ПСИХОЛОГИЯ

Что такое кризис идентичности в психологии

Что такое кризис идентичности и как его преодолеть?

От рождения до смерти мы проходим 8 этапов развития, на каждом из которых нас ожидает кризис идентичности. Что это и в чем его опасность? Что происходит с нами в конкретные возрастные промежутки? Как помочь ребенку пережить переломный момент? Прочитав статью, вы не только найдете ответы на эти вопросы, но и узнаете, где спрятаны грабли, на которые можно случайно наступить.

Что такое кризис идентичности?

Кризис идентичности — это период формирования личности человека посредством поиска своего места и роли в социуме, осознания собственной уникальности. Исследования относительно этого явления принадлежат американскому психологу Эрику Эриксону, который выделил восемь стадий психологического развития человека. Переход от одной ступени к другой сопровождается изменениями в восприятии себя и окружающего мира. Большинство из них происходят до 21 года, но и после этого возраста продолжается переоценка ценностей. Возрастные рамки могут меняться или сдвигаться, но очередность ступеней остается одинаковой для большинства.

8 кризисов развития

1. Доверять или нет?

С первым кризисом человек сталкивается на первом году своей жизни. «Мир – это безопасное место или враждебная среда для меня?» – так звучит сейчас главный вопрос. Ребенок наблюдает за обстановкой и окружающими людьми, изучая на сколько последовательны, стабильны, доброжелательны действия по отношению к нему.

Самое важное, что должно произойти на первой ступени – это возникновение доверия ребенка к миру. Если обеспечить малыша регулярным уходом, вниманием, заботой, он почувствует себя в безопасности. А это – залог гармоничного развития личности. Кроме того, доверительные отношения с миром помогут человеку в дальнейшем более мягко переступать решающие пороги.

2. Борьба за независимость.

От года до трех лет человек проходит следующую стадию развития, суть которой состоит в становлении личной независимости и противостоянии воспитанию взрослых. Ребенку во что бы то ни стало нужно отстоять границы своей автономии и право на выбор. Он стремится пользоваться обретенными навыками (самостоятельно одеваться, причесываться и так далее), настойчиво усовершенствуя свое мастерство.

Дети, которых не ограничивали в исследовании себя или своего окружения, а, наоборот, поддерживали их стремление к самостоятельности, имеют больше уверенности в себе. Они готовы защитить границы своей территории, собственное мнение, устояв перед давлением извне. Жесткая критика, постоянный контроль и упреки вроде: «На кого ты похож!», «Посмотри, что ты наделал!», «Все дети как дети, а ты!» воспитывают неуверенность в себе, вызывают чувства сомнения и вины. Если помешать ребенку заявить о себе, то в дальнейшем он будет во всем зависеть от других.

3. Инициатива или чувство вины.

С трех до пяти лет начинается фаза самоутверждения. Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих межличностных навыков и самоорганизации. Жизнь ребенка сейчас очень динамична – дети придумывают игры, распределяют роли, проявляют инициативу и учатся взаимодействовать в коллективе.

Если он, чувствуя безопасность, сможет на этом этапе проявить свои организаторские способности, то дверь к гармоничному взрослению откроется легко и естественно.

Те родители, которые привыкли критиковать, одергивать или останавливать с целью предотвращения опасности, рискуют вызвать у ребенка чувство вины. Подавляя возникшую инициативу, пресекая «поток вопросов», а также требование ребенка объяснить ту или иную ситуацию, мы рискуем, что чадо почувствует себя отвергнутым и ненужным. Ощущение вины не только подавляет творческий потенциал, но и нарушает процесс общения с другими. Перед взрослыми трудная, но выполнимая задача – уравновесить инициативу и естественное чувство вины.

4. Самодостаточность против неуверенности в себе.

Период от 5 до 12 лет отличается активным постижением знаний, когда человек учится читать, писать и обрабатывать полученную информацию. Теперь источником формирования чувства самодостаточности являются не родители, а учителя и товарищи. Поощрение, поддержка инициативы, одобрение обеспечивают личность уверенностью в себе и своих силах.

Осуждение инициативы или чрезмерная критика со стороны окружающих провоцирует появление закомплексованности, неуверенности в себе. Кроме того, возникшее на этой почве чувство собственной неполноценности, приводит к нежеланию учиться и развиваться дальше.

5. Путь к осознанности.

На пятой ступени мы находимся в возрасте от 12 до 21 года. За этот промежуток времени осуществляется переход от детства к взрослению, плавность которого играет важную роль в формировании целостной личности. Теперь приоритетным становится налаживание карьеры и личной жизни. Происходит отделение от родителей и тщательный поиск себя во всех жизненных сферах. Кто я? Где мне комфортно быть? Чего я хочу? Эти и другие вопросы, вызывающие психологический кризис, в результате приводят к определению своих профессиональной и половой ролей.

Если на этом этапе человек не будет иметь достаточно сил и опыта, чтобы идентифицировать себя, то может произойти путаница ролей. Что это значит? Внутренне неуверенный подросток склонен к резким экспериментам в поисках себя, которые зачастую сопровождаются негативными последствиями. Попытки приструнить его пыл и направить в какое-то русло провоцируют протест, бунт, отторжение.

6. Интимность и любовь.

Эту ступень мы проходим быстрее всего, так как она находится в промежутке между 21 и 25 годами. Период посвящен исследованию любви и своего партнера. Развивается умение строить долгосрочные доверительные отношения, отдавать, жертвовать, быть ответственным за другого. Если создать ситуацию комфорта удается, личность переходит на следующий уровень развития Эго, успешно переживая кризис идентичности.

Если долгое время специально избегать серьезных отношений, то есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству, депрессивному состоянию или самоизолироваться от внешнего мира.

7. Активное развитие.

С 25 лет, по мнению Эриксона, начинается новая стадия человеческого развития, которая является самой долгой, так как заканчивается к 65 годам. Это – время для создания семьи, карьеры, переход в роль родителя и так далее. От уровня реализации себя в этих жизненных сферах зависит то, насколько успешным будет чувствовать себя человек на протяжении всей жизни.

Если поставленные на прежних этапах цели не достигнуты, то есть вероятность остановки на пути к усовершенствованию. Чувство собственной непродуктивности способно загнать в тупик и глубокий психологический кризис, затормозив дальнейший период развития.

8. Мудрость против отчаянья.

В возрасте старше 65 лет мы начинаем анализировать прожитую жизнь, но не останавливаемся на ее исследовании. В это время человеку хочется увидеть плоды своих трудов и стараний, осознав себя успешным. Но если вместо хорошего результата мы определяем, что прошлое прожито непродуктивно, цели не достигнуты, планы не реализованы, то есть вероятность, что наступит депрессия.

Если кризис идентичности на этой стадии пройдет гладко, человек, обретя мудрость, посмотрит в прошлое с чувством смирения, благодарности, полноты. Это позволит без страха приближаться к старости и окончанию жизни.

Как пережить кризис идентичности?

Психологический кризис — это состояние, требующее изменений в прежней модели поведения личности. Такие переломные моменты периодически встречаются в жизни каждого человека и являются нормой развития. Но если взрослый человек имеет силы самостоятельно справиться со своим состоянием, то дети, особенно в подростковом возрасте, нуждаются в поддержке и понимании взрослых.

Как проявляется психологический кризис?

  • негативные эмоции тяжело контролировать (вспышки гнева, внезапные истерики и так далее);
  • возникает беспричинное волнения или паника;
  • обостряется чувство собственной беспомощности, неполноценности;
  • тяжело спланировать действия и придерживаться определенному алгоритму;
  • осознание сделанных ошибок загоняет в тупик, из которого кажется, что не существует выхода.

7 советов, как помочь подросткам пережить психологический кризис:

  1. Хвалить не только за достижения, но и за стремления к ним;
  2. Поощрять инициативы и стремление отстаивать собственные интересы;
  3. Относиться серьезно к волнующим подросткам темам, даже если они кажутся несерьезными или глупыми;
  4. Помогать в раскрытии способностей, ссылаясь на мысль о том, что каждый человек по-своему талантлив;
  5. Проявлять уважение к личности ребенка, не навязывать свои взгляды на жизнь;
  6. Воспитывать умение отвечать за свои поступки, таким образом приучая к ответственности;
  7. Принять факт взросления, дать возможность чаду найти себя, если, естественно, это не вредит его здоровью.

Кризис идентичности — это процесс поиска себя, который время от времени стучит в двери каждого человека. Если с самого рождения мы обеспечены комфортными условиями для прохождения переломных этапов, то последующие визиты кризиса будем встречать с улыбкой и распростертыми объятьями. Но если этого не произошло? Обида на прошлое не даст результатов, а только спровоцирует внутренний конфликт. Уберечься от него возможно, оглянувшись по сторонам. Какой-то ребенок сейчас обязательно нуждается в вашей поддержке. А, как известно, чужих детей не бывает.

Источник

Кризис идентичности. Юношеский кризис идентичности

Психология кризиса

Проблема поиска пути выхода из кризисного состояния за последние годы вышла на одно из лидирующих мест по значимости в психологии. Ученые не только занимаются поиском причин и способов предотвращения депрессии, но и разрабатывают способы подготовки человека к резкому изменению статусов персональной жизни.

В зависимости от обстоятельств, которыми вызван стресс, выделяют такие его виды:

  1. Кризис развития – это затруднения, которые связаны с переходом из одного завершенного цикла развития к следующему.
  2. Травматический кризис может возникнуть как следствие внезапных интенсивных событий или как результат потери физического здоровья через болезнь либо травму.
  3. Кризис утраты или разлуки — проявляется либо после смерти близкого человека, либо при вынужденном долгом расставании. Этот вид очень устойчив и может длиться долгие годы. Часто возникает у детей, чьи родители разводятся. В случае переживания детьми смерти родных кризис может усугубиться из-за размышлений о собственной смертности.

Длительность и интенсивность каждого кризисного состояния зависят от индивидуальных волевых качеств человека и способов его реабилитации.

Кризис ценностей

С годами граждане одной и той же страны начинают вкладывать иные смыслы в такие понятия как справедливость, добро, право, власть и так далее. В себе современные американцы больше ценят не морально волевые качества, а собственную уникальность: культурную, этническую, половую и прочие.

Дело доходит до того, что люди придумывают себе новые «гендеры» и дополнительные параметры идентификации личности вкупе с психическими расстройствами. Все эти изменения неизбежно ведут к тому, что все больше и больше американцев считают общественное и государственное устройство своей страны все более и более несправедливым. А подобное положение вещей неизбежно приводит сначала к молчаливому неодобрению, а потом и к демонстрации несогласия с политикой властей.

В этой ситуации логично задаться вопросом о том, предпринимает ли американское государство какие-либо меры, чтобы подкорректировать мировоззрение своих граждан? И да, и нет.

С одной стороны, государственная пропаганда в США никогда и никуда не девались. С другой стороны, мы можем констатировать тот факт, что борьба за умы американцев государством проиграна.

Как показывают исследования, мнение знаменитостей, реперов-однодневок, светских львиц и прочих скандальных персон для американцев важнее и интереснее, чем мнение какого-либо государственного деятеля или чиновника.

Возрастные кризисы

Особенность возрастных расстройств в том, что они имеют непродолжительный период и обеспечивают нормальный ход личностного развития.

Каждый из этапов связан с изменением основного вида деятельности субъекта.

  1. Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к жизни вне организма матери.
  2. Кризис 1 года обоснован появлением у малыша новых потребностей и увеличением его возможностей.
  3. Кризис 3 лет возникает из-за попытки ребенка создать новый вид отношений со взрослыми и выделить собственное «Я».
  4. Кризис 7 лет вызван появлением нового вида деятельности – учебы, и позиции школьника.
  5. Пубертатный кризис обоснован процессом полового созревания.
  6. Кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, возникает из-за необходимости самостоятельных решений в связи с выходом во взрослую жизнь.
  7. Кризис 30 лет появляется у людей, которые чувствуют нереализованность своего жизненного замысла.
  8. Кризис 40 лет возможен при нерешении проблем, возникших в период предыдущего переломного периода.
  9. Кризис ухода на пенсию возникает по причине чувства невостребованности человека при сохраненной его трудоспособности.

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

Явление глобализации существенно усложняет процесс разрешения проблемы самоопределения, так как оно создает дополнительные обстоятельства, разрушающие целостность личности. Глобализация оказывает сильное воздействие на мировоззрение современного человека, делая его зависимым от быстрых темпов развития и постоянных изменений во всех сферах жизни. Таким образом, индивид зачастую не может выделить достаточно времени на разрешение кризиса идентичности или просто не прибегает к своевременным мерам предотвращения данной проблемы. Зачастую это приводит к разрушению самоощущения и чувству «беспочвенности».[4]

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:
«Недавно проблема идентичности стала передним планом психологической дискуссии, особенно усиленной прекрасным трудом Эрика Эриксона. Он говорил о «кризисе идентичности» и, несомненно, прикоснулся к одной из главных психологических проблем индустриального общества. Но, по моему мнению, не продвинулся столь далеко и не проник так глубоко, как это необходимо для полного понимания идентичности и кризиса идентичности. В индустриальном обществе люди превращены в вещи, а вещи не имеют идентичности..»[5]
Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Реакция человека на кризис

Затруднения в любой из периодов приводят к нарушению эмоциональной сферы, что может вызвать 3 типа реакции:

  • Возникновение таких эмоций, как равнодушие, тоска или безразличие, что может свидетельствовать о появлении депрессивного состояния.
  • Появление деструктивных чувств, таких как агрессия, злость и придирчивость.
  • Возможен также уход в себя с проявлением чувств ненужности, безысходности, пустоты.

Этот тип реакции получил название одиночества.

Юношеский период развития

Перед разбором возрастного периода с 15 до 17 лет следует убедиться в точном понимании термина «идентичность». Юность и кризис – это понятия практически неразделимые, поскольку обстоятельства, с которыми сталкивается подросток в этом периоде, требуют овладения новыми видами деятельности и формами реакции на ситуации.

Идентичность – это отождествление себя с национальными, религиозными, профессиональными группами или окружающими их людьми. Таким образом, кризис идентичности, проявляющийся в юношеском возрасте, обозначает снижение либо целостности понимания окружающего мира, либо собственной социальной роли.

Юношество же характеризуется повышением самоконтроля и саморегуляции, что приводит к ранимости по причине критической оценки собственной внешности или способностей. Основной вид деятельности этого периода – познание окружающего мира, а главное новообразование – выбор профессии.

Проявление кризиса идентичности

Для более глубокого понимания того, что такое кризис идентичности, необходимо рассмотреть, каковы его проявления в период юности:

  1. Боязнь близкого общения с другими людьми, самоизоляция, формирование только формальных отношений.
  2. Неуверенность в своих силах, которая проявляется либо в полном отказе от учебы, либо в чрезмерном усердии к ней.
  3. Потеря гармонии с временем. Проявляется в боязни будущего, в желании жить только сегодняшним днем или устремлении только в предстоящее, не задумываясь о теперешнем.
  4. Отсутствие идеального «Я», что приводит к поиску кумиров и их полному копированию.

Мирчук И. Л. Кризис идентичности личности в постмодерном обществе

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, политологии и правоведения Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко Кризис идентичности личности в постмодерном обществе

История свидетельствует, что непременным условием становления демократических государств и формирования наций было развёртывание системы социальниых институтов, которые создают гражданское общество. Чем более развито гражданское общество, тем легче гражданам защищать свои интересы, тем больше у них возможностей относительно самореализации в разных сферах общественной жизни, возможностей публично выбирать свои идентичности и тем меньшей есть опасность узурпации политической власти теми или другими её органами, или отдельными личностями. В Украине эти процессы происходят в очень сложном мировом контексте. Для его определения в современном обществоведении используют огромное количество терминов: «постмодернизм» / постсовременность, постиндустриальное общество, постматериалистичное общество, информационное общество, космополитичное общество. Его связывают с различными процессами и политической практикой мирового масштаба: глобализацией, глокализацией, регионализацией, индивидуализацией, космополитизацией, индивидуализмом и др. Такое количество определений свидетельствует о значительной непрозрачности теоретической мысли относительно того, что происходит сейчас с человечеством.

Институциональная система нового общества расслаивается. Ведущие экономические, политические и культурные институты действуют в глобальном контексте. Значительная часть институтов, обеспечивающих повседневную жизнь простых людей регионализировалась. Простые люди по всему миру лишились возможности влиять на принятие решений, которые их непосредственно затрагивают. В целом социальный мир становится для личности холодным. Лишь на локальных уровнях тлеют очаги тепла, способные иногда обогреть человеческие души. Поэтому становление нового мирового порядка связано с глобальным кризисом идентичностей. Среди огромного количества функциональных и временных идентичностей люди все больше ценят личные, или точнее, интимные идентичности.

С конца 80-х гг. XX в. проблемы идентификации и самоидентификации личности привлекли внимание многих зарубежных и отечественных исследователей, что было связано с процессом демократизации, ростом национального самосознания и усилением тенденции индивидуального самоопределения в социальном пространстве. Исследования Р. Л. Кричевского, О. Н. Дубовской, М. Драганова, Н. Н. Обозова, В. А. Ядова, С. Г. Климовой, Т. З. Козловой, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник, Л. Г. Ионина, Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанова, С. А. Макеева, С. Н. Оксамытной, О. В. Швачко, В. Матусевича, И. И. Старовойтовой, Н. Скотной и др. подчеркивают широкое применение этих понятий в разных науках и как познавательный прием, и как статусно-ролевое определение и самоопределение личности в стратифицированном социуме.

Анализ предыдущих исследований свидетельствует о том, что вопросам самоидентификации личности уделялось значительное внимание. Объектами исследований становились разные слои общества: рабочие, интеллигенция, предприниматели, государственные служащие. Вместе с тем, остаются не исследованныими ряд аспектов проблемы, в частности, процесс самоидентификации в студенческой среде. С целью изучения данной проблемы в марте 2009 года было проведено социологическое исследование в рамках которого было опрошено 300 студентов всех факультетов Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко в возрасте 18–19 лет.

Рассмотрим некоторые факторы самоопределения личности и ее социализации в современной Украине. Среди них важное место занимают политические факторы, поскольку именно они обусловливают политическую социализацию личности, ее поведение, на всех уровнях властных отношений, роль и статус как субъекта политической жизни. Никакое совершенствование общества не может быть успешным, если не будут созданы условия для самореализации личностного потенциала человека. Ведь его самореализация возможна только через государство и гражданское общество[1]. Нынешний процесс политической социализации молодежи характеризуется многообразием. Результаты социологического опроса показывают, что сейчас среди молодежи широко представлены и те, кто активно интересуется проблемами политической жизни — 36,5 % , и те, у кого политика вызывает раздражение — 37,6 %, 9,4 % студентов принципиально не интересуются политикой, а 16,5 % респондентов относятся к ней безразлично. И это можно понять. Молодые люди находятся в сложной ситуации: разрушаются устоявшиеся традиции, изменяется социальная структура общества, представления о жизненных целях и способах их достижения. Основными мотивами интереса студенческой молодежи политикой является: не желание быть марионеткой, которой можно легко манипулировать — 34,2 %, понимание своей зависимости от направления политического развития государства — 27,4 %, понимание значения политики для развития общества — 24,7 %, желание участвовать в общественной жизни — 6,8 %. Основным видом политической активности молодежи является участие в голосовании во время выборов — 73,3 %, однако недовольство молодых людей ситуацией в стране является основой для формирования конфликтного потенциала молодежи. Акции протеста поддержали бы 27,9 % респондентов. Чаще всего молодежь может побудить к участию в акции протеста снижение уровня жизни, стремление защитить демократию, права человека и борьба с засильем представителей власти.

Несмотря на в целом позитивное отношение молодежи к общественным молодежным объединениям, только 19,8 % желают вступить в молодежные организации либо уже входят в них. Одна из причин такой позиции «внешнего наблюдателя» относительно политических процессов в стране предопределяется наличием чувства недоверия к социальным институтам, которое является следствием неэффективной деятельности и неспособности отвечать запросам молодежи, отражать ее интересы.

С точки зрения гражданского общества политическая свобода опирается на широкое использование гражданами своих социальных и гражданских свобод на основе демократических ценностей и уверенности в своих силах. Следует заметить, что демократическое общество предполагает не только наличие определенных прав у граждан, но и умение и желание ими пользоваться. Интериоризация правовых норм происходит под влиянием государственных и общественных институтов, морали, идеологии и т. д. В процессе разнообразной социальной практики молодого человека формируется ее субъективное отношение к праву. Уважение к праву возникает тогда, когда в сознании человека утверждается понимание его, как меры свободы, равенства людей и справедливости[2]. Именно на необходимость в знаниях своих прав, свобод и обязанностей отметили 67,5 % опрошенных. Мотивами, которые бы повысили уровень правовой культуры молодежи 36,3 % респондентов считают усиление наказаний за правонарушения, 34,4 % — правовое просвещение и правовое воспитание, на улучшение качества самих законов обратили внимание 16,4 % опрошенных. Понятно, что способность лица уважительней относиться к действующим в государстве законам напрямую зависит от того, насколько последние закрепляют и обеспечивают права человека, его интересы и потребности. Несовершенные и противоречивые законы, переполненные положениями, которые не действуют по причине отсутствия механизмов их реализации, неизбежно порождают такое негативное явление, как правовой нигилизм. Решение этой проблемы лежит не только в плоскости получения политико-правовых знаний в процессе изучения определенного курса в учебном заведении. К формированию чувства «гражданской идентичности» у молодежи должны приложить усилия все социально-политические институты государства: средства массовой информации, молодежные организации, семья, учреждения образования.

Как уже отмечалось, главной социальной ценностью общества является человек, потребности и интересы личности. Поэтому приоритетным и главным направлением социальной политики является создание условий для реализации творческого социального потенциала человека. Социальная политика должна быть направлена на расширение, углубление общественного поля для реализации творческого социального потенциала человека, свободы выбора ею способов и форм самореализации в сфере социального бытия, обогащения содержания и направлений альтернативной деятельности в процессе социального, общественного развития.

Среди основных социокультурных факторов, которые влияют на самоопределение личности можно назвать следующие: условия воспитания, уровень образования и профессиональной подготовки; занятость, условия труда; благосостояние населения; междуэтнические отношения; здоровье населения; культура, досуг, религия и новые социокультурные феномены, вызванные глобализацией современного мира[3].

Ключевую роль в самоопределении личности играет образование и выбор профессии, ведь становление личности молодого специалиста в значительной степени связано с профессиональной самоидентификацией. Профессиональная самоидентификация студентов обусловлена мотивационной структурой, которая отражает, с одной стороны, реалии социального бытия, а с другой, — духовные потребности молодежи. Причем ориентация на конкретную специальность хотя и является самой массовой, но охватывает менее половины студентов, а каждый третий признался, что выбор высшего учебного заведения был либо случаен, либо определялся практическими соображениями, например: «лучше учиться, чем работать». Для периода реформирования экономики характерно падение престижа научно-исследовательской деятельности: только 1,3 % респондентов видят себя в будущем научным работником, ученым и повышение ценности практической работы, которая сопровождается высоким заработком — 28,2 % опрошенных студентов мечтают стать высококвалифицированными специалистами.

Отвечая на вопрос: «Что для Вас будет основным мотивом выбора трудовой деятельности после окончания вуза?», 42,1 % опрошенных студентов считает — высокая заработная плата; 43,7 % — создание материальных благ своей семьи; 39,0 % — необходимость обеспечения нормального жизненного уровня; 35,3 % — соответствие работы полученной специальности; 34,1 % — возможность осуществления карьеры. Как видим, сегодня сильное влияние ценностей утилитарной этики побуждает молодых людей более активно стремиться к получению материальных жизненных благ, ценить свою жизнь и жизнь своих детей. Молодежь активнее, чем другие возрастные группы осознает то, что субъектом такой ответственности является прежде всего, каждый индивид в отдельности.

Личностная самоидентификация студенчества представляет собой сложную систему самопознания и самооценки и имеет ценностно-иерархическую структуру. С одной стороны, она отражает социально-возрастную специфику студенчества как социального слоя, с другой стороны — неодинаковую ценность для индивида отдельных качеств личности. Выборочное отношение к собственным личностным качествам направляется в сознании студентов ключевыми потребностями и возможностями человека для их удовлетворения. Они приоритетное значение отдают одним чертами личности, отводя другим менее важную роль. Отвечая на вопрос «Какие качества Вы бы хотели в себе развить? «(можно было выбрать несколько вариантов), 57,5 % респондентов избрали силу воли, 46,2 % — настойчивость в решении проблем, 44,6 % — лидерство, 42,8 % — находчивость и практичность, 37,5 % — целенаправленость и только 18,8 % — культуру.

Социальная самоидентификация студенчества характеризуется многовекторностью, что означает формирование самоидентичности в семейном, гражданском, этническом, профессиональном статусах под действием сложного для каждого индивида влияния микросреды (семья, родственники, друзья) и официальной идеологии макросреды. Для современного общества симптоматические в разнообразных проявлениях индивидуализм, аномия, устранение патерналистской функции государства. Это вызывает деактуализацию в сознании студенчества символических идентичностей и усиление роли в жизни каждого изначальных солидарностей (узкий круг друзей, родственников). В пределах самоидентификации с малыми группами выявлены заметные различия. С семьей степень самоидентификации всегда выше, чем с кругом друзей. А по сравнению с кругом друзей академической группе студенты предоставляют еще меньшее значение. Результаты нашего социологического исследования это подтверждают: 62 % респондентов не мыслят себя без своей семьи, 46,5 % — без круга друзей, и только 19,8 % идентифицируют себя как членов определенного учебного коллектива. Хотя, следует отметить о наличии патриотизма у значительного числа студентов — 39,9 % опрошенных идентифицируют себя как граждан Украины и только 7,5 % — за политическими взглядами.

Самоидентификация личности происходит в пределах определенной cоциокультурнои традиции, сложившейся в социуме и одновременно выходит за рамки этого социума в глобальное социокультурное пространство благодаря множеству ценностей, норм, ролевых и поведенческих установок, которые в значительной степени влияют на этот процесс. Согласно природы человека и культуры общества создается индивидуальная культура, обусловленная обоими показателями. Горизонт развития культуры личности определяется культурой общества на данном историческом этапе. При наличии творческой активности личность может подойти к горизонту очень близко, вследствие чего индивидуальная культура может превращать культуру общества. Личность, которая сознательно самоопределяется в культуре, является активным членом общества, его движущей силой. Отвечая на вопрос: «На чем базируется культура личности?», 65,2 % опрошенных студентов отметили роль традиций, которые сложились в семейном кругу, 34,5 % — определили религиозные ценности, 31,1 % — собственные представления и убеждения, 21,1 % — традиции, сложившиеся в кругу друзей, 18,1 % — традиции общества, 10,5 % — законы и правила, которые приняты в государстве. Как видно из приведенных выше данных, близкое окружение имеет определяющее влияние на социализацию личности, формирование ее духовно-творческого потенциала.

Качественным показателем процесса становления субьектности человека является его целенаправленное саморазвитие. Анализ социологического исследования дает основания для вывода, что существенной характеристикой саморазвития является осознанное качественное самоизменение самого себя, которое является главным внутренним механизмом индивидуальноличностного развития. Именно стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самовоспитанию, как проявлению культуры отметили 50,9 % респондентов. Собственно в этом желании заключается ключевая роль культуры в процессе саморазвития личности.

Самоидентификация представляет возможность для свободного разнообразного развития личности и формирования социальных характеристик, которые дают возможность индивиду определить социальную позицию, способствует его интеграции в сообщество. Структура личностной самоидентификации состоит в единении самопознания и самооценки личных качеств. На основании конкретного социологического исследования определено изменения социального портрета современного студента. Установлено, что процесс социальной самоидентификации обусловлен действием сложного для каждого индивида влияния микросреды (семья, родственники, друзья) и официальной идеологии макросреды.

[1] Скотна Н. Особа в розколотій цивілізації: освіта, світогляд, дії. Львів : Українські технології, 2005. С. 232.

[2] Проць О. Правове виховання молоді у контексті громадянської освіти // Збірник матеріалів IV Міжнародної науково–практичної конференції, Дрогобич, 10–11 травня 2007 року. Дрогобич : Вимір, 2007. С. 288.

[3] Скотна Н. Указ. соч. С. 239.

Кризис идентичности

По мнению большинства психологов, кризис юношеского возраста обоснован появлением философии сознания. В этот период любое действие сопровождается множеством раздумий и сомнений, которые мешают активной деятельности.

Описывая кризис идентичности, Эриксон отметил, что именно он является решающим в становлении личности.

Оказавшись под влиянием новых социальных и биологических факторов, юноши определяют свое место в обществе, выбирают будущую профессию. Но не только их взгляды меняются, окружающие тоже переосмысливают их отношение к социальным группам. Это обосновано также значительным изменение внешнего облика и возмужанием подростков.

Только кризис идентичности по Эриксону может обеспечить образование целостной личности и создать основы для выбора перспективной карьеры в будущем. Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.

Кризис идентичности Эриксона и капитал идентичности

Нормально ли, когда человек не знает, чем он хотел бы заниматься в жизни? Как долго такое состояние может продолжаться? Как найти себя? Эта статья адресована не только двадцатилетним, а всем, кто еще не нашел свой путь в жизни, кто переживает кризис идентичности. Что такое кризис идентичности Эриксона? Сколько он может продолжаться?


У меня была подруга, которая и в 40 лет продолжала повторять, что ее работа – временный источник средств на жизнь, а как только она найдет себя, свой путь в жизни, она ее немедленно бросит. Такое состояние называется кризисом идентичности. Обычно такой кризис случается и завершается в первой трети жизни человека, когда молодой человек под давлением родителей поступает в институт или на работу, потом бросает навязанное место, уезжает работать или учиться подальше от дома, пробует пару разных профессий. Это нормально для молодости. Но бывают и исключения:

  • У некоторых кризис идентичности успешно разрешается в весьма зрелом возрасте. Например, Анри Руссо по кличке Таможенник начал рисовать, когда ему было за сорок. Лишь в 49 лет он смог оставить работу на таможне и стать профессиональным художником. Сейчас его картины выставлены в крупнейших музеях мира, стоят десятки миллионов долларов.
  • У некоторых кризис идентичности растягивается на всю жизнь. Человек так и не находит себя, считая каждую работу и каждого партнера в личной жизни лишь временным явлением.

Да, кризис идентичности связан не только с карьерой, но и с личной жизнью. Чаще всего он затрагивает все области человеческой жизни.

Яркой иллюстрацией кризиса идентичности является история жизни самого создателя этого термина и психоаналитической концепции Эрика Эриксона.

Его психологические проблемы коренятся в самом детстве. Мать Эрика Саломонсена воспитывала его без отца. Внешне он был похож на немца — белокурый ариец, но мать его была верующей еврейкой. Поэтому в церкви его дразнили немцем, а в школе — евреем. Эрику было трудно понять, кто же он на самом деле. Возможно, и псевдоним, который он взял себе позднее, был отражением этой детской трагедии. Ведь фамилия Эриксон означает «сын самого себя».

После оконцания школы Эрик долго не мог найти свое место в жизни: он пробовал рисовать, путешествовал по Европе, часто у него не было денег даже заплатить за ночлег.

В двадцать пять лет он вернулся в Германию и начал работать преподавателем живописи. Эрик преподавал живопись детям нескольких выдающихся психоаналитиков. Однажды с ним провела сеанс психоанализа дочь Зигмунда Фрейда Анна. Так он заинтересовался психоанализом. Впоследствии он получил диплом по психоанализу. Это оказалось его призванием: его пригласили работать в США, он преподавал в Гарварде, Йеле и Беркли, написал несколько книг и получил Пулитцеровскую премию.

В 1950 году он ввел в психологию термин «кризис идентичности».

Как пишет Мэг Джей в книге Важные годы, «хотя Эриксон родился и воспитывался в ХХ столетии, он жил жизнью человека XXI века. Он рос в смешанной семье. Столкнулся с проблемами культурной идентичности. Провел юность и третий десяток лет в поисках себя. В те времена, когда роли взрослого человека были такими же стандартными, как ужины из замороженных полуфабрикатов, личный опыт Эриксона позволил ему предположить, что кризис идентичности должен или как минимум может быть нормой. Он считал, что не стоит спешить с определением истинной, подлинной идентичности, а значит, должен быть какой-то период отсрочки, на протяжении которого молодые люди могли бы спокойно изучить имеющиеся возможности, не подвергая себя настоящему риску и не возлагая на себя никаких обязательств. Для некоторых молодых людей это был период учебы в колледже. Для других, таких как Эриксон, время путешествий, странствий, скитаний».

История Эриксона наводит нас на важный вопрос: Как ему удалось преодолеть свой кризис идентичности? Как он нашел себя? Ведь между ночевками под мостами и самой престижной литературной премией лежит огромная пропасть! Как он ее преодолел?

Ответ на этот вопрос мы находим в концепции «капитала идентичности». Мэг Джей объясняет этот термин следующим образом: «Да, он (Эриксон) много путешествовал и спал под мостами. Но это только половина правды. Что еще он делал? В двадцать пять лет он преподавал живопись и изучал педагогику. В двадцать шесть заинтересовался психоанализом и познакомился с некоторыми влиятельными людьми. К тридцати годам получил диплом по психоанализу и начал карьеру педагога, психоаналитика, писателя и теоретика. Эриксон провел бoльшую часть своей молодости, переживая кризис идентичности. Но вместе с тем он накапливал то, что социологи называют «капиталом идентичности»».

Этот термин объединяет наш личный опыт, психологические ресурсы, житейскую мудрость и систему личностных ценностей, приобретенных со временем. Это и образование, и опыт работы, и культурная среда, в которой мы воспитывались и жили. Мэг Джей сравнивает капитал идентичности с валютой, за которую мы приобретаем и работу, и уважение, и любовь, и успех.


Давайте вернемся к примеру Анри Руссо, одного из моих любимейших художников. Как он накапливал этот свой капитал?

Он родился в 1844 году в семье сантехника в Лавале, начал работать еще маленьким мальчиком. Однако, несмотря на долги отца и продажу дома он нашел в себе силы закончить школу. В школе он не блистал отличными оценками, но выделялся художественными работами. Но тогда он не был готов все бросить и нищенствовать в Париже со свободными художниками, он продолжал переживать кризис идентичности. Он устроился работать помощником юриста, но из-за небольшого жульничества, чтобы избежать проблем с законом, был вынужден завербоваться в армию, где отслужил 4 года. Когда умер его отец, он пошел работать на таможню, чтобы содержать овдовевшую мать. За 20 лет Руссо сделал неплохую карьеру на государственной службе, был переведен работать в Париж. Он был женат, но все дети его умирали (кроме одного). Серьезно рисовать он начал только после смерти жены в 1888 году.

Согласитесь, Руссо за сорок лет жизни накопил огромный капитал идентичности, который и позволил ему стать уникальным художником. В его картинах нет страха показаться смешным, глупым, неопытным. Он знает себе цену. Он рисует сердцем, щедро расходуя свой капитал идентичности.

Однако пример Руссо – это крайний случай слишком долгого накопления жизненного капитала.

То есть, накапливая этот капитал бесконечно долго, как Руссо, вы рискуете никогда его не реализовать. А торопясь как можно скорее найти себя, вы рискуете промахнуться, выбрать ложный путь из-за нехватки такого капитала.

Многие родители подталкивают своих детей определиться с выбором профессии к окончанию школы, чтобы поступить в соответствующий институт. Они говорят: «Ты можешь не идти по нашим стопам, выбирай любой институт, но ты должен немедленно поступить и доучиться до конца». Однако у школьника еще такой маленький капитал идентичности, что он искренне не знает, кем хочет быть. И поэтому он идет по стопам родителей вместо того, чтобы попробовать себя в разных областях деятельности, попутешествовать и накопить минимально необходимый капитал. Это – другая крайность примера Рене Руссо.

А оптимальной, как всегда, является золотая середина.

Итак, кризис идентичности – нормальное психологическое явление, которое должно рано или поздно произойти в жизни человека. Желательно, чтобы это случилось и не рано и не поздно, чтобы успеть накопить оптимальный капитал идентичности, который позволит успешно преодолеть этот кризис.

  • Советы Тупого Маленького Человека
  • Эмоциональный интеллект
  • Проклятие попрыгунчика, или как часто можно менять работу

Бесплатная подписка по e-mail

Национальная идентичность

В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:

  1. Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм – отрицание национальной символики, веры и идеалов.
  2. Разочарование в государственных ценностях.
  3. Жажда нарушения традиций.
  4. Недоверие к государственной власти.

Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.

Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)

Идентичность. Кто я? Какой я?

* Диффузная идентичность может проявляться тем, что человек говорит одно, на рисунке отмечает другое, а чувствует третье и четвертое в зависимости от внешних событий.

Предрешенная идентичность может проявляться через разницу в том, как человек чувствует и что говорит «рационально», либо в затруднении определить как для него – удовлетворенность есть? Насколько? Что не так? А что хотелось бы?

Мораторий или кризис – идентичность может проявится через осознанное «умом понимаю, что все хорошо, но или бесит, или печалит» А теперь начинаем исследовать

Выбираем один аспект самоидентичности и начинаем исследовать что и как у вас с ним складывалось с самого начала.

То, где все отлично и оптимально – это ваши ресурсы, опоры.

То, где есть проблемы – это ваши зоны роста и развития.

Конечно же эту работу лучше проделывать совместно с вашим психологом, постепенно, вдумчиво, последовательно.

— сначала окинуть взглядом все поле целиком, наметить примерные проблемные и ресурсные зоны, а затем тщательно и детально прорабатывать каждую отдельно,

— сразу тщательно и детально исследовать каждый аспект, восстанавливая его, а общую картину можно будет увидеть уже позже, когда соберете все «пазлы».

Обращаю внимание на то, что в начале пути может быть состояние хаоса, растерянности – это нормально, как если вы начинаете генеральную уборку или ремонт, сначала некоторый хаос, затем тщательная проработка деталей, и только потом новая, созданная вами гармония.

Разрешение на самостоятельное определение идентичности, помощь и поддержка в создании идентичности созвучной природной сущности, самости – это то, что делают «достаточно хорошие» родители.

У ребенка есть две базовые потребности: в любви и в познании.

Поддерживая соразмерно каждую из них любящие родители помогают ребенку вырасти и прожить свою уникальную жизнь.

Иногда бывает так, что в силу разных причин родители блокируют один из потоков (любовь и познание) или даже оба.

И тогда в какой-то точке на линии жизни возникает не разрешенный кризис, не прожитое травматическое событие, либо, родительский интроект (убеждение) как кирпич цветок придавливает развитие какого-то из аспектов самости ребенка.

Создается ложная, предрешенная идентичность.

И мы начинаем исследование индивидуальной истории с опорой на 12 родительских предписаний.

В трансактном анализе они выделяются как негативные приказания, запреты.

Мы же будем смотреть сразу на разрешение и на то, какую идентичность человек может создать по данному аспекту в различные периоды своей жизни.

И на то, какие трудности могут подстерегать на пути развития его самости, и как их можно преодолеть.

Нажимая на каждую из следующих «карточек» мы смотрим отдельный аспект.

В процессе нужно соотносить общую картинку: линия жизни, развитие идентичности как реализации вашей самости, возникшие в жизни затруднения, неудовлетворенность реальной жизнью в актуальной области.

Если сложно делать это самостоятельно, то, пожалуйста, обращайтесь к психологу.

И, помните, что время на исследование и время и усилия на пререработку и изменения требуется разное.

Вы, для начала, можете просто как следует узнать себя, понять.

А после уже решать, где и как, в какой области жизни будете что-то менять, или оставите все так, как сейчас.

1. Живи! Идентичность: Я человек. Я живу.

2. Будь собой! Идентичность: Я женщина. Я мужчина. И ответ на вопрос КАКОЙ (какая) Я?

3. Будь ребенком! Идентичность: Я ребенок своих родителей.

4. Расти и взрослей! Идентичность: Я взрослый человек. Мне … лет. И это классно!

5. Будь успешным! Побеждай! Идентичность: Я мастер в том-то. Я отлично умею то-то. Я удачливый там-то. Я горжусь собой. Я рад себе.

6. Делай! Идентичность: Я – хозяйка. Я хозяин. Я умею действовать в реальном мире.

7. Думай! Идентичность: Я – личность. Я умею думать, я думаю и решаю. Я выбираю сам свои цели, ценности и убеждения.

8. Принадлежи! Идентичность: Я часть «мы». Я русский, я новосибирец, я из семьи такой-то.

9. Будь отдельным! Идентичность: Я – это я. Я – Вася. Я –Глаша.

10. Будь близким! Люби! Идентичность: Я – умею любить. Я свободно могу быть один.

11. Чувствуй себя хорошо! Идентичность: Я – здоровый человек, ценящих и ухаживающий за своим телом и здоровьем.

12. Чувствуй! Идентичность: Я – искренний и чувствующий человек, могу испытывать и переносить любые чувства человеческие.

Влияние семьи на становление идентичности

Основной залог становления идентичности юноши — появление его самостоятельной позиции. Немаловажную роль в этом играет семья.

Чрезмерная опека, защита или забота, нежелание давать детям свободу только усугубляет у них кризис идентичности, вызывая в результате психологическую зависимость. Вследствие ее появления молодые люди:

  • постоянно требуют внимания в виде одобрения или благодарности; при отсутствии похвалы ориентируются на негативное внимание, привлекая его с помощью ссор или оппозиционного поведения;
  • совершают поиск подтверждений правильности своих поступков;
  • стремятся к телесным контактам в виде прикосновений и удержаний.

При развитии зависимости дети остаются эмоционально зависимыми от родителей, имеют пассивную жизненную позицию. Им будет сложно выстраивать собственные семейные отношения в будущем.

Поддержка молодого человека родителями должна заключаться в отделении его от семьи и принятии ребенком полной ответственность за свою жизнь.

Рецензия Ричарда Лори (Richard Laurie) на книгу Джеймса Х. Биллингтона (James H. Billington) ‘Россия в поисках самой себя’ (‘Russia in Search of Itself’). Издана: Woodrow Wilson Center/Johns Hopkins University

Сегодня рождается седьмая по счету Россия. В ней отразятся черты шести предыдущих — языческой, Киевской, монголо-татарской, Московской, имперской и Советской России — но будут в ней и новые элементы, которые невозможно предугадать на основе исторических прецедентов. Миру далеко небезразлично, какую форму обретет Россия, но больше всего этот вопрос, естественно, интересует самих россиян: они уже активно пытаются обожествить и предопределить это будущее.

‘Россия в поисках самой себя’ Джеймса Биллингтона, директора Библиотеки конгресса и автора классического труда ‘Икона и топор’ (‘The Icon and the Axe’), позволяет нам ‘подслушать’ общенациональный диалог россиян, в котором участвуют все — от блестящих умов до пьяниц (а иначе это была бы не Россия). Для нации эта дискуссия является своего рода терапией от последствий ‘культурно-психологического нервного срыва’, который пережила страна в результате крушения ее идеологии и экономики.

Переосмысливая российскую идентичность, этот диалог позволяет также ‘вернуть легитимность власти в ее сузившихся, но все еще масштабных рамках’.

Популярность вновь обрело евразийство — философия, порожденная российской географией и ‘Серебряным веком’ — историческим периодом ‘художественного, религиозного и философского творчества’, чей расцвет пришелся на начало двадцатого столетия и был прерван революцией. Некоторые из сторонников этой концепции утверждают, что России, хотя она является частью и Европы, и Азии, не следует примыкать ни к той, ни к другой, а нужно ‘повернуться внутрь себя и установить сильную власть в целях самозащиты’.

А.С. Панарин, глава Института философии Российской Академии наук, которого Биллингтон называет ‘самым утонченным из евразийцев’, предполагает, что миссия России состоит в том, чтобы сопротивляться ‘безответственному потребительскому гедонизму и компрадорскому модернизму’ Запада. Евразийство привлекает как трезвомыслящих людей, так и тех, кто считает интеллект преградой для свободного полета фантазии. Последние рассматривают Сталина как величайшего героя, а Олег Платонов, ‘самый плодовитый из националистов-реакционеров’, называет его репрессии ‘первым шагом в деле освобождения России от еврейского большевизма’. (По данным получившего широкую известность опроса общественного мнения, проведенного в начале 2004 г., 45% россиян считают, что Сталин сыграл в истории страны положительную роль, а 42% придерживаются противоположной точки зрения).

Мешая эсхатологию с научной фантастикой, многие экстремисты считают Америку ‘империей зла’, доходя до утверждений, что самолеты, врезавшиеся в башни Всемирного торгового . Биллингтон слишком много места уделяет подобным колоритным глупостям, хотя и пытается сделать серьезный вывод о том, что ‘евразийство, возможно, является последним вздохом поредевшей интеллигенции, которая пытается сколотить идеологию, способную возродить могущество России, и отводит себе центральную роль в этом предприятии’. Более молодые и прагматичные россияне рассматривают поиски национальной идентичности как ‘дань анахронизму’, ‘последнее упражнение в красноречии умирающей интеллигенции’.

Существует масса реальных проблем, требующих решения, и реальных опасностей, которые необходимо предотвратить. Одним из препятствий на пути развития России является отсутствие подлинного общенационального диалога о том, как относиться к зверствам, совершенным в период коммунистического режима — это особенно трудно сделать в стране, где у власти стоят бывшие сотрудники КГБ. Но причины здесь глубже. Речь идет о глубоко укоренившейся культурной проблеме. Как выразился писатель Юрий Нагибин: ‘Величайшая вина русского народа состоит в том, что в собственных глазах он всегда остается невиновным. . . Все, что ни делалось в России, делалось руками русских и с согласия русских’.

Если эксперимент с капитализмом и демократией в России провалится, страна, по словам одного демократа-реформатора, может превратиться в ‘Мегасербию’, сделать последний »имперский рывок’, а потом развалиться’. Опасения преувеличены, надежды скромны. В каком-то смысле, проблему России сформулировать просто — у нее нет чувства ‘золотой середины’. Являясь на протяжении своей истории страной рабов и господ, Россия никогда не имела мощного среднего класса или понимания ‘среднего пути’. Все делалось по принципу ‘или-или’, со склонностью бросаться из одной крайности в другую — именно это придает России и россиянам особый колорит, но и подверженность потрясениям.

За годы первого срока Путина Россия стала более благополучной, стабильной и предсказуемой, но одновременно — менее демократической и свободной страной. Однако, по сравнению с советским периодом, в стране сохраняется достаточный уровень свободы — если вам не нравится жить в ней, вы можете ее покинуть: Андрей Cахаров считал это самым главным из гражданских прав.

Путин осуществил рецентрализацию власти, что необходимо для установления стабильности, но чревато опасностью с точки зрения свободы. Его второй срок со всей очевидностью покажет, в каком направлении он хочет вести страну. Пока же, по мнению Биллингтона, ‘единственная надежда на реальные перемены в России связана с появлением людей и организаций, способных приобрести собственность и авторитет независимо от центральной власти — и тем самым создать ‘политическую сферу’, которой в России никогда раньше не было’.

Книга Биллингтона — с любовью ‘приготовленная’ смесь глубокого знания со свежей информацией. Она явно предназначена для знатоков — на 160 страниц основного текста приходится 50 страниц сносок (весьма высокий научный уровень по любым стандартам). Но временами ее тон становится мягким, ленивым и снисходительным, как будто автор ведет неспешную беседу после хорошего обеда. Он слишком часто использует матрешку в качестве метафоры российской истории — от человека, столь блестяще показавшего в ‘Иконе и топоре’ как глубоко разные слои российского прошлого проникают друг в друга, ожидаешь чего-то большего. Однако недостатки не так уж и важны — свежий материал собран, упорядочен и проанализирован.

Время для ответов еще не пришло. Пока достаточный интерес вызывают сами вопросы. Останется ли новая Россия в плену грандиозных фантазий и обречена ли из-за этого на гибель? Или в конце концов станет рассудительной, трезвой и работящей? И, если так, то останется ли она при этом Россией?

— автор романа ‘Автобиография Иосифа Сталина’ (‘The Autobiography of Joseph Stalin’) и научного труда ‘Сахаров: биография’ (‘Sakharov: A Biography’).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть