ПСИХОЛОГИЯ

Что такое лидерство в психологии

Психология лидерства. Главные секреты

Недавно в моей радиопрограмме принимала участие Ольга Лукина, практикующий интегративный психотерапевт, кандидат медицинских наук и экзекьютив-коуч. Мы говорили с ней о психологии лидерства. Самые интересные фрагменты эфира – в тексте ниже.

Лидерство – врожденный дар

Я убеждена в своей профессиональной позиции, которая родилась из многих лет практики. С моей точки зрения лидерство это природный дар.

Это совершенно специфический тип личности и жизненной энергии. Это

  • устойчивость человека к риску,
  • мощная работоспособность,
  • способность брать на себя ответственность не только за себя, но и за тех людей, которые находятся рядом с человеком. И нести эту миссию и с лёгкостью и удовольствием.

Лидерство подразумевает наличие последователей. У лидера это природная черта – увлекать и вести за собой.

Лидер ничего не делает в одиночку. Лидер и последователи – это единая конструкция.

Лидеры в песочнице

Когда смотришь профессиональным взглядом, эти вещи видно уже у детей в песочнице.

Такой забавный малыш, а такой активный, заявляющий о себе! И этот лидер, даже маленький, требует к себе особого отношения. Его в бараний рог не согнешь! Чтобы заставить его что-то делать, с ним нужно договориться , убедить, найти доводы.

Оно вам надо?

Я часто получаю такие вопросы: можно ли развить лидера из угрюмой, очень скромной, не сильно тяготеющей к коммуникации личности. Мне всегда хочется спросить, а зачем тебе это нужно? Почему ты не хочешь посмотреть на себя такого, какой ты есть, увидеть в себе свои сильные стороны и сделать опору на них?

Такое чувство, что в нашей современной популяции, в нашем обществе быть лидером модно .

Многие люди не несут в себе эти природные черты, а имеют одаренность к математике, музыке, живописи. Но они изо всех сил пытаются в себе найти лидерские способности, тратят силы не на то!

Лидер и руководитель

Понятие лидера девальвируется потому, что часто путается с понятием руководителя . Но это совершенно разные вещи. Можно быть достаточно неплохим, структурным, зафиксированным на процесс руководителем. Но это не значит, что при этом человек является лидером.

Многочисленные курсы лидерства зачастую рассчитаны именно на руководителей. Их учат правильно коммуницировать с людьми, ставить задачи, проводить людей через процесс. Конечно, руководитель может быть лидером по своей природе, но может им и не быть.

Чему учить лидера?

Учить лидеров надо тому, чтобы они могли правильно распоряжаться своей жизненной энергией. Если говорить обо мне, я учу их созидательности. Если личность невротичная, и она не обладает лидерским даром, то она много чего разрушит в своей жизни, максимум затронет свою семью и соседей по лестничной клетке.

Но если у человека есть лидерская сила, мощная жизненная энергия, а он при этом невротик, то разрушения могут коснуться сотен людей, а иногда и миллионов.

Это моя социальная миссия – я обучаю их эмоциональной грамотности, чтобы они лучше осознавали себя и понимали, что могут натворить одним махом руки.

Деструктивные лидеры

Лидерство может быть как созидательным, так и деструктивным. Это зависит от того, какая у человека система ценностей, насколько эта личность зрелая, насколько осознает ту силу, которую ей дала природа.

Человек может строить империю из своих параноидных наклонностей, потому что в детстве его драли как сидорову козу. Он насторожен, никому не доверяет, весь свой бизнес развивает, чтобы выстроить себе пьедестал , отгородиться деньгами и властью.

Крайние формы встречаются редко. В личности сочетаются созидательная и деструктивная части. На разных этапах жизни и построения бизнеса человек может вести себя по-разному.

К сожалению, в наших российских лидерах деструктивности, иррациональности очень много.

Кто вдохновляет психолога?

Меня вдохновляет Далай Лама XIV. Это человек, у которого есть своя личная позиция, который созидает. Но я не люблю такие вопросы. Чтобы говорить о какой-то персоне, важно её знать лично, контактировать с ней. Одно дело – что человек выставляет на фасаде, а другое – что несет внутренне. Если я долго общаюсь с человеком, я вижу его фасадную и теневую сторону.

Лидерам нужна тишина

Не все должны заканчивать свою жизнь как Александр Македонский. Если человек в какой-то момент решил, что ему хочется тишины и созерцания, он имеет право на такой выбор.

Каждая фаза прорыва, потока, требует предварительной фазы тишины, когда ты готовишься к этому рывку.

Источник

Кто такой лидер

Лидер (от англ. leader — идущий впереди, ведущий, первый) — член группы, пользующийся большим, по сравнению с остальными участниками, влиянием и авторитетом, которое проявляет себя как управляющие действия. Ответственный за принятие,в различных ситуациях, ответственных решений. Реально играет центральную роль в группе. Регулирует совместные действия и взаимоотношения.

Существует классификации, различия и стили лидерства. В психологии существуют разные типологии лидеров: по содержанию деятельности, по характеру деятельности, по направленности деятельности

Различают: формальное лидерство, неформальное лидерство. Выделяют стили лидерства: Авторитарный, Демократичный, Анархичный. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы. Заметьте – МОЖЕТ. А может и не может)). И так бывает довольно часто. Многие руководители получившие должность, фактически не являются лидерами. В силу отсутствия лидерских качеств, навыков. Таких как харизма, умение заражать и заряжать подчиненный им коллектив своей энергией, энтузиазмом. Умение поставить цель и указать путь к ней.

Лидер разрабатывает стратегические ходы, распределяет стратегические задачи. Исполнение возлагается на следующий за ним коллектив. Для продвижения к поставленной цели лидер необязательно должен владеть навыками и инструментами для их исполнения. Например, в торговой организации, лидер может и владеть навыками продаж.

Лидерство – власть, не требующая применение силы.

Для выполнения порученных действий коллективу достаточно такой мотивации как достижение тактической цели. Но если путь к достижению указан неверно, некорректно распределены обязанности, ходы, неверно указана сама цель, лидер может потерять важную составляющую своего положения – доверие.

В МЛМ функционал лидера добавляется такое понятие как воспитание лидеров в своей команде, группе, коллективе. Команда МЛМ – команда лидеров. Каждый участник группы, пошедший за лидером, сам, впоследствии, становиться лидером, но уже для своей команды. Только команду лидеров ждет успех.

А сможет ли каждый желающий стать лидером? В принципе да.

Лидерами не рождаются, ими становятся.

Но, как ни прискорбно, не все. В силу отсутствия необходимых данных, либо нежелания их развивать. Даже в структуре МЛМ, где при постоянном общении с лидерами, посещении тренингов, обучении по различным материалам. Хотя для достижения цели стать лидером достаточно желания. Но это должно быть настоящее, обдуманное желание. Ведь если мы хотим взять пирожок с полки мы его просто берем)).

Хочешь стать лидером – будь им! Думай как лидер, действуй как лидер, общайся с лидерами и становись им! Только настроившись на успех можно его достичь, достичь финансового успеха, создав пассивный доход.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи ?⤵

Источник

Лидерство: что это в психологии, определение понятия, функции, примеры

Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.

Пару слов о понятии

Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.

Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.

По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.

Сущность

Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».

Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.

Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

Но качество может быть двух видов:

В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

Разновидности

Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.

Самая известная классификация выделяет такие виды:

  • Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
  • Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
  • Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.

Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

  • Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
  • Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
  • Политический – деятели государства и общества.

Классификация на основе функций лидера

  • Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
  • Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
  • Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
  • Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
  • Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.

Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

История

Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».

Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

Лидер в группе: психология

Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.

  • Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
  • Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
  • Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
  • Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
  • Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.

Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть