ПСИХОЛОГИЯ

Что такое классификация в психологии определение

Классификация — что это такое? Определение и значение

Классификация — понятие, которое трактуется как общенаучная методика систематизации знания, направленная на организацию некоторого множества (совокупности) объектов различных сегментов действительности, деятельности и знания, подлежащих изучению, в систему соподчиненных классов (групп), в соответствии с которыми данные объекты распределены на базе их сходства в тех или иных сущностных свойствах. В нашей статье речь пойдет о важнейших аспектах представленной категории.

Понятие класса

Сегодня зачастую можно услышать понятие классификации. Что это такое? Под классом следует понимать конечную или бесконечную совокупность объектов, выделенную по некоторому признаку, отношению или свойству, общему для них, мыслимую как что-то целое. Объекты, которые составляют класс, носят название его элементов. Ключевой принцип классификации видов заключается в том, что каждая составляющая совокупности объектов, ее охватывающих, должна попасть в определенное подмножество.

Главная цель классификации

Мы выяснили, что классификация — это метод, с помощью которого можно систематизировать знания. Основной ее целью служит определение места в системе тех или иных объектов, а также формирование между ними прочных связей. Именно это определяет нормативно-мерное упорядочивание целого множества, разбивающегося на гетерономные друг к другу, однако гомогенные внутри себя по некоторым признакам подмножества, которые отделены друг от друга, в дальнейшем. Субъект, у которого есть ключ (критерий) классификации видов, может воспользоваться возможностью ориентироваться в большом количестве объектов.

Данная категория всегда отражает уровень знания, имеющийся в этот момент времени, здесь и сейчас, а также суммирует его и формирует так называемую «топологическую карту». Однако если посмотреть с другой стороны, то можно сделать вывод, что классификация помогает находить пробелы в том знании, которое уже существует. Она служит основанием для прогностических и диагностических процедур.

Классификация как результат познания

В так называемой «науке описания объектов» классификация кодов или других категорий выступает целью (итогом) познания (к примеру, систематика в биологии или попытки классифицировать науки в соответствии с разными основаниями). Стоит заметить, что в нашем случае дальнейшее развитие представляется как предложение принципиально новой классификации или усовершенствование былой. Так, термин «классификация» применяется и для обозначения названной процедуры, и для отображения ее результата.

Основные задачи

Стоит знать, что классификация — это категория, исполняющая определенные задачи. Она призвана решать две ключевые из них: представление в удобном для обозрения, дальнейшего распознавания и надежном виде всей изучаемой области; заключение в себе предельно полной информации, связанной с ее объектами.

Виды категории

Принято различать искусственные и естественные классификации систем или других объектов. Это зависит в первую очередь от существенности признака, заложенного в основу. Естественная разновидность категории предполагает существование важного критерия различения. Искусственные классификации средств, кодов или методик могут строиться в принципе на базе любого признака. Их вариантами, как правило, выступают разные классификации вспомогательного характера, среди которых алфавитные, технические и тому подобные указатели.

Различные классификации по-разному решают свои задачи. Например, искусственная классификация методов или систем, где группировка осуществляется на базе лишь удобно различимых и произвольно выбранных характеристик объектов, может преодолеть только первую из названных задач. В разновидности естественного типа группировка реализуется на основании целого комплекса свойств, присущих объектам, которые выражают их природу. Это позволяет объединять их в естественные группы. В свою очередь, последние формируют единую систему. В подобной классификации количество характеристик классифицируемых объектов, которые поставлены в соответствие с их размещением в системе, считается наибольшим, если сравнивать с другими группировками.

Различия категорий

Выяснилось, что классификация — это методика систематизации информации, которая имеет две разновидности. Целесообразно рассмотреть основные их различия. Так, естественный вид, в отличие от искусственного, базируясь на полноценности понимания содержания тех или иных объектов, считается не банально описательно-распознавательной, а объясняющей причины общности характеристик классификационных группировок категорией, как и природа отношений, возникающих между группами. Среди известных примеров данной разновидности применительно к наукам можно отметить периодическую систему химических элементов; классификацию кристаллов, которая осуществляется на базе федоровских группировок преобразований; генеалогическую и морфологическую языковые классификации; филогенетические систематики в такой науке, как биология.

В отличие от искусственной, как правило, строящейся на прагматической основе, естественная классификация формируется на базе материала наблюдений и пула опытных данных конкретной области знания по итогам синтеза теоретических представлений и эмпирических обобщений. Можно сделать вывод, что естественная классификация основных элементов в какой-то степени всегда выступает как содержательно-обоснованная типология, способная решать задачи содержательного плана, а также формировать прогнозы по новым результатам.

Эмпирические и теоретические

Помимо искусственных и естественных, принято различать эмпирические и теоретические классификации. На сегодняшний день известны и другие их деления, к примеру, на частные и общие. Кстати, частные по-другому называются специальными. В общих классификациях содержится обзор всех объектов конкретного рода. Они предполагают группировку на основании характеристик, которые выражают природную общность и несут сведения о причине данной общности, другими словами, о какой-то естественной закономерности. Такая разновидность имеет место в науках фундаментального типа, основная задача которых заключается в объективном познании реального мира посредством выявления законов, доминирующих в нем. Тогда как специальные, то есть частные классификации характерны в первую очередь для практических, прикладных отраслей знания, основной целью которых выступает обеспечение деятельности.

Следует отметить, что предметная область специальных классификаций считается более узкой, чем относительно общих. Они также исходят из важнейших свойств объективного характера, которые относятся к объекту, подлежащему делению. Однако группировка в целом реализуется в данном случае для того, чтобы удовлетворить определенные прагматические запросы. Так, специальный тип категории дополняет и расширяет знание, которое отображает общий вид.

Понятие в логике

В логике классификация годов или иных категорий считается специальным случаем деления. Последнее представляет собой распределение на группировки предметов, мыслимых именно в исходном понятии. Группы, получаемые по итогам деления, называются его членами. Признак, в соответствии с которым производится операция, принято называть основанием деления. Стоит заметить, что в каждом логическом делении есть, таким образом, основание деления, делимое понятие и члены деления.

Отличия от иных форм

По своей структуре, иными словами, по типу тех отношений, в которых пребывают понятия, составляющие ее, в частности, отношений координации и субординации, классификация отличается от иных форм систематизации знания, к примеру, свойственных для математизированного естествознания систем параметрического плана, где понятия соотносятся непосредственно с количественными показателями. Однако в то же время деление может осуществляться не исключительно в соответствии с качественными особенностями объектов изучения, но и с параметрическими, имея своей базой и результатом именно количественные показатели.

Подобная группировка широко применяется в статистике, формируя базу статистических методик, которые, как правило, используются только по отношению к количественно выраженной информации. В этих случаях группировки реализуются на основании признаков, которые поддаются измерению и поэтому имеют определенные численные значения, а весь порядок созданных таким образом групп наводит на функциональную зависимость или на своеобразное распределение численностей. Когда есть множество значений того или иного количественного признака, которые просто зарегистрированы, ум не способен охватить подлинную суть изучаемого явления. Чтобы определить его характерные черты, нужно сжато выразить данные, которые имеются, а также уплотнить их через группировку. При этом последняя должна быть такой, при которой не утрачивается и не искажается значительная часть собранной информации и в итоге получается точная картина явления, которое подлежит исследованиям. Качественные и количественные деления не перекрывают друг друга. Несмотря на то что имеют своим предметом аналогичные объекты, они анализируют их разные аспекты и существуют в общей совокупности исследований этих объектов.

Представление классификаций

Классификации, как правило, представляются в форме таблиц или деревьев, которые, в конце концов, сводятся к структуре иерархического древообразного порядка, как показано на рисунке:

Дерево классификации представляет собой множество вершин (точек), которые соединены ребрами (линиями). Каждая из них отвечает за некоторый класс объемов понятий, то есть предметов, обладающих аналогичными признаками. Эти классы принято называть таксономическими единицами (таксонами). Ребра показывают, на какие именно подвиды разбиваются эти таксоны. Корень дерева — это вершина K0. Она репрезентирует множество предметов исходного типа. Таксоны группируются в соответствии с ярусами. В каждом из ярусов собраны таксоны, которые получены в результате использования одинакового количества операций по делению к исходному понятию. Стоит заметить, что те, которые в конкретной классификации дальше уже не делятся на виды, именуются концевыми таксонами. Предельной принято считать такую классификацию, таксоны концевого типа которой служат единичными понятиями. Тем не менее в зависимости от целей, преследуемых при формировании классификации, таксоны концевого плана могут и не считаться таковыми.

Заключение

Итак, мы рассмотрели категорию классификации и основные ее аспекты. В заключение следует отметить, что развитие науки показывает: становление классификации проходит целый ряд этапов, начиная от искусственных систем и заканчивая выделением естественных групп и установлением системы естественной классификации. Аристотель опирался именно на качественную классификацию физических тел, которые он делил по различию их «природы», выявляющей способы их действия.

Источник

Психологические классификации

Классификация — один из основных приемов, применяемых психологами для описания различий между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик основания для классификации психологических типов, всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Содержание

Исторический экскурс

Логика развития классификационных гипотез в психологии

Вся история исследования человека с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, цель которых:

1) «уловить» центральное организующее звено, своего рода мотор всей конструкции, и распределить людей, исходя из качественного своеобразия этих центральных звеньев;

«Типологический подход заключается в глобальном восприятии личности и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960).

2) разложить психику на составляющие части, понять работу частей и создать классификацию на основе разницы в составе и качестве частей.

«Надо свести все черты характера к простейшим психическим элементам и к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей» (Полан, 1894).

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками).

Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями и т.д.

Классификация людей и классификация психических свойств

Логика развития психологических классификаций диктовала параллельное движение двух крупных научных направлений: одно получило название «психология типов», а другое — «психология черт». С течением времени оба направления двигались навстречу друг другу: психология типов — в попытке понять структуру психических свойств каждого из типов, психология черт — в попытке более крупных и системных обобщений.

«Как только получил общее признание тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным психологическим сущностям, а являются лишь аспектами личности или поведения, сразу же возникла необходимость выявить фундаментальные переменные, стоящие за этими чертами. Хейманс и Вирсма, а также ряд других ученых после них пытались решить эту проблему. Однако все эти исследования носили фрагментарный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор черт определялся, как правило, личным вкусом исследователя» Р.Мейли с.228

Пример развития психологии черт (этапы):

1. Выделение типов любви в виде психологических черт. В Античности была очень распространена типология видов любви, в которую входили агапе, сторге, мания, прагма, людус и эрос.

2. Каждый человек, как правило, имеет в своем арсенале все возможные типы любви, но в разной пропорции, что можно выразить профильной характеристикой с пиками и провалами.

3. Типы людей со схожими профильными характеристиками объединяются в классификацию более высокого уровня.

Пример развития психологии типов (этапы):

1. Выделение групп людей, у которых явно доминируют осознаваемые познавательные операции — «Рационалы» или неосознаваемые — «Иррационалы».

2. Выделение частных познавательных способностей, связанных с рациональностью и иррациональностью.

3. Создается сетка для профильной характеристики, которая характерна для рационалов и иррационалов.

В ходе развития психологии как науки и как практики приходит понимание, что человек — это «микрокосм», в котором есть все черты, свойства и характеристики, но распределены они по неким системным закономерностям, которые еще предстоит осмыслить.

Масштаб системы психологических типов

Системы взглядов о материальном и духовном мире, основанные на принципах гармонии, единых универсальных закономерностях природы и духа, имеют максимальный масштаб и упорядоченность. Все, в том числе и принцип психологической классификации, имеет математическую точность и ясность. Типология имеет подчиненную роль, она отражает естественную включенность в космическую закономерность.

Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности.

Witkin в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости. Поленезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.

Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).

Примеры:С точки зрения психоанализа, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий — это создает особый склад души, своего рода психологический тип. Человек в своем развитии выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Фрейд считал, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона.

В самопознании, в поиске самости, человек проходит ряд стадий. Карл Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Первый этап индивидуации – это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное. Второй этап – осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния. Третий этап – встреча с Анимой или Анимусом. Последняя стадия процесса индивидуации – развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Моделирование систем психологических типов

В моделировании психологических систем большое место занимает систематика и классификация.

В связи с развитием статистики в описании представленности признака (или типа) в социуме очень важен характер распределения признака (типа). Важно также, носят ли различия в признаках количественный или качественный характер. Для квалифицированной интерпретации практически любого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание определенных фундаментальных статистических понятий.

«Существуют по меньшей мере три различные теории психологических типов, описываемых психологами. Некоторые авторы до сих пор представляют типы как отдельные взаимоисключающие классы. Другие используют теорию типов как более или менее подробную теорию черт, определяя типы как полюса одного континуума, между которыми люди могут быть распределены по законам нормального распределения. Последователи третьего взгляда утверждают, что типы отличаются от черт тем, что имеют мультимодальные распределения, в которых люди группируются в определенных точках, представляя чистые типы». Stagner, 1948.

Распределение признака

Чем более фундаментальна (глубинна) психическая характеристика, тем распределение более устойчиво и не зависит от культурных особенностей. Большинство измерительных инструментов (тестов) построено так, чтобы признак мог быть пронормирован в соответствии с нормальной кривой распределения, если различия носят количественный характер. Так черты, которые входят в фундамент личности под названием Большая пятерка (Big Five) имеют нормальный характер распределения.

Пример: Экстра-интроверсия. Большинство людей имеют амбивертные характеристики по этой шкале.

Строгие множества

Если характеристики имеют не количественные, а качественные различия, то они обычно описываются в рамках строгих множеств.

Пример: Правши, левши. Глухие, слышащие. Типы в соционике.

Нестрогие множества

В психике бывает редко, что какое-либо качество устойчиво отсутствует совсем. Поэтому, в большинстве случаев, полезно в моделировании использовать нестрогие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения.

Пример: Эрнст Кречмер разработал классификацию характеров, на основе нестрогой классификации телосложения человека.

Комплексные модели

Более сложные и системные модели учитывают тот факт, что могут встречаться как количественные, так и качественные различия признаков, распределения этих признаков в виде ясных связей может образовывать типы, которые в свою очередь, имеют достаточно жесткое и устойчивое распределение в социуме.

Пример: Презентация модели Псикосмология в контексте общего, типологического и индивидуального.

Системные классификации

Системные классификации исходили из постулата о том, что целое не есть сумма всех частей, а есть система более высокой организации. Основание классификации часто искалось в законах функционирования космоса. Характеристики классификации: строгость (каждый попадает в один и только один класс и остается в нем всю жизнь), количество классов определяется законами космоса, психические организации есть часть более общей системы функционирования Вселенной. Примеры: Астрологическая (Египет, Вавилон, Греция, Античный мир), резонаторная (древневосточные классификации – Система 12 люй в Китае), астро-музыкальная система типов (Индия).

«Фундаментом для развития практик, известных ныне как “западная астрология”, послужила месопотамская астрология, тогда как китайская традиция стала стержнем систем так называемой “восточной астрологии”. Что же касается астрологических систем индейцев Месоамерики и друидов, то они не дошли до нашего времени в живой традиции и реконструируются лишь с той или иной степенью достоверности. Оригинальные астрологические системы, видимо, возникали и в других регионах мира, но одни из них имели узкорегиональный характер (как, например, астрология инков или самобытная яванско-балийская астрология, базирующаяся на календаре “вуку” ». Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен.

Интересное развитие эти идеи нашли в трудах Иоганна Кеплера, который по сути продолжил традиции астро-музыкальных систем, объединив физические и психические законы в теории резонанса.

«В его изложении астрология превращалась в нечто подобное физической теории резонанса: сами по себе небесные светила не оказывали влияния на судьбу человека, но душа в момент рождения человека запечатлевала углы между светилами и впоследствии особым образом реагировала на них» Ю.А. Данилов. Гармония и астрология в трудах Кеплера

Несколько иной поворот к проблемам астрологических знаний можно наблюдать в работах Карла Юнга. Астрология, по словам Юнга, – “вершина всех психологических знаний древности”, суть которых в закреплении символических конфигураций в форме коллективного бессознательного.

“Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: “планеты” – это боги, символы власти бессознательного” [цит. по: Семира, Веташ, 1994, с. 13].

Доминирование одной из четырех познавательных функций (мышления, рациональной эмоции, ощущения или интуиции) создает основание для классификации, разработанной Карлом Юнгом («Психологические типы» Карла Юнга)на основе большого клинического опыта. Доработка типологии предпринята Аушрой Аугустиновичюте (Соционика) и Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс (Типоведение).

Частные классификации

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.

Примеры: Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).

Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях является типология Платона, который выделял следующие типы:

1) характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;

2) тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;

3) олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;

4) демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;

5) тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.

Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.

Пример: Градацию по шкале «безликость — яркая личность» вводит для исполнительского стиля Г. Нейгауз (Нейгауз, 1987). Многие пианисты играют то, чему их научили, а не то, что они пережили сами, над чем подумали и поработали.

«На противоположном полюсе исполнение большого пианиста с яркой индивидуальностью, страстной волей» (с.190). Нейгауз выделяет четыре вида «стиля исполнения». «Первый — никакого стиля. Второй — исполнение «морговое»; исполнитель так старательно «соблюдает стиль», так старается показать, что автор «старый» (если это не дай бог, Гайдн или Моцарт), что в конце концов автор умирает на глазах у огорченного слушателя и ничего кроме трупного запаха от него не остается. Третий вид — исполнение музейное, на основе тончайшего благоговейного знания, как исполнялись и звучали вещи в эпоху их возникновения. Четвертый вид, наконец, — исполнение, озаренное «проникающими лучами» интуиции, вдохновения, исполнение «современное», живое, но насыщенное непоказной эрудицией, исполнение, дышащее любовью к автору (с.191).

Смешанные классификации

Характеристики классификации: сочетание строгости и гибкости. Есть законы космоса, которые задают строгую классификацию и есть земные законы, которые действуют на другом уровне, не разрушая строгую классификацию, а создавая вариации в рамках одного класса, придавая гибкость системе. Человек как часть входил в более общие системы — Вселенную, социум. Однако сам человек был самостоятельной системой со своим особенным внутренним миром, со своими противоречиями, уникальным жизненным путем, диспозицией и развитием внутренних Я. Философы смотрели на человека с далекого расстояния, врачи должны были видеть не только конкретного человека, но и особенности его внутренней физической и психической организации.

Соединением теоретических предположений и практических наработок стала хрестоматийная типология Гиппократа, который оставаясь на позициях космологов о природе человеческой души, задался вопросами строения и функционирования различных психических и физических организаций человека в социуме и создал типологию темпераментов.

Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л.Н. Собчик, Л.Я. Дорфмана, Н.Л. Нагибиной и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.

Примерами такой системной классификации могут служить Теория ведущих тенденций Собчик Л.Н., Псикосмология Нагибиной Н.Л., Концепция мета-индивидуального мира Дорфмана Л.Я.

Теория ведущих тенденций, положенная в основу методологии психодиагностического исследования, позволяет понять сложный личностный конструкт во всей его полноте. Согласно данной концепции, целостный образ личности включает в себя эмоциональную сферу, индивидуальный стиль познавательной деятельности, тип межличностного поведения, силу и направленность мотивации. Сравнительный анализ психодиагностических показателей, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания (бессознательное, объективное, актуально-субъективное и идеальное «Я»), обнаруживает зону внутреннего конфликта, уровень самопонимания и способность индивида к саморегуляции». Л.Н. Собчик. Психология индивидуальности. 2005, с. 15

Выбор классификационного основания

Теоретическое и осмысление и эмпирическая проверка классификационных систем психики предприняты рядом авторов ХХ века (К.Юнг, Г.Айзенк, Р. Мейли, В.С. Мерлин, Л.И. Собчик, Л.Я. Дорфман, Е.П. Ильин, Н.Л. Нагибина и др.).

Конституционные и формально-динамические характеристики как основание для классификации темпераментов

Наиболее распространены среди клинических психологов и психиатров.

Познавательные характеристики как основание для классификации

Таблица 1. Классификации на основе конкретных видов приема и переработки информации (примеры).

Классификационное основаниеИнтерпретацияАвторы
Аналитичные (детализирующие)/ Синтетичные (интегрирующие)Аналитичные проявляют тенденцию воспринимать скорее отдельные части, испытывая трудности в вычленении целостной структуры и ориентируются на различие.

Синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями.

Мыслители / ХудожникиМыслители с доминирующей второй сигнальной системой

Художники с доминирующей первой сигнальной системой

Павлов, 1927
Объективисты / СубъективистыОбъективисты характеризуются устойчивым, узко направленным и точным восприятием.

Субъективисты характеризуются более широким полем восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей воспринятое.

Angyal, 1948
Концептуальные «активные» / Перцептивные «пассивные»Концептуальные работают рационально, формулируя гипотезы о верном решении при выполнении классификаций.

Перцептивные используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула.

Ценностно-мотивационные характеристики как основание для классификации личностей

Ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческой структуры сознания, с другой. Ценностно-смысловая сфера — это ядро личности с ее неповторимой картиной мира. Наиболее яркие психологические разработки ценностно-смысловой сферы представлены в работах Э.Фромма, В.Франкла, Э.Шпрангера, М. Рокича, А. Маслоу, Дж. Холлада, Дж. Крамбо и др.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,

3) ценности организованы в системы,

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. (Rokeach, 1973, с. 3)

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств. «Систему ценностных ориентаций личности, как и любую психологическую систему, можно представить как «многомерное динамическое пространство»,- считает С. Бубнова (Бубнова, 2002).

«На самом деле, личность и стабильна, что зафиксировано в ее определении как устойчивого психического склада человека, и изменчива. Однако применительно к ее активности можно говорить об устойчивости ее притязаний скорее в смысле их определенности и о динамичности – саморегуляции – в смысле согласованности ею внешних и внутренних условий. Удовлетворенность же, в свою очередь, входит в их интеграл, поскольку личность «оценивает» по определенным критериям получившееся «произведение» притязаний на регуляцию, намерений на способ их реализации. Семантическим интеграл активности является в силу своего ценностно-смысло-мотивационного характера… Построенная нами на этих исходных теоретических основаниях типология имела прогрессивный, открытый характер, поскольку представляла собой скорее эмпирическую методологию или стратегию исследования высших личностных способностей» (Абульханова, 2000, с. 341).

Пример: Н. Лосский выделял три типа характеров (Лосский, 1903):

1) Чувственный тип, у которого преобладают низшие, чувственные влечения, подавляющие все высокие стремления. Люди этого типа всецело находятся под влиянием животной природы. Их «Я» не сформировано.

2) Эгоистический тип. «Я» вполне сформировано и дает окраску всем стремлениям, поступкам и чувствам. «Я» господствует у них в сознании, и они стремятся широко проявить его в своей деятельности.

3) Сверхличный тип. Эти стремления, так же, как и у первого типа, являются как бы данными извне, но источник их находится не в физических потребностях организма, а в факторах высшего порядка, как то: высших, религиозных, научных и эстетических запросах. Такие люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли, которую они признают руководительницей своих поступков.

Лосский указывает, что резкую границу провести между этими типами нельзя, так как существуют промежуточные типы, представляющие собой переход от одной категории к другой.

Связанные комплексы познавательных и ценностно-мотивационных характеристик как основание для классификации личностей

Пример: Э.Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые увязывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира.

— теоретический человек стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам;

— экономический человек ищет пользу в познании, познает то, что приносит пользу себе, семье, обществу;

— эстетический человек стремится к гармонии, форме, стилю, соответствию ситуации;

— для социального человека ценностью является любовь к людям. Человек хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви;

— политический человек ценит власть, влияние (необязательно в политической форме);

— для религиозного человека главная ценность заключена в поиске смысла жизни, начала всех начал — в божестве, в осознании единого мира.

Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность.

Пример: Л.Я. Дорфман, анализируя полидетерминацию жизненного мира и позицию человека, выделяет три способа мышления в зависимости от источника детерминации (Дорфман, 1993, с. 38-43).

• Социоцентристсткое мышление, в котором «конкретный жизненный мир отдельного человека поглощается всеобщим, абстрактным».

• Социодеятельностное мышление, которое «обосновывает и оправдывает подчиненность активности человека интересам общества. Его бытие мыслится не просто в социальных одеждах, а в самой логике бытия социальной системы».

• Антропоцентристское мышление, которое «предполагает, что человек находится в согласии со своей природой и с окружающим миром. Здесь мы имеем дело с жизненным миром свободного человека в свободном обществе, где нет места их взаимному отчуждению».

Л.Я. Дорфман отмечает, что каждый из трех потоков детерминации отражает разный характер существования человека в мире, разную степень его свободы.

«При первом из обозначенных выше потоков детерминации структурирование жизненного мира опосредствуется поведением по бихевиористской схеме «стимул – реакция». При втором потоке детерминации структурирование жизненного мира человека опосредствуется деятельностью, при третьем – самодеятельностью» (Дорфман, 1993, с.42-43).

Современные проблемы психологических классификаций

Проблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще.

В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и ее преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому, оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самоооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению).

Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации. Такие методы хорошо разработаны в клиническоим исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение.

Пример: Программа исследования личности Лазурского А.Ф.

Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов – самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений.

Важным для измерения психологического типа является умение диагноста видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.

Исследователю необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы:

  1. Масштабность и комплексность исследования (возможность прорисовки и учета нескольких планов в разных масштабах)
  2. Характер и специфику распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.
  3. Минимальный набор субшкал, не нарушающих полноту и конструктную валидность психологического свойства.

Ссылки

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. // Психологический журнал, 1985, т.6, №5, с.3-18.

Анастази Анна. Дифференциальная психология. М., 2001.

Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч.4. Московский гуманитарный университет, 2003

Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В.,Нагибина Н. Л. Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004

Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М., 2002.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. «Питер»., 2004.

Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. / Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Куталёв Денис . Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности «Теория и история культуры».

Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. Таллин, 1986.

Кречмер Э. Строение тела и характер / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997.

Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы. / Золотое сечение. М., 1990, с.130-233.

Мейли Р.Структура личности / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., «Прогресс», 1975.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. М., 1985.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986.

Модели мира. (ред. Д.А.Поспелов). М., 1997.

Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. Типологический подход. М., «МосГУ», 2005

Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч.1. М., Институт молодежи, 2000

Нагибина Н. Л., Миронычева А. В. Психология типов. Системный подход. Тело и душа. Ч.2. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002.

Нагибина Н. Л., Грекова Т. Н. Психология типов. Стратегии развития. Ч.3. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002

Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. М., 2000

Петров В.М., Грибков В.С., Каменский В.С. Поверить гармонию. экспериментом. / Число и мысль. М., 1980. Вып.3, с.145-168.

Платон. Соб.соч. в 4-х тт., Т. 1, М., 1990.

Психология индивидуальных различий: Тексты. (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова), М., 1982.

Популярная психология типов Часть 1 /ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP, Москва, 2009

Россолимо Г.И. Психологические профили. Методика. М., 1910.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2005.

Семира и В. Веташ. Астрология в образах и аналогиях мира. Барнаул, 1993.

Теплов Б.М., Небылицин В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, №5.

Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? (Критика «экспериментальной эстетики»). М., 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1, М., 1989.

Шадриков В.Д. Способности в структуре психики. / Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть