ПСИХОЛОГИЯ

Что такое константность в психологии

Константность восприятия: определение термина, функции и значение, примеры

Восприятие помогает человеку познать объективную действительность. Константность, которая является одним из основных его свойств, выражается в постоянстве цвета, формы и величины предметов, а также обеспечивает индивиду познание окружающего мира.

Восприятие и его свойства

Восприятие по своей сущности относится к сложному психическому процессу, которое заключается в целостном отражении явлений и предметов, действующих в определенное время на органы чувств. Условно восприятие представляют как совокупность мышления, памяти и ощущений. Специалисты выделяют следующие свойства восприятия:

  • предметность;
  • целостность;
  • константность;
  • обобщенность;
  • избирательность;
  • структурность;
  • осмысленность.

Предлагаем рассмотреть каждый из вышеперечисленных свойств наиболее подробно.

Предметность

С помощью предметности и константности восприятия человек не способен воспринимать окружающую действительность в виде набора различных ощущений. А вместо этого он видит и различает отдельные друг от друга предметы, которые обладают определенными свойствами, вызывающими эти ощущения. После долгого изучения и проведения различных экспериментов ученые пришли к выводу, что отсутствие предметности восприятия способно вызвать дезориентацию в пространстве, нарушение восприятия цвета, формы и движения, а также галлюцинации и другие психические отклонения.

Один из таких подобных экспериментов заключался в следующем: испытуемого поместили в ванну с физиологическим раствором комфортной для него температуры, где его восприятие было ограничено. Он лишь видел блеклый белый свет и слышал монотонные отдаленные звуки, а покрытия на его руках мешали получить осязательные ощущения. Спустя несколько часов пребывания в таком состоянии у человека нарастало тревожное состояние, после которого он просил прекратить опыт. Во время эксперимента испытуемые отмечали отклонения в восприятии времени и галлюцинации.

Целостность

Стоит отметить, что целостность и константность восприятия взаимосвязаны между собой. Данное свойство восприятия позволяет создать целостный образ предмета, при помощи обобщенной полученной информации об отдельных качествах и признаков предмета. Благодаря целостности мы способны воспринимать определенным образом организованную действительность, а не хаотическое скопление прикосновений, отдельных звуков и цветовых пятен. Например, при прослушивании музыки нашему восприятию подвластно слышать не отдельные звуки (колебания частот), а мелодию в целом. Так и со всем происходящем — мы видим, слышим и чувствуем целостную картину, а не отдельные части происходящего.

Осмысленность

Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.

Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».

Структурность

Это свойство помогает человеку объединять воздействующие стимулы в сравнительно простые и целостные структуры. Благодаря устойчивым признакам объектов человек способен узнавать и различать их. Внешне различные, но по существу однообразные предметы опознаются как таковые при помощи отражения их структурной организации.

Обобщенность

Определенное обобщение можно проследить в каждом процессе восприятия, а степень обобщения связана непосредственно с уровнем и объемом знаний. Например, белый цветок с шипами осознается человеком как роза, или как представитель семейства разноцветных. В обобщении главную роль играет слово, а называние синонимом определенного предмета помогает повысить уровень обобщения восприятия.

Избирательность

Подразумевает преимущественное выделение определенных объектов по отношению к другим, обусловленное отличительными чертами субъекта восприятия: его мотивами, потребностями, опытом и др. Из многочисленного количества окружающих нас явлений и предметов человек выделяет в определенный момент лишь некоторые из них, а остальные остаются лишь фоном. Константность восприятия, осмысленность, избирательность и другие его свойства имеют огромное биологическое значение. В противном случае существование и адаптация человека были бы невозможны в окружающей мире, если бы восприятие не отражало ее постоянных и стабильных свойств.

Константность

Целостность восприятия имеет тесную связь с константностью, под которой следует понимать относительную независимость определенных свойств предметов от их отображений на рецепторные поверхности. При помощи константности мы имеем возможность воспринимать явления и предметы как относительно постоянные по положению, величине, цвету и форме.

В психологии константность восприятия — это стабильность принятия разнообразных свойств явлений или предметов, сохраняющиеся при разных физических изменениях стимуляции: интенсивности скорости, расстояния, света и многого другого.

Значимость константности

Оа помогает индивиду различать размеры определенных предметов, его объективную форму, цвет и угол зрения воспринимаемых объектов. В качестве примера константности восприятия можно привести следующее: только представьте, если наше восприятие не имело бы такого свойства, то при каждом движении любой предмет потерял бы свои свойства.

В этом случае, вместо определенных вещей мы бы видели лишь постоянное мерцание непрерывно уменьшающихся и увеличивающихся, сдвигающихся, растягивающихся и сплющивающихся бликов и пятен невообразимой пестроты. При этом раскладе человеку не удалось бы воспринимать мир устойчивых объектов и явлений, что, соответственно, не смогло бы служить в качестве средства познания объективной действительности.

Таким образом, константность восприятия — это свойство перцептивного образа сохранять относительную неизменность при изменении условий восприятия, отсутствие которого привело бы к сплошному хаосу. Именно поэтому ученые уделяют данному аспекту особое внимание.

Константность восприятия: виды константности

Специалисты выделяют достаточно больше количество видов. Это свойство восприятия имеет место почти для любого воспринимаемых характеристик предмета. Рассмотрим самые популярные прямо сейчас.

Стабильность видимого мира

Одним из самых важных и фундаментальных среди видов константности является стабильность окружающего мира. Специалисты также называют этот вид константностью зрительного направления. Его суть заключается в следующем: при движении взгляда наблюдателя или его самого движущимся кажется сам человек, а окружающие его предметы воспринимаются неподвижными. Стоит отметить, что постоянным и воспринимаемым нами является и вес предмета. Несмотря на то, поднимаем ли мы груз всем телом, ногой, одной или двумя руками — оценка веса предмета будет примерно одинаковой.

Константность формы

Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.

В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.

Восприятие скорости

Считается, чем ближе траектория движения, тем выше станет скорость смещения ретинальной картины объектов.

Поэтому два далеко расположенных предмета кажутся медленнее, чем в реальном измерении. Воспринимаемая скорость близлежащих вещей зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени и, как правило, существенно не меняется.

Константность цвето- и светоощущения

Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.

Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.

Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.

Константность величины

Известным фактом является то, что изображение предмета, а также изображение его на сетчатке, уменьшается, когда дистанция до него увеличивается, и наоборот. Но несмотря на то, что при варьировании расстояния наблюдения величина предметов на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемые размеры остаются практически неизменными. К примеру, посмотрите на зрителей в кинотеатре: все лица нам будут казаться практически одинаковыми по величине, при всем том, что изображения лиц, находящихся далеко, намного меньше, чем расположенных близко от нас.

В заключение

Ключевым источником константности является активная деятельность перцептивной системы. Ей удается корректировать и исправлять различные ошибки, вызванные много­образием окружающего мира предметов, а также создавать адекватные образы восприятия. Примером тому может стать следующее: если надеть очки и зайти в незнакомое помещение, то можно проследить, как зрительное восприятие будет искажать изображения и предметы, но спустя некоторое время человек перестает замечать искажения, вызванные очками, хотя они и будут отражаться на сетчатке глаза.

Адекватное соотношение между отображенными в восприятии предметами окружающего мира и самим восприятием ─ это главное соотношение, в результате которого регулируются все соотношения между состояниями сознания, раздражениями и раздражителями. Таким образом следует сделать вывод, что константность восприятия, формирую­щаяся в процессе предметной деятельности, можно считать необходимым условием жизни и деятельности человека. Без данного свойства восприятия любому человеку было бы сложно ориентироваться в изменчивом и бесконечно многообразном мире.

Источник

Константность (constancy)

Мы воспринимаем объекты и события благодаря их воздействию на наши органы чувств — световой энергии, передаваемой глазу, колебаниям давления, к-рые проникают в ухо, и т. д. Физ. характеристики самого объекта, такие как его размеры, форма и отражательная способность, — это дистальные стимулы внешнего мира: качества, относительно неизменные для данного объекта и важные для нашего взаимодействия с окружающей действительностью. Для восприятия этих качеств мы должны извлечь информ. о них из паттернов стимульных энергий в наших органах чувств — проксимальной стимуляции.

Проксимальная стимуляция обычно непрерывно изменяется: напр., когда мы приближаемся к объекту или удаляемся от него, размер изображения, к-рое он проецирует на сетчатку глаза, изменяется соответственно; количество отражаемого от него и попадающего в глаз света изменяется вместе с изменением его освещения; и, наконец, место его проекции на сетчатке меняется всякий раз, когда глаз наблюдателя изменяет направление рассматривания.

Из этого потока постоянно меняющейся проксимальной стимуляции мы должны извлекать наши образы мира, тем не менее мы не видим людей меняющимися в своих размерах при нашем приближении к ним, как и не воспринимаем предметы изменяющими форму, когда смотрим на них под другим углом, цвет и светлоту, когда мы переходим со света в тень, или положение в пространстве, когда мы изменяем свое положение относительно них.

Говоря коротко, дистальные характеристики объектов, по-видимому, остаются относительно постоянными, даже если проксимальная стимуляция, к-рую они предоставляют глазу, все время меняется. Главные аспекты восприятия, в к-рых это наиболее очевидно, исследовались отдельно и получили соответствующие названия: К. формы, К. громкости, К. положения, или, в целом, К. предмета. Сказанное выше можно сформулировать в виде более общего принципа: при всех условиях, когда мир являет нам устойчивые и не изменяющиеся дистальные свойства, а органы чувств получают меняющуюся проксимальную стимуляцию, мы склонны воспринимать постоянные дистальные свойства.

Данное утверждение — это не что иное, как переформулирование еще более общего правила, предложенного Германом фон Гельмгольцем и звучащего в вольном изложении примерно так: мы воспринимаем такое положение дел в мире, к-рое, при нормальных условиях, вызвало бы паттерн проксимальной стимуляции, воздействующий в данный момент на органы чувств.

Теории константности и их следствия

Главная проблема — объяснить, каким образом достигается восприятие неизменных дистальных свойств при условии изменяющейся проксимальной стимуляции. Были предприняты три попытки дать этому объяснение, вылившиеся в соответствующие теории разной мощности.

Классическая теория константности. Первое объяснение, занимающее центральное место в классической теории восприятия, сводится к следующему. Мир подчиняется физическим закономерностям. После выведения этих закономерностей из собственного опыта взаимодействия с миром мы используем их для разрешения загадок, предлагаемых проксимальной стимуляцией.

Эта общая теория объясняет и другие явления, включая иллюзии и многие из описанных гештальтистами феноменов перцептивной организации. Если же попытаться детально проследить происходящее с т. зр. данной теории, получается длинная последовательность различных компонентов, к-рые не поддаются наблюдению и практически недоступны эмпирической проверке, поэтому у нее всегда было множество противников. Напр., К. величины (S) обеспечивалась бы процессом, складывающимся из трех отдельных этапов: а) считывания и интерпретации признаков глубины для получения перцепта глубины (D); б) оценивания величины ретинального (сетчаточного) изображения (s); в) извлечения из памяти уравнения S = k x s x D и, наконец, его решения для воспринимаемого размера.

Гештальт-теория константности. Гештальт-теория — наиболее известная альтернатива классической теории восприятия, собирающая вместе большинство обвинений в ее адрес, — объясняет К. величины и положения тем, что форма (или контур) якобы яв-ся стимулом, на к-рый НС реагирует непосредственно. Конкретная форма оказывает одинаковое воздействие на НС независимо от того, какое место и какую площадь она занимает на чувствительной поверхности, и т. о. воспринимаемый объект остается постоянным в силу инвариантности его воздействующих стимульных качеств (или его конфигурации). Это объяснение никогда не работало должным образом — особенно в отношении многих др. видов К., к-рые тж нуждаются в объяснении, — но оно очевидным образом отличается от классического объяснения и содержит элемент, оказавший огромное влияние на теоретизирование в данной области.

Прямые теории константности. Предложенное гештальт-психологами объяснение феномена К. содержало идею, что некоторый аспект проксимальной стимуляции остается инвариантным, несмотря на ее явно непрерывное изменение, при условии инвариантности дистального стимула; следовательно, перцептивная К. есть не что иное, как реакция на такой инвариант. Сама идея далеко не нова — она уже выдвигалась ранее Э. Герингом и Э. Махом и составила ядро двух существенно различающихся вариантов прямой теории К.

Первый из них можно отнести к категории физиологических теорий К. Геринг и Мах высказали предположение о существовании внутренних сетей латеральных связей между рецепторами, а тж на высших уровнях НС, к-рыми можно было бы объяснить по меньшей мере некоторые из перцептивных К.

В настоящее время существование таких сетей доказано, и, по-видимому, они действительно могут способствовать по крайней мере некоторым видам К. Так, освещенный участок ретинального изображения снижает реакцию прилегающих областей сетчатки благодаря процессу латерального торможения. При увеличении освещения объекта и его окрестностей происходит увеличение светового излучения, обеспечиваемого объектом своему ретинальному изображению. Однако световое излучение, отражаемое окрестностями, тж возрастает, и тогда происходит торможение, благодаря к-рому ретинальное изображение окрестностей ослабляет реакцию на ретинальное изображение объекта. Т. о., реакция на объект остается постоянной независимо от изменений в освещении, при условии, что остается неизменной отражающая способность объектов и их окрестностей. (Сверх того, механизмом латерального торможения объясняется целый ряд широко известных иллюзий, и прежде всего явление контраста, при к-ром яркость фона заставляет серый объект казаться более темным.)

Рассматриваемая сама по себе, эта теория выглядит более экономичной по сравнению с классической. Согласно ей, у нас имеется сенсорный «канал», к-рый реагирует непосредственно на отражательную способность объектов при разных условиях его рассматривания. Вместе с тем существует множество др. видов К. восприятия, к-рые должны получить объяснение в рамках этой теории, и пока этого не произошло, вопрос о ее экономичности остается спорным. В настоящее время предлагается множество вариантов нейронных механизмов и каналов в качестве возможных объяснений К. и др. перцептивных феноменов.

Константность как прямая реакция на инварианты

При изменениях освещения достигающее глаза световое излучение от объекта и его окрестностей тж изменяется, однако отношение между интенсивностями этих двух потоков света остается неизменным. Уже давно признается, что если воспринимаемая глазом светлота яв-ся реакцией на это отношение, тогда К. светлоты (и, разумеется, светлотный контраст) не м. б. ничем иным, как прямой реакцией на данную переменную стимуляции.

Это помогает объяснить более общую теорию. В развитие своих предположений о прямом восприятии Дж. Гибсон отстаивал утверждение, что мы на самом деле реагируем на инварианты, лежащие в основе трансформаций проксимального стимульного паттерна, получаемого движущимся наблюдателем, и что эти инварианты, конечно же, отражают инвариантную структуру физ. мира.

Хотя эта идея звучит заманчиво, следует отметить, что пока не было предложено механизмов, посредством к-рых можно было бы обнаруживать и использовать эти инварианты, как нет и доказательств того, что они вообще используются. Более того, имеются факты, доказывающие существование неосознаваемых процессов вывода наподобие тех бессознательных умозаключений, к-рые составляют самую суть классической теории восприятия; даже если прямая теория восприятия верна в главном, не следует полностью отвергать все компоненты классического объяснения К.

См. также Когнитивная сложность, Контекстуальные ассоциации, Восприятие

Смотреть что такое «Константность (constancy)» в других словарях:

константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… … Большая психологическая энциклопедия

Константность (в психологии) — Константность в психологии, относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта (его величины, формы, цвета, положения и т. д.) вопреки изменению условий его восприятия (удалённости, ракурса, освещения и т. д.). Проблема К.,… … Большая советская энциклопедия

Константность — I Константность (от лат. constans, родительный падеж constantis постоянный, неизменный) в геоботанике, одна из количественных характеристик участия вида растений в сложении растительной Ассоциации; определяется процентом площадок равной… … Большая советская энциклопедия

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть