ПСИХОЛОГИЯ

Что такое кризис возрастной в психологии

Возрастной кризис? Что это такое? Давайте разбираться!

Многие люди знают такие понятия как подростковый кризис и кризис средних лет. Но большинство даже не догадывается, что в нашей жизни существует намного больше возрастных кризисов, чем мы можем себе предположить. На самом деле, подростковый кризис такой известный из-за того, что он считается самым тяжелым, а для многих людей и опасным этапом в их жизни. Он является как бы отправной точкой из детского мира во взрослый.

Подростковый кризис кризис, возникающий, когда ребенок переходит от младше школьного возраста к подростковому. Протекает в период с 10-11 до 14-15 лет.

Кризис средних лет долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»). Протекает в возрасте 30-50 лет.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Так какие же кризисы все таки существуют?

В психологии принято выделять следующие кризисы:

  1. Кризис новорожденности
  2. Кризис одного года
  3. Кризис трех лет
  4. Кризис семи лет
  5. Подростковый кризис (Пубертатный)
  6. Юношеский кризис (Кризис 17 лет)
  7. Кризис средних лет (Кризис 30 лет)
  8. Пенсионный кризис
  9. Кризис смерти

Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Кризис новорожденности . (0 – 12 месяцев)

Этот кризис связан с резкими изменениями условий жизни ребенка. Он попадает в воздушную среду, что само по себе уже является стрессом (многие кризисы сопровождаются стрессом). Ребенок заново учиться дышать, есть и адаптироваться к новым условиям жизни.

Кризис одного года

В этот период у ребенка увеличиваются возможности (проявление внимания например) и появляются новые потребности. Появляется некая самостоятельность(из-за появления умения ходить), тесные связи с мамой, которые были до этого, уже отрицательно воспринимаются. Могут возникать такие реакции как плаксивость, истеричность и так далее. Так же такие реакции могут возникать, когда ребенка не понимают или отказывают ему в чем то – реакция аффекта . Но самым главным приобретением это кризиса считается развитие автономной речи .

Реакция аффетка — сильная эмоциональная реакция , в основном негативная, на внезапное изменение жизненной ситуации, влекущая за собой психологическое возбуждение и резкое изменение работы внутренних органов человеческого организма.

Автономная речь – ранний этап развития речи ребенка, характеризующийся тем, что слова и слоги воспроизводятся по образцу взрослых.

Кризис трех лет

Проявляется в том, что ребенок начинает отождествлять себя со взрослыми. В этом возрасте дети уже узнают себя и начинают понимать свои действия и желания. Так же дети отделяют себя от других людей, и начинают осознавать свои возможности. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет повторять многие вещи за ними.

В этом возрасте могут проявляться следующие черты:

  • Негативизм;
  • Упрямство;
  • Обесценивание;
  • Строптивость;
  • Своеволие;
  • Протест-бунт;
  • деспотизм.

Так же основными признаками данного кризиса являются:

1) Потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

3) Симптом «горькой конфеты». Ребенок старается скрыт, когда ему становится плохо.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Кризис семи лет ?

В этот период ребенок приобретает новый статус – школьник, который играет важную роль в его жизни. У детей появляются новые обязанности в плане уроков, перестраивается их обычный дневной режим. Многие из детей попадают в новый коллектив, что несет за собой большой стресс для ребенка. Этот кризис тоже является достаточно сложным из-за новой обстановки и получения новой роли, к тому же не все дети готовы приступить к обучения, когда им исполняется 7 лет. Это связано с их психическим и физическим развитием.

Подростковый кризис (10-11 – 14-15 лет) ⚽???

Этот кризис считается самым длительным по продолжительности и самым сложным по протеканию. Во время него дети меняется кардинально. Они уже не считают себя мельниками и хотят, чтобы с ними обращались как со взрослыми, но часто не добиваются этого. Так же дети в этом возрасте очень ранними, у них занижена самооценка. Учеба в этот период жизни уходит на второй план или даже на третий, а на первый вырываются прогулки, друзья, компании, занятия по интересам, где они могут стать лучше других. У ребят меняется мировоззрение, бурно играет фантазия и развивается творчество. Многие подростки пишут песни и стихи и в основном они направленны на грустные темы.

Ребята очень сильно меняются в физическом плане. Они растут, у них начинают вырабатываться многие гормоны, которые раньше до этого не функционировали. Поэтому у них могут часто наблюдаться перепады настроения, усталость, излишняя возбудимость, боли в мышцах и суставах, пониженное давление, головокружения и так далее.

(Подробнее об этом возрасте вы можете прочитать в предыдущей мой статье)

Юношеский кризис (Кризис 17 лет)?❤?

Ребенок уже полностью вступает во взрослую жизнь. Он потихоньку оканчивает школу, и подростковые мечты и фантазии начинают потихоньку исчезать. В этом возрасте юноши часто задумываются, кем они действительно хотят стать в будущем. Обычно такие мысли навивают тревогу, да и предстоящие экзамены навивают немалый стресс. Помимо этого, стрессовые ситуации могут увеличить новый коллектив, давление со стороны родителей, боязнь попасть в армию (для мальчиков). Так же характерны следующие черты: эгоистичность, романтизм, интерес к преодолению трудностей, взгляд в далекое будущее.

Кризис 30 лет???‍?‍?‍?

Этот кризис часто называют «анализом собственных достижений». В эту пору человек как бы берет паузу и смотрит на свою жизнь со стороны. Чего он добился? Где он работает? В каком социальном статусе он находиться? Какую семью он создал? И так далее. Происходит полный анализ своих ошибок, действий, выбора, упущенных возможностей.

Главное отличие этого возраста – недовольство своей работой. Многих не устраивает их рабочий статут.

Для мужчин важно добиться успехов в профессии, им важно занять хорошую должность, иначе они могут чувствовать себя неудачниками и могут начать менять работу.

Для женщин главным критерием оценки является – семья. Если создать хорошую семью к этому времени не удаётся, то есть возможность впасть в депрессию

Вообще, люди в этом возрасте стараются исправить как можно больше, убежать от неудач (переехать или начать новую жизнь)

Кризис старости?‍?‍?‍??✈

Человек перестает воспринимать себя молодым, он понимает, что близок к смерти. В этот период возникает тяга к общению с родственниками, с которыми ранее он не общался. Также человек анализирует свою жизнь, общество, политику. В этот период начинают умирать близкие, что становиться причиной кризиса, депрессии, ощущения скорой смерти.

Позитивными итогами преодоления кризиса могут стать: новое хобби, путешествие и самообразование, которые помогут личности преодолеть сложный период.

Кризис смерти

Пенсионер чувствует близость смерти, может появиться чувство страха, неопределенности. Он все чаще обращается в медицинские учреждения. Становится важным семья, религия, а также осознание плодов своей жизни. В период кризиса могут быть конфликты с родственниками, окружающем миром.

Источник

Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

Кризисы возрастного развития – это важные этапы жизни каждого человека. Зная симптомы проявления того или иного кризиса, человек может вовремя понять, что с ним происходит и принять соответствующие меры для преодоления данного сложного жизненного периода.

Понятие возрастного кризиса

Кризис возрастного развития – это особое непродолжительное состояние, характеризующееся психологическими изменениями, и возникающее в определенные моменты возрастного развития личности. Чаще всего кризисы возникают при изменении привычных ситуаций и явлений.

Человеку необходимо время, чтобы перейти на новый уровень своего психологического развития и привыкнуть к своей новой роли в обществе.

Протекание кризисов индивидуально и зависит от особенностей психики человека. При этом могут измениться взгляды и суждения как по отношению к себе самому, так и ко многим процессам и явлениям в обществе.

Данный переходный этап может сопровождаться малоприятными проявлениями:

  • Депрессивными состояниями.
  • Ярко-выраженным недовольством собой.
  • Различными проблемами внутреннего и внешнего характера.
  • Изменением поведения и привычек человека.

Форма проявления, острота и длительность кризисного состояния индивидуальна для каждого человека. Данные переходные этапы необходимы человеку для формирования более реалистичного взгляда на жизнь и себя самого. Они помогают выстроить устойчивые взаимоотношения с окружающим миром.

Роль и значение в развитии личности

Кризис возрастного развития оказывает большое влияние на развитие человека как личности. Важное значение для формирования личности имеют детские и юношеские кризисы. Начинаются и завершаются такие кризисы незаметно, ребенок становится эмоциональным, капризным и неуправляемым. В этот период малыш начинает осознавать себя как личность и отстаивать свои права и свое мнение.

У подростков очень часто снижается успеваемость и появляется усталость. Подростки преодолевают внутренние конфликты и испытывают тревогу и переживания. В этот период молодые люди начинают осознавать, каково их место в этом мире, учатся отличать истинные ценности от навязанных и ложных убеждений.

Формируют и учатся отстаивать свое мнение по поводу таких понятий как любовь, дружба, преданность, верность и честность. Детские и подростковые кризисы «готовят» молодых людей к взрослению. В это время важно помочь ребенку найти себя в этом мире.

Для взрослого человека кризисы также очень важны. Они помогают избавиться от прошлых убеждений, мешающих в развитии и реализации уже имеющегося потенциала. Во взрослом возрасте человек учится брать на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, приобретает новые знания и навыки, а также закалку характера.

Юношеский романтизм постепенно отходит на второй план, человек учится рассуждать здраво и прагматично. Также кризисы помогают взрослому человеку психологически подготовиться к старости.

Кризисы развития в психологии

Кризис развития – это переломный момент в нормальном течении психологического развития личности.

Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Самые тяжелые кризисы, которые нельзя игнорировать следующие:

  • Кризис 3-х лет. Это один из самых первых больших кризисов в жизни человека. В этот период малыш становится настырным, неуправляемым, раздражительным и очень упрямым. У него меняются вкусы и предпочтения. Родителям кажется, что малыш просто делает все назло, однако это не так, всем своим поведением ребенок хочет показать, что он уже не маленький, может делать все сам и иметь собственное мнение. В этот период не стоит давить на ребенка, нужно позволить ему проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. Контролировать поведение необходимо очень деликатно, чтобы не вызывать у ребенка желания упрямиться еще больше.
  • Подростковый кризис может наступить с 13 до 19 лет. Этого периода родители бояться больше всего, ведь именно на этом этапе своего развития человек совершает множество необдуманных поступков. Кроме того в этот период происходит гормональная перестройка организма, что сказывается на характере. В это время подросток определяется с выбором своей профессии и места в социуме. Родителям необходимо проявлять терпение и понимание. В это время нужно стать другом для подростка. Большое давление со стороны родителей вызовет желание бунтовать и делать все наоборот. Многие ошибки, совершенные юности, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Задача родителей – не допустить этого.
  • Кризис четверти жизни. Происходит в 25-30 лет, когда человек начинает больше понимать и принимать себя. В этот период человек отказывается от навязанных родителями и обществом идеалов, исчезает инфантилизм и появляется способность реально оценивать все происходящее. В этом возрасте человек впервые осознает себя взрослым. Многие люди считают себя не готовым к взрослой жизни, из-за этого появляется тревожность, апатия и страх перед будущим.
  • Кризис среднего возраста возникает в 40-60 лет. Именно в это время человек осознает, что большая часть жизни уже прожита. Часто люди переживают о нереализованных планах и целях и морально готовятся к старости.

Причины появления

Причины появления кризисов напрямую зависят от возраста человека:

  • Кризис новорожденности связан с тем, что малыш покидает утробу матери и приходит в новый непонятный для него мир, к которому необходимо адаптироваться и приспосабливаться.
  • В первый год своей жизни малыш сталкивается с еще одним кризисом, причиной которому является осознание своей самостоятельности. В это время ребенок становится капризным, отказывается выполнять просьбы родителей, ведет себя нелогично и противоречиво.
  • После 3-х лет ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, осознавая свое собственное «Я». В этом возрасте малыш старается отделяться от взрослых, максимально проявляя свою самостоятельность. Ребенок становиться неконтролируемым, игнорирует все запреты, старается сделать все наперекор, часто устраивает истерики, не желая никому подчиняться.
  • Кризис 7-ми лет появляется из-за попадания ребенка в новую социальную среду (школу) и появления первых обязанностей. Успехи и неудачи в учебе, отношения с одноклассниками – все это приводит к стрессу. В это время у ребенка могут появиться новые черты характера. Он чувствует себя взрослым и отстаивает право самостоятельно принимать решения. Запреты и советы вызывают негативную реакцию. Во время кризиса возможно нелогичное поведение, кривляния, передразнивания, вертлявость.
  • Причиной пубертатного кризиса является гормональная перестройка организма в связи с половым созреванием. В это время подросток проходит стадию бунтарства и старается доказать всем, что он уже взрослый. Возможно проявления агрессии, нервозность, замкнутость, чувство неполноценности. В этот период подросток остро реагирует на критику касательно своей внешности или личных особенностей.
  • Кризис среднего возраста происходит из-за несбывшихся ожиданий и нереализованных целей. В этот период своей жизни человек понимает, что время уже упущено и многие из его желаний уже не сбудутся никогда.
  • Кризис ухода на пенсию связан с изменением привычного уклада жизни. В этот период жизни человек осознает свою невостребованность, несмотря на сохранившуюся трудоспособность.

Периодизация

Кризис возрастного развития случается при переходе из одного возраста в другой. При этом человек становится замкнутым и раздражительным.

Детские кризисы

Большинство возрастных кризисов приходится на детский или подростковый возраст.

Периодизация детских кризисов:

  • Кризис новорожденности (происходит от рождения до 2-х месяцев). В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни.
  • Кризис 1 года. Обычно возникает после первого года жизни ребенка.
  • Кризис 3-х лет. В этом возрасте ребенок проявляет упрямство и своеволие.
  • Кризис 7 лет. В этот период формируется потребность в ведении активной социальной жизни.
  • Подростковый кризис (от 11 до 15 лет). Формируется отношение к себе как к члену общества. Этот кризис протекает на фоне гормональной перестройки организма, связанной с взрослением.
  • Кризис юности (от 15 до 21 года). Это время поиска себя в более широкой социальной среде. Период новых свершений и самореализации.

Кризисы взрослого возраста

Периоды возникновения кризисов во взрослом возрасте:

  • Средняя зрелость (кризис случается в возрасте от 30 до 60 лет). Происходит коррекция жизненных планов, расстановка приоритетов (семья, карьера, хобби).
  • Старение и старость (от 60 лет). Привыкание к новому социальному статусу, поиск новых занятий, моральная подготовка к старости.

Признаки, проявления перелома

Признаки проявления кризиса зависят от возраста человека. В детстве и юности кризис переносится бурно и эмоционально. В зрелом возрасте он может проявляться в виде апатии и депрессии.

У детей

В возрасте до 2-х лет дети проявляют свое недовольство в форме агрессии, истерик, плача и обид. Это случается в моменты, когда ребенок вынужден делать то, что ему не нравится. Часто дети кидаются игрушками, в истерике падают на пол.

В возрасте 3-х лет ребенок кроме негативизма проявляет такие качества как строптивость, упрямство, своеволие и протесты. Ребенок старается отстоять свою точку зрения и сделать все так, как ему хочется. В этом возрасте происходит обесценивание мнения и желания родителей. Малыши проявляют ревность, агрессию и строптивость, нередко устраивают истерики.

В возрасте 7 лет появляются признаки нетипичного поведения – манерность, нелогичность поступков, кривляния, вспышки агрессии.

В подростковом возрасте проявляется эмоциональная неустойчивость, депрессивность, резкая смена настроения. Возникает желание казаться взрослым, отделить себя от родителей из-за чего происходят частые конфликты, нежелание принимать критику, запреты и установленные ранее правила поведения. В этом возрасте старшее поколение теряет свой авторитет, подростки стремятся общаться со сверстниками.

Кризис 17-ти лет проявляется в виде сомнений, неуверенности в себе. Также часто возникают тревожность и нервозность.

У взрослых

Во взрослом возрасте кризисы проявляются в виде депрессии. Чаще всего люди не проявляют каких-либо эмоций, замыкаясь в себе. От этого страдает здоровье и отношения человека с окружающими людьми. Скрытые негативные эмоции часто прорываются наружу, вызывая вспышки агрессии и желание «переложить» вину за свои неудачи на другого человека.

Кризис возрастного развития имеет 3 фазы своего протекания:

  • Предкритическая. Человек осознает разницу между объективной действительностью и новой идеальной формой его дальнейшей жизни. Жизнь начинает казаться неполноценной, возникает желание достичь новых результатов, построить новое будущее.
  • Критическая. Данная фаза состоит из 3-х этапов:
  1. Попытка реализациижелаемого в реальных жизненных ситуациях.
  2. Этап конфликта. При попытке изменить свою жизнь, человеку приходится идти на конфликт с окружающими его людьми, отстаивая свою новую жизненную позицию.
  3. Рефлексия. Происходит пересмотр собственных способностей и формирование новых внутренних структур психики.
  • Посткритическая. Формируется новая реальная форма развития ситуаций. Идеализированные ранее ситуации становятся реальными.

Таблица основных переломных моментов человека

Основные переломные моменты в жизни человека имеют свои задачи развития, а также свои позитивные и негативные перемены.

ВозрастЗадача развитияПозитивные перемены
Новорожденный ребенок до 1 годаОбрести доверие к родителямДоверие
Раннее детство от 1 до 3 летОбрести автономию, побороть сомнение и стыдАвтономия
«Игровой возраст» (3-6 лет)Научиться проявлять инициативу, побороть чувство виныИнициатива
Младший школьный возраст (6-12 лет)Обрести трудолюбие, поборов чувство неполноценности и неуверенности в себеТрудолюбие
Средний и старший школьный возраст (12-19 лет)Обретение я-идентичности, борьба со смешением ролейЯ-идентичность
Молодость (20-25 лет)Освоение близких отношенийБлизость
Взрослость (25-65 лет)Продуктивность, творчество, развитие, борьба с застоями в развитииТворчество, продуктивность
Старость (от 65 лет)Обретение новой я-идентичности, приспособление к новой жизниНовая я-идентичность, мудрость

Особенности преодоления

Кризисы возрастного развития имеют свои особенности преодоления. Способы зависят от того, в каком именно возрасте находится человек. Дети в возрасте 3-х лет нуждаются в помощи и поддержке родителей. В это время стоит проявить терпение и дать малышу видимую самостоятельность.

Очень важно научиться ненавязчиво контролировать поступки малыша, поощряя его самостоятельность. В возрасте 7-ми лет ребенку необходима поддержка родителей при проблемах с адаптацией в новой среде (школе). Родителям важно проявлять терпение и спокойно реагировать на эмоциональные проявления ребенка.

Важно увлечь малыша кружками, хобби и другими интересными занятиями. В этот период важно направить энергию ребенка в нужное русло, научить его прикладывать усилия для достижения результатов.

В подростковом возрасте ребенок испытывает огромный стресс. Родители должны проявлять терпение и избегать давления. В этот период важно не подавлять в подростке попытки стать независимым, а контроль над его поведением осуществлять незаметно. Для подростка будет не лишней консультация у психоаналитика.

Во взрослом возрасте человек способен сам справиться со своими кризисами. В 25 лет человеку стоит научиться доверять себе, своим вкусам и своим представлениям о жизни. Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Важно отказаться от навязанных стереотипов, а стремиться найти то, что вдохновляет и приносит восторг. Главное, что нужно сделать, это осознать, что ошибки случаются у всех и они неизбежны.

Кризис среднего возраста может привести к потере работы, социальных связей, а также вызвать клиническую депрессию. В это время важно не совершать необдуманных решений, чтобы не потерять важные сферы своей жизни. Желательно проконсультироваться с психологом, который поможет взглянуть на привычные вещи под другим углом.

При кризисе пожилого возраста важно не замыкаться в себе. В этом возрасте важно не терять связи с родными и друзьями. Необходимо больше общаться с людьми, делиться своими переживаниями, мыслями и чувствами. Важно осознать, что с выходом на пенсию жизнь не заканчивается. Нужно научиться находить новые интересные занятия, настраиваться на позитив и ценить прекрасные моменты.

Для преодоления кризиса стоит воспользоваться универсальными советами, подходящими для людей любого возраста:

  • Необходимо осознать и принять ситуацию.
  • Больше общаться и окружать себя позитивными, вдохновляющими людьми.
  • Следить за режимом дня и придумывать себе небольшие приятные ритуалы (например, чтение перед сном).
  • Отказаться от принятия важных решений во время депрессии.
  • Необходимо заниматься спортом и совершать прогулки на свежем воздухе.
  • Проводить время наедине со своими мыслями.
  • Следует понять свои новые желания и приоритеты. Не стоит цепляться за старое, необходимо развиваться дальше.
  • Не стоит сравнивать себя с другими, важно осознать свою уникальность и ценность.

Возрастные кризисы необходимы человеку для его дальнейшего развития. Они помогают адаптироваться к переменам в жизни и осознавать свои истинные желания. Важно быть готовым к этому важному переломному моменту в жизни, чтобы успеть вовремя принять меры по устранению его негативных последствий.

Видео о возрастных кризисах

Про возрастные кризисы:

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть