ.

С другой стороны, при поражении орбитофронтальной зоны префронтальной коры человек становится импульсивным, неспособным к ингибиции. Импульсивность таких людей не позволяет им должным образом выполнять задачи, требующие селективного внимания.

В психотерапии, особенно при лечении депрессии или обучении самопомощи, используются стратегии для управления селективным вниманием, основанные на контроле мыслей с помощью самонаблюдения и саморегистрации и нацеленные на выборе нужного и ингибиции вредных стимулов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть важность избирательного внимания в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам повысить свою когнитивную продуктивность и снизить усталость. Кроме того, для нашего жизненного опыта также очень полезно фильтровать ненужную и негативную информацию. Представьте, что произойдёт, если за рулём или на улице мы начнём отвлекаться на всё подряд, не уделяя должное внимание самому главному!

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

3 основные функции вашего внимания

Внимание называют «сквозным» психическим процессом. Он не существует как отдельное явление, но «сопровождает» память, восприятие, мышление. Без него эти психические процессы не работают. Мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем только то, на что обратили внимание. Обращаем же внимание на важное и необходимое. Получается, этот психический процесс связан с нашими интересами, установками, потребностями, целями, т.е. принимает участие в развитии личности человека. Значение внимания в нашей жизни выражается его направленностью, ибо от того, на что оно направлено, зависят наши действия, жизненные выборы и итоги деятельности.

Какие функции внимания важны в нашей повседневной жизни? Какие факторы их обуславливают? Как и для чего нужно развивать свою внимательность? Об этом сегодня поговорим.

Как работает наше внимание?

Окружающий мир наполнен информацией. Психика человека устроена таким образом, что ей важно отбирать только актуальную в данный момент информацию и структурировать ее, иначе нам грозит полная дезориентация. Внимание выполняет функции «фильтра» для корректной работы памяти и мышления. Нам, также, необходимо, удерживать свое внимание на текущей деятельности, конструктивно общаться с окружающими людьми, быть успешными в выполнении работы.

Функции внимания помогают нашему сознанию и подсознанию справиться с этими задачами. О каких же функциях идет речь?

Избирательность

Другими словами — отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания.

Ни для кого не секрет, что у человека есть различные органы чувств. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, чувствуем свое тело. У каждого из нас есть ведущая репрезентативная система, при помощи которой легче всего получать информацию. Аудиалам проще воспринять речевое сообщение, визуалам — то, что они могут прочитать, кинестетикам — то, что чувствуют. Это одна сторона избирательности внимания. Мы предпочитаем получать значительную часть важной информации удобным для нас способом.

Другая сторона избирательности — способность «отсеивать» помехи, умение сосредоточиться на самом актуальном в данный момент. Это произвольный процесс. Зачастую нужно заставить себя длительное время удерживать внимание на неинтересной, незнакомой или трудной работе.

Избирательность связана с концентрацией внимания. Существует понятия «глубина сосредоточенности».

Вам знакомо состояние, когда занимаясь какой-то деятельностью, вы «не слышали и не видели» ничего вокруг? Например, что вас окликают или что-то вам говорят. Это означает, что вы глубоко «нырнули» в выполняемую задачу.

При «поверхностной» сосредоточенности, наоборот, мы все время отвлекаемся на другие объекты.

Факторы, влияющие на избирательность:

Всегда непроизвольно привлекает внимание то, что нам интересно. Необходимость выполнения определенных задач заставляет выделять главное и сосредотачиваться на нем.
Целеполагание.

Школьник ради получения высокой отметки тщательно выполняет скучный урок, ищет дополнительную информацию по изучаемому предмету.
Структурность.

Сложно работать с «хаотичной» информацией, намного проще воспринимается структурированная.

Развитие избирательности

Избирательность внимания можно и нужно улучшать, развивая работу репрезентативных систем. В сложной жизненной ситуации всегда существует множество выходов, но часто они не видны «благодаря» избирательности.

Расширить свою «картину мира», открыть в себе дремлющие таланты и повысить свой энергетический потенциал можно, выполняя простое упражнение «Слышу-вижу-чувствую». 5 минут отслеживайте только то, что вы видите, 5 — то, что слышите, 5 — то, что чувствуете. Последние 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите-слышите-чувствуете одновременно. Упражнение прекрасно снимает тревогу и помогает вашему подсознанию увидеть самый лучший способ решения жизненных задач.

Направленность

Существуют следующие виды направленности:

  • «на себя»;
  • на внешний мир;
  • на один или множество объектов.

Внимание направлено «вовнутрь», когда человек медитирует, решает жизненную проблему, ведет внутренний диалог, концентрируется на ощущениях в теле.

Направленность на внешний мир связана со способностями, стремлениями и установками человека. Продавец направляет свое внимание на общение с клиентами, люди технических профессий — на различные механизмы. Направленность внимания влияет на выбор профессии и успешность в ней.

Эта функция внимания связана, также, с эмоциями и чувствами. Интересное дело будет «подпитывать» внимание. Установки тоже, независимо от того, какие эмоции с ними связаны. Для справки: установки — это значимость, придаваемая сигналам внешнего мира, т.е. информация, которая «задевает вас за живое».

Направленность на один объект связана с устойчивостью и высокой концентрацией внимания, на несколько объектов — с переключаемостью и распределением. Учителя, водители, летчики вынуждены делать несколько дел одновременно, т.е. распределяют внимание на несколько объектов. Ученые сосредотачиваются на решении единственной актуальной задачи. Распределение возможно только при условии, что одна из деятельностей выполняется машинально.

Факторы, влияющие на направленность:

  1. сила (интенсивность) раздражителя;
  2. новизна, яркость;
  3. состояние человека;
  4. эмоции, установки, способности (относятся к субъективным факторам).

Значительную роль играют личностные факторы (характер, воспитание).

Контроль и регуляция

По отношению к собственному поведению

Роль внимания, как контролирующей функции, задействована вместе с процессами:

Мы можем сосредоточиться на выполнении текущих задач, на прошлых событиях или наших планах на будущее. Работаем, соответственно, с оперативной, краткосрочной и долгосрочной памятью, извлекая из нее нужные факты и события.

В пределах одной интеллектуальной деятельности возникает необходимость распределять внимание и удерживать его до окончания работы. Например, студент, выполняя курсовую работу должен делать расчеты, рисовать схемы, писать теоретическую часть. Распределение внимания облегчает выполнение деятельности.

Управления ежедневными действиями (ничего не забыть, быть внимательным/настороженным).

Фактор волевого усилия является превалирующим.

По отношению к другим людям

Выражается в коммуникативных способностях человека.

Когда мы общаемся, то сосредотачиваемся на том, чтобы формулировать свои мысли, следить за интонациями, усваивать информацию, сообщаемую собеседником и адекватно на нее реагировать.

Одновременно мы отслеживаем невербальные сигналы и реагируем на них.

Факторы эффективного общения:

  • концентрация внимания на собеседнике;
  • умение «отключиться» от собственного внутреннего диалога;
  • реагировать не только на слова, но и на эмоции.

Научившись быть внимательным собеседником, можно поднять свой уровень жизни и изменить ее качество.

Заключение

В современной психологии существует множество теорий внимания. Изучаются его свойства и «сбои», вырабатываются рекомендации «как стать внимательным», проводятся различные эксперименты.

Психологи рекомендуют множество упражнений на развитие этого психического процесса и к ним нужно прислушаться.

Развитие внимания обеспечит улучшения функционирования памяти, восприятия, мышления и сделает вашу жизнь интересной, наполненной и многообразной.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть