ПСИХОЛОГИЯ

Что такое контент анализ в психологии

Виды контент-анализа в психологии и психодиагностике

Психология использует разные научные методы, применение которых зависит от целей и задач исследования.

Одним из используемых методов выступает контент-анализ, который используется в психологии и психодиагностике достаточно давно.

Это мощное оружие в руках психолога, социолога или человека, вовлеченного в среду СМИ, а потому следует понимать сущность и специфику этого метод, чтобы успешно применять её на практике.

О достоинствах и недостатках наблюдения, как метода психологического исследования, читайте здесь.

Понятие и сущность

Контент-анализ в психологии основывается на исследовании специфических особенностей текста, которые раскрываются путем анализа с точки зрения количества и качества изучаемых единиц текста.

Текстом при этом может выступать что угодно, любой носитель информации: видеозапись, интервью, радиопередача, визуальная, графическая информация.

Такой анализ производит интерпретацию содержания текста и выявление числовых закономерностей.

Первостепенной задачей анализа является выделение неких единиц информации, несущих смысл.

Что это может значить на конкретном примере?

Исследователь может выделить культурные и психологические свойства людей и персонажей, являющихся участниками массовой коммуникации, определить характер взаимодействия коммуникаторов, жанры сообщений, основной посыл, проскальзывающий в ряде текстов, и так далее.

После первого шага следует второй этап: исследователь изучает поведение выбранных им смысловых единиц внутри текста, изучая частоту и количество их появления в тексте.

На основании полученных данных можно сделать выводы, польза и применение полученной информации зависит от цели исследования.

Исполнитель (то есть психолог) обязан быть достаточно квалифицированным специалистом.

Как минимум, он должен быть внимательным и скрупулезным, ведь ему придется уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенностей поведения.

Ему придется работать не только с анализом вербального взаимодействия участников коммуникации, но и выявлять признаки неречевого типа, будь то жесты, графические объекты, рукописи.

Каковы основные принципы экспериментального метода в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

В чем преимущества данного метода?

Основными плюсами метода выступают:

  • возможность открытия скрытых тенденций и закономерностей;
  • объективность процедур и достоверность результатов;
  • исследователь никаким образом не оказывает воздействие на поведение испытуемых;
  • метод позволяет обнаруживать достоверные показатели, которые внешне не всегда различимы в огромных массивах информации.

Контент-анализ способствует раскрытию психологических особенностей коммуникатора, аудитории, либо сообщения, и проанализировать их взаимосвязь.

Этот научный метод призван раскрыть не видимое на первый взгляд содержание коммуникации, её сущность, изучая то, как проявляется это содержание в тексте.

Исследователь, таким образом, может обнаружить связь текста с реальностью, протекающей вне текста, что бывает невозможно при упрощённом постижении информации.

В ходе внимательного рассмотрения изучаемой информации, она переводится в количественные показатели, на основании которых ученый уже может сделать множество важных открытий и выводов.

Контент-анализ дает возможность добыть особо ценную информацию, которая отвечала бы таким критериям качества, как объективность, валидность и надежность. Именно это отличает его от обычного содержательного анализа.

Предыстория

Зарождением метода следует считать 20-е годы прошлого столетия, тогда он использовался чаще для выявления особенностей средств массового сообщения.

В те же года Н.А. Рыбников, ученый, специализирующийся на биографических данных, применил данный метод для раскрытия специфических характеристик определенной личности через ее сочинение о своей жизни — автобиографию, которую он воспринимал как психологический документ, в котором фиксируется личность, её развитие или деградация, её история.

Он брал за основу сочинения детей рабочих, предлагая им описать свою жизнь на текущий момент. Исследование позволило выявить градацию положительных или негативных взглядов на своё существование в зависимости от возраста и пола испытуемых школьников.

Он сделал интересный вывод: девочки младшего возраста более позитивно смотрят на свою жизнь, нежели их сверстники мужского пола.

С возрастом же они меняются ролями, и девочки, взрослея, всё больше выражают тенденцию к негативной оценке своей жизни.

Вслед за этим ученым к методу обратился на практике психолог П.П. Блонский, которого интересовали первые воспоминания людей, в качестве испытуемых он выбрал тех, кто находится внутри сферы образования: школьников, студентов и учителей.

Ученый сделал вывод, что в большинстве своем первым воспоминанием как детей, так и взрослых, являлось несчастье, какой-либо страх.

Этот метод применяется и в социологии, где психодиагностика производится для изучения общественного сознания различных социальных слоев.

Так социолог В.А. Кузьмичев произвел разбор 13 еженедельных советских газет, применив тематическую группировку, применявшуюся ранее в США, выделив такие темы, как спорт, сенсации, экономика, культура и т.д.

Другой ученый, В.Н.Касаткин, исследовал записи здоровых и больных людей. Американский исследователь Г. Лассуэлл применял данный метод, изучая область политики и пропаганды, он преобразовал контент-анализ путём различных нововведений.

Для более ёмкого понимания сути контент-анализа вы можете ознакомиться с трудами вышеописанных ученых, стоявших у истоков метода, вся информация есть в открытом доступе.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Ответ узнайте прямо сейчас.

Виды анализа

Существует разделение на количественный и качественный контент анализ, которые, однако, могут использоваться совместно для более углубленного проникновения в суть объекта анализа.

При количественном анализе подключается использование процедур математико-статистического характера, здесь всё зависит от единицы анализа, за которую можно взять определенное слово, смысловые блоки, стиль речи и т.д.

Этот вид контент-анализа относительно прост, ведь по сути представляет из себя подсчет слов (смыслов, словосочетаний) в выбранном тексте. Для проведения такого анализа, если, конечно, используется именно текст в прямом его значении, достаточно будет использовать Microsoft Word.

Обращаясь к результатам одного лишь количественного метода сложно будет сделать какие-то категоричные умозаключения и выводы о тексте, но он гарантирует больший процент понимания смысла, посыла автора и иных особенностей анализируемого пласта информации.

Когда используется качественный контент-анализ, обычно исследователь выделяет некую категорию анализа, изучая текст на факт наличия или отсутствия в нем данной категории.

Если говорить о тексте в банальном его значении — наборе слов и предложений, то качественный анализ, в отличие от количественного, после подсчета лексических единиц переходит на следующий уровень: анализирует связь между ними.

Перед началом такого исследования требуется определить цель, для чего мы анализируем текст, смысловые категории и словарь лексических единиц. Здесь уже необходимо будет подсоединить умение анализировать, делать выводы, сопоставлять разные данные и находить закономерности.

Использование в СМИ

Этот метод является крайне выгодным инструментом изучения того или иного объекта СМИ.

Текст СМИ зачастую содержит в себе сокрытые символические формы общения с аудиторией, и задачей исследователя является превращение этих форм в статистические объективные данные.

Контент-анализ крайне продуктивный метод изучения как своих источников, так и источников конкурентов. Он позволяет выявить наиболее удачные ходы, которые пускают в ход конкуренты, и внедрить их в свою систему.

С его помощью можно отследить закономерности и тенденции информационного потока, выйти на явные и скрытые намерения коммуникатора и предсказать возможную реакцию аудитории.

Иногда необходимо проанализировать свои материалы, и выявить те аспекты, которые затрудняют восприятие идеи потребителем, посмотреть, на какие смысловые посылы аудитория реагирует хорошо, начинает, например, активнее переходить по ссылкам, продажи начинают расти и т.д.; а на какие реагирует нейтрально, либо вообще негативно.

В этом нам помогут, в том числе, и комментарии пользователей.

Процедура: пример исследования для чайников

Как сделать контент анализ? Первое, с чего следует начать — это определить единицы смысла и единицы счета.

Смысловой единицей могут являться: термины, в которых выражены те или иные важные для исследования понятия, события, идеи, факты.

За единицу счета моно взять массив текста, «заселенный» смысловыми единицами, или число абзацев, строк и знаков.

Единица счета позволяет обнаружить регулярность и частоту появления выбранной категории (или признака этой категории) в источнике информации.

Важно учитывать, что контент-анализ лишь дополняет обычный, содержательный, выступая вспомогательным средством, который позволяет углубить восприятие смысла любого текста, ведь при поверхностном взгляде что-то ускользает мимо нашего взора, и иногда это может являться точкой ступора, когда обычные методы не позволяют продвинуться дальше в исследовании.

При проведении исследования по этому методу следует заранее подготовить определенные инструменты исследователя:

  • таблицу, куда будут внесены единицы и категории анализа;
  • бланк контент-анализа, содержащий необходимые данные об авторе документа, объеме текста и прочее;
  • регистрационная карточка, где записывается количество единиц счета;
  • список изученных текстовых/визуальных/аудио материалов.

Результаты анализа текста, т.е. количество случаев применения в нем, например, определенного набора слов, умозаключения касательно категорий анализа можно прописать как отдельно, так и в бланке.

Итак, наверное, стоит подключить немного конкретики.

Возьмем для примера такой интимный момент, как переписка между двумя людьми. А еще лучше, семейной пары. Там и выстраиваемые долгими годами отношения, свои особенности коммуникации, возникшие со временем, и еще очень много интересных моментов.

Например, берем переписку до и после замужества. Выявляем смысловые единицы, частоту которых нам важно проследить в тексте, к примеру, такие слова, как «люблю», «скучаю», «дом» и т.д.

Самый простой способ: мы копируем текст, и загружаем его в обычный Word, делая поиск по словам.

Сопоставляем количество нужных нам слов до и после замужества, и, может, даже делаем простенький график, где будет отображена частота или падение применения тех или иных смысловых единиц. Вот такой домашний и в чем-то полезный и весёлый контент-анализ.

Если же мы обратимся к сфере СМИ, то на роль предмета исследования подойдет публичная презентация своей деятельности конкурентом — его интервью, тексты блогов. Контент потребителей же заключается в их видимой реакции, то есть в комментариях.

Можно исследовать негативные отзывы, особенно если всегда всё было ровно и спокойно, а тут вдруг негатив начинает просто литься рекой.

Тогда будет не лишним сопоставить лексическую основу вдруг из ниоткуда вылившихся на вашу компанию рек ругани и порицаний, с ранними негативными комментариями, которых было не так много.

При анализе причин негативных отзывов, следует выделить несколько, на которых основываются критики. Часть из них при сопоставлении с объективными недочетами вашей деятельности, нужно взять на вооружение, чтобы исправить ситуацию.

Если некая доля из них будет основываться на сильных сторонах вашего конкурента, то вы сможете определить заказчика всех этих негативных реплик в ваш адрес.

Когда вы выясните на что опираются люди, вовлеченные в волну заказного негатива, вы сможете принять решение о дальнейших действиях.

На тему контент-анализа существует множество англо и русскоязычных блогов, а в качестве софта можно порекомендовать atlasti.com, gesis.org, provalisresearch.com.

А какие возможности он даст, если применять его в психологии, научной работе, публичной деятельности и рекламе?

Можно проследить, какие темы находят больший отклик у читателя, как меняется состояние клиента после употребления тех или иных смысловых единиц, которые он видит, слышит или читает.

Источник

Контент-анализ

Контент-анализ – это стандартный метод анализа, который применяется исследователями в социальных науках. Его предметом выступает содержание текста, что сводится к числовым показателям и поддается статистической обработке. «Контент-анализ» происходит от английского «contents», что значит содержимое, следовательно, анализ содержания.

Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

Контент-анализ имеет философский смысл, который заключается в отхождении от разнообразности текстовой информации к более абстрактной модели материала. Сферы познания, в которых прилагается метод контент-анализа достаточно обширные. Его можно применить в социологии, политологии, где он пользуется популярностью, также в психологии, управлении персоналом, PR, истории, антропологии, литературоведении. Ученые привели статистику, в которой они описали распределение исследований по наукам, пользуясь контент-анализом. Чаще данный метод встречается, как средство изучения в антропологии и социологии – 27,7%, в теориях коммуникации он встречается немного реже – 25,9%, в исследовании полит наук он составляет – 21,5%. Реже метод контент-анализа встречается в области исследований исторических событий, изучении общественных связей.

Метод контент-анализа помогает проанализировать различные типы текстовых массивов: сообщения СМИ, рекламу, пропагандистские материалы, речи политических активистов, различные программы партий, литературные произведения, исторические источники.

Исследователь, применяющий метод контент-анализа, опираясь на обретенные знания об истинном содержании текстовых материалов, может вынести вывод о настоящих намерениях самого коммуникатора и всевозможных эффектах данного сообщения. Следовательно, первичное значение сообщения может восстановиться из самого же него. Поэтому цели контент-анализа содержат мотивы коммуникатора и допустимые эффекты воздействия содержания сообщения на целевого слушателя.

Метод контент-анализа исследует и анализирует очевидное, явное содержание сообщения. Важным условием здесь является смысловое единство трактовки данного содержания всеми, кто включен в коммуникативном процессе, включая исследователя. Систематизируя сегменты содержания по категориям, исследователь допускает, что соответствующие сегменты однозначно понимались реципиентом и коммуникатором.

Контент-анализ используется, первоначально, к четкому и выраженному содержанию.

Контент-анализ, как метод исследования

Данный метод стали использовать в разнообразных исследованиях социальных наук в США 30-х год. XX в. Впервые его начали прилагать в литературоведении и сфере журналистики. В силу распространения метода контент-анализа ученые начали его применение в области политической пропаганды.

Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и большой строгостью. Его сущность заключается в фиксировании единиц содержания, что поддается исследованию в квантификации приобретенных показателей.

Объект в контент-анализе – это содержание разнообразных рекламных сообщений, публичных выступлений, печатных изданий, кинофильмов, передач, документов, художественных произведений.

Контент анализ пример в политологии: политологи устанавливают перед собой задачу, анализируя предвыборное обращение к потенциальным избирателям своих кандидатов в президенты, понять, какие категории общества кандидат желает привлечь на собственную сторону. Политтехнологи изучают высказывания и определяют, что выражения и понятия, как «пенсия», «материальная помощь», «забота», «внимание» направлены на категорию пенсионеров и требующих.

Выражения, как «предпринимательство», «малый бизнес», «поддержка», «привлечение», «инвестиции» означают, что данный кандидат ориентируется на избирателей высших классов и предпринимателей. Далее исследователями подсчитывается количество и частота встречаемости всех выражений и слов, делаются соответствующие выводы.

Достаточно популярен метод контент-анализ в психологии, социологии, тех науках, где следует проводить анализ ответов в анкетировании, различных опросниках, для анализа материалов, показателей психологического тестирования, анализа работы посредством приёма фокус-группы.

Можно определить контент анализ пример в психологии: так, анализируя особенности характера индивида по анкетированию или интервью, можно выделить такие категории анализа: самоотношение, отношение к другим личностям, своей деятельности, природе, вещам, окружающим предметам. При исследовании личностного свойства такого, как тревожность исследователь предварительно определяет совокупность составляющих компонентов: волнение относительно собственного здоровья, благополучия близких, финансового положения, карьеры и др. Список категорий всегда должен быть совершенно исчерпывающим и предоставлять возможность однозначно соотнести определенную категорию с текстом.

Современный метод контент-анализа зачастую используется в осуществлении исследований явления массовых коммуникаций, маркетинговых исследованиях. Он может прилагаться в исследовании многих документальных источников, больше всего эффективен в исследовании, где имеется множество однопорядковых данных.

Что такое контент-анализ? Главные процедуры данного метода содержат выявление всех смысловых единиц, что могут выступать:

— понятиями, обнаруженными в конкретных терминах;

— темами, сформулированными в смысловых статьях, частях текстов, радиопередачах;

— именами и фамилиями людей;

— персонажами, героями, группами и классами персонажей;

— смыслом апелляций направленных к вероятному адресату.

Все единицы определяются соответственно к содержанию, целям, гипотезам, задачам в определенном исследовании. Эти единицы должны соответствовать конкретным научным понятиям, которые несут в себе исследовательскую задачу. Единицы являются индикаторами научных идей, обозначенных в исследовании.

Изучением категорий и смысловых единиц контент-анализа занимаются авторы разных документов, корреспонденты, писатели, комментаторы, публицисты, юристы, психологи.

К процедурам также входит выделение отдельных единиц счета, что могут либо сходиться со смысловыми категориями анализа либо нет. Если совпадают, тогда процедура исследования будет сводиться к высчитыванию частоты упоминания конкретной смысловой единицы. Если же единицы счета не сходятся с текущими единицами анализа, исследователю придется самому, основываясь на анализируемом материале и собственном здравом уме, определять единицы счета.

Такими единицами считаются:

— число строк, знаков, абзацев, колонок;

— количество всех рисунков с соответствующим содержанием и сюжетом;

— площадь текста, на которой наложены смысловые единицы;

— метраж пленки для аудио- или видеозаписей;

— продолжительность трансляции звуковых сообщений.

В общем, процедура подсчета похожа на стандартнее способы классификации по группировкам. Используется составление таблиц, используются компьютерные программы, формулы, используются статистические расчеты восприимчивости и понятности текста.

Эти смысловые единицы являются основными компонентами исследовательской концепции, выраженность которых регистрируется соответственно к назначенным целям. Исследователь заранее формирует определенные идеи, проблемы, темы, что представляют категории анализа.

Контент-анализ в психологии

Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности. От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения. Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.

Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора). Содержание сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации. В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.

Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик. Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.

Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.

Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп. Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации. Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.

Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:

— через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;

— исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;

— изучение психологии респондента;

— изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;

— изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.

Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.

Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).

Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.

Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.

Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть