ПСИХОЛОГИЯ

Что такое категориальный строй психологии

категориальный строй психологии

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «категориальный строй психологии» в других словарях:

психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

ЯРОШЕВСКИЙ — Михаил Григорьевич (1915 2001) российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д р психологических наук (1962),… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Общая психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Общая психо … Википедия

Ярошевский, Михаил Григорьевич — (1915 2001) Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с … Кто есть кто в российской психологии

ЯРОШЕВСКИЙ — Михаил Григорьевич (р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), дер психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин те философии АН СССР (1945 51), в пед. ин тах Куляба, Ленин абада, Душанбе (1951 65), в Тадж. ун те… … Российская педагогическая энциклопедия

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич — (р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), д р психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин те философии АН СССР (1945 51), в пед. ин тах Куляба, Ленин абада, Душанбе (1951 65), в Тадж. ун те (1963 65), где… … Российская педагогическая энциклопедия

психология общая — см. общая психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. психологи … Большая психологическая энциклопедия

Общая психология — (греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

6.Категориальный строй психологии.

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет формирование ее категориального строя, т. е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют предмет и содержание психологии.

В настоящее время выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание. В разные периоды развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда так или иначе присутствовали в психологических концепциях.

Одной из первых в психологии появилась категория образ, которая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли считался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и представлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточно сказать, что такие великие ученые, как А. А. Потебня, Л. С. Выготский, Г.Г.Шпет, Ж.Пиаже, Д.Брунер и другие, посвятили свои наиболее значительные труды исследованию именно этой проблемы.

Чувственный и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов можно рассматривать как определенный аналог этой философской категории. Однако для психологии большое значение имеет и вопрос о степени осознанности образов, так как бессознательное и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание.

Существенное значение имеет в психологии и категория мотив. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая побуждает человека к движению, т. е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и материальное объяснение этим побуждениям, причем мотивы связывались и с движущимися атомами, и с «животными духами»; были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые и служат носителями мотива, а Лейбниц считал, что активность, побуждение к действию является свойством души-монады. Однако независимо от истолкования природы мотива он, как правило, связывался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психологов. Поэтому естественно, что и в современной психологии понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей категорией практически всех психологических школ.

С мотивом тесно связана другая категория — переживание, эмоциональный отклик человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение, в качестве таковых рассматривают их и современные психологи. Несмотря на то что проблема природы и динамики эмоциональных процессов не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт важности эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельность, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, прежде всего мыслительная, деятельность. На первых этапах развития психологии ученые не подвергали сомнению мысль о том, что поведение представляет собой такое же психологическое понятие, как и мышление. Однако со временем психологи, как уже говорилось выше, начали отождествлять психику лишь с сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю психологических исследований приходилось изучение только внутренней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных методов исследования психики и останавливало развитие экспериментальной психологии. В середине прошлого века английский психолог Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психологии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением. Таким образом, было не только зафиксировано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней деятельности в качестве психологической категории.

В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности — ведущая; это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов представляет собой одну из центральных проблем возрастной психологии и многих других психологических направлений и отраслей.

Мысль о том, что человек — существо социальное, т. е. не может существовать вне общения с другими, была высказана еще Аристотелем. С течением времени психология получала все больше данных о важнейшей роли других людей в развитии психики, формировании представлений о себе и мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отношений взрослый-ребенок является одной из аксиом, указывающей на то, что полноценное психическое развитие ребенка не может осуществляться в изоляции. С появлением социальной психологии началось серьезное изучение общения взрослых друг с другом, при этом особое внимание уделялось общению людей, принадлежащих к разным нациям, культурам, а также массовым коммуникациям. Исследования позволили выделить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику. Анализ направления развития психологии показывает, что значение этой категории, так же как и доля исследований, посвященных различным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других категория личность появилась в психологии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. Однако в то время понятия личность и человек рассматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность. На протяжении длительного времени, как уже отмечалось, ведущим предметом психологии было познание, а категории образа и внутренней, умственной деятельности оставались ведущими. Недаром известный ученый В.Вундт говорил о диктате «интеллектуализма» в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающего», а не чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие силы развития личности по-разному.

Источник

Категориальный строй психологии

Предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических, только ей присущих характеристиках. Категориальный строй психологии обусловливает построение конкретных теорий и эмпирического знания.

Для выявления компонентов категориального строя психологии, уровня их развития и форм взаимосвязи необходим специальный категориальный анализ. Категориальный строй психологии складывается под воздействием социальной практики, в том числе практики научных исследований

Для завершения курса по истории психологии требуется теоретическое осмысление как самого пути развития психологической науки, так и ее со­временного состояния. В отечественной психоло­гии попытку проведения такого анализа предпри­няли Л. В. Петровский и М, Г, Ярошевский (1998). Традиционно история психологии излагается в опи­сательном ключе с привязкой к временной оси и персоналиям (так сделано и в нашем изложении): это наиболее простой, но менее концептуальный способ. Вместе с тем задача курса истории психо­логии — способствовать выработке парадигмальной концепции в психологии.

Петровский и Ярошевский, пытаясь создать тео­ретическую основу психологии, пошли двумя пу­тями. С одной стороны, они рассмотрели историю психологии с точки зрения социальных психоло­гов и описали развитие школ и идей отчасти как результат социально-психологических процессов, происходивших в малой группе (малая группа со­здавалась вокруг определенной идеологии — тео­рии, сплачивалась возле лидера, контролировала членство, критично относилась к нечленам группы, имела свой печатный орган — как инструмент спло­чения и как средство контроля за внешней соци­альной средой). С другой стороны, они проанали­зировали ключевые понятия, на основе которых развивались теории или понятия о категориаль­ном строе, делался анализ причинности в исто­рии психологии и теоретических проблем в со­временной психологии.

Базисные и метакатегории в психологической науке.Авторы выделили следующие базисные пси­хологические категории: образ, действие, мотив, отношение, переживание, которые сформировались как ключевые понятия соответственно в когнитив­ной психологии, бихевиоризме, психоанализе, пси­хологии межличностного взаимодействия (интер-акционизме) и в экзистенциальной психологии. Базисные категории выступили в качестве своего рода «молекул» психологического знания. Над ними надстраивались категории более высокого уровня обобщения — метапсихологические, такие как сознание, деятельность, ценность, общение, чув­ство. Метакатегории являлись системообразую­щими понятиями. Соотношение метакатегории и базисных категорий можно было понять, обратив­шись к понятиям сущности и явления метафизи­ки Владимира Соловьева или понятиям ненаблю даемое явление и его операционализация через на­блюдаемое явление (мысль—слово). В каждой ме-такатегории скрывались сущностные характерис­тики базисных категорий (наблюдался пример диалектического мышления, уходящего корнями в античность). Такое понимание структуры (инфра­структуры) позволило по-иному взглянуть на об­щую картину развития науки. Так, применительно к базисной категории «действия» и метакатегории «деятельность» в один ряд встали Декарт, Ламет-ри, Сеченов, Павлов, Бехтерев, Торндайк, Уотсон, Скиннер, Бернштейн, Леонтьев.

Представления о причинности в истории пси­хологии — детерминизм и его варианты. Детер­минизм — один из главных объяснительных прин­ципов научного познания, в его основе лежит традиция истолкования событий исходя из при­чин (явлений), которые предшествуют ему во вре­мени и вызывают его. Петровский и Ярошевский выделили четыре основные формы детерминизма, внутри которых описали разновидности (описа­ния даются в очередности, соответствующей исто­рическому процессу).

Предмеханический детерминизм: гилозоизм, или индетерминизм, жизнь и все ее проявления «про­израстают» из Праматери, без вмешательства ка­ких-либо творческих сил; телеология (от греч. telos — цель) — учение Аристотеля о целесообраз­ности как конечной причине; теологический детер­минизм — причиной всего является Бог (Августин).

Механический детерминизм: декартовский дуа­листический детерминизм, согласно которому часть человека (душа) описывается с помощью теологи­ческого детерминизма, другая часть (тело) — с по­мощью механического детерминизма. Механиче­ский детерминизм Ламетри — «человек-машина»; детерминизм, основанный на идее развития. «Ана­томический» детерминизм основан на представле­нии о том, что психические процессы — это резуль­тат определенного строения мозга (френология, концепция локализации психических функций). «Физико-химический» детерминизм включает представление о том, что психические процессы можно описать с помощью законов сохранения и превращения энергии.

Биологический детерминизм включает в себя идею вероятностной зависимости в отличие от линейной, жесткой причинности в механическом детерминизме, а также представление о том, что изменения, происходящие в организме, детерми­нируются будущим, а не прошлым. Его вариантами являются эволюционный детерминизм (причин­ность как стремление к выживанию) и детерми­низм, связанный с наследственной передачей при­знаков (Гальтон).

Психический детерминизм — представление о том, что психические процессы и их результаты (об­раз, мысль, мотив, действие) сами могут быть при­чиной других психических процессов (представле­ния о саморегуляции и механизме обратной связи).

Кроме детерминизма, Петровский и Ярошевский в качестве объяснительных рассматривают прин­ципы системности и развития.

Ключевые проблемы теоретической психоло­гии.Психофизическая проблема связана с вопро­сом о месте психических процессов в общей карти­не физического мира, о соотношении психического и физического миров.

Психофизиологическая проблема, напротив, свя­зана с вопросами о том, каким образом в мозговых и нервных тканях зарождаются психические про­цессы, идеальные по своей природе, каков механизм перевода с языка физиологического на язык психи­ческого.

Психогностическая проблема — это проблема познаваемости мира; относительно решения этой проблемы в философии и психологии существуют наибольшие разногласия, касающиеся взглядов на природу человека и мира в целом.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть