ОТНОШЕНИЯ

Что такое критическое отношение

Что такое критическое мышление и как его развить

Рассказываем, зачем нужен широкий кругозор и умение задавать вопросы

Критическое мышление – один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

Зачем нужно критическое мышление

Учёба. Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо демонстрировать не только знание, но и умение рассуждать, а единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознания. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.

Работа. Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.

Повседневная жизнь. Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учебы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный способ и вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний – тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте копилку ваших знаний в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в интернете, которые размещают в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением – это поможет вам понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом, это позволит вам выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания – основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст по определённой схеме:

  • С какой целью написан этот текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  • Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  • Какова точка зрения автора на проблему.
  • Какие аргументы приводит автор в защиту своей точки зрения, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  • Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся: «Всем известно, что…» Как правило, именно в таких обобщениях скрыта недостоверная информация, призванная манипулировать читателем и формировать у него искажённое отношение к проблеме.
  • Где в тексте приводятся факты, а где – их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  • Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация – та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически – это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все варианты развития событий, которые могут за ним последовать, оцените каждый из них, подумайте, как можно минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки героев книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка – это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз разумнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Специальные упражнения и методики

  • Шахматы. Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.
  • Ребусы, головоломки и логические игры (судоку, пятнашки, кубик Рубика). Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подборки логических игр и головоломок
  • Настольные игры, развивающие логику и воображение:
  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков – объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  • «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку – одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры – быстрее отгадать всех агентов чужой команды.

4. Методики развития латерального мышления. Нестандартное и критическое мышление во многом похожи, с их помощью человек рассматривает проблему с разных сторон, находит новые подходы к решению задач, анализирует информацию и делает выводы.

  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов ее применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом (слово можно взять наугад в словаре).

Источник

Критическое отношение

Причиной стресса зачастую бывает сверхкритический коллега, с которым приходится работать бок о бок. В таких случаях люди попадают в порочный круг: они либо стара­ются победить этого человека (что практически невозмож­но), либо позволяют ему провоцировать конфликт. Неко­торые люди принимают критику слишком близко к сердцу и начинают плохо относиться к самим себе. Все эти реак­ции характеризуют неспособность психологически отде­литься от критикующего человека и добиваться соблюде­ния своих барьеров

Позвольте критикующему человеку оставаться самим собой, но при этом оставайтесь отдельной, независимой от него личностью и не допускайте, чтобы его мнение о вас стало частью вашей души. Ведь у вас более верное пред­ставление о самом себе. Все время держите в уме это пред­ставление и не соглашайтесь с вашими обидчиками.

Вполне возможно, что вам понадобится открыто вы­ступить против своего критика. Действуйте в соответствии с библейской моделью (Мф. 18). Сначала выскажите этому человеку, что вы испытываете в связи с таким его отноше­нием. Скажите, как отрицательно оно влияет на ваше со­стояние и работоспособность. Если он разумный человек, то прислушается к вашим словам. Если нет и если от него страдают и другие люди, то можно попробовать побеседо­вать с ним, подключив к разговору еще одного или не­скольких человек. Если и тогда он не захочет изменить свое поведение, то можно сказать ему, что вы не желаете с ним разговаривать, пока он не введет свое отношение к вам в какие-то рамки.

В конце концов можно обратиться в отдел компании, занимающийся трудовыми конфликтами. В любом случае необходимо помнить, что вы не можете контролировать че­ловека, но можете оградить себя от его воздействия с помо­щью либо физической, либо эмоциональной дистанции. Такое умение отдалиться от вредно воздействующего на вас человека также является частью умения владеть собой.

Избегайте попыток завоевать одобрение такого чело­века. Они заранее обречены на провал. Не втягивайтесь в споры и дискуссии с ним. Вам никогда их не выиграть. Вспомните притчу: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; об­личай мудрого, и он возлюбит тебя» (Прит. 9:7-8). Если вы решите, что можете изменить такого человека, то позволи­те ему втянуть себя в конфликт с собой. Не допускайте нарушения ваших барьеров подобными людьми. Не упо­добляйтесь им и не начинайте играть в их игры.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть